жанровой системы_________________________________________________________ 28
ТЕМА 8. Практическое занятие. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗМА В РОМАНЕ А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»_______________________________ 30
ТЕМА 9. Практическое занятие. КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»___________________________________________ 32
Самостоятельная работа по изучению романа «Евгений Онегин». КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ______________________________ 35
КОНТРОЛЬНЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОЙ ПОЭЗИИ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ____________________________________________________ 44
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ________________________________________ 63
ОБЩАЯ ЛИТЕРАТУРА О ЛЕРМОНТОВЕ (рекомендательный список)________ 63
Тема 10. Практическое занятие. ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА____________________________________________________________ 65
Тема 11. Практическое занятие. ЧЕЛОВЕК В ЛИРИКЕ М.Ю.
ЛЕРМОНТОВА____________________________________________________________ 66
РОМАН М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»________________ 68
ТЕМА 12. Практическое занятие. ТРАДИЦИОННЫЕ И НОВАТОРСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ЛЕРМОНТОВСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ В РОМАНЕ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»_____________________________________________ 69
Тема 13. Практическое занятие. «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ: НОВАТОРСТВО, ДИАЛОГИЗМ, ЖАНР»_____________________________________________________ 71
ТЕМА 14. Практическое занятие. ЛИРИЧЕСКИЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ В РОМАНЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»________________________ 73
Дополнительная литература по проблематике всех занятий по творчеству М.Ю. Лермонтова_______________________________________________________________ 75
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ_______________________________________ 76
ОБЩАЯ ЛИТЕРАТУРА О ГОГОЛЕ (рекомендательный список)_____________ 76
ТЕМА 15. Практическое занятие. ПОВЕСТЬ Н.В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ». ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ____________________________________________ 77
Вариант 1. Н.В. Гоголь. Повести о художниках («Невский проспект»,
«Портрет»)________________________________________________________________ 80
Вариант 2. Система мотивов в жанре гоголевской повести (сборник «Миргород» и петербургский цикл)_______________________________________________________ 81
ПОЭМА Н.В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»_________________________________ 82
ТЕМА 16. Практическое занятие. СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ Н.В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»______________________________________________ 82
Тема 17. Практическое занятие. ГЕРОЙ И АНТИГЕРОЙ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В. ГОГОЛЯ__________________________________________________________________ 84
Тема 18. Практическое занятие. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПОСОБОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТИПИЗАЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В. ГОГОЛЯ__________ 86
Тема 19. Практическое занятие. ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗУЧАЕМОГО ПЕРИОДА. СОПОСТАВЛЕНИЕ РОМАНТИЧЕСКОЙ И РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ПОЭТИКИ_____________________ 87
Дополнительная литература по проблематике всех занятий по творчеству Н.В. Гоголя___________________________________________________________________ 89
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВСЕМУ КУРСУ__________________________________________________________ 90
Задание 1. Историко-литературный контекст декабристской эстетики _________ 90
Задание 2. Русская романтическая повесть 30-х годов XIX века_______________ 91
Задание 3 . «Русские ночи» В. Одоевского как художественное целое___________ 92
Задание 4. Творчество А. Кольцова_________________________________________ 92
Задание 5. Библиографическая работа_______________________________________ 93
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ВСЕМУ ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ (КАРТОЧКИ)_____________________________________________________________ 93
СПИСОК ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТЕКСТОВ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ_____ 99
ТВОРЧЕСКИЙ РЕФЕРАТ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ УИРС_____________________ 100
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ____________ 101
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ____________________________ 106
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА (Ч. I)______ 107
Предисловие
Предлагаемое пособие отвечает содержанию и объему курса русской литературы XIX века (часть 1) для университетов, осуществляющих обучение студентов по многоуровневой системе. Пособие предназначено для обучения студентов бакалавриата по учебному плану и программе 3 поколения.
1. Цели освоения дисциплины.
Целями освоения дисциплины «Русская литература XIX века (ч. 1)»
являются:
1. Усвоение историко-литературных фактов периода первой трети XIX века, приобретение знания и понимания художественных произведений эпохи, их структуры. Понимание художественного системного характера произведения литературы, его эстетического, культурного и общественного значения.
2. Выявление основных закономерностей литературного процесса первой трети XIX века; усвоение художественных концепций и значения включенных в программу литературных явлений; рассмотрение литературных произведений как художественно-индивидуальных систем;
3. Выявление основных закономерностей литературного процесса первой трети XIX века: усвоение структуры литературного процесса данного периода: литературных направлений, школ, группировок, творчества отдельных писателей-классиков и их произведений;
4. Включение изучаемого материала в масштабный процесс развития русской и мировой литературы.
2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Изучение данной историко-литературной дисциплины имеет своим результатом формирование следующих компетенций:
а) общекультурных (ОК):
владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
владение нормами русского литературного языка, способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, (ОК-2);
способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт (ОК-6);
осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8).
б) профессиональных (ПК):
способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области истории и теории изучаемой литературы, филологического анализа и интерпретации текста (ПК-1);
владение базовыми навыками анализа литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);
свободное владение грамотной литературной речью (ПК-3), умение профессионально изложить содержание произведения;
способность применять полученные в области теории и истории литературы, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);
способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной области литературоведения с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);
владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографии по проблематике проводимых исследований, приемами библиографического описания (ПК-7);
владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);
способность к проведению учебных занятий и внеклассной работы по литературе в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования (ПК-9);
владение базовыми навыками доработки и обработки различных типов текстов (корректура, редактирование, комментирование, реферирование) (ПК-13).
Форма итогового контроля – экзамен.
3. Место дисциплины в структуре ООП программы бакалавриата.
Историко-литературная дисциплина «Русская литература XIX века (ч. 1)» входит в основную образовательную программу подготовки бакалавров по направлению 032700 – «Филология», в состав цикла «Профиль», раздел «Отечественная филология (русский язык и русская литература)» общепрофессиональных дисциплин ОПП.
По проблематике, материалу и аспектам изучения связана с дисциплинами бакалавриата: отечественная филология – фольклор, историческая поэтика, древняя русская литература, русская литература XVIII и XIX веков, русская литература XX века; с дисциплинами общепрофессионального цикла – история мировой литературы; с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла – история, философия, культурология, социология, психология; с дисциплинами общепрофессионального цикла – теория литературы; с дисциплинами профильного цикла – история литературной критики, а также с дисциплинами языковедческого (русский литературный язык) цикла.
Данная дисциплина изучается на втором курсе филологического факультета. Объем дисциплины определяется хронологическими рамками 1800-1840-х годов. Однако существенным является учет того факта, что первая треть XIX века стала основополагающей в формировании художественных систем национальной русской литературы во все последующие периоды. Поэтому изучение литературы данного периода предполагает не только познание важнейших литературных фактов периода, но и выработку таких умений и навыков, которые позволяют анализировать эти факты в их собственной внутренней содержательности, сохраняющей значение для литературного процесса в целом и для любого исторического времени. Мы изучаем не литературу определенного периода, а вечные непреходящие ценности русской литературы.
Концепция данного курса базируется на понимании литературы как сложного, синтетического явления с точки зрения гносеологии и аксиологии, одной из специфических форм познания жизни, особой формы духовного выражения личности, своеобразной формы философского осмысления жизни, использующей особенности художественного мышления, которое способно открывать порой более глубокие истины, чем наука и философия. Этим определяется и онтологический статус литературы. В концепции курса содержится идея развития, движения эстетических форм по законам исторической поэтики. А это значит – для изучаемого периода наиболее важным является понимание законов, по которым шло становление художественной индивидуальности автора и индивидуальных художественных систем-произведений, отличающихся именно в это время активным усиленным синтезом предшествующего опыта, а также формированием новых способов и приемов художественного познания жизни. Внутренняя логика литературного движения определяется не сменой одного литературного направления другим, а постепенным расширением целей и возможностей художественного познания, которое имеет в виду в одинаковой степени и внешний мир бытия, и внутренний мир человека.
Практические занятия по русской литературе 19 века (ч.1) включаются в общую систему подготовки студента по данной дисциплине и соотносятся прежде всего с материалом лекционного курса и регулярной самостоятельной работой. Выбор тем на практических занятиях определяется следующими критериями:
1) основополагающее значение темы в системе изучаемой дисциплины;
2) выработка навыков по анализу разных жанровых систем;
3) первостепенное значение изучение поэтики по тем методологическим основаниям, которые позволяют видеть в произведении литературы самостоятельное художественное явление; важнейшим методологическим принципом избирается принцип функциональности поэтической системы;
4) обучение системному целостному анализу художественного произведения;
5) актуальность в современном литературоведении;
6) использование нравственно-эстетического потенциала художественного произведения для воспитания личности.
Методика каждого практического занятия определяется как содержанием темы, так и задачей обучения разным методам исследования и интерпретации художественного текста. Предлагаемая методика характеризуется в каждом случае отдельно. Но какая бы методика ни использовалась, основная задача практических занятий остается неизменной: научиться анализировать художественное произведение в его единой эстетической системе, усвоить соотношение отдельной эстетической системы произведения с литературным процессом, с творчеством писателя в целом. Планируемая тематика оставляет возможность выбора занятий соответственно учебному плану. Это зависит от степени подготовленности студентов, усвояемости материала, наличия дополнительной литературы, интересов и склонностей студентов, их интегрированности в научную деятельность и т.д.
В пособии планируется самостоятельная работа студентов. Она предполагает в первую очередь освоение предложенной литературы и подготовку к практическим занятиям. Но, помимо этого, даются специальные задания, включающие обязательный творческий элемент, наталкивающие на самостоятельные исследования на базе уже имеющихся знаний. Такие задания выделяются заглавием «Самостоятельная работа». Они могут впоследствии перерасти в творческий реферат, в курсовую работу и, при условии необходимого углубления и расширения темы, в дипломную работу, выполнение этих заданий всеми студентами не обязательно, хотя, по решению преподавателя, и может быть предложено для всех. Но при оценке знаний студентов эта работа имеет значение для рейтингового подхода.
Что касается основной терминологии, то она дается не только для усвоения по словарям, но и как одно из требований научно-грамотного подхода к теме и ее изложению. Используется принцип постепенного накопления литературоведческих понятий, их повторения в разных темах применительно к изучаемому материалу. Использование терминологического аппарата в самостоятельной работе, особенно в творческих заданиях, обязательно.
Основной текст
Дата: 2019-02-25, просмотров: 270.