В Англии Просвещение началось несколько раньше, чем в других странах, а именно — после Славной революции 1688— 1689 гг., оказавшей но многом определяющее влияние на развитие английской общественной мысли.
Славная революция, принеся населению довольно широкие права и свободы, в значительной степени решила проблему эмансипации общества от государства, поэтому английские просветители, дав произошедшим переменам теоретическое обоснование, в дальнейшем не слишком много интересовались вопросами политики. Гораздо больше их привлекали проблемы веротерпимости, светской этики и сосуществования различных конфессий. Память о гр;іжданской войне XVI] д., проходивиЮ11 под религиозными лозунгами, вызывала у большинства просвещенных людей стойкое неприятие религиозного фанатизма.
Пер ВЫМ представителем общественной МЫСЛИ 31 или некого Просвещения обычно считают Дж.Локка (1632— 1704). Служа врачом и поспинагелем в семье графа Шефтсбери, Локк написал ряд трактатов но философии, политике и педагогике, которые вышли в свет сразу же после Славной революции и лали ей развернутое идсоло) ичеекое обоснование. Утверждая, что юсударство создано путем заключения между людьми общественного договора, Локк докалывал, что граждане имеют право сменить правителя, если тог нарушает условия этого соглашения. Будучи сторонником ограниченной монархии, Локк настаивал на необходимости разделения властей на законодательную, исполнительную (в нее он включал и судебную) и федеративную (занимающуюся внешними связями).
Ученик Локка, Энтони Эшли Купер, граф Шефтсбери (1671 — 1713), внес большой вклад в разработку проблем этики, стремясь разделить нравственность и религию. Он создал учение об «естественной морали», согласно которому человек творит добро не по расчету, а в силу природной склонности, просто потому, что ему приятно быть добрым; следовательно, для поддержания в обществе нравслвенности религия не нужна.
На общем фоне работ английских просветите.той, в большинстве своем и {бегавших прямой критики христианства, особняком стоят труды Г.
Сент-Джона, лорда Болингброка (1678— 175 I), написанные этим видным государственным деятелем уже после ухода из политики. Трактуя Священное Писание с позиций просветительскою рационализма, Болингброк считал, что оно не выдерживает' суда разума и является «жалким сплетением небылиц»?. Христианству он противопоставлял некую универсальную «естественную религию», составляющую, по его мнению, основу всех религий мира, отличающихся друг от друга только обрядовой ст ороной. Христианство, по мнению Болингброка, существенно уступает восточным религиям, поскольку в нем эта внешняя сторона скрывает универсальную основу гораздо больше.
Критика христианства Болингброком оказала значительное влияние на французскую общественную мысль, в частности на Вольтера, по в Англии она была воспринята, скорее, негативно. Здесь уже с середины XVIII в. росло разочарование в просветительском рационализме. Одним из наиболее талантливых его критиков был историк и философ Д.Юм (1711 — 1776), доказывавший, что людьми правит отнюдь не разум, лишенный способности проникнуть в сущность вещей и явлений, а привычка,
В Шотландии просветительская мысль, хотя и была тесно связана с английской, обладала довольно ярко выраженным своеобразием. Горазло больше, чем споры о религии, шотландских просветителей привлекали проблемы истории и политэкономии. Именно в Шотланлии А.Смит (1723—1790) создал теорию, оказавшую решающее влияние на последующее развитие мировой экономической мысли. Основным движителем человеческих поступков Смит считал эгоизм — стремление каждого индивида улучшить собственное положение. Однако в обществе эти эгоистические устремления людей ограничивают друг друга и в совокупности образуют щрмоничное сочетание противоречий, что отражает установленную свыше и царящую во Вселенной гармонию. Свобода конкуренции индивидов обеспечивает развитие производства и в конечном счете рост общественною благосостояния. Поэтому, по мнению Смита, экономика должна быть максимально освобождена от государственного вмешательства.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 270.