Тема 7. Комбинация знаков препинания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

  

Комбинированный в собственном смысле этого слова в русской пунктуации только один знак – запятая и тире.О правилах его применения мы говорили в теме «Знаки препинания в бессоюзном предложении». Однако часто происходит контекстная встреча знаков препинания – при соседстве разных синтаксических конструкций.

В таких ситуациях особенности их сочетаемости устанавливаются на основе иерархии знаков препи­нания. В одних случаях пунк­туационные знаки при встрече совмещаются, в других — знак меньшей силы поглощается более сильным знаком.

Правило:

1. Поглощаться могут только запятая или тире как части парного, выделяющего знака. Они всегда поглощаются точ­кой, вопросительным и восклицательным знаком, многото­чием, точкой с запятой, последующей закрывающей скоб­кой или последующими закрывающими кавычками какзнаками большего значения. Однако закрывающая скобка или закрывающие кавычки с последующей запятой совме­щаются.

2. Поглощаются также один другим одноименные знаки: запятая — запятой, тире — другим тире, закрыва­ющая скобка или кавычки — другой закрывающей скобкой или кавычками.

Примеры:Светлые широкие глаза она увидела потом в вокзальном туннеле шумного города когда с отцом возвращалась домой, и ей стало непонятно весело и страшно.Он чувствовал себя царем, не потому, чтоб он верил, что произвел впечатление на Анну,он еще не верил этому,но потому, что впечатле­ние, которое она произвела на него, давало ему счастье и гордость. В этом предложении совмещаются три пары знаков: запятые вокруг двух придаточных частей и тире вокруг вставной конструкции.

Пети не было дома (он пошел к товарищу, с которым намеревался из ополченцев перейти в действующую армию).Здесь закрывающая запятая придаточного предложения поглощается скобкой вставной конструкции.

3. При встрече запятой и тире возможныразные пункту­ационные варианты: эти знаки могут совмещаться как рав­ные по силе (если, например, запятая — элемент выделя­ющего знака, а тире — отделяющий знак) или один из этих знаков поглощается другим (напри­мер, элемент выделяющего тире поглощается запятой, от­деляющей предикативные части сложного предложения): Вот эта тьма под ивами, и блеск сентябрьских звезд, и горечь воздуха, и далекий костер в лугах, где мальчишки сторожат коней, согнанных в ночное, - все это полночь. Здесь совмещаются запятая, закрывающая обособленное определение, и тире, соединяющее однородный ряд с обобщающим словом.

Проходя вдоль своего вагона – нашего временного жилища, увидели мы в окне знакомую физиономию. В этом предложении одно тире обособленного приложения поглощается запятой обособленного обстоятельства.

4. И последнее, о чем необходимо сказать в этой теме, - об употреблении разных, не соседствующих друг с другом знаков препинания внутри одного предложения.

В бессоюзном многочленном предложении зна­ки препинания на границе предикативных единиц обусловливаются смысловыми отношениями, которые выступают на первом плане члене­ния его на две логические части, затем на втором плане, когда та или иная часть в свою очередь распадается на две части, характеризующие­ся определенными смысловыми связями (см. об этом Примечания к §5 Темы 3 «Знаки препинания в бессоюзном предложении»).

Примеры:Я верю: клетки сердца не умрут все клетки сердца воплотятся в труд. (На первом плане изъяснительные отношения — ставится двоеточие; на втором плане — противительные отношения с резким противопоставле­нием — ставится тире.).

Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой.

 То же относится и к предложениям с единым знаком - точкой с запятой. В многочленном бессоюзном предложении могут объединяться предикативные части с разной степенью смысловой близости.

Между группами, менее тесно связанными по смыслу, ставится точка с запятой, а если внутри них есть более тесно связанные части, то они разделяются запятыми, например: В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут; туча по небу идет, бочка по морю плывет. Мчатся тучи, вьются тучи; невидимкою луна освещает снег летучий; мут­но небо, ночь мутна.

Упражнение 145.Р асставьте знаки препинания. Чем обусловлено сочетание запятой и тире?

1.Чувствовать что твой талант и творчество нужны народу величайшее счастье для учителя. 2.Вообще изучать краски и свет милый вы мой наслаждение. 3. Мы долго лежали на привалах и слушали как шумят океанским прибоем вершины сосен высоко над головой дул медленный ветер. 4.В безветренные жаркие дни   когда в небе сутками стояли на одном месте всё те же пухлые похожие на вату облака в заводях и озерах появлялась мелкая водоросль похожая на плесень ряска. 5.Он сейчас уже и без малейшего усилия исполнял то обещание которое он дал ей     всегда думать хорошо про всех людей и всегда всех любить. 6. Высокая наполовину готовая насыпь кучи песку глины и щебня бараки ямы разбросанные кое где тачки плоские возвышения над землянками в которых жили рабочие весь этот ералаш   выкрашенный потемками в один цвет придавал земле какую то странную дикую физиономию напоминавшую о временах хаоса.

Упражнение146. Объясните сочетание запятой и тире, а также постановку других знаков препинания. Отметьте случаи «поглощения» одного знака другим.

1. Но вот замелькали отдельные деревья, кустарник; сверкнул угрюмо пруд, на котором спали большие черные тени,— и коляска покатила по гладкой равнине. 2. В саженях пятидесяти от нас, там, где ухабы, ямы и кучи сливались всплошную с ночной мглой, мигал тусклый огонек. За ним светился другой огонь, за этим третий, потом, отступя шагов сто, светились рядом два красных глаза — вероятно, окна какого-нибудь барака,— и длинный ряд таких огней, становясь всё гуще и тусклее, тянулся по линии до самого горизонта, потом полукругом поворачивал влево и исчезал в далекой мгле. 3. Хоть мы и одеты по- утреннему: в пальтишках, в кожаных сапогах и фуражках,— хоть еще и не пригревает солнце и зябко будет, если раздеться, все же решаемся купаться. 4. Он встречает женщин, открыто улыбающихся ему, его славе, его счастливой юности,— женщин прекрасных и ждущих столь же прекрасной любви. 5.Он долго стоял на набережной, но смотрел не на Неву, а поверх нее, на тонущие в световой дымке строгие здания, на свет зари и на самое прекрасное, что украшало каждую ночь,— прозрачную, как капля воды, звезду, горевшую над купами темной зелени. 6. Ветер шел с такой стремительной силой, что, казалось, оставлял в воздухе пустоты,— нечем было дышать. 7. Все волновались из за новых желудей, присланных для посадок,— взойдут ли? 8. Человек, равнодушный к родному языку,— дикарь. 9. Всех бы людей за столом собрать, а самой оказаться — как будто! — лишней, сесть в уголок и оттуда неслышно за шумным праздником наблюдать. 10.Поздравим друг друга с берегом. Ура! Давно б (не правда ли?) пора! 11 Разморенные жарой, с болью во всем теле (еще не втянулись в путешествие),мы побрели дальше. 12.Саня не то что слишком уж много знал или много повидал на своем веку (впрочем, он про себя не рассказывал, мало рассказывал) — он очень уж как то мудрено говорил про жизнь, про смерть... 13.Когда то Станиславский мог в течение целой репетиции твердить «не верю!». И артист все повторял и повторял одну фразу, чтобы найти верный тон, чтобы ему поверили. Теперь лишнее «не верю!» — и актер, пожалуй, уйдет, не попрощавшись. «Не верю!» воспринимают как оскорбление. Скажут — так-то Станиславский кричал «не верю!». Где, мол, теперь Станиславские?! Но ведь чаще всего актеры, которым кричат «не верю!»,— тоже не Москвины!

 



ОБОБЩАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ ПО ПУНКТУАЦИИ

 

Упражнение 147. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Ориентация в профессии

Многие абитуриенты пришедшие на факультеты журналисти­ки довольно романтически и восторженно настроены. Они мечта­ют стать известными людьми поехать собственными корреспон­дентами в зарубежные страны побывать в разных уголках страны и планеты. На факультеты как правило приходят люди чувству­ющие вкус к литературному творчеству желающие быть в гуще событий первыми узнавать самые сенсационные новости. Они мечтают познакомиться со знаменитостями встретиться с люби­мыми актерами или певцами побывать на официальных приемах или светских встречах. В последние годы судя по социологическим исследованиям все чаще привлекает рискованность профессиивозможность участвовать в пересоздании социальной действитель­ности. Нередки и финансовые мотивы хотя журналистская про­фессия никогда не была особенно щедро оплачиваемой. И все-таки основная мотивация выбора профессии творческая свя­занная с интересным и многообразным трудом.

И в самом деле профессия журналиста одна из самых жи­вых интересных и творческих. Но вчерашние школьники подав­шие заявление на факультеты журналистики редко задумываются о том как сложна ответственна и опасна их будущая профессия сколько требует она мужества выдержки самоотверженностифизической и нервной энергии при выполнении профессиональ­ного долга. Думаю для вас убедительными станут слова известно­го обозревателя «Комсомольской правды» лауреата премии союза журналистов Ярослава Голованова который сказал их специаль­но для студентов в интервью учебной газете МГУ «Журналист»Встречаясь с читателями я понял что у людей мало знакомых с журналистской кухней и излишне доверчивых к откровениям ки­нематографа бытует представление о жизни журналиста как о некоем ненормированном празднике за который тебе еще и деньгиплатят. Да космодром выставка в Осаке салон в Париже все это было. Не хочу лукавить я очень рад что говорил с НорбертомВинером обедал с Гагариным купался с Ландау. Но неужели взрос­лый человек может серьезно подумать что все эти беседы и обеды и есть потный труд журналиста? И отчего тогда срок жизни у лю­дей этой профессии короче века водолазов?

Голованов говорит об огромной ответственности журналиста перед читателями о том что он не имеет права на ошибку отве­чает за каждую букву написанного им. Журналист обязан в срок сдать материал каких бы сил это ему ни стоило. Приходится ез­дить в командировки нередко по бездорожью на перекладных до­бираться до глухих почти не обитаемых мест где нет ни гостини­цы ни столовой. Очень часто журналисты едут в опасные точки планеты где идет война случаются катастрофы или другие экст­ремальные события. Все помнят как во время захвата заложников на мюзикле «Норд-Ост» чеченскими террористами в октябре 2002 г. журналисты четыре ночи подряд не смыкая глаз находились под дождем и снегом освещая эти страшные события. А во время вой­ны в Ираке весной 2003 г. погибли 13 журналистов.

Беззаботно и романтически настроенные относительно буду­щей профессии студенты познакомившись с работой в редакции поближе порой бывают удивлены тем что журналисты не только и даже не столько заняты созданием собственных публикаций сколько большую часть рабочего времени работают с авторами и письмами в редакцию правят рукописи сотрудников. Вычитка публикаций дежурство по номеру подготовка к выступлению на летучке участие в планировании работы отдела и редакции и мно­гое другое тоже входит в работу журналиста. Часто после этого студенты приходят к выводу что в журналистской профессии слиш­ком много «черновой» будничной работы.

Если такие трудности а они сегодняшняя реальность пуга­ют пока не поздно нужно подумать о другой профессии. Если вас интересует в нашей профессии только ее парадная сторона вы ошиблись дверью вуза. Только преданных делу инициативных энергичных выносливых смелыхтрудолюбивых и ответственных творческих людей примет журналистская профессия в свои ряды. Но если вы несмотря ни на что решили посвятить ей свою жизнь вас можно с этим поздравить потому что нет более инте­ресной и захватывающей более многообразной и неповторимой профессии чем журналистская! Журналистика это оператив­ный информационный аналог своего времени. Она живет один деньона сиюминутна вчерашняя газета или передача редко кого инте­ресует хотя из этих сиюминутностей складывается вечность. Очень образно говорил об этом Константин Паустовский Профессия журналистов быть машинистами около делающей миллион обо­ротов в секунду машины времени.

Автор текста – Свитич Л.Г.

Упражнение 148.Проверьте свою пунктуационную грамотность. Решите итоговый тест.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 414.