Правило:
В тексте прямая речь может передаваться двояко:
В строку | С абзаца |
Мужичок ответил: «Куда нам теперь без него». | Мужичок ответил: – Куда нам теперь без него. |
1. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то она заключается в кавычки. Основные схемы расположения прямой речи и слов автора выглядят следующим образом:
1.После слов автора | 2. Прерывается словами автора | 3. Перед словами автора | 4. Внутри слов автора |
А: «П». | «П, – а, – п». «П, – а. – П». | «П», – а. | А: «П», – а. |
А: «П!» | «П! – а. – П». «П, – а, – п!» | «П!» – а. | А: «П!» – а. |
А: «П?» | «П? – а. – П». «П, – а, – п?» | «П?» – а. | А: «П?» – а. |
А: «П…» | «П… – а. – П». | «П…» – а. | А: «П…» – а. |
Обратите внимание! Знаки восклицания, вопроса (а также многоточие, обозначающее умолчание) ставятся до кавычек, точка ставится после них. Тире всегда предваряет слова автора, стоящие в постпозиции к прямой речи.
Примеры:
1. А: «П».Сидоров сказал: «Вернусь поздно».
А: «П!» Волк закричал: «Ну, погоди!»
А: «П?» Она спросила: «Как Анюта?»
А: «П…» Он тяжело вздохнул: «Не повезло…»
2. «П, – а, – п».«В ущелье,— ответил Мэро,— кто-то погибает».
«П, – а. – П». «Артем уже все знает, – подумал Павка. – Артем может и отругать и поколотить».
«П! – а. – П». «Морозка! – крикнул Бакланов вслед уезжавшим. – Вы все-таки не теряйте друг друга из виду».
«П, – а, – п!» «Мессир, – тревожно-фальшивым голосом отозвался кот, – вы переутомились, нет шаха королю!»
«П? – а. – П». «Ну что же, долго это будет продолжаться? – спросил Воланд. – Шах королю».
«П, – а, – п?» «Не понимаю, – сухо возражал кот, – почему бреясь сегодня, Азазелло и Коровьев могли посыпать себя белой пудрой, а чем она лучше золотой?»
«П… – а. – П». «Кого прощать, кого любить… – думал Женя перед сном в кладовке. – Это сейчас самое главное: кого прощать, кого любить…»
3. «П», - а. «Закрой дверь», – попросил учитель.
«П!»- а. «У меня ничего нет!» – охнула Елена.
«П?» – а. «Кофе будешь?» – спросил Деймон.
«П…» – а. «Все решено…» – прошептал он.
14. А: «П», – а. Мальчик выглядел невозмутимо, продолжал писать письмо: «Если это всё, оставьте меня, пожалуйста», – ответил он незваным гостям.
А: «П!» – а. Все подлетели к Ане с букетами и подарками: «Поздравляем!» – дружно кричали ребята.
А: «П?» - а. На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. Взгляд голубых глаз бегал по округе: «Ты уверен, что мы не потерялись?» – спросил Миша.
А: «П…» – а. Юноша стоял молча: «Уходи…» – отстраненно проговорил он.
Дополнительные схемы:
Ø «П,?! – а: - П». «Прощай, брат! — сказал он Аркадию, уже взобравшись на телегу, и, указав на пару галок, сидевших рядышком на крыше конюшни, прибавил: — Вот тебе! Изучай!».
В таких предложениях в составе авторских слов имеются два глагола речи или мысли, один из которых вводит первую часть прямой речи, а другой — вторую.
Ø «П,?!» – а и а: «П». «Что за гора?» — спросил я, потягиваясь, и услышал в ответ: «Это Арарат».
Перед нами синтаксическая конструкция с двумя самостоятельными репликами разных лиц, между которыми в составе одного предложения располагаются две группы авторских слов.
Ø «П» - а. «Как это все сделалось! И к чему было спешить? А впрочем, один конец» — вот что думал он, раскланиваясь на все стороны с принужденной улыбкой.
В последнем примере отсутствует запятая между кавычками и тире, т.к. авторское предложение, следующее за прямой повествовательной речью, не вводит ее, а содержит лишь характеристику прямой речи, начинаясь обычно словами так говорит, так указывает, так сказал, вот что сказал, вот как описывает и т. п., или представляет собой присоединительную конструкцию.
Ø А: «П», а: «П».Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!», я скажу: «Не надо рая, дайте родину мою».
2. Диалог может оформляться двумя способами: а) без кавычек через тире и б) с кавычками.
А) При оформлении диалога без кавычек каждая реплика начинается с новой строки, и перед ней с абзаца ставится тире, например:
Татьяна Андреевна спросила:
— Что нового, Алексей Александрович?
— В театре или в Европе?
— И там и тут.
Вставляемый между репликами повествовательный текст тоже располагается с абзаца, например:
— Сколько вам лет, товарищ?
— Пошел семнадцатый.
— Вы здешний?
Красноармеец улыбается.
- Да, я только позавчера во время боя в армию вступил.
Игнатьева всматривается в него.
— Кто ваш отец?
— Помощник машиниста.
Б) При записи диалога подряд в строку (без абзаца) каждая реплика заключается в кавычки.
Причем при встрече кавычек, закрывающих предыдущую реплику и открывающих последующую, между ними ставится тире. Такое положение обычно создается, когда реплика диалога не сопровождается словами автора, например: Чей-то голос раздался позади него. «Вы к профессору?» — расслышал он и обернулся. «Да, к нему».— «Не отвечает?» — «Нет».— «Он в это время всегда дома».— «Да, я знаю».— «Ну-ка, постучите еще».
Если же после предыдущей реплики идут слова автора, то перед последующей репликой тире не ставится, например: «Все ли здесь?» — спросил Дубровский. «Все, кроме дозорных»,— отвечали ему. «По местам!» — закричал Дубровский.
3. Только запятыми, без тире, обычно выделяется одно авторское словоговорю, говорити т. п., которое при воспроизведении чужой речи выступает в функции вводного слова, указывающего на источник сообщения, например: Чем, говорит, я тебе не по сердцу?
4. Только кавычками (без предшествующего двоеточия и последующего тире) выделяется прямая речь (или часть ее) в роли субстантивированного члена предложения, например: Сказать прямо «я вас не люблю» ему было не под силу... Дальше при них будут действовать обычные пунктуационные правила, например об оформлении однородных членов предложения:Я не люблю пустого словаря любовных слов и жалких выражений: «Ты мой», «Твоя», «Люблю», «Навеки твой».
Дата: 2019-02-25, просмотров: 530.