Знаки препинания при прямой речи и диалоге
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правило:

 В тексте прямая речь может передаваться двояко:

В строку С абзаца
Мужичок ответил: «Куда нам теперь без него». Мужичок ответил: – Куда нам теперь без него.

 

1. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то она заключается в кавычки. Основные схемы расположения прямой речи и слов автора выглядят следующим образом:

 

1.После слов автора 2. Прерывается словами автора 3. Перед словами автора 4. Внутри слов автора
А: «П». «П, – а, – п». «П, – а. – П». «П», – а. А: «П», – а.
А: «П!» «П! – а. – П». «П, – а, – п!»   «П!» – а. А: «П!» – а.
А: «П?» «П? – а. – П». «П, – а, – п?»   «П?» – а. А: «П?» – а.
А: «П…» «П… – а. – П».   «П…» – а. А: «П…» – а.

 

Обратите внимание! Знаки восклицания, вопроса (а также многоточие, обозначающее умолчание) ставятся до кавычек, точка ставится после них. Тире всегда предваряет слова автора, стоящие в постпозиции к прямой речи.

Примеры:

1. А: «П».Сидоров сказал: «Вернусь поздно».

А: «П!» Волк закричал: «Ну, погоди!»

А: «П?» Она спросила: «Как Анюта?»

А: «П…» Он тяжело вздохнул: «Не повезло…»

2. «П, – а, – п».«В ущелье,ответил Мэро,кто-то погибает».

«П, – а. – П». «Артем уже все знает, – подумал Павка. – Артем может и отругать и поколотить».

«П! – а. – П». «Морозка! – крикнул Бакланов вслед уезжавшим. – Вы все-таки не теряйте друг друга из виду».

«П, – а, – п!» «Мессир, – тревожно-фальшивым голосом отозвался кот, – вы переутомились, нет шаха королю!»

«П? – а. – П». «Ну что же, долго это будет продолжаться? – спросил Воланд. – Шах королю».

«П, – а, – п?» «Не понимаю, – сухо возражал кот, – почему бреясь сегодня, Азазелло и Коровьев могли посыпать себя белой пудрой, а чем она лучше золотой?»

«П… – а. – П». «Кого прощать, кого любить… – думал Женя перед сном в кладовке. – Это сейчас самое главное: кого прощать, кого любить…»

3. «П», - а. «Закрой дверь», – попросил учитель.

«П!»- а. «У меня ничего нет!» – охнула Елена.

«П?» – а. «Кофе будешь?» – спросил Деймон.

«П…» – а. «Все решено…» – прошептал он.

14. А: «П», – а. Мальчик выглядел невозмутимо, продолжал писать письмо: «Если это всё, оставьте меня, пожалуйста», – ответил он незваным гостям.

А: «П!» – а. Все подлетели к Ане с букетами и подарками: «Поздравляем!» – дружно кричали ребята.

    А: «П?» - а. На вопрос мой: «Жив ли старый смо­тритель?» никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. Взгляд голубых глаз бегал по округе: «Ты уверен, что мы не потерялись?» – спросил Миша.

А: «П…» – а. Юноша стоял молча: «Уходи…» – отстраненно проговорил он.

Дополнительные схемы:

Ø «П,?! – а: - П». «Прощай, брат! сказал он Аркадию, уже взобрав­шись на телегу, и, указав на пару галок, сидевших рядышком на крыше конюшни, прибавил: Вот тебе! Изу­чай!».

В таких предложениях в составе авторских слов имеются два глагола речи или мысли, один из которых вводит первую часть прямой речи, а другой — вторую.

Ø «П,?!» – а и а: «П». «Что за гора?» спросил я, потягиваясь, и услышал в ответ: «Это Арарат».

Перед нами синтаксическая конструкция с двумя само­стоятельными репликами разных лиц, между которыми в составе одного предложения располагаются две группы авторских слов.

Ø «П» - а. «Как это все сделалось! И к чему было спешить? А впрочем, один                     конец» вот что думал он, раскланиваясь на все стороны с при­нужденной улыбкой.

В последнем примере отсутствует запятая между кавычками и тире, т.к. авторское предложение, следующее за прямой повествовательной речью, не вводит ее, а содержит лишь харак­теристику прямой речи, начинаясь обычно словами так говорит, так указывает, так сказал, вот что сказал, вот как описывает и т. п., или представляет собой присоединительную конструкцию.

Ø А: «П», а: «П».Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!», я скажу: «Не надо рая, дайте родину мою».

2. Диалог может оформляться двумя способами: а) без кавычек через тире и б) с кавычками.

А) При оформлении диалога без кавычек каждая реплика начинается с новой строки, и перед ней с абзаца ставится тире, например:

Татьяна Андреевна спросила:

Что нового, Алексей Александрович?

В театре или в Европе?

И там и тут.

Вставляемый между репликами повествовательный текст тоже располагается с абзаца, например:

Сколько вам лет, товарищ?

Пошел семнадцатый.

Вы здешний?

Красноармеец улыбается.

 - Да, я только позавчера во время боя в армию вступил.

Игнатьева всматривается в него.

Кто ваш отец?

Помощник машиниста.

Б) При записи диалога подряд в строку (без абзаца) каж­дая реплика заключается в кавычки.

Причем при встрече кавычек, закрывающих предыдущую реплику и открыва­ющих последующую, между ними ставится тире. Такое положение обычно создается, когда реплика диалога не сопровождается словами автора, например: Чей-то голос раздался позади него. «Вы к профессору?» расслышал он и обернулся. «Да, к нему».«Не отвеча­ет?» «Нет».«Он в это время всегда дома».«Да, я знаю».«Ну-ка, постучите еще».

Если же после предыдущей реплики идут слова автора, то перед последующей репликой тире не ставится, напри­мер: «Все ли здесь?» спросил Дубровский. «Все, кроме дозорных»,отвечали ему. «По местам!» закричал Ду­бровский.

 

3. Только запятыми, без тире, обычно выделяется одно автор­ское словоговорю, говорити т. п., которое при воспроизведении чужой речи выступает в функции вводного слова, указывающего на источник сообщения, например: Чем, говорит, я тебе не по сердцу?

4. Только кавычками (без предшествующего двоеточия и последую­щего тире) выделяется прямая речь (или часть ее) в роли субстанти­вированного члена предложения, например: Сказать прямо «я вас не люблю» ему было не под силу... Дальше при них будут действовать обычные пунктуационные правила, например об оформлении однородных членов предложения:Я не люблю пустого словаря любовных слов и жалких выражений: «Ты мой», «Твоя», «Люб­лю», «Навеки твой».

Дата: 2019-02-25, просмотров: 486.