Культура и антикультура: вандализм как общественное явление
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Культурное развитие человечества знает не только подъемы, но и падения. Наряду с высокими взлетами духа культурное развитие знает и периоды глубочайшего одичания, периоды творческого созидания могут перемежаться жесточайшим разрушением созданного культурного богатства. Одним из показательных эпизодов такой драматической истории культуры стало нашествие племени вандалов на Древний Рим, оставившее по себе в истории понятие вандализм. Вандализмом принято называть действия людей или организаций, ведущие к уничтожению культурных ценностей. Чаще всего причиной вандализма является низкий культурный уровень, непонимание значимости уничтожаемых объектов.

Иногда люди не ведают, что творят, выбрасывая в утиль старинные книги, механические устройства или вещи, место которым в музее. Разумеется, для практического использования физически изношенные объекты не пригодны, и появление культурного мусора неизбежно. Речь идёт о необходимости бережного сохранения образцовых экземпляров (прецедентов) материальной и духовной культуры. Если человек по своему воспитанию и образованию не включён в определенную культурную традицию, он не в состоянии дать истинную оценку явлениям, предметам. Такого рода вандализм можно рассматривать как следствие ограниченного, потребительского отношения к культуре.     

Однако довольно часто имеет место, так сказать, «идейный» вандализм, в котором проявляется осознанная враждебность по отношению к тем или иным явлениям культуры. Примеров тому множество, начиная с уничтожения античных храмов в ходе борьбы христианства против язычества и заканчивая кострами из книг, которые горели на площадях в фашистской Германии в ХХ веке. Особенность этой разновидности вандализма состоит в убеждении людей, что они должны построить новую культуру только посредством ликвидации существующей культуры. Идеологический вандализм многолик и очень опасен, так как прикрывается лозунгами культурного прогресса. Его нельзя назвать социально детерминированным, поскольку в нем реализуется свободный выбор личности или умозрительный организационный проект.

К проявлениям вандализма следует отнести также использование культурных ценностей не по назначению с понижением их культурной функции. Например, использование храмового сооружения под склад есть вандализм, но если в нем музей или концертный зал, то это не выходит за пределы культурной нормы. 

Таким образом, существование вандализма зависит от многих причин. Соответственно основным формам культуры можно говорить о вандализме:

1) в духовной культуре (борьба с инакомыслием, политические и религиозные преследования, аморализм, бездуховность, разрыв культурных традиций, уничтожение научных школ и др.);

2) в материальной культуре (утрата плодородия почвы вследствие неправильной эксплуатации, уничтожение природного разнообразия (растений, животных, ландшафтов), разрушение технологической культуры, упадок профессионализма и др.);

3) в физической культуре (вредные привычки, наркомания, алкоголизм, нездоровый образ жизни, разрушение системы охраны труда на производстве, утрата народных традиций физической культуры).

Основное последствие вандализма – это деградация культурной среды, ведущая к упадку творческих сил общества (возникает угроза глобальной вандализации). Поэтому необходима борьба против этого явления. Очевидно, защита культуры может вестись различными способами. Государство определяет законодательно меру юридической ответственности граждан за некоторые проявления вандализма (в частности, за преступную халатность). Принуждение и наказание – действенный, но грубый инструмент борьбы. Поэтому гораздо важнее целенаправленное профилактическое воздействие на личность в семье и школе, в производственном коллективе, в средствах массовой информации. Наиболее сильным оружием в этой борьбе может стать авторитетное общественное мнение, нетерпимое к любым проявлениям вандализма.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем материальная культура отличается от физической?

2. Определите различия элитарной и массовой культуры.

3. В чем суть и назначение культурных норм?

4. Какие виды культурных норм Вам представляются самыми важными?

5. С чем связано явление культурного вандализма?

Литература к теме 3: [1, 2, 3, 10]

Лекция № 4. Природа как культурная ценность (2 ч ).

Содержание лекции № 4:

Дата: 2019-02-25, просмотров: 362.