МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ (СПЕЦИАЛЬНАЯ)
Направление подготовки
СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ
Профиль подготовки
Логопедия
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Разделы и темы№
дисциплины
П/п
Семестр
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
ВСЕГО
Из них аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Контрольная работа
Курсовая работа
Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)
Разделы и темы№
дисциплины
П/п
Семестр
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
ВСЕГО
Из них аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Контрольная работа
Курсовая работа
Заочная форма обучения (срок обучения – 3,5 года)
Разделы и темы№ дисциплины П/п |
Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||||||
ВСЕГО |
Из них аудиторные занятия |
Самостоятельная работа |
Контрольная работа |
Курсовая работа | ||||||
Лекции | Практикум Лаборатор | Практическ.занятия /семинары | Интерактив | |||||||
1Тема 1. Методические основы преподавания математики в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи | 6 | 10 | 10 | Тесты задания | ||||||
2Тема 2. Клинико-психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста. | 6 | 10 | 1 | 9 | Тесты задания | |||||
3Тема 3. Методы и средства обучения математике | 6 | 13 | 1 | 12 | Тесты задания | |||||
4Тема 4. Организация учебной деятельности и содержание обучения математике учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи | 6 | 17 | 1 | 1 | 15 | Тесты задания | ||||
5Тема 5. Использование частных методик обучения математике в коррекционной школе 5 вида | 6 | 22 | 1 | 1 | 20 | Тесты задания | ||||
ИТОГО | 6 | 72 | 4 | 0 | 1 | 1 | 66 | зачёт |
Заочная форма обучения (срок обучения – 3 года)
Разделы и темы№ дисциплины П/п |
Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||||||
ВСЕГО |
Из них аудиторные занятия |
Самостоятельная работа |
Контрольная работа |
Курсовая работа | ||||||
Лекции | Практикум Лаборатор | Практическ.занятия /семинары | Интерактив | |||||||
1Тема 1. Методические основы преподавания математики в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи | 5 | 10 | 10 | Тесты задания | ||||||
2Тема 2. Клинико-психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста. | 5 | 10 | 1 | 1 | 8 | Тесты задания | ||||
3Тема 3. Методы и средства обучения математике | 5 | 13 | 1 | 1 | 11 | Тесты задания | ||||
4Тема 4. Организация учебной деятельности и содержание обучения математике учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи | 5 | 17 | 1 | 1 | 15 | Тесты задания | ||||
5Тема 5. Использование частных методик обучения математике в коррекционной школе 5 вида | 5 | 22 | 1 | 1 | 20 | Тесты задания | ||||
ИТОГО | 5 | 72 | 4 | 0 | 2 | 2 | 64 | зачёт |
Очно-заочная форма обучения (срок обучения – 3,5 года)
Разделы и темы№ дисциплины П/п |
Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
ВСЕГО |
Из них аудиторные занятия |
Самостоятельная работа |
Контрольная работа |
Курсовая работа | ||||||||||
Лекции | Практикум Лаборатор | Практическ.занятия /семинары | Интерактив | ||||||||||||||
1Тема 1. Методические основы преподавания математики в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи | 6 | 10 | 1 | 1 | 8 | Тесты задания | |||||||||||
2Тема 2. Клинико-психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста. | 6 | 10 | 1 | 1 | 1 | 7 | Тесты задания | ||||||||||
3Тема 3. Методы и средства обучения математике | 6 | 13 | 1 | 1 | 1 | 10 | Тесты задания | ||||||||||
4Тема 4. Организация учебной деятельности и содержание обучения математике учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи | 6 | 17 | 1 | 1 | 1 | 14 | Тесты задания | ||||||||||
5Тема 5. Использование частных методик обучения математике в коррекционной школе 5 вида | 6 | 22 | 2 | 1 | 1 | 18 | |||||||||||
ИТОГО | 6 | 72 | 6 | 0 | 5 | 4 | 57 | зачёт |
Разделы и темы№
дисциплины
П/п
Семестр
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
ВСЕГО
Из них аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Контрольная работа
Курсовая работа
Образовательные технологии
При прохождении дисциплины «Методика преподавания математики (специальная)» необходимо базироваться на принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Для этого рекомендуется в лекционном курсе доказать, что данные особенности, а также недостаточный уровень развития навыков коммуникации у ребёнка, связаны с речевыми проблемами и могут приводить к трудностям усвоения детьми элементарных математических знаний; необходимо проведение традиционных лекций в виде практических / интерактивных занятий (в виде коллективных форм обсуждения, круглых столов, деловых игр, работы по микрогруппам – решение проблемных ситуаций, моделирование, презентации уроков), различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде тестирования), консультации, зачёт.
Тематика и планы практических занятий
План практического занятия
1. Методика преподавания математики в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи как наука.
2. Роль математики в осуществлении речевого и личностного развития ребенка с тяжёлыми нарушениями речи.
3. Принципы обучения математике учащихся с речевыми нарушениями.
4. Значение специальной методики математики в подготовке учителя-логопеда.
Задания для студентов
1. Посещение коррекционной школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
2. Изучение контингента детей, обучающихся в начальных классах: анализ медико-психолого-педагогической документации, клинических диагнозов и логопедических заключений.
3. Рассмотрение и анализ специальных принципов обучения математике учащихся с речевыми нарушениями.
Задания для самостоятельной работы студентов
1. Подготовка докладов, рефератов по вопросам практического занятия.
2. Работа с литературой.
План практического занятия
1. Развитие математического мышления в онтогенезе
2. Механизмы трудностей овладения математикой детей с тяжёлыми нарушениями речи
3. Понятие акалькулии и дискалькулии
4. Пространственное восприятие и анализ у детей с тяжёлыми нарушениями речи
Задания для студентов
1. Раскрытие возникающих трудностей в овладении математическими знаниями у разного контингента детей коррекционной школы 5 вида.
2. Изучение проявлений акалькулии и дискалькулии у детей с тяжёлыми нарушениями речи
Задания для самостоятельной работы студентов
1. Подготовка докладов по вопросам практического занятия.
2. Работа с литературой.
План практического занятия
1. Изучение методов и средств обучения математике в дошкольных образовательных учреждениях и школе для детей с нарушениями речи.
4. Методика использования средств наглядности на уроках математики в младших классах речевой школы.
5 Технические средства обучения на уроках математики в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Задания для студентов
1. Раскрытие понятия специальных методик обучения математике.
2. Обоснование адекватности использования различных методик обучения в зависимости от структуры нарушений речевой деятельности.
3. Обоснование адекватности использования различных методик обучения в зависимости от особенностей двигательной сферы.
4. Изучение приёмов и методов работы учителя на уроке, которые активизируют и поддерживают внимание учащихся.
Задания для самостоятельной работы студентов
1. Раскрытие роли практических действий и наглядности, моделирования на различных этапах познавательного процесса.
9. Обоснование специфики применения словесных методов в учебном процессе.
10. Изучение основных средств обучения математике детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Тема 4. Организация учебной деятельности и содержание обучения математике учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи
План практического занятия
1. Учебная программа по математике в коррекционной школе.
2. Использование дидактического материала на уроках математики в речевой школе.
3. Роль занимательных математических заданий в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
4. Урок математики в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
5. Значение внеклассных занятий по математике для развития и коррекции познавательной деятельности учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.
Задания для студентов
1. Раскрытие урока как основной формы организации учебной деятельности учащихся (типология уроков, цели и задачи урока, этапы урока).
2. Раскрытие роли подготовительной («речевой») работы на этапе ознакомления, закрепления и повторения учебного материала на уроке.
3. Осуществление дифференциации требований к различным группам учащихся на уроке.
4. Раскрытие внеклассной формы коррекционно-развивающего обучения математике.
Задания для самостоятельной работы студентов
1 Рассмотрение психокоррекционного и психотерапевтическое значения обучения математике детей с речевой патологией.
2. Анализ разделов начального курса математики.
3. Рассмотрение взаимосвязи основных разделов программы.
4. Изучение структуры программы учебного материала.
Тема 5. Использование частных методик обучения математике в коррекционной школе 5 вида
План практического занятия
1. Пропедевтический период обучения математике.
2. Дидактические и речевые игры при изучении первого десятка.
3. Особенности речевой работы при изучении второго десятка.
4. Система обучения решению простых арифметических задач.
5. Система обучения решению составных арифметических задач.
6. Задачи и содержание изучения геометрического материала в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Задания для студентов
1. Просмотр видиоматериала «Урок математики в коррекционной школе»
2. Методический анализ урока математики: определение вида урока математики, называние его основных этапов, цели и задач каждого из них.
3. Анализ использования методов и приёмов, наглядных пособий на данном уроке.
Задания для самостоятельной работы студентов
1. Изучение учебно-методической литературы.
2. Подбор примеров по использованию дидактических игр на уроках математики в коррекционной школе.
3. Подготовка к выступлению и демонстрации игр.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов - будущих учителей-логопедов осуществляется в соответствии с объемом и структурой, предусмотренными учебными планами и графиками текущего контроля. Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной и учебно-методической литературы, сбор и анализ практического материала, ведение словаря и методической папки педагога, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным и компетентностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.
Практические задания для самостоятельной работы студентов
Изучение учебной дисциплины «Методика преподавания математики (специальная)» располагает студентов к освоению лекционных знаний и их закреплению в ходе организации практических заданий. Практические задания предполагают использование литературы, посвященной методике преподавания математике учащихся школы 5-го вида, учебников как основное средство обучения; нетехнические средства обучения: таблицы, дидактические пособия, тетради по математике.
Приобретение студентами практических навыков осуществляется в процессе наблюдения за организацией уроков математики в общеобразовательной и коррекционной школах и просмотра студентами видеоматериалов по определённой учебной тематике.
Студенты выполняют индивидуальные и групповые задания, используя частные методики преподавания по обучению детей решению задач и усвоению ими других математических знаний.
Содержание лекций является основой для подготовки студентов к практическим занятиям.
Целью практических занятий является осуществление контроля над усвоением лекционного материала.
Вопросы, требующие более подробного рассмотрения, прорабатываются студентами и заслушиваются.
Этап урока
Деятельность
3. Подобрать примеры заданий на коррекцию нарушений речи детей в процессе формирования элементарных математических представлений.
4. Придумать систему заданий на коррекцию дискалькулии детского возраста.
5. Составить подборку упражнений на развитие зрительно-моторной координации у детей с ТНР.
6. Составить алгоритм, которым дети с нарушением речи могут пользоваться при:
сложении однозначных чисел с переходом через разряд;
сравнении многозначных чисел;
письменном умножении на однозначное число.
7.Подумайте, возможно ли сократить количество видов задач с точки зрения содержания тех математических понятий, которые формируются у младших школьников? Ответ обоснуйте.
8. Найдите в учебнике задачи, в процессе решения которых у учащихся формируются понятия «увеличить на», «уменьшить на». Используя задачи, конкретизируйте каждую ступень обучения решению простых задач данного вида.
9.Подберите из учебников математические задания, в которых используются различные методические приемы обучению решению задач.
10.Разработайте систему проверочных заданий по теме «Сложение (вычитание) с переходом через десяток». Обоснуйте ее адекватность целям проверки.
11.Составьте фрагмент урока с учетом психолого-педагогических особенностей детей с речевой патологией по теме: «Больше» - «меньше».
12.Разработайте систему упражнений по формированию понятия «Число 10 Цифра 10»
13. Познакомиться с учебными программами по математике для массовой школы различных авторов М И Моро, Ю.М. Калягин и др.; Л.Г. Петерсон, Н.Б, Истомина, И.Б Нефёдова и школы 5-го вида. Проанализировать обе программы по следующим параметрам: основные цели, задачи программы; принципы обучения; методы и средства, выделить особенности. Представить в виде таблицы:
Параметры | Программа массовой школы (указать авторов) | Программа речевой школы |
Основные цели программы | ||
Задачи программы | ||
Принципы обучения | ||
Методы и средства обучения | ||
Особенности программы ( как вывод) |
Тесты задания по дисциплине «Методика преподавания математики (специальная)»
Студенты выполняют тестирование во время текущего контроля на последнем занятии.
Задания к теме 1
Задания 2
Выбрать нужный ответ:
Неоднородность состава учащихся коррекционной школы 5 вида, разные возможности усвоения математических знаний в зависимости от тяжести и степени дефекта требует:
а) комплексного подхода в обучении математике
б) дифференцированного и индивидуального подхода в обучении математике
в) учёта структуры нарушений психической деятельности детей с различной речевой патологией
г) личностно-деятельного подхода при обучении математике
д) воздействия на «ведущую недостаточность»
е) опоры на на сохранные звенья при обучении математике
Задания к теме 2
Клинико-психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста.
Задание1
При расстройствах навыков счёта у детей имеют тенденцию быть нарушенными:
Выбрать нужный ответ:
а) слухо-воспринимающие навыки
б) вербальные навыки
в) зрительно-пространственные и зрительно-воспринимающие навыки
Задание2
Выбрать нужный ответ:
Если трудности в обучении математике у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями вызываются несовершенством зрительных восприятий (зрительного анализа и синтеза), нарушением пространственной ориентировки, то это проявляется:
а) сильный нажим на письме; размашистый и неустойчивый почерк.
б) наблюдается зеркальное написание цифр; учащиеся не видят строки и не понимают её значения; не соблюдают высоту цифр и интервалов; ученик может начать писать строчку цифр в левом верхнем углу тетради, а закончить её в правом углу, т.е. располагает цифры по диагонали, также располагает и строчки примеров; не узнают знакомые геометрические фигуры, если они даются в неправильном положении или их нужно выделить в предметах, найти в окружающей обстановке; не могут найти в задаче числовые данные, если они записаны не цифрами, а словами; выделить вопрос, если он стоит не в конце, а в начале или в середине задачи.
в) учащиеся не представляют себе таких единиц измерения, как километр и килограмм, а некоторое сходство в их звучании приводит к их уподоблению.
Задание3
Выбрать нужный ответ:
Если трудности в обучении математике у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями вызываются тремором рук (дрожанием), параличами, несовершенством моторики (двигательная недостаточност,. скованность движений или, наоборот, импульсивность, расторможенность) то это проявляется:
а) наблюдается зеркальное написание цифр
б) в значительных трудностях в пересчёте предметов: ученик называет один предмет, а берёт или отодвигает сразу несколько предметов, т.е. называние чисел опережает показ или, наоборот, показ опережает называние чисел; сильный нажим на письме; размашистый и неустойчивый почерк, который приводит к поломке карандаша и прорыву бумаги
в) учащиеся часто путают цифры 3, 6, и 9, 2, 5, 7 и 8 при чтении, и при письме под диктовку; учащиеся не различают на слух слова семь-восемь
Задание4
Выбрать нужный ответ:
Если трудности в обучении математике у детей с тяжёлой речевой патологией вызываются нарушениеммотивационно-потребностной сферы (психической активности), с инертностью нервных процессов, то это проявляется:
а) отмечается «застревание» на принятом способе решения примеров, задач, практических действий; стереотипность ответов; с трудом происходит переключение с одной умственной операции на другую
б) учащиеся часто путают цифры 3, 6, и 9, 2, 5, 7 и 8 при чтении, и при письме под диктовку; учащиеся не различают на слух слова семь-восемь
в) сильный нажим на письме; размашистый и неустойчивый почерк
Задание5
Выбрать нужный ответ:
Если трудности в обучении математике у детей с тяжёлой речевой патологией вызываются нарушением фонематического восприятия, то это проявляется:
а) стереотипность ответов
б) быстро утрачивают те существенные признаки, которые отличают одну фигуру от другой, один вид задачи от другого, те признаки, которые позволяют различать числа, действия, правила
в) учащиеся часто путают цифры 3, 6, и 9, 2, 5, 7 и 8 при чтении, и при письме под диктовку; учащиеся не различают на слух слова семь-восемь; непонимание конкретной ситуации задачи, математических зависимостей и отношений между данными, также между данными и искомыми; учащиеся не представляют себе таких единиц измерения, как километр и килограмм, а некоторое сходство в их звучании приводит к их уподоблению.
Задание 6
Выбрать нужный ответ:
Арифметические трудности при акалькулии или дискалькулии могут включать:
а) косность и тугоподвижность процессов мышления; «застревание» на принятом способе решении примеров, задач, практических действий; с трудом происходит переключение с одной умственной операции на другую, качественно иную.
б) утрачивание тех существенных признаков, которые отличают одну фигуру от другой, один вид от другого, те признаки, которые позволяют различать числа, действия, правила и т.д.
в) недостаточность в понимании понятий, лежащих в основе арифметических операций; отсутствие понимания математических терминов или знаков; нераспознание числовых знаков; трудность проведения стандартных арифметических действий; трудность в понимании, какие числа, относящиеся к данному арифметическому действию, необходимо использовать, трудность в усвоении порядкового выстраивания чисел или усвоения десятичных дробей или знаков во время вычислений; плохая пространственная организация арифметических вычислений, неспособность удовлетворительно выучить таблицу умножения.
Задания к теме 3
Задания к теме 4
Организация и содержание учебной деятельности в коррекционной школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Задание1
Закончить фразу:
1. Урок - это целостный, логически законченный…
2. Каждый урок математики должен иметь чётко сформулированную ...
3.Методы и приёмы работы на уроке должны отвечать…, развивать и корректировать…
4. Содержание учебного материала на уроке должно отвечать…
5. На уроке математики необходимо сочетание…
6. Объём учебного материала должен обеспечить…
7. Урок должен быть оснащён необходимыми…
8. На каждом уроке учитель должен развивать…
9. Уроки математики в коррекционной школе должны носить….
10. На уроке математики в коррекционной школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи должны быть реализованы требования…. Этому способствует…..
11. При планировании системы уроков надо учитывать…
12. В математике различают такие виды уроков как…
13. На уроке математики в коррекционной школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи предполагаются такие этапы урока как…
Задания к теме 5
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ (СПЕЦИАЛЬНАЯ)
Направление подготовки
СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ
Профиль подготовки
Логопедия
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Дата: 2019-02-25, просмотров: 505.