Две одинаковые мыши помещают по отдельности в сосуды, закрепленные в центрифуге в диаметрально противоположном положении. Центрифугу закрывают крышкой и включают на скорость вращения 1000 об/мин. Через 20-25 сек центрифугу быстро останавливают и мышей извлекают на стол. Наблюдают за поведением животных, их подвижностью, окраской слизистых и кожи, состоянием глаз, частотой дыхательных движений.
Вопросы
1. Какие виды ускорения действуют на мышей при вращении в центрифуге?
2. Каково направление действия перегрузки?
3. Какие нарушения возникают у животного при действии перегрузки в поперечном направлении (направление спина – грудина или наоборот)?
4. Какие нарушения возникают при действии перегрузки в каудо-краниальном и кранио-каудальном направлениях?
5. Чем можно объяснить развитие у мышей цианоза и одышки?
6. Чем объясняется развитие экзофтальма, иногда выделение крови из ушей и носа при каудокраниальном направлении действия перегрузки?
7. Каков механизм нарушения координации движений?
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Патологическая физиология /Под ред. А.Д. Адо, М.А. Адо и др. М.: Триада-Х, 2002. – С. 1-14.
2. Патофизиология /Под ред. П.Ф. Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – Т.I. – С. 9-37.
3. Тестовые задания по курсу патофизиологии /Под ред. Г.В. Порядина. М.: ВУНМЦ. – 1998. – С. 4-5.
4. Методические рекомендации к занятиям по патофизиологии /Под ред. П.Ф. Литвицкого М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – С. 9-14.
Дополнительная
5. Патофизиология /Под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга. – Томск, 2001. – С. 10-65.
6. Патологическая физиология /Под ред. Н.Н. Зайко, Ю.В. Быця. М.: МЕДпресс-информ, 2002 – С. 4-36.
7. Черешнев В.А., Юшков Б.Г. Патофизиология. М.: Вече, 2001. – С. 6-33.
ОБЩИЙ АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ
Цель занятия: Уметь на основании клинико-лабораторных данных определять стадию общего адаптационного синдрома. Дифференцировать защитно-приспособительные и патогенные проявления стресса. Определять степень устойчивости организма при ди- и полистрессе.
Процесс изучения материалов занятия направлен на формирование у студентов следующих компетенций:
- способности и готовности проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики с учетом возрастно-половых групп пациентов (ПК- 6);
- способности и готовности использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у детей и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);
- способности и готовности к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств в педиатрии, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследования (ПК-32).
В результате освоения материалами занятия студент должен:
Знать:
- Стресс. Понятие о стрессе как неспецифической реакции организма.
- Стадии и патогенез стресса. Изменения нервно-гуморальной регуляции и обмена веществ в стадии:
- тревоги;
- резистентности;
- истощения.
- Триада Селье.
- Защитно-приспособительное и патогенное значение стресса. Стресс-реализующие и стресс-лимитирующие системы.
- Роль перекрестной резистентности и перекрестной сенсибилизации в патогенезе стресса.
- Понятие о болезнях стресса. Значение в понимании патогенеза ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, язвенной болезни, сахарного диабета, опухолей.
- Особенности и значение перинатального стресса.
- Механизмы стресса у детей раннего возраста.
Уметь:
- определять стадию общего адаптационного синдрома на основании клинико-лабораторных данных.
- дифференцировать защитно-приспособительные и патогенные проявления стресса.
- определять степень устойчивости организма при ди- и полистрессе.
Владеть:
- навыками анализа закономерностей функционирования отдельных органов и систем в норме и при патологии;
- основными методами оценки функционального состояния организма человека, навыками анализа и интерпретации результатов современных диагностических технологий.
Вопросы базовых дисциплин, необходимые для проработки темы
1. Гипоталамо-гипофизарная система. Нейросекреты гипоталамуса: либерины и статины. Функциональные связи гипоталамуса с гипофизом. Гипофиз. Гормоны аденогипофиза. Гормоны нейрогипофиза.
2. Надпочечники. Гормоны коркового вещества надпочечников, их роль в регуляции обмена веществ и функций организма. Функции мозгового вещества надпочечников. Регуляция функций надпочечников. Мужские и женские половые гормоны, их роль в регуляции обмена веществ и функций организма.
3. Изменения катаболизма при гипер- и гипофункции желез внутренней секреции.
4. Участие эндокринной системы в интегративной приспособительной деятельности организма.
5. Физиология адаптации. Определение понятия. Индивидуальная адаптация организма. Биологические и социальные факторы, лежащие в основе адаптации. Виды, фазы и критерии адаптации. Адаптация избегания, пассивный и активный типы приспособления. Механизмы развития адаптивных реакций. Резистентность. Понятие о перекрестной резистентности и сенсибилизации.
6. Возрастные особенности эндокринной системы.
ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПРИ САМОПОДГОТОВКЕ:
1. Триада Селье включает:
1) выход крови из депо;
2) гипертрофию коры надпочечников:
3) гипергликемию;
4) гиперадреналинемию;
5) атрофию лимфоидного аппарата;
6) повышенную продукцию релизинг-факторов;
7) централизацию кровообращения;
8) гиперволемию;
9) кровоизлияния в слизистую желудка и 12-перстной кишки.
2. Для стадии тревоги закономерны:
1) гипертрофия коры надпочечников;
2) гиперадреналинемия;
3) атрофия лимфоидного аппарата;
4) повышенная продукция релизинг - факторов;
5) гиперсекреция тропных гормонов гипофиза;
6) активация микросомального окисления в гепатоцитах;
7) кровоизлияния в слизистую желудка и 12-перстной кишки.
3. Для стадии резистентности закономерны:
1) атрофия коры надпочечников;
2) гиперсекреция глюкокортикостероидов;
3) гиперсекреция релизинг - факторов;
4) гиперсекреция минералокортикоидов;
5) гипертрофия лимфоидного аппарата;
6) гипосекреция тироксина;
7) гиперсекреция тироксина;
8) гиперсекреция андрогенов;
9) гипосекреция андрогенов;
10) гипосекреция эстрогенов;
11) гиперсекреция эстрогенов.
4. Для стадии истощения характерны:
1) активация анаболических процессов;
2) активация катаболических процессов;
3) гипертрофия коры надпочечников;
4) атрофия коры надпочечников;
5) снижение секреции АКТГ;
6) гиперсекреция АКТГ;
7) гиперсекреция кортикостероидов;
8) гипосекреция кортикостероидов;
9) гипергликемия;
10) гипогликемия;
11) стимуляция глюконеогенеза.
5. Механизмы патогенного эффекта глюкокортикостероидов:
1) глюконеогенез;
2) катаболизм жиров и белков;
3) активация гистаминазы;
4) активация гиалуронидазы;
5) мембраностабилизирующее действие;
6) иммунодепрессия;
7) активация секреции соляной кислоты;
8) торможение секреции слизи;
9) антивоспалительный эффект.
6. Механизмы адаптогенного эффекта глюкокортикостероидов:
1) глюконеогенез;
2) катаболизм жиров и белков;
3) активация гистаминазы;
4) ингибирование гиалуронидазы;
5) мембраностабилизирующее действие;
6) иммунодепрессия;
7) активация секреции соляной кислоты;
8) торможение секреции слизи;
9) антивоспалительный эффект.
7. Механизмы патогенного эффекта минералокортикоидов:
1) стимуляция реабсорбции натрия в проксимальном отделе канальцев нефрона;
2) повышение сосудистого тонуса;
3) увеличение объема циркулирующей крови;
4) активация фагоцитоза;
5) повышение артериального давления;
6) противовоспалительный эффект.
8. Механизмы адаптогенного эффекта минералокортикоидов:
1) стимуляция реабсорбции натрия в проксимальном отделе канальцев нефрона;
2) стимуляция пассивной реабсорбции воды;
3) увеличение объема циркулирующей крови;
4) повышение сосудистого тонуса;
5) повышение артериального давления;
6) активация фагоцитоза;
7) противовоспалительный эффект.
9. К адаптивным гормонам относятся:
1) АКТГ;
2) СТГ;
3) глюкокортикоиды;
4) эстрогены;
5) минералокортикоиды;
6) андрогены;
7) адреналин;
8) глюкагон;
9) инсулин;
10) тироксин;
11) паратгормон.
10. Синтоксический эффект адаптивных гормонов обусловлен:
1) активацией процессов окислительного фосфорилирования;
2) стимуляцией гликолиза;
3) стабилизацией клеточных мембран;
4) активацией микросомального окисления в гепатоцитах;
5) изоляцией стрессорного агента;
6) повышением проницаемости капилляров;
7) снижением проницаемости капилляров.
11. Кататоксический эффект адаптивных гормонов обусловлен:
1) активацией процессов окислительного фосфорилирования;
2) стимуляцией гликолиза;
3) стабилизацией клеточных мембран;
4) активацией микросомального окисления в гепатоцитах;
5) изоляцией стрессорного агента;
6) повышением проницаемости капилляров;
7) снижением проницаемости капилляров;
8) стимуляцией фагоцитоза.
12. К стрессорным механизмам гипертонической болезни относятся:
1) гиперэстрогенемия;
2) гиперадреналинемия;
3) повышенная секреция глюкокортикостероидов;
4) повышенная секреция минералокортикоидов;
5) повышенная секреция тироксина;
6) повышенная секреция андрогенов;
7) сниженная секреция минералокортикоидов.
13. К стрессорным механизмам ишемической болезни сердца относятся:
1) повышенная секреция андрогенов;
2) повышенная секреция эстрогенов;
3) гиперадреналинемия;
4) гиперсекреция минералокортикоидов;
5) гиперсекреция глюкокортикоидов;
6) атрофия коры надпочечников;
7) снижение секреции минералокортикоидов.
14. К стрессорным механизмам сахарного диабета относятся:
1) снижение секреции минералокортикоидов;
2) снижение секреции глюкокортикоидов;
3) гиперэстрогенемия;
4) гиперадреналинемия;
5) повышенная секреция глюкокортикоидов;
6) повышенная секреция СТГ;
7) повышенная секреция АКТГ.
15. К стрессорным механизмам злокачественного роста относятся:
1) гиперэстрогенемия;
2) гиперадреналинемия;
3) повышенная секреция глюкокортикоидов;
4) повышенная секреция минералокортикоидов;
5) повышенная секреция тироксина;
6) повышенная секреция андрогенов;
7) снижение секреции глюкокортикоидов.
16. К стрессорным механизмам язвенной болезни относятся:
1) повышенная секреция андрогенов;
2) гиперадреналинемия;
3) повышенная секреция эстрогенов;
4) сниженная секреция минералокортикоидов;
5) повышенная секреция минералокортикоидов;
6) сниженная секреция глюкокортикоидов;
7) повышенная секреция глюкокортикоидов.
Эталоны ответов
1. 2,5,9 5. 2,6,7,8 9. 1,2,3,4,5,6,7,10 13. 3,4
2. 2,4,5 6. 1,3,4,5,9 10. 3,5,7 14. 4,5,7
3. 2,4,7,8,11 7. 2,5 11. 4,8 15. 3
4. 2,4,6,8,10 8. 3,6 12. 2,4,5 16. 2,7
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Дата: 2019-02-25, просмотров: 519.