Обращения, междометия и утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Обращения

Правило:

1. Обращения (т.е. слова и сочетания слов, называющие адресата речи) обособляются при помощи запятых или восклицательного знака: Друзья мои, прекрасен наш союз! Я помню долг свой пред тобой, Россия, я не забу­ду никогда о нем. Молодой уроженец Неаполя! Что оставил в России ты на поле?

 Обращениямогут быть выражены существительными, субстантивированным прилага­тельным, причастием в форме именительного падежа, а также любой словоформой (или оборотом с ней): Здравствуй, в белом сарафане из серебряной парчи! Эй,кто там покрепче, давай сюда, к воротам!

2. Если после обращения имеется определение или приложение, то оно обособляется; такое определение воспринимается как второе обращение: Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая! Части расчлененного обращения выделяются отдельно, каждая сама по себе.

3. При обращении, разорванном членами предложения, запятыми выделяется каждая часть обращения: Отколе, умная, бредешь ты, голова?

4. Если повторяющееся обращение соединено союзом а, то союз запятой от обращения не отделяется, например: «Барин, а барин!» промолвил вдруг Касьян своим звучным голосом.

При неповторяющемся обра­щении а выступает в качестве междометия и отделяется запятой, например: «А, старина, здравствуй!» восклик­нул Базаров.

Исключения:

1. Личные местоимения 2-го лица ты, вы обычно не выступают в роли обращений, а выполняют функцию подлежащего, в том числе и в предложениях с обращением, например: Ты, Волга, русская река, легла врагу преградой. Пре­краснывы, поля земли родной, еще прекрасней ваши непо­годы.

Местоимения ты, вы могут выполнять функцию обращения в следующих случаях:

А) если указанные местоимения входят в со­став распространенного обращения с оценочным или каче­ственно характеризующим значением, вместе с которым пунктуационно выделяются, например: Ах!! Извините! Чтовы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя? Милый друг ты мой, не стыдись, не вешай голову...

Б) В отдельных случаях местоимения ты, вызаменяют название лица, к которому говорящий обращается с речью, и сами по себе выступают в роли обращения, выделяясь за­пятыми, а если они стоят в начале предложения, после них может ставиться восклицательный знак, например: Цыц, ты! Она тебе больше не слуга. Эй, вы! Кончай­те скорее! Домой! Назад, вы, там!

В) Обра­щение, выраженное местоимением, может поясняться дру­гим постпозитивным обращением с более конкретным смыслом, которое отделяется от предшествующего поясняемого обра­щения запятой (после него ставится запятая или восклица­тельный знак) или оформляется самостоятельно с воскли­цательным знаком, как и предшествующее местоименное об­ращение, например: *Вы, третья с краю, с копной на лбу, я вас не знаю. Я вас – люблю. *Ты, быстроглазая, всё от твоих проказ. *Тише, ты, дрянь!  *Эй, вы! Демоны сонные! Гляди в оба!

2. Не являются обращениями и не выделяются за­пятыми имена, называющие предмет в значении 3-го лица и употреб­ляющиеся при форме повелительного наклонения глагола со значением пожелания, просьбы (в этом случае форма 2-го лица повелительного наклонения равна форме 3-го лица с частицей пусть), напри­мер: Приходик нему лечиться и корова, и волчица (= Пусть придут к нему лечиться и ворона, и волчица).

Междометия

Правило:

1. Междометия (ах, ох, ой, эх, эй, ну, увы, чу, ура, господи, боже мой, слава богу и т. п.) обособляются запятыми или восклицательным знаком.

Если междометие предшествует  эмоционально окрашенному обра­щению, то отделяется от него запятой (реже - воскли­цательным знаком): Эй,землячок!.. А нет ли у вас, землячок, спички? (Купр.) О, какая суровая, какая длинная зима! (Ч.) Мы устремились в дверь, но, увы, она была заперта изнутри…(Пауст.)

2. При постановке знаков препинания от междо­метий следует отличать омонимичные частицыо, ах, ох, нуи др., которые выполняют усилительную функцию и запятыми ни от обращений, ни от вопросительно-восклицательных слов не отделяются: О Волга! После многих лет я вновь принес тебе привет. Ну как ты? Ср. О, ветер! О, снежные бури!

Примечания:

Частицаообычно употребляется при эмоционально окрашенном обращении и перед словами да, нет: О другиигрищ и забав, уж я вас больше не увижу! Хороша ты, о белая гладь! О нет! Словами делу не поможешь.

Частицыо, ой, ах, ох, эхи др. часто употребляются перед личными местоимениями ты, вы, которые предшествуют обращению: О ты, по­следняя любовь! Ты и блаженство и безнадежность. Ой ты, Русь, моя родина кроткая, лишь к тебе я любовь берегу. Эх ты, анютины глазки с косичками!  Эх вы, рассудители!

Частицанус усилительным значением может употребляться перед любым словом: Ну что вы говорите!.. Ну как?.. Клюет? «Ну полно, полно!» сказал Печорин, обняв его друже­ски.

Частицыах, ух, ох, ойи т. п. могут предшествовать словам какой, как, вместе с последними выражая высокую степень признакапредмета или действия (запятыми не выделяются): ...Да и таежные богатства ох как нынче нужны. (Аст.) Вода в реке ух какая холодная! (Изв.) Ср. перед повторяющимися словами типа: веселье, ух веселье!.. ...беда, ох беда! ...приятно, ах приятно! ...хочется, ой хочется!

В значении частиц выступают ах, ох, ух, аи, дав синтакси­чески неделимых эмоционально-экспрессивных предложениях, в которых основной компонент, как правило, существительное в именительном падеже; ему может предшествовать личное местоимение. Внутри таких предложений запятая не ставится: Ах я глупец! Ах ты негодник! Ах он безумец! Ах вы плуты! Ах они разбойники! Ух ты проказник! Ох эти шалунишки! Ах и прелесть! Ух и погода! Ай да сосед!

Упражнение 120. Расставьте при вводных конструкциях знаки препинания. Не путайте вводные слова с омонимичными формами.

1. Казалось бы в Америке мы должны были стать лег­кими жертвами изощренной рекламной индустрии, что называется — на новенького. 2. В действительности на эмигранта реклама дей­ствует устрашающе. 3. На­конец в кадре появляются спокойные, полные уверен­ности в завтрашнем дне лица рядовых американцев. 4. Конечно подлинные происшествия – хлеб журналиста, но настоящий литератор должен их тщательно перерабатывать в художественные произведения. 5. Но вооб­ще-то любая эпоха считала себя декадентской. В лю­бые времена нарождающиеся художественные формы казались да и были варварскими. 6. Экскурсовод начал отвечать по-видимому не поняв иронии. 7. Здесь по крупи­цам воссоздан, а впрочем скорее сохранен националь­ный идеал, правильный, как круговорот природы, уме­ренный, как климат средних широт. 8. Дверь вела в комнату, по-видимому служившую столовой. 9. Когда такая но­вость наконец приходила, уже поздно было что-нибудь предпринимать. 10. И странное дело мы, которые в течение трехсот шестидесяти пяти дней так великолепно надуваем друг друга, в этот единственный день первого апреля окончательно теряемся. 11. С одной стороны знания студентов были глубокими, с другой – они оказались очень односторонними. 12. Несчастье его не изменило а напротив он стал еще энергичнее.

 

Упражнение 121. Отредактируйте постановку знаков препинания при вводных словах, конструкциях и омонимичных им формах.

1) Быть может, понимая друг друга без слов, они молча переглядывались.

2) Поэтому наиболее характерными формами совре­менной культуры являются те, которые не производят предмет искусства (книга, фильм, картина), а преобра­зуют саму жизнь.

3) С точки зрения готики питсбургский Храм Науки не хуже парижского Нотр-Дама, разве что лет на семь­сот моложе.

4) Может быть потому так приятно любоваться осен­ними листьями в Нью-Хэмпшире, что приезжаешь ту­да из Нью-Йорка—города, живущего вопреки норме.

5) Можно сказать, что оркестр — по­зволю себе теперь определение, суще­ствует как оркестр лишь тогда, когда в его составе есть контрабас.

6) Итак, я хочу подвести вас к мысли, что контрабас бесспорно является важ­нейшим инструментом в оркестре.

7) У паперти собора толклись по камням серые, обтрепанные люди, чего-то, видимо ожидая, и гудели, как осы разоренного гнезда.

8) И пожалуй, он правильно поступил.

9) Таким образом складывалась его непутевая жизнь.

10)Однако, и у папы, и у Бунина были одинаковые стальные пенсне на длинных черных шнурках.

11)Бабушка Вера, истомившаяся без слушателей не могла же она считать собеседником денщика с палевыми веснушками! сразу обрушила на них ворох городских новостей.

Упражнение 122.Расставьте знаки препинания в предложениях с междометиями, обращениями, отрицательными и утвердительными словами.

1.Синие горы Кавказа приветствуювас! 2. Нет моего к тебе пристрастья я скрыть нев си­лах мать-Земля! 3.Так вот ты какая Москва! 4.Красуйся град Петрови стой неколебимо, как Россия. 5.Сыпь ты черемухаснегом, пойте вы птахи в лесу. 6.Помоги кто-нибудь! 7.Минута сладкого свиданьяи для меня блеснула ты! 8.Но юноша избравший смелый путьо слове «нет» немедля позабудь! 9.Природы ми­лое творенье цветок долины украшенье на миг взлелеян­ный весной безвестен ты в степи глухой! 10.О Русь покойный уголоктебя люблю тебе и верую. 11. Простите милаяно ей-богуя готов драться! 12.Эх не удержать не повернуть назад колесо времени. 13. Чу не жаворонка ль глас?.. 14.Жизнь увы не вечный дар! 15.Ах поля мои борозды милыехороши вы в печали своей! 16. «Я выстрелил, — продолжал граф, — и слава богудал промах...»

Упражнение 123. Расставьте знаки препинания.

    Первое впечатление, которое производил на вас вид этого человека, было чувство какой-то грубой тяжелой но неотразимой силы. Сложён он был неуклюже «сбитнем» как говорят у нас но от него так и несло несокрушимым здоровьем, и странное дело его медвежеватая фигура не была лишена какой-то своеобразной грации происходившей может быть от совершенно спокойной уверенности в собственном могуществе. Трудно было решить с первого разу, к какому сословию принадлежал этот Геркулес; он не походил ни на дворового ни на мещанина ни на обедневшего подьячего в отставке ни на мелкопоместного разорившегося дворянина псаря и драчуна: он был уж точно сам по себе. Вел он себя не то что скромно в нем вообще не было ничего скромного но тихо; он жил, словно никого вокруг себя не замечал и решительно ни в ком не нуждался. Дикий Барин так его прозвали; настоящее же его имя было Перевлесов пользовался огромным влиянием во всей округе; ему повиновались тотчас и с охотой, хотя он не только не имел никакого права приказывать кому бы то ни было но даже сам не изъявлял малейшего притязания на послушание людей, с которыми случайно сталкивался. В этом человеке было много загадочного; казалось какие-то громадные силы угрюмо покоились в нем, как бы зная, что раз поднявшись, что сорвавшись раз на волю, они должны разрушить и себя и все до чего ни коснутся... Особенно поражала меня в нем смесь какой-то врожденной природной свирепости и такого же врожденного благородства, - смесь, которой я не встречал ни в ком другом.

(По И.С. Тургеневу)

Упражнение 124.Решите тест на тему  «Знаки препинания при словах и конструкциях, не являющихся членами предложения».

Дата: 2019-02-25, просмотров: 600.