Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правило:

1. Части сложноподчиненного предложения разделяются запятыми.

Придаточное может располагаться перед главной частью, после нее или разрывать главную часть. В последнем случае нужно показать границы придаточного, то есть обособить его: Морозка понял, что разговор окончен2, и уныло поплелся в караульное помещение1.

 

2. Запятая между главной и придаточной частями сложноподчиненного предложения не ставится, если:

● придаточное состоит из одного союзного слова: Мы обязаны быливернуться, но не помнили1зачем2. Он ушел и не сказал1куда2 и зачем3. Не знаю1почему2, но она не на шутку забеспокоилась3.

Ср.: Онушел и не сказал1, куда2 и зачемон пошел3.

● начинается с частицы не или с союзов и, ни, или: Расскажи1не когда приехал2, а как добирался к нам3. Он понимал1и что нужно делать2, и как нужно делать3. Не зная ни кто нас зовет2, ни куда надо идти3, мы бросились сквозь дым1.

● превратилось в устойчивый оборот (как ни в чем не бывало, как следует, как надо, во что бы то ни стало, когда вздумается, как попало, где попало, с кем попало и под., когда вздумается, куда глаза глядят: Откуда ни возьмись появился Митя. Мыне нашлись что ответить на этот сложный вопрос.

Примечание: если к подчинительному союзу или союзному слову в придаточном примыкает частица, то запятая ставится перед этой частицей: Я уставала от ее болтовни, особенно когда она принималась рассуждать о музыке. Мы не останемся у вас до утра, тем более что метро еще открыто.

 

3. Знаки препинания при сложных подчинительных союзах:

Если предложение начинается с придаточной части и сложный подчинительный союз стоит в абсолютном начале предложения, он запятой не разделяется:Для того чтобы иметь душевное спокойствие, надо было решить одно важное дело. Прежде чем сообразила я, что со мной делается, стояла я уже против учителя.

Примечание:разрыв союза в такой позициивозможен, если перед союзом будет употреблена вводная конструкция:Возможно, для того,чтобы иметь душевное спокойствие, надо было решить одно важное дело.

Если придаточная часть со сложным подчинительным союзом разрывает главную часть, то сложный подчинительный союз запятой не разделяется:Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах.

● Если придаточная часть со сложным подчинительным союзом стоит после главной части, то запятая ставится только единожды: или перед союзом, или внутри него:Я взял старую шинель и взял зонтик,потому что шел проливной дождь. Я взял старую шинель и взял зонтик потому, что шел проливной дождь.

Примечание: разрыв союза возможен при специальном интонировании, что на письме можно определить по наличию в первой части предложения частицы, вводного слова, противопоставления с частицей не или однородного ряда,в который и включается первая часть союза, например: Стоит ли отказываться от трудного дела толькопотому,что оно трудное? Часы культурному человеку служат, собственно говоря, для того, чтобы он мог приблизительно определить, насколько он куда-либо опаздывает. Ромашов краснел от своего бессилия, и от боли за оскорбленную Шурочку, и от того, что ему не удавалось вставить ни одного слова… Я поступаю в университет не для того, чтобы успокоить родителей, а для того, чтобы получить интересную и нужную профессию.

4. Знаки препинания на стыке союзов:

● Запятая на стыке союзов (что если, что когда, но если, и чтобы, что после того как и под.) ставится, если при изъятиичасти со вторым союзомпервый союзсовпадает с продолжением предложения.

Примеры: Доктор сказал, что, после того как я встану, мне надо будет прожить в Алуште не меньше двух месяцев (= Доктор сказал,что мне надо будет прожить в Алуште не меньше двух месяцев, после того как я встану). В 1980 году он написал одноактный монолог «Контрабас» и, хотя он играет на фортепиано, создал «меланхо­лическое произведение для одного контраба­систа»

● Запятая на стыке союзов не ставится, если нельзя изъять часть, которая начинается вторым союзом. Это происходит в том случае, если второй союз – двойной и имеет вторую часть то, так, но.

Примеры: «А признайтесь, - сказал я княжне, - что хотя Грушницкий всегда был смешон, но он вам нравился… в солдатской шинели». В 1980 году он написал одноактный монолог «Контрабас», и хотя он играет на фортепиано, но создал «меланхо­лическое произведение для одного контраба­систа» Я знаю, что если не приду вовремя, то родители будут беспокоиться.

Примечание: стык с союзом а необходимо проверять дополнительно: запятая на таком стыке ставится не только при условии «совпадения»союза а с продолжением части, но ипри наличии в предложении противительных отношений.

Примеры: Я очень испугалась грозы, а когда пришел Иван, немного успокоилась (Я испугалась грозы, а…успокоилась – в этом предложении нет противительных отношений между глаголами). Я не занималась домашними делами, а, чтобы скоротать время до прихода мужа, читала книгу (Я не занималась делами, а…читала книгу – в этом предложении есть противительные отношения между глаголами).

 

5. Знаки препинания при однородном подчинении:

● Знаки препинания при однородных придаточных ставятся по общему правилу об однородных членах.

●Следовательно, если однородные придаточные соединены неповторяющимися союзами и, или, да (= и), то запятая между ними не ставится.

Примеры:Возвращаясь домой, она вспомнила (о чем?), как они встретились икак друзья помогли им подружиться. Какого происхождения вранье и кто его батька, никто не знает (чего?). Мы не должны забывать (о чем?), что вечер должен носить идейный характер и что он устраивается в пользу нуждающихся.

● При повторяющихся сочинительных союзах между однородными придаточными запятые ставятся.

Примеры: Возвращаясь домой, она вспомнила (о чем?), как они встретились, и как друзья помогли им подружиться как их дружба переросла в любовь.

● Союз ли…или в сложном предложении рассматривается как повторяющийсязапятая перед или ставится.

Примеры:Не знаю, судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала, зная, что меня встретит. Ср. в простом предложении: Видит ли он это или не видит?

Упражнение 131. Расставьте знаки препинания. Обратите внимание на границы придаточных предложений, а также синтаксическую функцию и морфологическую характеристику средств связи придаточного предложения с главным.

    1.Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам откуда Марья Ивановна должна была выехать и там проститься с нею в последний раз. 2.Меня лечил полковой цирюльник ибо в крепости другого лекаря не было и слава богу не умничал. 3.Боярин осмотревшись увидел что кроме него нет ни одного земского и понял что царь оказывает ему особенную честь. 4.Соне рассказали где амбар как ей молча стоять и слушать и подали ей шубку. 5.Когд Левин взял именье в управление он осмотрев покосы нашел что они стоят дороже и назначил цену за десятину двадцать пять рублей. 6.Теперь я не раскаиваюсь что остался здесь зимовать и не очень досадую на географа что он не научил меня обращению с приборами. 7.По-видимому немцы только попытались прощупать выстрелами есть ли кто живой здесь и поэтому шли в рост. 8.Горизонт это все то что может охватить наш глаз на земле или говоря по-старинному все то что «емлет око». 9.Разговорщики обычно рассаживались на деревянной блестящей от старости скамье и прежде чем вступить в беседу обязательно скручивали цигарки из махорки... 10.Родина как я ее понимаю не есть что-то этнографическое или ландшафтное к чему я теперь прислоняюсь. 11.Испуская последний вздох я все-таки буду верить что наука самое важное самое прекрасное и нужное в жизни человека что она всегда была и будет высшим проявлением любви и что только ею одною человек победит природу и себя. 12.На молодой порубке где не поймешь что выше сочная трава или осиновая поросль в тенистой сырой прохладе вызревают ягоды величиной по наперстку полные земляничной влаги своей мягкие нежные с беленькими пятнышками там где держались за материнскую ветку.13.Мне все кажется что тот человек какой не видел цветущей вербы над затихшей водой и не заметил ее чистого отражения в этой воде в такой теплый денек с нависшим серым небом никогда не поймет что такое наша русская застенчивая весна. 14.Боброву вспомнились читанные им в журнале стихи в которых поэт говорит своей милой что они не будут клясться друг другу потому что клятвы оскорбили бы их доверчивую и горячую любовь.

Упражнение 132. Р асставьте, где нужно, знаки препинания. Объясните, почему в некоторых сложных предложениях на границе простых запятая не ставится. Распределите предложения по группам в соответствии с причиной исключения (однородные придаточные, устойчивый оборот и пр.).

1. Мне все эти Галины мысли давно наскучили тем более что она говорила о своем будущем признании слишком много. 2.Ему прежде всего было интересно узнать не сколько затрачено средств на стройку а каковы результаты каково качество этой важной для нас стройки. 3. Мы въехали в такую чащу и ветки так били нас по лицу что пришлось остановить лошадей. 4. Он понимал и что нужно делать и как но один не решался выполнить эту работу. 5. И вдруг заместо грозы откуда ни возьмись дождик. 6.Не могу объяснить почему но я знал что сейчас случится несчастье. 7. В начале апреля в прохладный вечер когда закат уже потух и зеленовато-линялое небо светилось фосфоричеким светом не бросая теней Даша возвращалась с островов пешком. 8.Какие люди и как они туда попали никто не знает. 9.Любой труд приносит удовлетворение особенно если знаешь что результаты его нужны обществу. 10. Все лицо женщины было той особенной белизны которая бывает на лицах людей проведших долгое время взаперти и которая напоминает ростки картофеля в подвале. 11.Дети сейчас делают что хотят. 12.Не зная ни кто нас зовет ни куда нужно идти я и старуха вскочили и бросились сквозь дым. 13.Глухая ночь проходила неведомо куда над городком над черными полями и разливом. 14.Нотут же он понял что понадобится отчаянная смелость чтобы нажать кнопку звонка у ее дверей и что он вряд ли на это решится. 15.Девочка знала что между отцом и матерью была ссора и что мать не могла быть весела и что отец должен знать это и что он притворяется спрашивая об этом так легко. 16.Я к вам пишу случайно право не знаю как и для чего. 17.Впервые увидев трактор Василий решил во что бы то ни стало стать трактористом.

Упражнение 133. О пределите, в каких случаях выделенные слова представляют собой сложный подчинительный союз, а в каких первый компонент является указательным словом в глав ной части, второй — простым подчинительным союзом. Объясните постановку или отсутствие запятой на стыке разных союзов.

1. Длятого чтобы иметь душевное спокойствие надо было решить то дело для которого он приехал в Москву. 2. Как чудесно что она существует именно сейчас и делает все что в ее слабых силах для украшения и обогащения земли для того чтобы людское существование становилось легче, разумнее справедливее и прекраснее. 3. Дружба оттого что сдабривается новыми впечатлениями становится только крепче. 4. Возможно от того что облака почти касались верхушек берез на земле было тихо и тепло. 5. Вследствие того что деревья постоянно приходится видеть близко перед собой глаз утомляется и ищет простора. 6.С тех пор как мы знаем друг друга ты ничего мне не дал кроме страданий. 7. Это был не купленный а свой собственный крыжовник собранный в первый раз с тех пор как были посажены кусты. 8. Я пришел не потому что соскучился а потому что хотел увидеть твои лучистые глаза. 9. В августовские ночи на западе там где если лететь птицей должна находиться Москва в черном небе начинали вспыхивать звездочки. 10. Прошло дней десятъ и каждый из десяти дней равен был месяцу потому что когда с утра до вечера прислушиваешься не пробивается ли сквозь вой пурги шум мо-торов время стоит на месте. 11. Мы решили что нам уже нельзя больше оставаться в этом городе и что когда я добуду немного денег то мы переедем куда-нибудь в другое место. 12.Но многие вероятно остались в твердом убеждении что еслибгарнизон показал более храбрости тодесятка два хищников остались бы на месте. 13.Он вошел в небольшую комнатку где прежде чем он увидел что-нибудь у него захватило дыхание от запаха чего-то кислого и затхлого который здесь был гораздо гуще, чем в большой комнате, и, вероятно, отсюда распространялся по всему дому. 14.Темнело и когда они вошли в реденькую березовую рощу стволы показались яркими бумажно-серыми полосами, налепленными на лиловый сумрак и такой же бумажной белизной светились в траве ранние ромашки. 15. Я почувствовал что желудок мой совершенно пуст и для того чтобы дойти до дому я обязательно должен что-нибудь съесть хотя бы жесткую хлебную корку со стаканом чистой воды. 16. И когда кончились последние деревья сказочно расстелился перед нами луговой ковер взбегающий на пригорок. 17. Дымову хотелось и пить и есть но чтобы не портить себе аппетита, он отказался от чая. 18. Большинство ночей я провожу на озерах, а когда остаюсь дома то ночую в старой беседке. 19. А когда солнце, обещая долгий непобедимый зной стало припекать землю все живое что ночью двигалось и издавало звуки погрузилось в полусон. 

Упражнение 134. Расставьте знаки препинания.

Во дворе сразу два события – пилят дрова и летают грачи. Денёк окончательно разгулялся. Грачи с суматошным гамом носятся над тополем. Лишь на один миг присаживаются они на вершине дерева и тогда видно как на сложенных крыльях вспыхивают солнечные блики.

    Тополь тоже озарен солнцем. Толстые обнаженные ветви светлокоро выделяются на весенней синеве. Ветви заканчиваются сплошной путаницей мельчайших веточек.

    Всю долгую жизнь тополь тянется к солнцу. Он протягивает ветви на восток чтобы встретить светило в самые первые мгновения как только оно покажется над краем земли. На юг простёрто ветвей больше чем в любую другую сторону потому что в полуденные часы солнце очень щедро. Даже на заходе тополь не упускает момента воспользоваться последним теплом и светом. Но и северная сторона тоже во всеоружии. Дерево и туда простерло свои ветви на всякий случай если солнце вздумает заглянуть с этого края. Каждый год он наращивает самые тонкие веточки новыми побегами чтобы еще приблизиться к светилу. Он не выглядывает из-за заборов и сараев он поднялся над всем этим чтобы ничто не мешало видеть источник света и первым встречать его на восходе. Каждый год он старательно располагает свои листья так чтобы ни один луч упавший на него не пролетел мимо в какую-нибудь прореху в его кроне. Он раскинул над собой такой шатер что даже капля дождя не сможет упасть на землю не задев листа. А чтобы случайная буря не разрушила вековой работы год от года наращивает мощь ветвей и все глубже уходит корнями в землю. Ему еще многие десятилетия держать на себе свое обширное поднебесное царство.

(По Е. Носову)

Осторожно погружая в рыхлую землю острие кола я с болью прислушивался не хрустят ли не лопаются ли там в земле нежные драгоценные корешки не сдирается ли с них коричневая кожица не обрываются ли они напрочь. Вишенье мы решили посадить так чтобы как только выйдешь из калитки в сад сразу начиналась бы в будущем этакая вишневая аллея то есть чтобы тропинка вдоль сада а по сторонам и над тропинкой сплеталось ветками цветущее белое вишенье.

Идея красивая. Но как это часто бывает она попала на каменистую почву. Как раз по сторонам от тропинки раньше давным-давно помещался двор мощенный в три ряда речным булыжником и что еще хуже здесь же проходила широкая кирпичная стена двора от которой теперь не осталось и следов но оказывается остался в земле глубокий кирпичный фундамент как все равно остаются в челюсти хорошо разветвленные корни от неудачно вырванного зуба.

(В. Солоухин)

Упражнение 135.Решите тест на тему «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении».

Дата: 2019-02-25, просмотров: 865.