Комбинированный в собственном смысле этого слова в русской пунктуации только один знак – запятая и тире.О правилах его применения мы говорили в теме «Знаки препинания в бессоюзном предложении». Однако часто происходит контекстная встреча знаков препинания – при соседстве разных синтаксических конструкций.
В таких ситуациях особенности их сочетаемости устанавливаются на основе иерархии знаков препинания. В одних случаях пунктуационные знаки при встрече совмещаются, в других — знак меньшей силы поглощается более сильным знаком.
Правило:
1. Поглощаться могут только запятая или тире как части парного, выделяющего знака. Они всегда поглощаются точкой, вопросительным и восклицательным знаком, многоточием, точкой с запятой, последующей закрывающей скобкой или последующими закрывающими кавычками какзнаками большего значения. Однако закрывающая скобка или закрывающие кавычки с последующей запятой совмещаются.
2. Поглощаются также один другим одноименные знаки: запятая — запятой, тире — другим тире, закрывающая скобка или кавычки — другой закрывающей скобкой или кавычками.
Примеры:Светлые широкие глаза она увидела потом в вокзальном туннеле шумного города — когда с отцом возвращалась домой, — и ей стало непонятно весело и страшно.Он чувствовал себя царем, не потому, чтоб он верил, что произвел впечатление на Анну,— он еще не верил этому,— но потому, что впечатление, которое она произвела на него, давало ему счастье и гордость. В этом предложении совмещаются три пары знаков: запятые вокруг двух придаточных частей и тире вокруг вставной конструкции.
Пети не было дома (он пошел к товарищу, с которым намеревался из ополченцев перейти в действующую армию).Здесь закрывающая запятая придаточного предложения поглощается скобкой вставной конструкции.
3. При встрече запятой и тире возможныразные пунктуационные варианты: эти знаки могут совмещаться как равные по силе (если, например, запятая — элемент выделяющего знака, а тире — отделяющий знак) или один из этих знаков поглощается другим (например, элемент выделяющего тире поглощается запятой, отделяющей предикативные части сложного предложения): Вот эта тьма под ивами, и блеск сентябрьских звезд, и горечь воздуха, и далекий костер в лугах, где мальчишки сторожат коней, согнанных в ночное, - все это полночь. Здесь совмещаются запятая, закрывающая обособленное определение, и тире, соединяющее однородный ряд с обобщающим словом.
Проходя вдоль своего вагона – нашего временного жилища, увидели мы в окне знакомую физиономию. В этом предложении одно тире обособленного приложения поглощается запятой обособленного обстоятельства.
4. И последнее, о чем необходимо сказать в этой теме, - об употреблении разных, не соседствующих друг с другом знаков препинания внутри одного предложения.
В бессоюзном многочленном предложении знаки препинания на границе предикативных единиц обусловливаются смысловыми отношениями, которые выступают на первом плане членения его на две логические части, затем на втором плане, когда та или иная часть в свою очередь распадается на две части, характеризующиеся определенными смысловыми связями (см. об этом Примечания к §5 Темы 3 «Знаки препинания в бессоюзном предложении»).
Примеры:Я верю: клетки сердца не умрут — все клетки сердца воплотятся в труд. (На первом плане изъяснительные отношения — ставится двоеточие; на втором плане — противительные отношения с резким противопоставлением — ставится тире.).
Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой.
То же относится и к предложениям с единым знаком - точкой с запятой. В многочленном бессоюзном предложении могут объединяться предикативные части с разной степенью смысловой близости.
Между группами, менее тесно связанными по смыслу, ставится точка с запятой, а если внутри них есть более тесно связанные части, то они разделяются запятыми, например: В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут; туча по небу идет, бочка по морю плывет. Мчатся тучи, вьются тучи; невидимкою луна освещает снег летучий; мутно небо, ночь мутна.
Упражнение 145.Р асставьте знаки препинания. Чем обусловлено сочетание запятой и тире?
1.Чувствовать что твой талант и творчество нужны народу величайшее счастье для учителя. 2.Вообще изучать краски и свет милый вы мой наслаждение. 3. Мы долго лежали на привалах и слушали как шумят океанским прибоем вершины сосен высоко над головой дул медленный ветер. 4.В безветренные жаркие дни когда в небе сутками стояли на одном месте всё те же пухлые похожие на вату облака в заводях и озерах появлялась мелкая водоросль похожая на плесень ряска. 5.Он сейчас уже и без малейшего усилия исполнял то обещание которое он дал ей всегда думать хорошо про всех людей и всегда всех любить. 6. Высокая наполовину готовая насыпь кучи песку глины и щебня бараки ямы разбросанные кое где тачки плоские возвышения над землянками в которых жили рабочие весь этот ералаш выкрашенный потемками в один цвет придавал земле какую то странную дикую физиономию напоминавшую о временах хаоса.
Упражнение146. Объясните сочетание запятой и тире, а также постановку других знаков препинания. Отметьте случаи «поглощения» одного знака другим.
1. Но вот замелькали отдельные деревья, кустарник; сверкнул угрюмо пруд, на котором спали большие черные тени,— и коляска покатила по гладкой равнине. 2. В саженях пятидесяти от нас, там, где ухабы, ямы и кучи сливались всплошную с ночной мглой, мигал тусклый огонек. За ним светился другой огонь, за этим третий, потом, отступя шагов сто, светились рядом два красных глаза — вероятно, окна какого-нибудь барака,— и длинный ряд таких огней, становясь всё гуще и тусклее, тянулся по линии до самого горизонта, потом полукругом поворачивал влево и исчезал в далекой мгле. 3. Хоть мы и одеты по- утреннему: в пальтишках, в кожаных сапогах и фуражках,— хоть еще и не пригревает солнце и зябко будет, если раздеться, все же решаемся купаться. 4. Он встречает женщин, открыто улыбающихся ему, его славе, его счастливой юности,— женщин прекрасных и ждущих столь же прекрасной любви. 5.Он долго стоял на набережной, но смотрел не на Неву, а поверх нее, на тонущие в световой дымке строгие здания, на свет зари и на самое прекрасное, что украшало каждую ночь,— прозрачную, как капля воды, звезду, горевшую над купами темной зелени. 6. Ветер шел с такой стремительной силой, что, казалось, оставлял в воздухе пустоты,— нечем было дышать. 7. Все волновались из за новых желудей, присланных для посадок,— взойдут ли? 8. Человек, равнодушный к родному языку,— дикарь. 9. Всех бы людей за столом собрать, а самой оказаться — как будто! — лишней, сесть в уголок и оттуда неслышно за шумным праздником наблюдать. 10.Поздравим друг друга с берегом. Ура! Давно б (не правда ли?) пора! 11 Разморенные жарой, с болью во всем теле (еще не втянулись в путешествие),мы побрели дальше. 12.Саня не то что слишком уж много знал или много повидал на своем веку (впрочем, он про себя не рассказывал, мало рассказывал) — он очень уж как то мудрено говорил про жизнь, про смерть... 13.Когда то Станиславский мог в течение целой репетиции твердить «не верю!». И артист все повторял и повторял одну фразу, чтобы найти верный тон, чтобы ему поверили. Теперь лишнее «не верю!» — и актер, пожалуй, уйдет, не попрощавшись. «Не верю!» воспринимают как оскорбление. Скажут — так-то Станиславский кричал «не верю!». Где, мол, теперь Станиславские?! Но ведь чаще всего актеры, которым кричат «не верю!»,— тоже не Москвины!
ОБОБЩАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ ПО ПУНКТУАЦИИ
Упражнение 147. Расставьте пропущенные знаки препинания.
Ориентация в профессии
Многие абитуриенты пришедшие на факультеты журналистики довольно романтически и восторженно настроены. Они мечтают стать известными людьми поехать собственными корреспондентами в зарубежные страны побывать в разных уголках страны и планеты. На факультеты как правило приходят люди чувствующие вкус к литературному творчеству желающие быть в гуще событий первыми узнавать самые сенсационные новости. Они мечтают познакомиться со знаменитостями встретиться с любимыми актерами или певцами побывать на официальных приемах или светских встречах. В последние годы судя по социологическим исследованиям все чаще привлекает рискованность профессиивозможность участвовать в пересоздании социальной действительности. Нередки и финансовые мотивы хотя журналистская профессия никогда не была особенно щедро оплачиваемой. И все-таки основная мотивация выбора профессии творческая связанная с интересным и многообразным трудом.
И в самом деле профессия журналиста одна из самых живых интересных и творческих. Но вчерашние школьники подавшие заявление на факультеты журналистики редко задумываются о том как сложна ответственна и опасна их будущая профессия сколько требует она мужества выдержки самоотверженностифизической и нервной энергии при выполнении профессионального долга. Думаю для вас убедительными станут слова известного обозревателя «Комсомольской правды» лауреата премии союза журналистов Ярослава Голованова который сказал их специально для студентов в интервью учебной газете МГУ «Журналист»Встречаясь с читателями я понял что у людей мало знакомых с журналистской кухней и излишне доверчивых к откровениям кинематографа бытует представление о жизни журналиста как о некоем ненормированном празднике за который тебе еще и деньгиплатят. Да космодром выставка в Осаке салон в Париже все это было. Не хочу лукавить я очень рад что говорил с НорбертомВинером обедал с Гагариным купался с Ландау. Но неужели взрослый человек может серьезно подумать что все эти беседы и обеды и есть потный труд журналиста? И отчего тогда срок жизни у людей этой профессии короче века водолазов?
Голованов говорит об огромной ответственности журналиста перед читателями о том что он не имеет права на ошибку отвечает за каждую букву написанного им. Журналист обязан в срок сдать материал каких бы сил это ему ни стоило. Приходится ездить в командировки нередко по бездорожью на перекладных добираться до глухих почти не обитаемых мест где нет ни гостиницы ни столовой. Очень часто журналисты едут в опасные точки планеты где идет война случаются катастрофы или другие экстремальные события. Все помнят как во время захвата заложников на мюзикле «Норд-Ост» чеченскими террористами в октябре 2002 г. журналисты четыре ночи подряд не смыкая глаз находились под дождем и снегом освещая эти страшные события. А во время войны в Ираке весной 2003 г. погибли 13 журналистов.
Беззаботно и романтически настроенные относительно будущей профессии студенты познакомившись с работой в редакции поближе порой бывают удивлены тем что журналисты не только и даже не столько заняты созданием собственных публикаций сколько большую часть рабочего времени работают с авторами и письмами в редакцию правят рукописи сотрудников. Вычитка публикаций дежурство по номеру подготовка к выступлению на летучке участие в планировании работы отдела и редакции и многое другое тоже входит в работу журналиста. Часто после этого студенты приходят к выводу что в журналистской профессии слишком много «черновой» будничной работы.
Если такие трудности а они сегодняшняя реальность пугают пока не поздно нужно подумать о другой профессии. Если вас интересует в нашей профессии только ее парадная сторона вы ошиблись дверью вуза. Только преданных делу инициативных энергичных выносливых смелыхтрудолюбивых и ответственных творческих людей примет журналистская профессия в свои ряды. Но если вы несмотря ни на что решили посвятить ей свою жизнь вас можно с этим поздравить потому что нет более интересной и захватывающей более многообразной и неповторимой профессии чем журналистская! Журналистика это оперативный информационный аналог своего времени. Она живет один деньона сиюминутна вчерашняя газета или передача редко кого интересует хотя из этих сиюминутностей складывается вечность. Очень образно говорил об этом Константин Паустовский Профессия журналистов быть машинистами около делающей миллион оборотов в секунду машины времени.
Автор текста – Свитич Л.Г.
Упражнение 148.Проверьте свою пунктуационную грамотность. Решите итоговый тест.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 469.