РОМАН А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». Становление
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

жанровой системы_________________________________________________________ 28

ТЕМА 8. Практическое занятие. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗМА В РОМАНЕ А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»_______________________________ 30

ТЕМА 9. Практическое занятие. КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»___________________________________________ 32

Самостоятельная работа по изучению романа «Евгений Онегин». КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ______________________________ 35

КОНТРОЛЬНЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОЙ ПОЭЗИИ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ____________________________________________________ 44

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ________________________________________ 63

ОБЩАЯ ЛИТЕРАТУРА О ЛЕРМОНТОВЕ (рекомендательный список)________ 63

Тема 10. Практическое занятие. ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА____________________________________________________________ 65

Тема 11. Практическое занятие. ЧЕЛОВЕК В ЛИРИКЕ М.Ю.

ЛЕРМОНТОВА____________________________________________________________ 66

РОМАН М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»________________ 68

ТЕМА 12. Практическое занятие. ТРАДИЦИОННЫЕ И НОВАТОРСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ЛЕРМОНТОВСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ В РОМАНЕ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»_____________________________________________ 69

Тема 13. Практическое занятие. «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ: НОВАТОРСТВО, ДИАЛОГИЗМ, ЖАНР»_____________________________________________________ 71

ТЕМА 14. Практическое занятие. ЛИРИЧЕСКИЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ В РОМАНЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»________________________ 73

Дополнительная литература по проблематике всех занятий по творчеству М.Ю. Лермонтова_______________________________________________________________ 75

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ_______________________________________ 76

ОБЩАЯ ЛИТЕРАТУРА О ГОГОЛЕ  (рекомендательный список)_____________ 76

ТЕМА 15. Практическое занятие. ПОВЕСТЬ Н.В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ». ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ____________________________________________ 77

Вариант 1. Н.В. Гоголь. Повести о художниках («Невский проспект»,

«Портрет»)________________________________________________________________ 80

Вариант 2. Система мотивов в жанре гоголевской повести (сборник «Мирго­род» и петербургский цикл)_______________________________________________________ 81

ПОЭМА Н.В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»_________________________________ 82

ТЕМА 16. Практическое занятие. СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ Н.В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»______________________________________________ 82

Тема 17. Практическое занятие. ГЕРОЙ И АНТИГЕРОЙ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В. ГОГОЛЯ__________________________________________________________________ 84

Тема 18. Практическое занятие. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПОСОБОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТИПИЗАЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В. ГОГОЛЯ__________ 86

Тема 19. Практическое занятие. ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗУЧАЕМОГО ПЕРИОДА. СОПОСТАВЛЕНИЕ РОМАНТИЧЕСКОЙ И РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ПОЭТИКИ_____________________ 87

Дополнительная литература по проблематике всех занятий по творчеству Н.В. Гоголя___________________________________________________________________ 89

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВСЕМУ КУРСУ__________________________________________________________ 90

 

Задание 1. Историко-литературный контекст декабристской эстетики _________ 90

 Задание 2. Русская романтическая повесть 30-х годов XIX века_______________ 91

 Задание 3 . «Русские ночи» В. Одоевского как художественное целое___________ 92

 Задание 4. Творчество А. Кольцова_________________________________________ 92

 Задание 5. Библиографическая работа_______________________________________ 93

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ВСЕМУ ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ (КАРТОЧКИ)_____________________________________________________________ 93

СПИСОК ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТЕКСТОВ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ_____ 99

ТВОРЧЕСКИЙ РЕФЕРАТ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ УИРС_____________________ 100

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ____________ 101

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ____________________________ 106

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА (Ч. I)______ 107

 

 

Предисловие

Предлагаемое пособие отвечает содержанию и объему курса русской литературы XIX века (часть 1) для университетов, осуществляющих обучение студентов по многоуровневой системе. Пособие предназначено для обучения студентов бакалавриата по учебному плану и программе 3 поколения.

1. Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Русская литература XIX века (ч. 1)»

являются:

1. Усвоение историко-литературных фактов периода первой трети XIX века, приобретение знания и понимания художественных произведений эпохи, их структуры. Понимание художественного системного характера произведения литературы, его эстетического, культурного и общественного значения. 

2. Выявление основных закономерностей литературного процесса первой трети XIX века; усвоение художественных концепций и значения включенных в программу литературных явлений; рассмотрение литературных произведений как художественно-индивидуальных систем;

3. Выявление основных закономерностей литературного процесса первой трети XIX века: усвоение структуры литературного процесса данного периода: литературных направлений, школ, группировок, творчества отдельных писателей-классиков и их произведений;

4. Включение изучаемого материала в масштабный процесс развития русской и мировой литературы.

 

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

 

Изучение данной историко-литературной дисциплины имеет своим результатом формирование следующих компетенций:

 

а) общекультурных (ОК):

владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

владение нормами русского литературного языка, способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, (ОК-2);

способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт (ОК-6);

осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8).

 

б) профессиональных (ПК):

способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области истории и теории изучаемой литературы, филологического анализа и интерпретации текста (ПК-1);

владение базовыми навыками анализа литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

свободное владение грамотной литературной речью (ПК-3), умение профессионально изложить содержание произведения;

способность применять полученные в области теории и истории литературы, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной области литературоведения с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);

владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографии по проблематике проводимых исследований, приемами библиографического описания (ПК-7);

владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);

способность к проведению учебных занятий и внеклассной работы по литературе в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования (ПК-9);

владение базовыми навыками доработки и обработки различных типов текстов (корректура, редактирование, комментирование, реферирование) (ПК-13).

Форма итогового контроля – экзамен.

3. Место дисциплины в структуре ООП  программы бакалавриата.

Историко-литературная дисциплина «Русская литература XIX века (ч. 1)» входит в основную образовательную программу подготовки бакалавров по направлению 032700 – «Филология», в состав цикла «Профиль», раздел «Отечественная филология (русский язык и русская литература)»    общепрофессиональных дисциплин ОПП.

По проблематике, материалу и аспектам изучения связана с дисциплинами бакалавриата: отечественная филология – фольклор, историческая поэтика, древняя русская литература, русская литература XVIII и XIX веков, русская литература XX века; с дисциплинами общепрофессионального цикла –  история мировой литературы; с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла – история, философия, культурология, социология, психология; с дисциплинами общепрофессионального циклатеория литературы; с дисциплинами профильного цикла – история литературной критики, а также с дисциплинами языковедческого (русский литературный язык) цикла.

Данная дисциплина изучается на втором курсе филологического факультета. Объем дисциплины определяется хронологическими рамками 1800-1840-х годов. Однако существенным является учет того факта, что первая треть XIX века стала основополагающей в формировании художественных систем национальной русской литературы во все последующие периоды. Поэтому изучение литературы данного периода предполагает не только познание важнейших литературных фактов периода, но и выработку таких умений и навыков, которые позволяют анализировать эти факты в их собственной внутренней содержательности, сохраняющей значение для литературного процесса в целом и для любого исторического времени. Мы изучаем не литературу определенного периода, а вечные непреходящие ценности русской литературы.

Концепция данного курса базируется на понимании литературы как сложного, синтетического явления с точки зрения гносеологии и аксиологии, одной из специфических форм познания жизни, особой формы духовного выражения личности, своеобразной формы философского осмысления жизни, использующей особенности художественного мышления, которое способно открывать порой более глубокие истины, чем наука и философия. Этим определяется и онтологический статус литературы. В концепции курса содержится идея развития, движения эстетических форм по законам исторической поэтики. А это значит – для изучаемого периода наиболее важным является понимание законов, по которым шло становление художественной индивидуальности автора и индивидуальных художественных систем-произведений, отличающихся именно в это время активным усиленным синтезом предшествующего опыта, а также формированием новых способов и приемов художественного познания жизни. Внутренняя логика литературного движения определяется не сменой одного литературного направления другим, а постепенным расширением целей и возможностей художественного познания, которое имеет в виду в одинаковой степени и внешний мир бытия, и внутренний мир человека.

Практические занятия по русской литературе 19 века (ч.1) включа­ются в общую систему подготовки студента по данной дисциплине и соот­носятся прежде всего с материалом лекционного курса и регулярной са­мостоятельной работой. Выбор тем на практических занятиях определяется следующими критериями:

1) основополагающее значение темы в системе изучаемой дисциплины;

2) выработка навыков по анализу разных жанровых систем;

3) первостепенное значение изучение поэтики по тем методологическим основаниям, которые позволяют видеть в произведении литературы самостоятельное художественное явление; важнейшим методологическим принципом избирается принцип функциональности поэтической системы;

4) обучение системному целостному анализу художественного произведения;

5) актуальность в современном литературоведении;

6) использование нравственно-эстетического потенциала художест­венного произведения для воспитания личности.

Методика каждого практического занятия определяется как содержа­нием темы, так и задачей обучения разным методам исследования и ин­терпретации художественного текста. Предлагаемая методика характеризу­ется в каждом случае отдельно. Но какая бы методика ни использовалась, основная задача практических занятий остается неизменной: научиться анализировать художественное произведение в его единой эстетической системе, усвоить соотношение отдельной эстетической системы произведе­ния с литературным процессом, с творчеством писателя в целом. Планируемая тематика оставляет возможность выбора занятий соответственно учебному плану. Это зависит от степени подготовленности студентов, ус­вояемости материала, наличия дополнительной литературы, интересов и склонностей студентов, их интегрированности в научную деятельность и т.д.

В пособии планируется самостоятельная работа студентов. Она пред­полагает в первую очередь освоение предложенной литературы и подготов­ку к практическим занятиям. Но, помимо этого, даются специальные зада­ния, включающие обязательный творческий элемент, наталкивающие на са­мостоятельные исследования на базе уже имеющихся знаний. Такие задания выделяются заглавием «Самостоятельная работа». Они могут впоследствии перерасти в творческий реферат, в курсовую работу и, при условии необ­ходимого углубления и расширения темы, в дипломную работу, выполнение этих заданий всеми студентами не обязательно, хотя, по решению препо­давателя, и может быть предложено для всех. Но при оценке знаний сту­дентов эта работа имеет значение для рейтингового подхода.

Что касается основной терминологии, то она дается не только для усвоения по словарям, но и как одно из требований научно-грамотного подхода к теме и ее изложению. Используется принцип постепенного на­копления литературоведческих понятий, их повторения в разных темах применительно к изучаемому материалу. Использование терминологического аппарата в самостоятельной работе, особенно в творческих заданиях, обязательно.

 

Основной текст

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 270.