А) Задачи закрытого типа – тестовые задания, предусматривающие различные варианты ответа на поставленный вопрос с возможностью его выбора из предложенных вариантов:
o Задачи с альтернативным выбором ответа. Испытуемый выбирает один из двух ответов: да или нет. Инструкция для заданий с альтернативным выбором ответов может быть такой: отметьте любым знаком вариант правильного ответа, отметьте знаком X номера только тех вопросов, на которые вы даете утвердительные ответы. Наиболее эффективно использование заданий этого вида в серии, когда для одного элемента знаний задается несколько вопросов. Велика вероятность угадывания ответов. Преодолеть этот недостаток можно с помощью увеличения размеров теста или увеличения количества заданий в серии. Для получения объективных результатов также следует соблюдать ряд правил: вопрос должен содержать одну законченную мысль; в вопросе следует избегать слов, дающих возможность догадаться о правильном ответе; избегать вводных фраз или предложений, мало связанных с основной мыслью; следует избегать вопросов типа: «Не считаете ли Вы, что. ...?»; число ответов "да" и "нет" в тесте должно быть приблизительно равным, что исключает тенденцию отвечать одинаково; не располагать правильные и неправильные ответы в четком ритме.
o Задачи с множественным выбором ответа. Они состоят из двух частей - формулировки задания и вариантов ответов. Испытуемый должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный ответ. Ответы подбираются и формулируются так, чтобы из них не менее 3 были правдоподобными. Инструкции для данного вида заданий могут быть сформулированы так: обведите кружком в бланке ответов букву, соответствующую варианту правильного ответа; отметьте любым знаком номер варианта ответа, который Вы считаете правильным, из предложенных, вариантов ответа выберите один и подчеркните его; выберите правильные ответы из предложенных вариантов и подчеркните их. Для правильного составления заданий с множественным выбором важно соблюдать следующие требования: все варианты ответов должны быть грамматически согласованы с основной частью задания; вопросы должны содержать только одну мысль или утверждение; неправильные ответы должны быть разумны, не должно быть явных неточностей; реже использовать в основной части отрицание; вопрос не должен содержать лишних деталей; место правильного ответа должно быть выбрано таким образом, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу, без закономерностей в случайном порядке; правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию и структуре; если ответы на вопрос носят количественный характер, то числа в ответах располагаются в порядке возрастания или убывания; лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ, чем наоборот; среди ответов на вопрос может быть и несколько правильных ответов.
o Задачи на восстановление соответствия. Это задания, где необходимо восстановить соответствие между элементами двух списков. Имеется достаточно много модификаций этих заданий. Часто употребляемая форма установления соответствия между элементами двух списков - рисование стрелочек. Но эта форма обладает двумя существенными недостатками: сложность проверки, ученики трудно переключаются на другие формы. Классической формой записи ответов является запись сочетаний цифр и букв, под которыми значатся элементы списков. В инструкции оговаривается форма установления соответствия. Правилами построения таких заданий являются следующие: количество элементов в первой части теста – от 1-2 до 10; количество элементов во второй части тестового задания может как соответствовать количеству элементов в первой части, так и быть значительно больше, при этом как все элементы могут соответствовать элементам первой части, так и не все, быть «лишними»; все элементы двух частей данного задания должны быть расположены на одной странице.
o Задачи – аналогии. Задача, в первой части которой задается соотношение элементов, во второй ее части оно должно быть восстановлено по подобию первой части (А:В=С:? Пример: Быстрый относится к быстроте, как медленный – к … а) медлительности, б) скорости, в) торопливости, г) неспешности, д) вялости).
o Задачи на исключение лишнего. В инструкции к задаче указывается на необходимость исключить лишний элемент. Правилом для составления данной задачи является количество элементов 3-5.
o Задачи на восстановление последовательности. В задаче указывается, что необходимо восстановить последовательность элементов в предложенном ряду. Пропущенным может быть любой элемент ряда – первый, промежуточный, последующий.
o Задачи на преобразование, переструктурирование. В инструкции указывается, что предложенные элементы необходимо расположить в определенной логической последовательности. Если предложенные элементы нумеруются, то ключом к данной задаче является число.
o Задачи на нахождение ошибки. На основе анализа предложенной задачи, элементов, решения необходимо определить ошибку.
o Проблемные задачи. Они могут быть предложены как с избыточной и ненужной информацией, так и с недостаточной информацией, с противоречивыми сведениями.
Б) Задачи открытого типа. Испытуемому необходимо самостоятельно дописать информацию. Задачи свободного изложения. В задаче предлагается закончить предложение, дополнить определение. Задачи дополнения. В задаче предлагается вместо многоточия вписать пропущенные слова, символы.
2.В зависимости от логической схемы построения задачи выделяют индуктивно и дедуктивно построенные задачи: Индуктивно построенные задачи – студенты отбирают некие факты, а затем, на основе их анализа и сравнения делают индуктивные обобщения; Дедуктивно построенные задачи – студенты, опираясь на соответствующие теории и законы, строят логические объяснения и доказательства рассматриваемым фактам и явлениям.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 223.