Цель занятия: Уяснить основные механизмы формирования специфической реактивности организма. Уметь объяснять влияние внутренних и внешних факторов на реактивность; оценивать реактивность и резистентность организма по данным клинико-лабораторных исследований (состояние нервной системы, неспецифических барьеров, гормонального фона, иммунной системы и др.).
Процесс изучения материалов занятия направлен на формирование у студентов следующих компетенций:
- способности и готовности проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики с учетом возрастно-половых групп пациентов (ПК- 6);
- способности и готовности использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у детей и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);
- способности и готовности к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств в педиатрии, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследования (ПК-32).
В результате освоения материалами занятия студент должен:
Знать:
- Понятие об этиологии. Роль причин и условий в возникновении заболеваний.
- Повреждение как начальное звено патогенеза. Уровни повреждения: субмолекулярный, молекулярный, субклеточный, клеточный, органно-тканевой, системный, организменный. Проявления повреждения на различных уровнях организма.
- Причинно-следственные отношения в патогенезе. Первичные и вторичные повреждения.
- Локализация и генерализация повреждения. Местные и общие реакции на повреждение, их взаимосвязь.
- Реактивность и резистентность. Определение понятий.
- Виды, формы реактивности, их характеристика.
- Факторы, определяющие реактивность: роль генотипа, возраста, пола, конституции.
- Значение анатомо-физиологических систем (нервной, эндокринной, иммунной и др.), их функционального состояния и особенностей обмена веществ в механизмах формирования реактивности.
- Показатели реактивности, их характеристика.
- Влияние факторов внешней среды на реактивность организма. Особенности реактивности человека; роль социальных и экологических факторов.
- Патологическая реактивность. Определение понятия. Характеристика.
- Направленное изменение индивидуальной и групповой реактивности как важнейшее средство профилактики и терапии болезней.
- Основные факторы, определяющие особенности патологии раннего периода онтогенеза.
- Особенности биологических барьеров, иммунной, нервной и эндокринной систем в детском возрасте.
- Особенности реактивности в детском возрасте и их значение в патологии; понятие о диатезах.
- Наиболее важные этиологические факторы детской патологии (детский травматизм, простуда, перегревание, нарушения пищевого режима, детские инфекции).
- Роль социальных факторов в патологии детского возраста и снижении детской смертности. Особенности процессов компенсации и восстановления функций в детском организме.
Уметь:
- объяснять основные механизмы формирования специфической и неспецифической реактивности организма.
- объяснять влияние внутренних и внешних факторов на реактивность;
- оценивать реактивность и резистентность организма по данным клинико-лабораторных исследований (состояние нервной системы, неспецифических барьеров, гормонального фона, иммунной системы и др.).
Владеть:
- методами оценки специфической и неспецифической реактивности.
Вопросы базовых дисциплин, необходимые для проработки темы
1. Факторы, обеспечивающие целостность организма. Барьеры внешней и внутренней среды организма (кожа, слизистые оболочки, клеточные мембраны, гистогематический и гематоэнцефалический барьеры). И их физико-химические и физиологические свойства.
2. Иммунитет, его виды. Иммунокомпетентные клетки, их кооперация в иммунном ответе. Нейро-гуморальная регуляция иммунного ответа. Иммунитет как регуляторная система. Иммунные системы различных органов.
3. Защитные рефлексы. Защитное поведение животных и человека. Функциональная система обеспечения целостности тканей организма.
4. Резистентность. Понятие о перекрестной резистентности и сенсибилизации.
ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПРИ САМОПОДГОТОВКЕ
1. Проявлениями биологической (видовой) реактивности являются:
1) сезонный анабиоз;
2) зоонозы;
3) воспаление;
4) аллергия;
5) антропонозы;
6) сезонные миграции животных.
2. К системам, определяющим реактивность, относят:
1) иммунную;
2) сердечно-сосудистую;
3) нервную;
4) кровь;
5) эндокринную;
6) выделительную;
7) неспецифические барьеры.
3. К показателям реактивности, характеризующим состояние нервной системы, относят:
1) хронаксию;
2) титр комплемента;
3) соотношение гормонов АКТГ/СТГ;
4) скорость и силу безусловных рефлексов;
5) концентрацию гормонов гипофиза;
6) скорость и силу условных рефлексов;
7) возбудимость.
8) концентрацию пирогенов в крови.
4. К показателям реактивности, характеризующим состояние эндокринной системы, относят:
1) концентрацию гормонов в крови;
2) возбудимость;
3) концентрацию гормонов в моче;
4) количество рецепторов к гормонам на клетках-мишенях;
5) концентрацию пирогенов в крови;
6) соотношение гормонов АКТГ/СТГ и ГКС/МК;
7) титр комплемента.
5. К показателям реактивности, характеризующим состояние иммунной системы, относят:
1) количество лимфоцитов;
2) соотношение гормонов АКТГ/СТГ;
3) численность и соотношение популяций и субпопуляций лимфоцитов;
4) концентрацию пирогенов в крови;
5) бактерицидные свойства кожи;
6) концентрацию иммуноглобулинов;
7) активность реакции бласттрансформации с митогенами.
8) хронаксию.
6. К показателям реактивности, характеризующим состояние неспецифических барьеров, не относят:
1) концентрацию иммуноглобулинов;
2) бактерицидные свойства кожи;
3) состав и кислотность желудочного сока;
4) концентрацию лизоцима в биологических жидкостях;
5) фагоцитарную активность нейтрофилов.
7. Проявлениями неспецифической физиологической реактивности могут быть:
1) шок;
2) кома;
3) сезонный анабиоз;
4) иммунитет;
5) аллергия;
6) сезонные изменения функции органов и систем.
8. Проявлениями специфической физиологической реактивности могут быть:
1) шок;
2) кома;
3) иммунодефицит;
4) сезонный анабиоз;
5) иммунитет врожденный;
6) иммунитет приобретенный;
7) аллергия.
9. Проявлениями повышенной специфической патологической реактивности могут быть:
1) аллергия гуморального типа;
2) иммунитет;
3) шок;
4) иммунодефициты;
5) иммунодепрессии.
6) кома;
7) аллергия клеточного типа.
10. Проявлениями сниженной специфической патологической реактивности могут быть:
1) аллергия гуморального типа;
2) иммунитет;
3) шок;
4) иммунодефициты;
5) иммунодепрессии;
6) аллергия клеточного типа;
7) кома;
8) анабиоз.
11. Вторичное повреждение наступает при:
1) нормергии;
2) гиперергии;
3) гипергии;
4) анергии;
5) дизергии.
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
1. 1, 2, 5, 6 5. 1, 3, 6, 7 9. 1, 7
2. 1, 3, 5, 7 6. 1 10. 4, 5
3. 1, 4, 6, 7 7. 3, 6 11. 2, 5
4. 1, 3, 4, 6 8. 5, 6
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Опыт 1. Изучение адаптации организма человека к скоростной работе и работе на выносливость (проба Летунова)
При выполнении пробы испытуемый выполняет три нагрузки. Первая заключается в выполнении 20 приседаний за 30 сек. Вторая нагрузка - бег на месте в максимальном темпе в течение 15 сек - выполняется через 3 мин после первой. Третья нагрузка - трехминутный бег на месте в темпе 180 шагов в мин - выполняется спустя 4 мин после второй.
По окончании каждой из нагрузок у испытуемого регистрируют восстановление частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД). Регистрация этих показателей проводится на протяжении всего периода отдыха между нагрузками и в течение 5 мин после третьей нагрузки. Пульс подсчитывают с 10-секундным интервалом. По результатам исследования заполняют таблицу.
НОРМОТОНИЧЕСКИЙ тип реакции на пробу характеризуется выраженным в различной степени учащением пульса, повышением систолического и снижением диастолического артериального давления. Важным критерием является скорость восстановления ЧСС и АД до уровня величин покоя: после первой нагрузки - на второй минуте, после второй - на третьей минуте, после третьей - на четвертой минуте отдыха.
ГИПЕРТОНИЧЕСКИЙ тип реакции характеризуется резким повышением систолического АД до 180-220 мм рт.ст. Диастолическое давление либо не изменяется, либо повышается. Наблюдается более высокая пульсовая реакция с замедленным восстановлением ЧСС до исходных значений.
ГИПОТОНИЧЕСКИЙ тип реакции характеризуется крайне незначительным повышением систолического АД, резким учащением пульса после второй и третьей нагрузок до 170-190 ударов в мин. Время восстановления замедлено. Эти изменения могут быть связаны с тем, что увеличение минутного объема сердца обеспечивается, главным образом, за счет учащения сердечных сокращений, в то время как увеличение систолического объема незначительно.
ДИСТОНИЧЕСКИЙ тип реакции характеризуется снижением диастолического АД, которое после второй и третьей нагрузок становится равным 0 – «феномен бесконечного тока». Систолическое АД при этом максимально повышается до 180-200 мм рт.ст.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 2773.