ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ. РОЛЬ РЕАКТИВНОСТИ ОРГАНИЗМА В ПАТОЛОГИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Цель занятия: Уяснить основные механизмы формирования специфической реактивности организма. Уметь объяснять влияние внутренних и внешних факторов на реактивность; оценивать реактивность и резистентность организма по данным клинико-лабораторных исследований (состояние нервной системы, неспецифических барьеров, гормонального фона, иммунной системы и др.).

 

Процесс изучения материалов занятия направлен на формирование у студентов следующих компетенций:

- способности и готовности проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики с учетом возрастно-половых групп пациентов (ПК- 6);

- способности и готовности использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у детей и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);

- способности и готовности к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств в педиатрии, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследования (ПК-32).

 

В результате освоения материалами занятия студент должен:

Знать:

- Понятие об этиологии. Роль причин и условий в возникновении заболеваний.

- Повреждение как начальное звено патогенеза. Уровни повреждения: субмолекулярный, молекулярный, субклеточный, клеточный, органно-тканевой, системный, организменный. Проявления повреждения на различных уровнях организма.

- Причинно-следственные отношения в патогенезе. Первичные и вторичные повреждения.

- Локализация и генерализация повреждения. Местные и общие реакции на повреждение, их взаимосвязь.

- Реактивность и резистентность. Определение понятий.

- Виды, формы реактивности, их характеристика.

- Факторы, определяющие реактивность: роль генотипа, возраста, пола, конституции.

- Значение анатомо-физиологических систем (нервной, эндокринной, иммунной и др.), их функционального состояния и особенностей обмена веществ в механизмах формирования реактивности.

- Показатели реактивности, их характеристика.

- Влияние факторов внешней среды на реактивность организма. Особенности реактивности человека; роль социальных и экологических факторов.

- Патологическая реактивность. Определение понятия. Характеристика.

- Направленное изменение индивидуальной и групповой реактивности как важнейшее средство профилактики и терапии болезней.

- Основные факторы, определяющие особенности патологии раннего периода онтогенеза.

- Особенности биологических барьеров, иммунной, нервной и эндокринной систем в детском возрасте.

- Особенности реактивности в детском возрасте и их значение в патологии; понятие о диатезах.

- Наиболее важные этиологические факторы детской патологии (детский травматизм, простуда, перегревание, нарушения пищевого режима, детские инфекции).

- Роль социальных факторов в патологии детского возраста и снижении детской смертности. Особенности процессов компенсации и восстановления функций в детском организме.

Уметь:

- объяснять основные механизмы формирования специфической и неспецифической реактивности организма.

- объяснять влияние внутренних и внешних факторов на реактивность;

- оценивать реактивность и резистентность организма по данным клинико-лабораторных исследований (состояние нервной системы, неспецифических барьеров, гормонального фона, иммунной системы и др.).

Владеть:

- методами оценки специфической и неспецифической реактивности.

 

Вопросы базовых дисциплин, необходимые для проработки темы

1. Факторы, обеспечивающие целостность организма. Барьеры внешней и внутренней среды организма (кожа, слизистые оболочки, клеточные мембраны, гистогематический и гематоэнцефалический барьеры). И их физико-химические и физиологические свойства.

2. Иммунитет, его виды. Иммунокомпетентные клетки, их кооперация в иммунном ответе. Нейро-гуморальная регуляция иммунного ответа. Иммунитет как регуляторная система. Иммунные системы различных органов.

3. Защитные рефлексы. Защитное поведение животных и человека. Функциональная система обеспечения целостности тканей организма.

4. Резистентность. Понятие о перекрестной резистентности и сенсибилизации.

 

ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПРИ САМОПОДГОТОВКЕ

1. Проявлениями биологической (видовой) реактивности являются:

1) сезонный анабиоз;

2) зоонозы;

3) воспаление;

4) аллергия;

5) антропонозы;

6) сезонные миграции животных.

 

2. К системам, определяющим реактивность, относят:

1) иммунную;

2) сердечно-сосудистую;

3) нервную;

4) кровь;

5) эндокринную;

6) выделительную;

7) неспецифические барьеры.

 

3. К показателям реактивности, характеризующим состояние нервной системы, относят:

1) хронаксию;

2) титр комплемента;

3) соотношение гормонов АКТГ/СТГ;

4) скорость и силу безусловных рефлексов;

5) концентрацию гормонов гипофиза;

6) скорость и силу условных рефлексов;

7) возбудимость.

8) концентрацию пирогенов в крови.

 

4. К показателям реактивности, характеризующим состояние эндокринной системы, относят:

1) концентрацию гормонов в крови;

2) возбудимость;

3) концентрацию гормонов в моче;

4) количество рецепторов к гормонам на клетках-мишенях;

5) концентрацию пирогенов в крови;

6) соотношение гормонов АКТГ/СТГ и ГКС/МК;

7) титр комплемента.

 

5. К показателям реактивности, характеризующим состояние иммунной системы, относят:

1) количество лимфоцитов;

2) соотношение гормонов АКТГ/СТГ;

3) численность и соотношение популяций и субпопуляций лимфоцитов;

4) концентрацию пирогенов в крови;

5) бактерицидные свойства кожи;

6) концентрацию иммуноглобулинов;

7) активность реакции бласттрансформации с митогенами.

8) хронаксию.

 

6. К показателям реактивности, характеризующим состояние неспецифических барьеров, не относят:

1) концентрацию иммуноглобулинов;

2) бактерицидные свойства кожи;

3) состав и кислотность желудочного сока;

4) концентрацию лизоцима в биологических жидкостях;

5) фагоцитарную активность нейтрофилов.

 

7. Проявлениями неспецифической физиологической реактивности могут быть:

1) шок;

2) кома;

3) сезонный анабиоз;

4) иммунитет;

5) аллергия;

6) сезонные изменения функции органов и систем.

 

8. Проявлениями специфической физиологической реактивности могут быть:

1) шок;

2) кома;

3) иммунодефицит;

4) сезонный анабиоз;

5) иммунитет врожденный;

6) иммунитет приобретенный;

7) аллергия.

 

9. Проявлениями повышенной специфической патологической реактивности могут быть:

1) аллергия гуморального типа;

2) иммунитет;

3) шок;

4) иммунодефициты;

5) иммунодепрессии.

6) кома;

7) аллергия клеточного типа.

 

10. Проявлениями сниженной специфической патологической реактивности могут быть:

1) аллергия гуморального типа;

2) иммунитет;

3) шок;

4) иммунодефициты;

5) иммунодепрессии;

6) аллергия клеточного типа;

7) кома;

8) анабиоз.

 

11. Вторичное повреждение наступает при:

1) нормергии;

2) гиперергии;

3) гипергии;

4) анергии;

5) дизергии.

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

 

1. 1, 2, 5, 6 5. 1, 3, 6, 7 9. 1, 7

2. 1, 3, 5, 7 6. 1             10. 4, 5

3. 1, 4, 6, 7 7. 3, 6         11. 2, 5

4. 1, 3, 4, 6 8. 5, 6

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

Опыт 1. Изучение адаптации организма человека к скоростной работе и работе на выносливость (проба Летунова)

При выполнении пробы испытуемый выполняет три нагрузки. Первая заключается в выполнении 20 приседаний за 30 сек. Вторая нагрузка - бег на месте в максимальном темпе в течение 15 сек - выполняется через 3 мин после первой. Третья нагрузка - трехминутный бег на месте в темпе 180 шагов в мин - выполняется спустя 4 мин после второй.

По окончании каждой из нагрузок у испытуемого регистрируют восстановление частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД). Регистрация этих показателей проводится на протяжении всего периода отдыха между нагрузками и в течение 5 мин после третьей нагрузки. Пульс подсчитывают с 10-секундным интервалом. По результатам исследования заполняют таблицу.

НОРМОТОНИЧЕСКИЙ тип реакции на пробу характеризуется выраженным в различной степени учащением пульса, повышением систолического и снижением диастолического артериального давления. Важным критерием является скорость восстановления ЧСС и АД до уровня величин покоя: после первой нагрузки - на второй минуте, после второй - на третьей минуте, после третьей - на четвертой минуте отдыха.

ГИПЕРТОНИЧЕСКИЙ тип реакции характеризуется резким повышением систолического АД до 180-220 мм рт.ст. Диастолическое давление либо не изменяется, либо повышается. Наблюдается более высокая пульсовая реакция с замедленным восстановлением ЧСС до исходных значений.

ГИПОТОНИЧЕСКИЙ тип реакции характеризуется крайне незначительным повышением систолического АД, резким учащением пульса после второй и третьей нагрузок до 170-190 ударов в мин. Время восстановления замедлено. Эти изменения могут быть связаны с тем, что увеличение минутного объема сердца обеспечивается, главным образом, за счет учащения сердечных сокращений, в то время как увеличение систолического объема незначительно.

ДИСТОНИЧЕСКИЙ тип реакции характеризуется снижением диастолического АД, которое после второй и третьей нагрузок становится равным 0 – «феномен бесконечного тока». Систолическое АД при этом максимально повышается до 180-200 мм рт.ст.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 2759.