ИЗБРАННЫЙ ВИД СПОРТА
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Методические рекомендации
для студентов очной формы обучения
по специальности
49.02.01 – физическая культура
Екатеринбург
2016
Рецензенты:
Допущено к изданию решением методического совета Екатеринбургского института физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК» протокол № от 2016
Ерыкалов В.В., Омельков А.В. Избранный вид спорта. Лёгкая атлетика. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов обучающихся по направлению подготовки 49.02.01 «Физическая культура» - Екатеринбург: Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК», 2016. – 62 с.
© Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК» 2016.
© Ерыкалов В.В., Омельков А.В., 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………….…………………………4
Примерная программа учебной дисциплины ……………………………..9
Краткий курс лекций ……………………………………………………….21
Примерные практические занятия ………………………………………….27
Требования к зачету ……………………………………..……………………35
Нормативы по лыжным гонкам ………………………………………………35
Вопросы к зачету……………………………………………………………….35
Вопросы к экзамену …………………………………..……………………….37
Темы рефератов………………………………………..……………………….41
Список рекомендуемой литературы ………………………………………….43
Приложения ……………………………………………………………………45
ВВЕДЕНИЕ
Задачами курса являются овладение студентами комплексом знаний, умений и навыков, которые позволяют им успешно самостоятельно реализоваться в педагогической и организационной деятельности в сфере физической культуры и спорта на предметной основе Легкой атлетики, при опоре на специфику Легкой атлетики и конкретный учебный материал.
Содержание учебной работы по Легкой атлетике является компонентом целостной профессиональной подготовки студентов колледжа. Будущий педагог должен знать структуру и специфику собственной педагогической деятельности в физическом воспитании подрастающего поколения, применять на практике и осуществлять поиск активных методов обучения в совместных действиях обучающего и обучаемых.
Непременным условием успешной деятельности педагога, преподавателя физической культуры является уверенное овладение навыками легкой атлетики, знания техники и тактики. Дисциплина «Избранный вид спорта – Легкая атлетика» представляет специальный учебный предмет, который раскрывает вопросы истории, теории и методики лыжного спорта с учетом его специфики; теории и методике обучения технике, тактике и соревновательной деятельности с учетом специфики Легкой атлетики.
Цель дисциплины: познакомить студентов с методикой преподавания Легкой атлетики;
Задачи дисциплины:
- Формирование навыков организации легкой атлетики;
- Знакомство с методикой обучения легкой атлетики;
- Обеспечение безопасности проведения массовых спортивных мероприятий.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (согласно ФГОС):
Компетенции, формируемые при изучении дисциплины
49.02.01 –физическая культура
Наименование результата обучения | Код компетенции |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | ОК 1. |
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | ОК 2. |
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях | ОК 3. |
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | ОК 4. |
Использовать информационно - коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности | ОК 5. |
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами | ОК 6. |
Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно - тренировочного процесса и организации физкультурно - спортивных мероприятий и занятий | ОК 7. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | ОК 8. |
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий | ОК 9. |
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся | ОК 10. |
Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих | ОК 11. |
Владеть профессионально значимыми двигательными действиями избранного вида спорта, базовых и новых видов физкультурно - спортивной деятельности | ОК 12. |
Определять цели и задачи, планировать учебно - тренировочные занятия | ПК1.1. |
Проводить учебно - тренировочные занятия | ПК1.2. |
Руководить соревновательной деятельностью спортсменов | ПК1.3. |
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно - тренировочных занятиях и соревнованиях | ПК1.4. |
Анализировать учебно - тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью | ПК1.5. |
Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию | ПК1.6. |
Подбирать, эксплуатировать и готовить к занятиям и соревнованиям спортивное оборудование и инвентарь | ПК1.7. |
Оформлять и вести документацию, обеспечивающую учебно - тренировочный процесс и соревновательную деятельность спортсменов | ПК1.8. |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
иметь практический опыт:
анализа и учебно-тематических планов и процесса учебно-тренировочной деятельности, разработки предложений по его совершенствованию;
определения цели и задач, планирования и проведения, учебно-тренировочных занятий;
применения приемов страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений;
проведения оценки уровня различных сторон подготовленности занимающихся избранным видом спорта;
наблюдения, анализа и самоанализа учебно-тренировочных занятий, обсуждения отдельных занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, преподавателями, тренерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
тренировочной и соревновательной деятельности в избранном виде спорта;
собственного спортивного совершенствования;
ведения документации, обеспечивающей учебно-тренировочный процесс и соревновательную деятельность спортсменов;
Уметь:
использовать различные методы, приемы и формы организации учебно - тренировочных занятий и руководства соревновательной деятельностью спортсменов, строить их с учетом возрастных особенностей и уровня физической и технической подготовленности занимающихся;
подбирать и использовать спортивное оборудование и инвентарь для занятий различными видами физкультурно - спортивной деятельности с учетом их целей и задач, возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся;
использовать различные средства, методы и приемы обучения двигательным действиям, развития физических качеств;
применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности;
устанавливать педагогические целесообразные взаимоотношения с занимающимися;
проводить педагогический контроль на занятиях и соревнованиях;
оценивать процесс тренировочной и соревновательной деятельности;
использовать собственный тренировочный и соревновательный опыт в избранном виде спорта при планировании и проведении учебно - тренировочных занятий и в процессе руководства соревновательной деятельностью спортсменов;
осуществлять судейство в избранном виде спорта при проведении соревнований различного уровня;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
Знать:
историю избранного вида спорта, технику двигательных действий и тактику спортивной деятельности в избранном виде спорта;
основы организации соревновательной деятельности, систему соревнований в избранном виде спорта;
теорию спортивных соревнований, принципы организации соревновательной деятельности и ее структуру, систему соревнований в избранном виде спорта;
сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы спортивной тренировки в избранном виде спорта;
теоретические и методические основы планирования подготовки спортсменов и учебно - тренировочных занятий в избранном виде спорта;
методические основы обучения двигательным действиям и развития физических качеств в избранном виде спорта;
организационно - педагогические и психологические и основы руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта;
теоретические основы и особенности физической, технической, тактической, психологической, интегральной подготовки в избранном виде спорта;
систему спортивного отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта, критерии и подходы в диагностике спортивной предрасположенности;
мотивы занятий избранным видом спорта, условия и способы их формирования и развития, формирование состязательной нацеленности и мотивации спортсмена;
способы и приемы страховки и самостраховки в избранном виде спорта;
методы и методики педагогического контроля на учебно - тренировочных занятиях и соревнованиях по избранному виду спорта;
виды документации, обеспечивающей учебно - тренировочный процесс и соревновательную деятельность спортсменов, требования к ее ведению и оформлению;
разновидности физкультурно - спортивных сооружений, оборудования и инвентаря для занятий избранным видом спорта, особенности их эксплуатации;
технику безопасности и требования к физкультурно - спортивным сооружениям, оборудованию и инвентарю в избранном виде спорта.
Дисциплина «Избранный вид спорта – Легкая атлетика» относится к профессиональной подготовке и является частью профессионального модуля ПМ.01 «Организация и проведение учебно - тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта» (МДК.01.01«Избранный вид спорта с методикой тренировки и руководства соревновательной деятельностью спортсменов»)
Занятия проводятся в практической форме, а также в форме лекционных занятий и предполагают самостоятельную работу учащихся. Дисциплина «Избранный вид спорта – Легкая атлетика» изучается на 2-4 курсах. Максимальная учебная нагрузка составляет 728 часов, из них 486 часов – аудиторная нагрузка и 242 часа – самостоятельная работа. Производственная практика (по профилю специальности) – 180 часов. Итоговый контроль – зачет и экзамен.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Структура курса дисциплины «Избранный вид спорта – Легкая атлетика» включает 14 тем, которые дают представление об основных особенностях организации спортивных игр в различных возрастных и нозологических группах в профессиональной педагогической сфере.
КУРС
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | |||||||
Дата: 2019-02-25, просмотров: 229.