Просветительская мысль в Британии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В Англии Просвещение началось несколько раньше, чем в дру­гих странах, а именно — после Славной революции 1688— 1689 гг., оказавшей но многом определяющее влияние на развитие анг­лийской общественной мысли.

Славная революция, принеся на­селению довольно широкие права и свободы, в значительной сте­пени решила проблему эмансипации общества от государства, по­этому английские просветители, дав произошедшим переменам теоретическое обоснование, в дальнейшем не слишком много интересовались вопросами политики. Гораздо больше их привле­кали проблемы веротерпимости, светской этики и сосуществова­ния различных конфессий. Память о гр;іжданской войне XVI] д., проходивиЮ11 под религиозными лозунгами, вызывала у большин­ства просвещенных людей стойкое неприятие религиозного фа­натизма.

Пер ВЫМ представителем общественной МЫСЛИ 31 или некого Просвещения обычно считают Дж.Локка (1632— 1704). Служа вра­чом и поспинагелем в семье графа Шефтсбери, Локк написал ряд трактатов но философии, политике и педагогике, которые вы­шли в свет сразу же после Славной революции и лали ей разверну­тое идсоло) ичеекое обоснование. Утверждая, что юсударство со­здано путем заключения между людьми общественного договора, Локк докалывал, что граждане имеют право сменить правителя, если тог нарушает условия этого соглашения. Будучи сторонни­ком ограниченной монархии, Локк настаивал на необходимости разделения властей на законодательную, исполнительную (в нее он включал и судебную) и федеративную (занимающуюся внеш­ними связями).

Ученик Локка, Энтони Эшли Купер, граф Шефтсбери (1671 — 1713), внес большой вклад в разработку проблем этики, стремясь разделить нравственность и религию. Он создал учение об «есте­ственной морали», согласно которому человек творит добро не по расчету, а в силу природной склонности, просто потому, что ему приятно быть добрым; следовательно, для поддержания в об­ществе нравслвенности религия не нужна.

На общем фоне работ английских просветите.той, в большин­стве своем и {бегавших прямой критики христианства, особняком стоят труды Г.

Сент-Джона, лорда Болингброка (1678— 175 I), на­писанные этим видным государственным деятелем уже после ухо­да из политики. Трактуя Священное Писание с позиций просве­тительскою рационализма, Болингброк считал, что оно не вы­держивает' суда разума и является «жалким сплетением небылиц»?. Христианству он противопоставлял некую универсальную «есте­ственную религию», составляющую, по его мнению, основу всех религий мира, отличающихся друг от друга только обрядовой ст о­роной. Христианство, по мнению Болингброка, существенно ус­тупает восточным религиям, поскольку в нем эта внешняя сторо­на скрывает универсальную основу гораздо больше.

Критика христианства Болингброком оказала значительное влияние на французскую общественную мысль, в частности на Вольтера, по в Англии она была воспринята, скорее, негативно. Здесь уже с середины XVIII в. росло разочарование в просвети­тельском рационализме. Одним из наиболее талантливых его кри­тиков был историк и философ Д.Юм (1711 — 1776), доказывав­ший, что людьми правит отнюдь не разум, лишенный способно­сти проникнуть в сущность вещей и явлений, а привычка,

В Шотландии просветительская мысль, хотя и была тесно свя­зана с английской, обладала довольно ярко выраженным своеоб­разием. Горазло больше, чем споры о религии, шотландских про­светителей привлекали проблемы истории и политэкономии. Имен­но в Шотланлии А.Смит (1723—1790) создал теорию, оказав­шую решающее влияние на последующее развитие мировой эко­номической мысли. Основным движителем человеческих поступ­ков Смит считал эгоизм — стремление каждого индивида улуч­шить собственное положение. Однако в обществе эти эгоистиче­ские устремления людей ограничивают друг друга и в совокупно­сти образуют щрмоничное сочетание противоречий, что отража­ет установленную свыше и царящую во Вселенной гармонию. Сво­бода конкуренции индивидов обеспечивает развитие производ­ства и в конечном счете рост общественною благосостояния. По­этому, по мнению Смита, экономика должна быть максимально освобождена от государственного вмешательства.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 270.