Запятая и тире как единый знак
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· может ставиться при наличии слова этоили при возможности ввести его перед присоединительной частью, например: Над только что брошенной чудесной виллой подымался столб дыма, забытый огарок не зевал. В саду, в горах листвы сверкали белые и небольшие лампочки, было похоже на иллюминацию.

● ставится перед главной частью, которой предшествует группа одно­родных придаточных, если нужно подчеркнуть распадение сложного целого на две части, например: Кто виноват из них, кто прав,судить не нам. Когда окинешь добры­ми глазами землю, когда увидишь, как нас, рабочих, много, сколько силы мы несем,такая радость обнимает сердце, такой великий праздник в груди.

● употребляется в периоде.

Период — это стилистически окрашенное, развернутое синтаксическое построение в виде небольшого связного тек­ста, умещающегося в одном предложении.

Интонационно в периоде выделяются две части: нараста­ющее повышение с кульминацией в конце его и глубокое понижение, между которыми делается выразительная пауза. На письме эту паузу и передают запя­той и тире как единым пунктуационным знаком, например:Как ни ярок был день, как ни золотило солнце те места на снегу, на деревьях, куда оно попадало прямыми лучами, как ни густа была синева там, куда не достигало солнце, как ни розовели вверху безлистые купы берез, как ни ослепитель­но сверкали иногда крупные кристаллики снега, когда гла­за мои попадали на «зайчики», отбрасываемые этими кристалликами, все же ничего не было ярче красных грудочек снегирей.

Упражнение 136. Объясните постановку знаков препинания.

1) Нынче жарко, парит, на дворе тепло, пахнет разогретой муравой, из-за ярко-зеленых вершин сада ослепительно белеют великолепные круглящиеся облака.

2) Меня тот час охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб; густая высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью; ходить по ней было как-то жутко.

3) Мы повиновались: в эту минуту он приобрел над нами необъяснимую власть.

4) На этих вечеринках хозяйка и гости развлекали себя разными художествами: актер из драматического театра читал, певец пел, художник рисовал в альбом.

5) Упадет луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.

6) Если бы меня кто-нибудь спросил, какое искусство является самым трудным, я ответил бы – искусство актера.

7) На улице проливной дождь – выйти невозможно. Выйти невозможно: на улице проливной дождь.

8) Хоть и купались воробьи в первых лужицах, хоть и важничали пуще прежнего кочета, хоть и взбрыкивали сверх положенной им нормы козы, хоть и свисали поутру красноватые от соломы рубчатые сосульки, хоть и вторглось что-то неизъяснимо волнующее в затрепетавшее, сладко сжимающееся сердце, – никто в Завидове по-настоящему не верил в столь раннее приближение весны.

Упражнение 137. Определите тип семантических отношений между частями предложения и на этом основании выберите знак препинания.

I .

Ты целый день в кругу старшин, в пирах, разъез­дах _ я забыта.   А. Во втором предложении – причина; двоеточие.
С другой стороны, все вертикальные линии Храма Нау­ки параллельны и пересечься не могут_ это символ бес­конечности процесса познания. Б.Во втором предложении –дополнение; двоеточие.
Сегодня отцы и дети по­менялись местами_ героем стал сын, мальчишка, под­росток.   В. Во втором предложении –противопоставление; тире.
Вся мудрость мира досталась Сереже готовой, в законспектированном виде _ ему не приходилось самостоятельно трудиться над выяснением истины.   Г.В первом предложении – причина, тире.

 

II .

Николай, сладко зевая, откинул одеяло _ вдруг как подскочит. А. Во втором предложении – причина; двоеточие.
Стоит на один день отстать от этого курса, как человек оказы­вается немым _ ему просто не о чем поболтать с приятелем, соседом, коллегой.   Б.Во втором предложении –дополнение; двоеточие.
Совершенно точно _ автор не заботится о различных ухищрениях, о надуманной тех­нике, об изысканных трюках современной прозы.   В. Во втором предложении –быстрая смена событий; тире.
Хочешь быть счастливым  _ выучись сперва страдать. Г.В первом предложении –условие, тире.

 

III .

Подросток — существо срединное, половинчатое и, как утверждает Спилберг, счастливое _ он уже знает, что сказок не бывает, но еще не наверняка. А. Во втором предложении – причина; двоеточие.
Я говорил правду _ мне не верили... Б.Во втором предложении – пояснение; двоеточие.
В красавиц он уж не влюблялся, а волочился как-нибудь; откажут  _ мигом утешался; изменят  _ рад был отдохнуть.   В. Во втором предложении –противопоставление; тире.
Режиссер опоэтизировал переходный возраст _ его зритель понимает и знает взрослый мир, но сам еще не включился в эту жизнь. Г.В первом предложении –условие, тире.

 

IV .

На темно-сером небе кое-где мигают звезды _ влажный ветерок изредка набегает легкой волной.   А. Во втором предложении – причина; двоеточие.
Покоряет другое _ журналисты превращают скуч­ные будни в драму Б.Во втором предложении –дополнение; двоеточие.
Я умираю _ мне не к чему лгать. В. Отношения одновременности; запятая
Кстати, храмовая атмосфера действует не только на таких новичков, как мы _ нам по­казалось, что тут и разговаривают потише, и жуют как бы сквозь зубы, и не видно, как в любом американском университетском здании, опрометью бегущих молод­цов в бейсбольных кепках. Г.Во втором предложении –следствие; тире.

 

 

    Упражнение 138. Расставьте знаки препинания.

    А летнее июльское утро! Кто кроме охотника испытал как отрадно бродить на заре по кустам? Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой побелевшей траве. Вы раздвинете мокрый куст вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи воздух весь напоен свежей горечью полыни медом гречихи и «кашки» вдали стеной стоит дубовый лес и блестит и алеет на солнце еще свежо но уже чувствуется близость жары. «Где бы брат тут напиться?» – спрашиваете вы у косаря. – «А вон в овраге колодец».

    Сквозь густые кусты орешника перепутанные цепкой травой спускаетесь вы на дно оврага. Точно под самым обрывом таится источник дубовый куст жадно раскинул над водою свои лапчатые сучья большие серебристые пузыри колыхаясь поднимаются со дна покрытого мелким бархатным мохом. Вы бросаетесь на землю вы напились но вам лень пошевельнуться. Вы в тени вы дышите пахучей сыростью вам хорошо а против вас кусты раскаляются и словно желтеют на солнце. Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался воздух дрогнул кругом уж не гром ли? Вы выходите из оврага… что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густеет? Туча ли надвигается?.. Но вот слабо сверкнула молния… Э да это гроза! Кругом еще ярко светит солнце охотиться еще можно. Но туча растет передний ее край вытягивается рукавом наклоняется сводом. Трава кусты все вдруг потемнело… Скорей! Вон кажется виднеется сенной сарай… Кое-где сквозь соломенную крышу закапала вода на душистое сено… Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла… Боже мой как весело сверкает все кругом как воздух свеж и жидок как пахнет земляникой и грибами!..

(По И.С. Тургеневу)

Упражнение 139. В текстах из газет объясните все знаки препинания. Обратите внимание на употребление тире и двоеточия: отметьте случаи, где эти знаки неуместны, или факультативны, вспомните канонические правила. Найдите случаи неточного или ошибочного употребления запятой, точки с запятой, запятой и тире как единого знака. Расставьте знаки препинания по-своему, мотивируя ваши исправления.

1. Они давно уже горожане – в том смысле, что ощущают ответственность за судьбу своего многолюдного сообщества. Захотели возвратить историческое название городу – добились. Город прежде всего – хранитель и созидатель культуры. Выполняет он эту миссию или нет – решать не статистикам, а историкам, социологам, философам. 2. Коммерция – не спекуляция. От деревни не скроешь, деревня знает, на какие махинации шел Фазиль. С ним никто не соглашался идти в компаньоны – обязательно обманет. Старики деревни предупреждали – плохо кончишь. 3. Ну что тут скажешь? Только одно: сотрудники прокуратуры, видимо, не дали себе труда познакомиться с документами.

Упражнение 140.Решите тест на тему «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

Дата: 2019-02-25, просмотров: 385.