Кафедра теории и методики физической культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры»

Кафедра теории и методики физической культуры

В. П. Голышев

ИЗБРАННЫЙ ВИД СПОРТА

ГИМНАСТИКА

Методические рекомендации

для студентов очной формы обучения

по специальности

49.02.01  – физическая культура

 

Екатеринбург

2016

Рецензенты:

Допущено к изданию решением методического совета Екатеринбургского института физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК» протокол № от   2016

 

Голышев В.П. Избранный вид спорта. Гимнастика. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов обучающихся по направлению подготовки 49.02.01 «Физическая культура» - Екатеринбург: Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК», 2016. – 62 с.

 

 

© Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК» 2016.

© Голышев В.П., 2016

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………4

Примерная программа учебной дисциплины ……………………………..9

Краткий курс лекций ……………………………………………………….21

Примерные практические занятия ………………………………………….27

Требования к зачету …………………………………………………………35

Нормативы по гимнастике….. ………………………………………………35

Вопросы к зачету……………………………………………………………….35

Вопросы к экзамену ………………………………………………………….36

Темы рефератов……………………………………………………………….40

Список рекомендуемой литературы ……………………………………….42

Приложения ……………………………………………………………………44

 

ВВЕДЕНИЕ

Задачами курса являются овладение студентами комплексом знаний, умений и навыков, которые позволяют им успешно самостоятельно реализоваться в педагогической и организационной деятельности в сфере физической культуры и спорта на предметной основе лыжного спорта, при опоре на специфику лыжного спорта и конкретный учебный материал.

Содержание учебной работы по лыжной подготовке является компонентом целостной профессиональной подготовки студентов колледжа. Будущий педагог должен знать структуру и специфику собственной педагогической деятельности в физическом воспитании подрастающего поколения, применять на практике и осуществлять поиск активных методов обучения в совместных действиях обучающего и обучаемых.

Непременным условием успешной деятельности педагога, преподавателя физической культуры является уверенное овладение навыками лыжного спорта, знания техники и тактики. Дисциплина «Избранный вид спорта - Лыжный спорт» представляет специальный учебный предмет, который раскрывает вопросы истории, теории и методики лыжного спорта  с учетом его специфики; теории и методике обучения технике, тактике и соревновательной деятельности с учетом специфики лыжного спорта.

Цель дисциплины: познакомить студентов с методикой преподавания лыжного спорта;

Задачи дисциплины:

- Формирование навыков организации лыжного спорта;

- Знакомство с методикой обучения лыжного спорта;

- Обеспечение безопасности проведения массовых спортивных мероприятий.

 

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (согласно ФГОС):

Компетенции, формируемые при изучении дисциплины

49.02.01  –физическая культура

Наименование результата обучения Код компетенции
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 1.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 2.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях ОК 3.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 4.
Использовать информационно - коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности ОК 5.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами ОК 6.
Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно - тренировочного процесса и организации физкультурно - спортивных мероприятий и занятий ОК 7.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 8.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий ОК 9.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся ОК 10.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих ОК 11.
Владеть профессионально значимыми двигательными действиями избранного вида спорта, базовых и новых видов физкультурно - спортивной деятельности ОК 12.
Определять цели и задачи, планировать учебно - тренировочные занятия ПК1.1.
Проводить учебно - тренировочные занятия ПК1.2.
Руководить соревновательной деятельностью спортсменов ПК1.3.
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно - тренировочных занятиях и соревнованиях ПК1.4.
Анализировать учебно - тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью ПК1.5.
Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию ПК1.6.
Подбирать, эксплуатировать и готовить к занятиям и соревнованиям спортивное оборудование и инвентарь ПК1.7.
Оформлять и вести документацию, обеспечивающую учебно - тренировочный процесс и соревновательную деятельность спортсменов ПК1.8.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

иметь практический опыт:

анализа и учебно-тематических планов и процесса учебно-тренировочной деятельности, разработки предложений по его совершенствованию;

определения цели и задач, планирования и проведения, учебно-тренировочных занятий;

применения приемов страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений;

проведения оценки уровня различных сторон подготовленности занимающихся избранным видом спорта;

наблюдения, анализа и самоанализа учебно-тренировочных занятий, обсуждения отдельных занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, преподавателями, тренерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

тренировочной и соревновательной деятельности в избранном виде спорта;

собственного спортивного совершенствования;

ведения документации, обеспечивающей учебно-тренировочный процесс и соревновательную деятельность спортсменов;

Уметь:

использовать различные методы, приемы и формы организации учебно - тренировочных занятий и руководства соревновательной деятельностью спортсменов, строить их с учетом возрастных особенностей и уровня физической и технической подготовленности занимающихся;

подбирать и использовать спортивное оборудование и инвентарь для занятий различными видами физкультурно - спортивной деятельности с учетом их целей и задач, возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся;

использовать различные средства, методы и приемы обучения двигательным действиям, развития физических качеств;

применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности;

устанавливать педагогические целесообразные взаимоотношения с занимающимися;

проводить педагогический контроль на занятиях и соревнованиях;

оценивать процесс тренировочной и соревновательной деятельности;

использовать собственный тренировочный и соревновательный опыт в избранном виде спорта при планировании и проведении учебно - тренировочных занятий и в процессе руководства соревновательной деятельностью спортсменов;

осуществлять судейство в избранном виде спорта при проведении соревнований различного уровня;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

Знать:

историю избранного вида спорта, технику двигательных действий и тактику спортивной деятельности в избранном виде спорта;

основы организации соревновательной деятельности, систему соревнований в избранном виде спорта;

теорию спортивных соревнований, принципы организации соревновательной деятельности и ее структуру, систему соревнований в избранном виде спорта;

сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы спортивной тренировки в избранном виде спорта;

теоретические и методические основы планирования подготовки спортсменов и учебно - тренировочных занятий в избранном виде спорта;

методические основы обучения двигательным действиям и развития физических качеств в избранном виде спорта;

организационно - педагогические и психологические и основы руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта;

теоретические основы и особенности физической, технической, тактической, психологической, интегральной подготовки в избранном виде спорта;

систему спортивного отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта, критерии и подходы в диагностике спортивной предрасположенности;

мотивы занятий избранным видом спорта, условия и способы их формирования и развития, формирование состязательной нацеленности и мотивации спортсмена;

способы и приемы страховки и самостраховки в избранном виде спорта;

методы и методики педагогического контроля на учебно - тренировочных занятиях и соревнованиях по избранному виду спорта;

виды документации, обеспечивающей учебно - тренировочный процесс и соревновательную деятельность спортсменов, требования к ее ведению и оформлению;

разновидности физкультурно - спортивных сооружений, оборудования и инвентаря для занятий избранным видом спорта, особенности их эксплуатации;

технику безопасности и требования к физкультурно - спортивным сооружениям, оборудованию и инвентарю в избранном виде спорта.

 

Дисциплина «Избранный вид спорта – Гимнастика» относится к профессиональной подготовке и является частью профессионального модуля ПМ.01  «Организация и проведение учебно - тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта» (МДК.01.01«Избранный вид спорта с методикой тренировки и руководства соревновательной деятельностью спортсменов»)

Занятия проводятся в практической форме, а также в форме лекционных занятий и предполагают самостоятельную работу учащихся. Дисциплина «Избранный вид спорта – Гимнастика»  изучается на 2-4 курсах. Максимальная учебная нагрузка составляет   728 часов, из них    486 часов – аудиторная нагрузка и  242 часа – самостоятельная работа. Производственная практика (по профилю специальности) – 180 часов. Итоговый контроль – зачет и экзамен.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Структура курса дисциплины «Избранный вид спорта – Гимнастика» включает 14 тем, которые дают представление об основных особенностях организации занятий гимнастикой в различных возрастных группах в профессиональной педагогической сфере.

КУРС

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

1

2

Содержание

1.

Задачи и содержание МДК «Избранный вид спорта с методикой тренировки и руководства соревновательной деятельностью спортсменов».

2.

История возникновения и развития гимнастики и фитнесса. Гимнастика у древних народов. Гимнастика в средневековье. Создание национальных систем гимнастики. Развитие видов гимнастики и фитнесса.

3.

Эволюция правил соревнований, техники, оборудования, инвентаря и снарядов в гимнастике и фитнессе.

4.

Виды гимнастики, их характеристика: спортивная гимнастика спортивная акробатика, художественная гимнастика. Виды фитнесса: йога, пилатес, шейпинг, бодифлекс, аэробика и новые виды фитнесса.

5.

Основные понятия и терминология. Правила гимнастической терминологии. Правила применения терминов. Основные формы записи гимнастических упражнений. Правила записи общеразвивающих упражнений. Правила записи упражнений на снарядах, вольных упражнений, акробатических упражнений и упражнений художественной гимнастики.

6.

Разрядные нормы и требования Единой спортивной классификации.

Содержание

1.

Причины травматизма на занятиях гимнастикой и фитнессом.
Способы предупреждения травматизма на занятиях гимнастикой и фитнессом.

2.

Способы, приемы страховки и самостраховки при выполнении гимнастических упражнений. Помощь как мера предупреждения травматизма.

3.

Самоконтроль в профилактике травматизма. Понятия об утомлении и переутомлении. Признаки утомления.


Практические занятия

1.

Разбор основных положений инструкции по технике безопасности при занятиях гимнастикой и фитнессом.

Организация и проведение инструктажа по технике безопасности при проведении учебно-тренировочных занятий.

2.

Виды помощи и страховки. Обучение приемам страховки и помощи.

Содержание

1.

Разновидности физкультурно-спортивных сооружений для занятий гимнастикой и фитнессом, особенности их эксплуатации. Гимнастические и фитнесс залы. Гимнастические и фитнесс площадки и их оборудование.

2.

Требования к физкультурно-спортивным сооружениям, оборудованию и инвентарю в избранном виде спорта.

Практические занятия

1.

Выбор и подготовка мест занятий, инвентаря, оборудования. Правила эксплуатации.

Содержание

1.

Цель и задачи спортивной тренировки.

2.

Принципы спортивной тренировки.

3.

Мотивы занятий гимнастикой и фитнессом. Условия и способы их формирования и развития. Формирование состязательной нацеленности и мотивации спортсмена.

4.

Средства и методы спортивной тренировки.

5.

Хореографическая подготовка гимнастов. Хореографические понятия, позы, позиции. Школа движений.

6.

Значение музыкального сопровождения. Элементы музыкальной грамоты. Мелодия, темп, динамические оттенки, размер, структура музыкального произведения.

7.

Педагогический контроль на учебно-тренировочных занятиях.

 Контроль за уровнем подготовленности спортсмена.

Практические занятия

1.

Определение цели и задач учебно-тренировочных занятий.

Выбор средств и методов спортивной тренировки в зависимости от конкретных целей и задач.

2.

Хореографическая разминка.

3.

Проведение различных упражнений с музыкальным сопровождением.

Содержание

1.

Понятия «спортивная техника», «техническая подготовка».

2.

Роль спортивной техники в избранном виде спорта.

Техника гимнастических и фитнесс упражнений и закономерности , лежащие в ее основе. Статические упражнения. Динамические упражнения. Общие правила анализа техники исполнения гимнастических и фитнесс упражнений. Характеристика упражнений на гимнастических снарядах.

3.

Задачи, средства технической подготовки.

Общая и специальная техническая подготовка.

Практические занятия

1.

2.

Изучение и совершенствование техники гимнастических упражнений на гимнастических снарядах 3-2 -1 взрослых разрядов (ЕВСК).

Содержание

1.

Задачи, принципы и методы обучения.

2.

Последовательность обучения технике гимнастических упражнений и фитнесс упражнений.

3.

Особенности начального обучения спортивной технике.

4.

Причины двигательных ошибок. Способы их предупреждения и исправления.

5.

Контроль за уровнем технической подготовленности гимнастов.

Лабораторные работы

1.

Педагогическое наблюдение за качеством выполнения технических действий. Заполнение протокола педагогического наблюдения с последующим анализом и разработкой рекомендаций по исправлению ошибок.

Практические занятия

1.

Разбор методики обучения технике гимнастических упражнений на гимнастических снарядах 3-2 -1 взрослых разрядов согласно ЕВСК.

Подготовка и проведение фрагмента УТЗ с задачей : обучение отдельному способу двигательного действия (по заданию преподавателя). Самоанализ и анализ проведенного фрагмента УТЗ.

2.

Разбор и обсуждение типичных ошибок, допускаемых занимающимися в процессе обучения технике гимнастических упражнений на гимнастических снарядах 3-2 -1 взрослых разрядов согласно ЕВСК.

3.

Компоненты тренировки, разбор и обсуждение типичных ошибок, допускаемых занимающимися.

Тема 1.7 Физическая подготовка гимнастов.

Содержание

1.

Задачи, средства физической подготовки гимнастов.

2.

Общая физическая подготовка в избранном виде спорта.

Средства ОФП в гимнастике и фитнессе. Методы развития основных физических качеств.

3.

Специальная физическая подготовка в избранном виде спорта.

Средства СФП в гимнастике и фитнессе. Требования к ним. Методы развития физических качеств, обеспечивающих подготовленность и работоспособность в гимнастике и фитнессе.

4.

Контроль за уровнем физической подготовленности и физического развития спортсмена.

Лабораторные работы

1.

Измерение показателей физического развития. Расчет индексов по формулам. Разработка предложений по самосовершенствованию (коррекции) физического развития.

2.

Оценка уровня общей физической подготовленности. Выбор контрольных упражнений и проведение тестирования. Разработка предложений по самосовершенствованию (коррекции) физической подготовленности.

Практические занятия

1.

Разбор и запись комплексов упражнений для развития физических качеств с учетом вида спорта и подготовленности спортсменов.

Составление и запись тренировочных заданий.

2.

Задачи, средства и приемы тактической подготовки в ИВС.

Общая и специальная тактическая подготовка.

Тренировочных занятий.

Содержание

1.

Формы организации занятий.

2.

Урок как основная форма организации учебно-тренировочного занятия. Его структура. Требования к его организации и проведению.

3.

Методы организации гимнастов на учебно-тренировочных занятиях.

4.

Подготовка тренера –преподавателя к занятию.

5.

Методы педагогического контроля на учебно-тренировочных занятиях по гимнастике.

Педагогическое наблюдение, анализ и самоанализ проведения учебно-тренировочных занятий (протоколы, схемы, карты педагогического наблюдения).

Практические занятия

1.

Разбор структуры и содержания УТЗ на основе примерного плана-конспекта.

2.

Разработка фрагмента конспекта УТЗ в соответствии с задачей УТЗ.

Анализ содержания плана-конспекта УТЗ.

Тема 1.9 Планирование, контроль и учет подготовки гимнастов.

Содержание

1.

Спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура. Этапы подготовки гимнастов: предварительная подготовка, начальная спортивная специализация, углубленная спортивная специализация, спортивное совершенствование.

2.

Построение тренировки в микроциклах.

3.

Самоконтроль в процессе тренировки. Объективные субъективные данные самоконтроля. Дневник спортсмена.

Практические занятия

1.

Дневник самоконтроля. Правила заполнения. Анализ данных дневника самоконтроля на конкретном примере.

2.

Разбор и анализ микроциклов разных типов. Составление примерных планов микроциклов.

Практические занятия

1.

Совершенствование техники гимнастических упражнений на снарядах и развитие физических качеств гимнастов.

2.

Совершенствование техники фитнесс упражнений.

               

Курс

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Содержание

 

1.

Требования к местам проведения занятий.

 

2.

Требования к организации и проведению занятий и соревнований.

 

3.

Способы и приемы страховки и самостраховки при выполнении гимнастических и фитнесс упражнений.

 

4.

Роль тренера-преподавателя в обеспечении безопасности на занятиях и соревнованиях.

 

5.

Врачебный контроль и самоконтроль в профилактике травматизма. Понятия об утомлении и переутомлении.

 

Практические занятия

 

1.

Анализ и решение проблемных ситуаций.

 

2.

Оценка подготовленности мест занятий и их травмобезопасности.

 

Содержание

 

1.

Оборудование, инвентарь, тренажеры в избранном виде спорта.

Использование нестандартного инвентаря и оборудования в учебно-тренировочном процессе.

 

Практические занятия

 

1.

Выбор и подготовка мест занятий, инвентаря, оборудования. Правила эксплуатации.

 

Содержание

 

1.

Тренировочные и соревновательные нагрузки.

Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок.

 

2.

Периодизация тренировочного процесса. Спортивная форма и закономерности ее развития.

 

3.

Теоретическая подготовка спортсмена.

 

4.

Педагогический контроль на учебно-тренировочных занятиях.

Значение пульсометрии. Методика ее проведения. Анализ полученных данных.

 

Практические занятия

 

1.

Составление тренировочных заданий. Правила их записи в плане-конспекте (содержание, объем, интенсивность нагрузки)  

Содержание

 

1.

Задачи, средства и методы технической подготовки. Общая и специальная техническая подготовка.  

2.

Особенности технической подготовки в процессе становления спортивного мастерства.  

Лабораторные работы

 

1.

Фазовый анализ техники гимнастических упражнений на гимнастических снарядах 3-2 -1 взрослых разрядов согласно ЕВСК.  

2.

Использование ТСО и ИКТ в технической подготовке гимнастов и фитнесс- тренеров.  

Практические занятия

 

1.

Изучение и совершенствование техники гимнастических упражнений на гимнастических снарядах 3-2 -1 взрослых разрядов согласно ЕВСК.  

2.

   

Содержание

 

1.

Этапы обучения.  

2.

Причины двигательных ошибок. Способы их предупреждения и исправления.  

3.

Контроль за уровнем технической подготовленности гимнастов.  

Лабораторные работы

 

1.

Педагогическое наблюдение за качеством выполнения гимнастических упражнений. Заполнение протокола педагогического наблюдения с последующим анализом и разработкой рекомендаций по исправлению ошибок.  

Практические занятия

 

1.

Разбор и обсуждение индивидуальных ошибок, допускаемых занимающимися в процессе обучения технике гимнастических упражнений на гимнастических снарядах 3-2 -1 взрослых разрядов согласно ЕВСК.  

2.

Разбор методики обучения технике гимнастических упражнений на гимнастических снарядах 3-2 -1 взрослых разрядов согласно ЕВСК. Подготовка и проведение фрагмента УТЗ с задачей : обучение отдельному способу двигательного действия (по заданию преподавателя). Самоанализ и анализ проведенного УТЗ.  

3.

   

4.

   

Тема 1.6 Физическая подготовка гимнастов.

Содержание

 

1.

Специальная физическая подготовка гимнастов.

Средства СФП в ИВС. Требования к ним. Методы развития физических качеств, обеспечивающих подготовленность и работоспособность в мужском и женском многоборье.

 

2.

Контроль над уровнем специальной физической подготовленности и физического развития гимнаста.

 

Лабораторные работы

 

1.

Оценка уровня специальной физической подготовленности однокурсника. Выбор контрольных упражнений и проведение тестирования. Разработка рекомендаций.

 

2.

Ознакомление с методикой диагностики функционального состояния спортсмена (3-4 пробы).

 

Практические занятия

 

1.

Разбор и запись комплексов упражнений для развития физических качеств с учетом вида гимнастического многоборья или вида фитнесса и подготовленности спортсменов.

 

Тема 1.7 Тактическая подготовка в гимнастике и фитнессе.

Содержание

 

1.

Задачи, средства и приемы тактической подготовки в гимнастике и фитнессе.

Общая и специальная тактическая подготовка.

 

2.

Основные методические положения составления тактических планов для выступления в соревнованиях.

 

3.

Контроль за уровнем тактической подготовленности гимнаста.

 

Практические занятия

 

1.

Анализ и решение проблемных ситуаций.

 

2.

Диагностика тактической подготовленности .

 

Тема 1.8 Психологическая подготовка в гимнастике и фитнессе.

 

Содержание

 

1.

Понятие «психологическая подготовка».

 

2.

Задачи, средства и методы психологической подготовки в гимнастике и фитнессе.

Общая и специальная психологическая подготовка гимнаста.

 

3.

Формирование мотивации занятий гимнастикой.

 

4.

Волевая подготовка гимнаста. Оценка уровня развития волевых качеств.

 

Практические занятия

 

1.

Самооценка предстартового состояния спортсмена.

 

2.

Способы регуляции и саморегуляции предстартового состояния спортсмена.

 

3.

Разработка анкеты для выявления мотивов (уровня мотивации) занятий гимнастикой. Разработка рекомендаций по формированию мотивации и состязательной нацеленности спортсмена.

 

Содержание

 

1.

Организация и методика проведения занятий в группах начальной подготовки ДЮСШ.

 

2.

Организация и методика проведения занятий в учебно-тренировочных группах ДЮСШ.

 

3.

Организация и методика проведения занятий в группах спортивного совершенствования ДЮСШ

 

4.

Методы организации спортсменов на учебно-тренировочных занятиях.

 

5.

Подготовка тренера – преподавателя к занятию.

 

6.

Методы педагогического контроля на учебно-тренировочных занятиях гимнастикой.

Педагогическое наблюдение, анализ и самоанализ проведения учебно-тренировочных занятий (протоколы, схемы, карты педагогического наблюдения).

 

Практические занятия

 

1.

Разработка плана- конспекта УТЗ для группы начальной подготовки.

 

Тема 1.10 Планирование, контроль и учет подготовки гимнастов.

Содержание

 

1.

Построение тренировки в микроциклах.

 

2.

Построение тренировки в мезоциклах.

 

3.

Планирование, контроль и учет как основные элементы управления процессом тренировки гимнастов..

Виды планирования. Документы планирования тренировочного процесса.

 

4.

Самоконтроль в процессе тренировки. Объективные субъективные данные самоконтроля. Дневник спортсмена.

 

Практические занятия

 

1.

Анализ данных дневника самоконтроля. Составление отчета спортсмена о тренировочной и соревновательной деятельности за определенный период.

 

2.

Разбор и анализ микроциклов разных типов. Составление примерных планов микроциклов.

 

3.

Разбор и анализ мезоциклов разных типов. Составление примерных планов мезоциклов.

 

Содержание

 

1.

Понятия «спортивный отбор», «спортивная ориентация ».

 

2.

Основные принципы и организация спортивного отбора.

 

3.

Критерии спортивного отбора

 

4.

Контрольные упражнения.

 

Практические занятия

 

1.

Разбор примерных диагностических карт. Диагностика спортивной предрасположенности.

 

2.

Организация и проведение тестирования (контрольных испытаний). Принятие решения по результатам тестирования.

 

Раздел 2.

 Организация и проведение соревнований, руководство соревновательной деятельностью спортсменов.

 

МДК 01.01. Избранный вид спорта с методикой тренировки и руководства соревновательной деятельностью спортсменов.

 

Тема 2.1.

Содержание

 

1.

Классификация соревнований.

 

2.

 Планирование соревнований. Характеристика основных документов планирования соревнований: календарный план соревнований, положение о соревнованиях.

 

3.

Правила соревнований.

 

4.

Судейство соревнований.

 

Практические занятия

 

1.

Разбор основных документов, регламентирующих проведение спортивных соревнований. Разработка документов по алгоритму (макету).

 

2.

Обслуживание и судейство соревнований.

 

3.

Деловая игра (или семинар) по организации и проведению соревнований

 
                   

Курс

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Содержание

1.

Требования к организации и проведению занятий и соревнований.

2.

Психологические причины травматизма.

3.

Способы и приемы страховки и самостраховки при выполнении гимнастических упражнений.

4.

Роль тренера-преподавателя в обеспечении безопасности на занятиях и соревнованиях.

5.

Врачебный контроль в профилактике травматизма и охране здоровья спортсменов.

Практические занятия

1.

Анализ и решение проблемных ситуаций.

Содержание

1.

Тренажеры в системе спортивной подготовки гимнастов.

Правила эксплуатации.

Диагностическая и управляющая аппаратура в системе спортивной подготовки гимнастов.

Практические занятия

1.

Выбор и подготовка мест занятий, инвентаря, оборудования. Правила эксплуатации.

Содержание

1.

Интегральная подготовка спортсмена. Задачи, средства интегральной подготовки. Методические указания к ее проведению.

2.

Педагогический контроль на учебно-тренировочных занятиях.

Управление развитием спортивной формы. Показатели спортивной формы гимнастов.

Практические занятия

1.

Оценка состояния спортивной формы на основе данных педагогического и врачебного контроля.

Содержание

1.

Задачи, средства и методы технической подготовки. Особенности специальной технической подготовки в различных периодах макроцикла.

2.

Особенности технической подготовки в процессе становления спортивного мастерства.

Лабораторные работы

1.

Фазовый анализ техники гимнастических и фитнесс упражнений на гимнастических снарядах 3-2 -1 взрослых разрядов согласно ЕВСК.

Практические занятия

1.

Изучение и совершенствование техники гимнастических упражнений на гимнастических снарядах 3-2 -1 взрослых разрядов согласно ЕВСК.

2.

 

Содержание

1.

Индивидуальные особенности гимнастов и спортивная техника.

2.

Связь технической подготовки с другими видами подготовки.

3.

Контроль за уровнем технической подготовленности гимнастов.

Лабораторные работы

1.

Педагогическое наблюдение за качеством выполнения технических действий. Заполнение протокола педагогического наблюдения с последующим анализом и разработкой рекомендаций по исправлению ошибок.

Практические занятия

1.

Разбор методики обучения технике гимнастических упражнений на гимнастических снарядах 3-2 -1 взрослых разрядов согласно ЕВСК.   Подготовка и проведение фрагмента УТЗ с задачей : обучение отдельному способу двигательного действия (по заданию преподавателя).

Тема 1.6 Физическая подготовка гимнастов.

Содержание

1.

Средства и методы развития специальной выносливости (ее разновидностей).

2.

Контроль за уровнем физической подготовленности и физического развития спортсмена.

Лабораторные работы

1.

Оценка уровня физической подготовленности. Выбор контрольных упражнений и проведение тестирования. Разработка рекомендаций.

2.

Оценка функционального состояния сокурсника (3-4 пробы).

Практические занятия

1.

Составление комплексов упражнений для развития физических качеств с учетом вида гимнастического многоборья или вида фитнесса и подготовленности спортсменов.

Тема 1.7 Психологическая подготовка в гимнастике и фитнессе.

 

Содержание

1.

Задачи, средства и методы психологической подготовки гимнастов.

Специальная психологическая подготовка.

2.

Психологический контроль в спорте.

3.

Идеомоторная тренировка (идеомоторные упражнения.) в системе подготовки гимнаста.

4.

Аутогенная тренировка.

5.

Психологическая подготовка тренера.

Практические занятия

1.

Оценка предстартового состояния спортсмена (сокурсника).

Способы регуляции и саморегуляции предстартового состояния спортсмена.

2.

Оценка состояния психической готовности спортсменов к соревнованиям.

Тренировочных занятий.

Содержание

1.

Организация и методика проведения занятий в группах спортивного совершенствования ДЮСШ

2.

Подготовка тренера – преподавателя к занятию.

3.

Методы педагогического контроля на учебно-тренировочных занятиях по ИВС.

Педагогическое наблюдение, анализ и самоанализ проведения учебно-тренировочных занятий (протоколы, схемы, карты педагогического наблюдения).

Практические занятия

1.

Разработка плана-конспекта УТЗ для учебно-тренировочной группы, группы спортивного совершенствования.

Тема 1.9 Планирование, контроль и учет подготовки гимнастов.

Содержание

1.

Спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура. Этапы подготовки: предварительная подготовка, начальная спортивная специализация, углубленная спортивная специализация, спортивное совершенствование в ИВС.

2.

Построение тренировки в макроцикле: подготовительный, соревновательный, переходный периоды.

3.

Планирование, контроль и учет как основные элементы управления процессом тренировки.

Виды планирования перспективное, текущее, оперативное. Документы планирования тренировочного процесса.

Практические занятия

1.

Разбор и анализ мезоциклов разных типов. Составление примерных планов мезоциклов.

2.

Составление примерного плана на макроцикл.

3.

Формирование пакета документов, обеспечивающих учебно-тренировочный процесс.

4.

Заполнение тренером журнала учета УТЗ.

Содержание

1.

Критерии спортивного отбора

2.

Диагностика спортивной предрасположенности. Методы и приемы диагностики спортивных способностей детей.

3.

Контрольные испытания на различных этапах отбора гимнастов.

Практические занятия

1.

Анализ и решение ситуационных задач по проблемам спортивного отбора на различных этапах подготовки и отбора юных спортсменов.

2.

Организация и проведение тестирования (контрольных испытаний).

3.

Диагностика спортивной предрасположенности.

Практические занятия

1.

Совершенствование техники, развитие физических качеств гимнастов, подготовка к соревнованиям.

Раздел 2.

 Организация и проведение соревнований, руководство соревновательной деятельностью спортсменов.

 

МДК 01.01. Избранный вид спорта с методикой тренировки и руководства соревновательной деятельностью спортсменов

Содержание

1.

Подготовка и обслуживание соревнований. Подведение итогов соревнований

2.

Правила соревнований.

3.

Судейство соревнований.

4.

Особенности организации и проведения соревнований по видам мужского и женского многоборья.

5.

Командные соревнования по гимнастике и фитнессу.

Практические занятия

1.

Разработка основных документов, регламентирующих организацию и проведение спортивных соревнований.

2.

Обслуживание и судейство соревнований.

3.

Деловая игра (семинар) по организации и проведению соревнований.

Содержание

1.

Соревновательная деятельность и ее структура.

2.

Физиологические особенности соревновательной деятельности.

3.

Психологические особенности соревновательной деятельности.

Психологическая подготовка к соревнованиям.

4.

Тактика соревновательной деятельности.

5.

Аспекты управления психическим состоянием спортсменов.

Воля и эмоции в спортивном соревновании.

Средства оптимизации состояния спортсменов.

6.

Анализ результатов соревновательной деятельности.

Анализ динамики показателей, определение и регулирование хода подготовки спортсмена.

Практические занятия

1.

Анализ результатов соревновательной деятельности

2.

Психологические особенности соревновательной деятельности гимнастов.

3.

Работа апелляционного жюри.

                 

 

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

Курс

Тема 5 . Основы техники

 

 

Тема 10. Планирование, контроль и учет в учебно-тренировочном процессе по гимнастике.

Спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура. Этапы подготовки: предварительная подготовка, начальная спортивная специализация, углубленная спортивная специализация, спортивное совершенствование в ИВС. Построение тренировки в микроциклах. Самоконтроль в процессе тренировки. Объективные и субъективные данные самоконтроля. Дневник спортсмена.

Курс

Тема 4. Основы техники

Тема 10. Планирование, контроль и учет в учебно-тренировочном процессе по гимнастике.

Построение тренировки в микроциклах. Построение тренировки в мезоциклах. Планирование, контроль и учет как основные элементы управления процессом тренировки. Виды планирования. Документы планирования тренировочного процесса. Самоконтроль в процессе тренировки. Объективные субъективные данные самоконтроля. Дневник спортсмена.

 

КУРС

 

Примерные Практические занятия

КУРС

Тема 2.

Тема 3.

Тема 4.

Тема 5.

Практическое занятие 6-14.

Изучение основ техники классических и коньковых ходов.

Изучение техники спусков и торможений.

Изучение основ техники поворотов переступанием и рулением.

Тема 6.

Лабораторное занятие 1.

Педагогическое наблюдение за качеством выполнения технических действий. Заполнение протокола педагогического наблюдения (приложение А) с последующим анализом и разработкой рекомендаций по исправлению ошибок.

Практическое занятие 15-24.

Разбор методики обучения технике двигательного действия.

Подготовка и проведение фрагмента УТЗ с задачей : обучение отдельному способу передвижения на лыжах (по заданию преподавателя). Самоанализ и анализ проведенного фрагмента УТЗ. Разбор и обсуждение типичных ошибок, допускаемых занимающимися в процессе обучения технике гимнастических упражнений.

Тема 7.

Лабораторное занятие 2.

Измерение показателей физического развития. Расчет индексов по формулам (приложение Б). Разработка предложений по самосовершенствованию (коррекции) физического развития.

Лабораторное занятие 3.

Оценка уровня общей физической подготовленности лыжника-сокурсника. Выбор контрольных упражнений и проведение тестирования. Разработка предложений по самосовершенствованию (коррекции) физической подготовленности.

Практическое занятие 25-26.

Составить комплекс  упражнений для развития физических качеств с учетом вида спорта и подготовленности спортсменов. Составление и запись тренировочных заданий (Приложение З).

Тема 9.

Практическое занятие 31. Анализ содержания плана-конспекта УТЗ.

Разбор структуры и содержания УТЗ по гимнастике на основе примерного плана-конспекта (Приложение Е).

Тема 10.

Практическое занятие 33.

Дневник самоконтроля (Приложение В). Правила заполнения. Анализ данных дневника самоконтроля на конкретном примере.

 

Практическое занятие 34.

Разбор и анализ микроциклов разных типов. Составление примерных планов микроциклов (Приложение Г).

Тема 11.

Практическое занятие 35. (44 часа)

Совершенствование техники, тактики, развитие физических качеств, подготовка к соревнованиям.

КУРС

Тема 2.

Практическое занятие 1.  

Оценка подготовленности мест занятий и их травмобезопасности.

Выбор и подготовка мест занятий, инвентаря, оборудования. Правила эксплуатации.

Тема 3.

Практическое занятие 2. Составление трениров очных заданий. Правила их записи в плане-конспекте.

 

Тема 4.

Лабораторное занятие 1. Фазовый анализ (Приложение Д)

 

Лабораторное занятие 2. Использование ТСО и ИКТ в технической подготовке спортсменов.

Тема 5.

Практическое занятие 13-17.

Разбор и обсуждение индивидуальных ошибок, допускаемых занимающимися, в процессе обучения технике классических и коньковых ходов, поворотов на параллельных лыжах из упора и плуга, преодоления неровностей при прохождении спусков

Подготовка и проведение фрагмента УТЗ с задачей : обучение отдельному способу передвижения на лыжах (по заданию преподавателя). Самоанализ и анализ проведенного УТЗ.

Тема 6.

Лабораторное занятие 4.

Оценка уровня специальной физической подготовленности однокурсника. Выбор контрольных упражнений и проведение тестирования. Разработка рекомендаций.

Лабораторное занятие 5.

Ознакомление с методикой диагностики функционального состояния спортсмена (3-4 пробы).

Практическое занятие 18.

Разбор и запись комплексов упражнений для развития физических качеств с учетом вида спорта и подготовленности спортсменов.

Тема 7.

Тема 8

Тема 9.

 

Практическое занятие 25-26. Разработка плана- конспекта УТЗ для группы начальной подготовки.

Тема 10.

Практическое занятие 27-28.

Анализ данных дневника самоконтроля . Составление отчета спортсмена о тренировочной и соревновательной деятельности за определенный период.

Разбор и анализ микроциклов разных типов. Составление примерных планов микроциклов.

Разбор и анализ мезоциклов разных типов. Составление примерных планов мезоциклов.

Тема 11.

Практическое занятие 29-30.

Разбор примерных диагностических карт. Диагностика спортивной предрасположенности.

Организация и проведение тестирования (контрольных испытаний). Принятие решения по результатам тестирования.

 

Тема 12.

 

Тема 13.

Практическое занятие 42-43.

Разбор основных документов, регламентирующих проведение спортивных соревнований. Разработка документов по алгоритму (макету).

Обслуживание и судейство соревнований.

Деловая игра (семинар) по организации и проведению соревнований.

КУРС

Тема 3.

Практическое занятие 1.

Составление и запись тренировочных заданий.

Оценка состояния спортивной формы на основе данных педагогического и врачебного контроля.

Тема 4.

Лабораторное занятие 1.

Фазовый анализ техники игровых приемов.

Практическое занятие 2-6.

Совершенствование техники передвижения на лыжах классическими и коньковыми ходами в процессе учебно-тренировочных занятий, контрольных тренировок на различном рельефе местности.

Совершенствование техники спусков, поворотов и торможений.

Тема 5.

Лабораторное занятие 2.

Педагогическое наблюдение за качеством выполнения технических действий во время игры. Заполнение протокола педагогического наблюдения с последующим анализом и разработкой рекомендаций по исправлению ошибок.

Практическое занятие 7-9.

Подготовка и проведение фрагмента УТЗ с задачей : обучение отдельному способу двигательного действия (по заданию преподавателя).

Тема 6.

Лабораторное занятие 3.

Оценка уровня физической подготовленности. Выбор контрольных упражнений и проведение тестирования. Разработка рекомендаций.

Диагностики функционального состояния сокурсника(3-4 пробы).

Практическое занятие 10.

Составление комплексов упражнений для развития физических качеств с учетом вида спорта и подготовленности спортсменов.

Тема 7.

Практическое занятие 11-15.

Анализ и решение проблемных ситуаций.

Диагностика тактической подготовленности .

Тема 8.

Практическое занятие 11-15.

Оценка предстартового состояния спортсмена (сокурсника).

Способы регуляции и саморегуляции предстартового состояния спортсмена.Оценка состояния психической готовности спортсменов к соревнованиям.

Тема 9.

Практическое занятие 11-15.

Разработка плана-конспекта УТЗ для учебно-тренировочной группы

Тема 10.

Практическое занятие 11-15.

Разбор и анализ мезоциклов разных типов. Составление примерных планов мезоциклов.

Составление примерного плана на макроцикл.

Заполнение тренером журнала учета УТЗ.

Тема 11.

Практическое занятие 11-15.

Анализ и решение ситуационных задач по проблемам спортивного отбора на различных этапах подготовки и отбора юных спортсменов.

Организация и проведение тестирования (контрольных испытаний).

Диагностика спортивной предрасположенности.

Тема 12.

Практическое занятие 11-15.

Совершенствование техники, тактики и развитие физических качеств, подготовка к соревнованиям.

Тема 13.

Практическое занятие 11-15.

Разбор основных документов, регламентирующих проведение спортивных соревнований. Разработка документов по алгоритму (макету).

Обслуживание и судейство соревнований.

Деловая игра (семинар) по организации и проведению соревнований.

Тема 14.

Практическое занятие 11-15.

Анализ результатов соревновательной деятельности.

Способы регуляции предстартовых состояний спортсменов.

Управление соревновательной скоростью лыжника на основе хронометража и информации о скорости других участников соревнований.

Освоение работы с секундомером при различных способах старта.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ

1. Контрольное тестирование по лекционному курсу или устный опрос.

2. Выполнение нормативов по гимнастике.

3. Написать реферат по заданной теме с презентацией.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Назовите основные эпохи развития гимнастики.

2. Опишите технику перехода с движения на месте к передвижению.

3. Охарактеризуйте национальные  системы гимнастики, сформировавшиеся в Европе во второй половине 19 века.

4. Назовите основные строевые приёмы.

5. Педагогическое мастерство педагога-тренера в области гимнастики.

6. Назовите границы и точки зала.

7. Урок гимнастики. Охарактеризовать части урока, их содержание и задачи.

8. Какому виду перестроения соответствует команда: «Налево в колонну по три – МАРШ!»! Приведите три примера таких перестроений.

9. Дать характеристику основных средств гимнастики.

10. Дайте определение «вису» и приведите 5 примеров смешанных висов.

11. Строевые упражнения – определение, основные понятия.

12. Дайте определение «упору» и приведите 5 примеров упоров.

13. Дайте определение основным понятиям строевых упражнений: шеренга, колонна, дистанция, интервал, фронт.

14. Перечислите элементы из которых состоит комбинация на параллельных брусьях. Опишите технику исполнения 2-х элементов.

15. Перечислите основные команды при построениях и перестроениях.

16. Характеристика упражнений на коне.

17. Перечислите основные команды при передвижениях.

18. Дайте определение «кругу» на коне и приведите 2 примера кругов.

19. Дайте определение фигурам: «зигзаг», «змейка», «противоход», «спираль», назовите основные команды этих передвижений.

20. Перечислите основные фазы опорных прыжков.

21. Дайте определение размыканию и смыканию.

22. Чем отличаются опорные прыжки от других разновидностей прыжков?

23. Какая команда подается для одностороннего размыкания группы.

24. Дайте определение «обороту» и приведите 2 примера.

25. Группа стоит в колонне по четыре. Сколько шагов должна сделать каждая колонна, если требуется выполнить размыкание вправо на 3 шага. Назовите основные команды и указания.

27. Дайте определение «подъему» и приведите 5 примеров.

28. Перечислите элементы комбинации на низкой перекладине. Опишите технику исполнения 2-х элементов.

29. Приведите два примера простых соскоков махом с брусьев.

30. Чем отличаются одноимённые и разноимённые перемахи. Опишите технику.

31. Какая фаза определяет вид прыжка?

 

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

1. Разработка методики развития отдельных двигательных способностей в процессе обучения гимнастическим упражнениям.

2. Совершенствование методики проведения учебных занятий по гимнастике в общеобразовательной школе (с включением собственного педагогического опыта).

3. Особенности организации и проведения внеклассной работы по гимнастике в общеобразовательной школе.

4. Методика проведения занятий по гимнастике в дошкольных учреждениях.

5. Организация занятий по гимнастике в дошкольных учреждениях.

6. Характеристика спортивно-прикладных видов гимнастических упражнений и их влияние на подготовку спортсменов в различных видах спорта.

7. Современные тенденции развития гимнастики.

8. Влияние отдельных видов прикладной гимнастики на развитие профессиональных и двигательных способностей.

9. Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике.

10. Педагогический анализ программ по гимнастике.

11. Анализ материала по гимнастике в программах по физической культуре общеобразовательной школы.

12. Анализ современного состояния развития гимнастики (по материалам спортивных соревнований различного уровня).

13. Влияние акробатической подготовленности гимнастов на успешность овладения упражнениями в отдельных видах гимнастического многоборья и многоборья в целом.

14. Влияние хореографической подготовленности гимнастов на успешность овладения упражнениями в отдельных видах гимнастического многоборья и многоборья в целом.

15. Исследования взаимосвязи координации движения с отдельными показателями умственных способностей.

16. Гимнастика на Олимпийских играх, Чемпионатах мира и Европы, Играх доброй воли (исторический обзор).

17. Особенности физического развития юных гимнастов.

18. Возрастная динамика развития двигательных способностей у занимающихся гимнастикой.

19. Исследование работоспособности у юных гимнастов.

20. Методика ориентации и отбора детей в ДЮСШ на отделение спортивной (и других видов) гимнастики.

 21. Особенности проведения уроков по гимнастике в различных классах общеобразовательной школы.

 22. Методы повышения двигательной плотности занятий по гимнастике с учащимися различных возрастных групп.

23. Применение нетрадиционных средств гимнастики при проведении

подготовительной (основной, заключительной) частей урока.

24. Организация и проведение массовых гимнастических соревнований.

25. Гимнастика в системе подготовки учителя физической культуры.

26. Музыкальное обеспечение урока гимнастики.

27. Регуляция нагрузки и отдыха в процессе урока гимнастики с учётом индивидуального предела допустимых нагрузок.

28. Управление вниманием, памятью на движения, эмоциями и волей в процессе обучения занимающихся новому упражнению и в течение всего урока.

29. Способы управления занимающимися в ходе урока и особенности их применения в различных ситуациях на уроке с различными категориями занимающихся.

30. Возможности введения в урок теоретического раздела гимнастики.

31. Система домашних заданий по гимнастике и их эффективность.

32. Взаимоотношения между учителем и учениками в процессе урока, дифференцированный, индивидуальный и личностный подход учителя к занимающимся.

33. Содержание урока гимнастики и его отдельных частей.

34. Планирование последовательности изучения гимнастических упражнений с учётом переноса эффекта (положительного, отрицательного) от овладения одним упражнением на другое – последующее.

СПИСОК рекомендуемой ЛИТЕРАТУРЫ

Основные источники:

1. Баршай В. М. Гимнастика.- Ростов н/Д: Феникс, 2010

2.   История физической культуры/под ред. С. Н. Комаров.- М.: Академия, 2013

3.  Теория и методика обучения базовым видам спорта. Гимнастика /под ред. Е. С. Крючек, Р. Н. Терехиной.- М.: Академия,2012.- 288с.

 

Дополнительные источники:

Интернет –источники:

1. http://www.infosport.ru/minspjrt (страница государственного комитета РФ по ФКиС)

2. http://www.olimpik.ru (сайт Олимпийского комитета России)

3. http://www.eurosport.com/ (сайт международного телекоммуникационного канала «Евроспорт»)

4. http://sportgymural.ru/about (Федерация спортивной гимнастики Свердловской области)

5. http://glavsport.ru/company/vserossiyskayafederatsiyasportivnooz-dorovitelnoyae (Всероссийская федерация спортивно-оздоровительной аэробики)

6. http://gimnastika.pro/schools_trainers/federation/18307/ (Федерация художественной гимнастики Свердловской области)

7. http://glavsport.ru/company/federatsiyasportivnoygimnastikirossii (Федерация спортивной гимнастики России)

8. http://www.sport-aerob.ru/sh_aerobics (Всероссийская федерация спортивной аэробики)

 

Фонд литературы по дисциплине:

1. Васильков Г.А. Преподавание гимнастики в 5-8 классах.- М.: Физкультура и спорт, 1998.

2. Васильков Г.А. Гимнастика в режиме дня школьников Изд. 2-е испр. и доп.- М.: Просвещение, 1976.

3. Воропаев В. В. Краткий курс гимнастики/ В. В. Воропаев, С. А. Пушкин, П. А. Хомяк.- М.: Сов. спорт, 2008

4. Гавердовский, Ю.К. Техника гимнастических упражнений: Попул. учеб. пособие. - М.: Тера - Спорт, 2002. - 512 с.

5. Гимнастика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ М.Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – 3-е изд., М.: Издательский дом «Академия», 2005. – 448 с.

6. Гимнастика и методика её преподавания: Учебник для факультетов физической культуры / Под ред. Н.К. Меньшикова. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 463 с.

7. Гимнастика. Учебник для инс-тов физ. культ. – Изд. 2-е./ Под ред. А.М. Шлемина и А.Т. Брыкина.- М.: Физкультура и спорт, 1989. – 215 с.

8. Гимнастика. Учебник для техникумов физической культуры / Под редакцией А.Т. Брыкина и В.М. Смолевского. – М.: Физкультура и спорт, 1985.- 368 с.

9. Гимнастика. – Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова.-М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 448 с.

10. Гимнастика: Учеб. для студентов вузов /Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. - М.: Академия, 2001. - 448 с.

11. Гимнастика и методика преподавания Под общ. Ред. В.М.Смолевского.- М.:Физкультура и спорт, 1987.- 336 с.

12. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте/ Ю.Д. Жедезняк, П.К. Петров - М.: Академия, 2001. - 264 с.

13. Книга учителя физкультуры.- Под общей ред. Каюрова.- М.: Физкультура и спорт, 1973.

14. Кравчук А.И. Общие основы техники гимнастических упражнений.- Омск, 1983.

15. Мартовский А.Н. Гимнастика в школе.- М.: Физкультура и спорт, 1976.

16. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.

17. Опорные прыжки мужчин.- Под общ. Ред. Л. Семенова.- М.: Физкультура и спорт. 1998.

18. Оценка техники движений на уроках физической культуры Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1975.

19. Палыга В.Д. Гимнастика: Учебное пособие для студентов факультета физвоспитания пед. Ин-тов.- М.: Просвещение, 1982.- 288 с.

20. Пацекин П. Прикладные упражнения: Учебное пособие.- 1979.

21. Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). - М.: Владос, 2001. - 128 с.

22. Теория и методика гимнастики.- Под общ. ред. В.И. Филипповича.- М.: Просвещение, 1991.

23. «Юный гимнаст» под общ, ред. А.М. Шлемина.- М.: Физкультура и спорт, 1973.

24. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учебник для студ. высших учеб. заведений М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-448с.

 

Приложение А

Приложение Б

Лабораторная работа № 2-3

Измерение показателей физического развития. Оценка уровня общей физической подготовки

 

1. Опираясь на предложенные методические рекомендации, проведите измерения физического развития и физической подготовленности.

2. Выполните расчеты и заполните карту и дневник спортсмена.

3. Сделайте вывод об уровне развития и подготовленности и дайте рекомендации по улучшению показателей.

4. Измерения проводить ежегодно (в начале и конце учебного года).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

 

№ п/п

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

1 Рост (см)   2 Масса тела (кг)  

3

Весоростовой индекс (ПУ)   Баллы   4 ОГКпауза   5 ОГКна вдохе   6 ОГКна выдохе  

7

Экскурсия грудной клетки (Эгк)   Баллы  

8

Индекс Пинье (Ип)   Баллы  

9

Индекс Эрисмана (Иэ)   Баллы  

Сумма баллов

 

Общий уровень ФР

 

Сумма баллов

 

Общий уровень Ф ункцП

 

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

1

Гибкость

Тест

Баллы

2

Сила

Тест

Баллы

3

Скоростная сила

Тест

Баллы

4

Координация движений

Тест

Баллы

5

Выносливость

Тест

Баллы

Сумма баллов

Общий уровень Ф изП

Заключение по исследованию физического развития, функциональной и физической подготовленности.

Занимающийся (ф.и.о.) ___________________________________________________ имеет __________________________ уровень физического развития, 

__________________________ уровень функциональной подготовленности, 

__________________________ уровень физической подготовленности. 

Рекомендации по повышению уровня ФР, ФункцП, ФизП:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Приложение В

Дневник спортсмена

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Контрольные упражнения (тесты) Дата Результат Дата Результат Дата Результат Дата Результат
                 

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Контрольные упражнения (тесты) Дата Результат Дата Результат Дата Результат Дата Результат
                 

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Контрольные упражнения (тесты) Дата Результат Дата Результат Дата Результат Дата Результат
                 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Контрольные упражнения (тесты) Дата Результат Дата Результат Дата Результат Дата Результат
                 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Контрольные упражнения (тесты) Дата Результат Дата Результат Дата Результат Дата Результат
                 

Приложение Г

Примерное планирование микроцикла

День цикла Направленность занятия Интенсивность упражнений Объем нагрузки
1-й Активный отдых Малая Малая
2-й Изучение и совершенствование техники Малая и средняя Средняя
3-й Совершенствование техники и развитие быстроты Максимальная и средняя Большая
4-й Развитие силы и выносливости Максимальная и средняя Средняя
5-й Совершенствование техники Средняя и большая Средняя
6-й Активный отдых Малая Малая
7-й Участие в соревнованиях Максимальная Большая

Приложение Д

Приложение Е

Пояснительная записка

       

 Характеристика группы детей: группа состоит из - 12 человек (мальчики).

 

Тип занятия:  Учебное

 

Цель занятия: Обучить, ознакомить с правильным выполнением техники «угла в упоре на стоялках».

Задачи обучения:

1. Образовательная: обучение выполнения техники «угла в упоре на стоялках»

2. Оздоровительная: приучение обучающихся осанке, правильному дыханию.

3. Воспитательная: воспитание морально волевых качеств при выполнении гимнастических элементов. Воспитание чувства коллективизма на тренировке.

 

Методы вводного этапа учебно-тренировочного занятия:

1. Словесный

2. наглядный

3. актуализация ранее изученных умений и навыков

 

Критерии оценивания: правильность ответов на вопросы, заданные тренером-преподавателем.

 

Части тренировки Содержание тренировки Время Дозировка Общие методические указания
1. Вводная     2. Подготовительная Построение. Приветствие. Ознакомление с задачами тренировки. Обучение выполнения техники «угла в упор». Разминка: 1.Обще-развивающие упражнения.(О.Р.У.) И.П. Основная стойка, руки на поясе, наклоны головы вперед, назад, влево, вправо. И.П. Основная стойка, руки на поясе, круговые движения головой, влево, вправо. И.П. Основная стойка, руки в стороны, сжимание, разжимание пальцев рук. И.П. Основная стойка, руки в стороны, круговые движения в кистевом суставе, вперед, назад. И.П. Основная стойка, руки в стороны, круговые движения в плечевом суставе, вперед, назад. И.П. Широкая стойка, руки на поясе, круговые движения в тазобедренном суставе. И.П. Согнутые ноги вместе, руки на коленях, круговые движения в коленном суставе. И.П. Широкая стойка, руки на поясе, перекаты с одной ноги на другую. И.П. Основная стойка, руки на поясе, присед, упор лежа, И.П.                2.Круговая разминка. · Ходьба на носочках, руки вверх. · Ходьба на пятках, руки за голову. · Ходьба на внешней и на внутренней стороне стопы, руки на поясе. · Ходьба с перекатом с пятки на носок, руки на поясе. · Ходьба в полуприсяде, руки на поясе. · Прыжки, ноги вместе, руки на поясе. На двух ногах. · Прыжки на одной и на другой ноге, руки на поясе.   · Прыжки, ноги вместе, ноги врозь, руки на поясе. · Выпрыгивание из полного приседа. · Напрыгивание на ступеньку, ноги вместе. Беговые упражнения. 1) С высоким подниманием бедра. 2) С выбросом прямых ног вперед, в стороны, назад. 3) Правым, левым боком, переставными шагами. 4) Спиной вперед. 5) С поворотами на каждый шаг. 6) Ускорение Восстановление дыхания. 3. Растягивание · Поперечный шпагат · Левый, правый шпагат · Складка «ноги в врозь» ноги вместе · Мостик 15 мин.     8-10   8-10   8-10   8-10   8-10   8-10   8-10   8-10   8-10   10-20     15-20     15-20     10     - Пятки вместе, носки врозь.   - в медленном темпе.     - По часовой и против часовой стрелке. - Руки в локтях не сгибать. - Руки прямые.   - Одновременно.   - Колени не сгибать.   - По кругу.   - Спина прямая.   - Не сбиваться с темпа.     - Руки прямые. Кисти натянуты. - Плечи разворачиваем. - Спина прямая   - Поднимаемся выше на носок. - Спина прямая. - Колени не сгибать.   - Стараемся попрыгать на ноге целый круг. - Колени не сгибать. - При выпрыгивании выпрямляем руки вверх.  - Ноги вместе.   - Колени выше. - Ноги прямые. - Спина прямая. - смотрим через левое плечо. - Не торопимся.  - Соблюдаем носовое дыхание.   - Колени прямые, носки натянуты.
4. Основная Ознакомление с техникой выполнения «угла в упоре на стоялках» словесным, наглядным методом. Обучение техники выполнения «угла в упоре на стоялках». Подводящие упражнения: · И.П. лежа на спине, руки на полу, удержание ног 45 градусов от уровня пола. · И.П. лежа на спине в упоре на локти. Удержание ног 45 градусов от уровня пола. · И.П. в упоре на стоялках с согнутыми ногами. Выполнение «угла в упоре на стоялках». · «Угол в упоре на стоялках» с согнутыми ногами · «Угол в упоре на стоялках» с прямыми ногами Подкачка силы: · перекатывание на спине в группировке · «лодочка» на спине · «лодочка» на животе · поднимание, опускание ног лежа на спине · лежа на спине упражнение «велосипед» · лежа на спине упражнение «ножницы» · отжимание в упоре лежа · поднимание, опускание корпуса лежа на спине, ноги под скамейкой. · подтягивание на перекладине · поднимание, опускание ног на «шведской лестнице» Прыжки на батуте: · с поворотами на 180 градусов · прыжок «ноги врозь», в группировке · соскок с батута с приземлением в до скок   25 мин.     3     3     3   3   15-20     15-20     15-20     15-20     10-15   2 2   - Упражнение выполняется на гимнастических стоялках с прямым ногами, руками, натянутыми носками вперед. - Колени прямые. Носки натянуты.   - Удерживаем равновесие   - Руки на коленях   - Руки и колени не сгибать. - Колени прямые, носки натянуты. - Голова поднята.   - Корпус прямой, опускание грудью.   - Опускаться не до конца.   - До подбородка. - Колени прямые. - На середине батута.
5. Заключительная Построение: 1. восстановление дыхания. 2. выставление оценок 3. выделение активных участников тренировки (похвала) 4. домашнее задание 5 мин.    

                

 

 

Федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры»

Кафедра теории и методики физической культуры

В. П. Голышев

ИЗБРАННЫЙ ВИД СПОРТА

ГИМНАСТИКА

Методические рекомендации

для студентов очной формы обучения

по специальности

49.02.01  – физическая культура

 

Екатеринбург

2016

Рецензенты:

Допущено к изданию решением методического совета Екатеринбургского института физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК» протокол № от   2016

 

Голышев В.П. Избранный вид спорта. Гимнастика. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов обучающихся по направлению подготовки 49.02.01 «Физическая культура» - Екатеринбург: Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК», 2016. – 62 с.

 

 

© Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК» 2016.

© Голышев В.П., 2016

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………4

Примерная программа учебной дисциплины ……………………………..9

Краткий курс лекций ……………………………………………………….21

Примерные практические занятия ………………………………………….27

Требования к зачету …………………………………………………………35

Нормативы по гимнастике….. ………………………………………………35

Вопросы к зачету……………………………………………………………….35

Вопросы к экзамену ………………………………………………………….36

Темы рефератов……………………………………………………………….40

Список рекомендуемой литературы ……………………………………….42

Приложения ……………………………………………………………………44

 

ВВЕДЕНИЕ

Задачами курса являются овладение студентами комплексом знаний, умений и навыков, которые позволяют им успешно самостоятельно реализоваться в педагогической и организационной деятельности в сфере физической культуры и спорта на предметной основе лыжного спорта, при опоре на специфику лыжного спорта и конкретный учебный материал.

Содержание учебной работы по лыжной подготовке является компонентом целостной профессиональной подготовки студентов колледжа. Будущий педагог должен знать структуру и специфику собственной педагогической деятельности в физическом воспитании подрастающего поколения, применять на практике и осуществлять поиск активных методов обучения в совместных действиях обучающего и обучаемых.

Непременным условием успешной деятельности педагога, преподавателя физической культуры является уверенное овладение навыками лыжного спорта, знания техники и тактики. Дисциплина «Избранный вид спорта - Лыжный спорт» представляет специальный учебный предмет, который раскрывает вопросы истории, теории и методики лыжного спорта  с учетом его специфики; теории и методике обучения технике, тактике и соревновательной деятельности с учетом специфики лыжного спорта.

Цель дисциплины: познакомить студентов с методикой преподавания лыжного спорта;

Задачи дисциплины:

- Формирование навыков организации лыжного спорта;

- Знакомство с методикой обучения лыжного спорта;

- Обеспечение безопасности проведения массовых спортивных мероприятий.

 

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (согласно ФГОС):

Компетенции, формируемые при изучении дисциплины

49.02.01  –физическая культура

Наименование результата обучения Код компетенции
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 1.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 2.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях ОК 3.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 4.
Использовать информационно - коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности ОК 5.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами ОК 6.
Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно - тренировочного процесса и организации физкультурно - спортивных мероприятий и занятий ОК 7.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 8.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий ОК 9.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся ОК 10.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих ОК 11.
Владеть профессионально значимыми двигательными действиями избранного вида спорта, базовых и новых видов физкультурно - спортивной деятельности ОК 12.
Определять цели и задачи, планировать учебно - тренировочные занятия ПК1.1.
Проводить учебно - тренировочные занятия ПК1.2.
Руководить соревновательной деятельностью спортсменов ПК1.3.
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно - тренировочных занятиях и соревнованиях ПК1.4.
Анализировать учебно - тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью ПК1.5.
Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию ПК1.6.
Подбирать, эксплуатировать и готовить к занятиям и соревнованиям спортивное оборудование и инвентарь ПК1.7.
Оформлять и вести документацию, обеспечивающую учебно - тренировочный процесс и соревновательную деятельность спортсменов ПК1.8.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

иметь практический опыт:

анализа и учебно-тематических планов и процесса учебно-тренировочной деятельности, разработки предложений по его совершенствованию;

определения цели и задач, планирования и проведения, учебно-тренировочных занятий;

применения приемов страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений;

проведения оценки уровня различных сторон подготовленности занимающихся избранным видом спорта;

наблюдения, анализа и самоанализа учебно-тренировочных занятий, обсуждения отдельных занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, преподавателями, тренерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

тренировочной и соревновательной деятельности в избранном виде спорта;

собственного спортивного совершенствования;

ведения документации, обеспечивающей учебно-тренировочный процесс и соревновательную деятельность спортсменов;

Уметь:

использовать различные методы, приемы и формы организации учебно - тренировочных занятий и руководства соревновательной деятельностью спортсменов, строить их с учетом возрастных особенностей и уровня физической и технической подготовленности занимающихся;

подбирать и использовать спортивное оборудование и инвентарь для занятий различными видами физкультурно - спортивной деятельности с учетом их целей и задач, возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся;

использовать различные средства, методы и приемы обучения двигательным действиям, развития физических качеств;

применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности;

устанавливать педагогические целесообразные взаимоотношения с занимающимися;

проводить педагогический контроль на занятиях и соревнованиях;

оценивать процесс тренировочной и соревновательной деятельности;

использовать собственный тренировочный и соревновательный опыт в избранном виде спорта при планировании и проведении учебно - тренировочных занятий и в процессе руководства соревновательной деятельностью спортсменов;

осуществлять судейство в избранном виде спорта при проведении соревнований различного уровня;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

Знать:

историю избранного вида спорта, технику двигательных действий и тактику спортивной деятельности в избранном виде спорта;

основы организации соревновательной деятельности, систему соревнований в избранном виде спорта;

теорию спортивных соревнований, принципы организации соревновательной деятельности и ее структуру, систему соревнований в избранном виде спорта;

сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы спортивной тренировки в избранном виде спорта;

теоретические и методические основы планирования подготовки спортсменов и учебно - тренировочных занятий в избранном виде спорта;

методические основы обучения двигательным действиям и развития физических качеств в избранном виде спорта;

организационно - педагогические и психологические и основы руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта;

теоретические основы и особенности физической, технической, тактической, психологической, интегральной подготовки в избранном виде спорта;

систему спортивного отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта, критерии и подходы в диагностике спортивной предрасположенности;

мотивы занятий избранным видом спорта, условия и способы их формирования и развития, формирование состязательной нацеленности и мотивации спортсмена;

способы и приемы страховки и самостраховки в избранном виде спорта;

методы и методики педагогического контроля на учебно - тренировочных занятиях и соревнованиях по избранному виду спорта;

виды документации, обеспечивающей учебно - тренировочный процесс и соревновательную деятельность спортсменов, требования к ее ведению и оформлению;

разновидности физкультурно - спортивных сооружений, оборудования и инвентаря для занятий избранным видом спорта, особенности их эксплуатации;

технику безопасности и требования к физкультурно - спортивным сооружениям, оборудованию и инвентарю в избранном виде спорта.

 

Дисциплина «Избранный вид спорта – Гимнастика» относится к профессиональной подготовке и является частью профессионального модуля ПМ.01  «Организация и проведение учебно - тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта» (МДК.01.01«Избранный вид спорта с методикой тренировки и руководства соревновательной деятельностью спортсменов»)

Занятия проводятся в практической форме, а также в форме лекционных занятий и предполагают самостоятельную работу учащихся. Дисциплина «Избранный вид спорта – Гимнастика»  изучается на 2-4 курсах. Максимальная учебная нагрузка составляет   728 часов, из них    486 часов – аудиторная нагрузка и  242 часа – самостоятельная работа. Производственная практика (по профилю специальности) – 180 часов. Итоговый контроль – зачет и экзамен.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Структура курса дисциплины «Избранный вид спорта – Гимнастика» включает 14 тем, которые дают представление об основных особенностях организации занятий гимнастикой в различных возрастных группах в профессиональной педагогической сфере.

КУРС

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

1

2

Дата: 2019-02-25, просмотров: 247.