Архитектура, скульптура, живопись
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для архитектуры барокко характерны тяготение к ансамблю, к синтезу искусств, а также криволинейность планов и очертаний, контрасты света и тени, любовь к оптическим иллюзиям. Барокко ставило и рлзречдало масштабные градостроительные задачи, со­здавало величественные архитектурные ансамбли.

В изобразитель­ном искусстве барокко преобладают мастерски исполненные ком­позиции религиозного, мифологического или аллегорического содержания, парадные портреты, пейзажи; для него очень харак­терна театральность. В более демократическом направлении барок­ко, ориентированном на запросы средних слоев европейскою общества, получили развитие реалистические бытовые спеиы, а также чуждые аффектации психологические портреты,

Кру пнейшим архитектором и скульптором барокко был Дж. Л. Бернини (1598— 1680). Уже в 20-с гг. XVII в. он стал самой заметной фигурой в художественной жизни Рима, и вся ею по­следующая деятельность была неразрывно связана с этим юродом и папскими заказами. Бернини создал замечательный архитек тур­ный ансамбль площади св. Петра. Лестницу, которая вела от собо­ра к Ватиканскому дворцу, Бернини, в соответствии с любовью барокко к оптическим иллюзиям и эффектам, сконструировал таким обра том. что снизу Она казалась длиннее, чем была на са­мом деле. Когда на верхней площадке появлялся Папа Римский, его фигура благодаря ложной перспективе представала снизу не­ожиданно большой и потому величественной. По проектам Бер­нини были построены, перестроены и украшены многие римские церкви и дворцы, созданы ансамбли площадей с великолепными фонтанами.

Бернини был и величайшим скульптором барокко. Он украсил эффектными скульптурными композициями интерьер собора св. Петра, ему принадлежат виртуозно исполненные, полные экс­прессии работы на библейские и мифологические сюжеты (-Да­вид», «Аполлон и Дафна»), великолепные скульптурные портре­ты и надгробия. Особенно удачно Бернини передавал переходы из одного сосюяния в другое, от одной фазы движения к другой. Вершиной искусства барокко, своего рода олицетворением его духа стала скульптурная композиция «Экстаз святой Тересы». «Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск». — творил о себе мастер, в творчестве которого воплотилась победа духа над материей.

Современником и соперником Бернини был еще один пред­ставитель римского барокко — Ф.К, Борромини (1599— 1667). В цер­кви Сант-Лньезе-ин-Агоне Борромини создал эталон двухбашен­ного барочною церковного фасада. По этому образцу позже стро­ились очень многие церкви. Для построек Борромини характерны игра фан Iа ши, усложненность планов и очертании фасадов, со­четание выпуклых и вогнутых стен.

Классипп зм наиболее последовательно проявился в архитекту­ре и градостроительстве Англии, Франции и Голландии. Его эле­менты были широко представлены в дворцово-парковом ансамб­ле Версаля, где сочетались С барокко. Классицизм отвечал новым тенденциям европейского градостроительства XVII в,, когда мно­гие европейские города застраивались в новом сгиле: проклады­вались широкие проспекты, появлялись просторные плошади. Одним и з самых ярких примеров архитектуры п градостроитель­ства классицизма является деятельность английского архитектора

Кр. Ре на (1632—1723). После знаменитого лоплонского пожара 1666 г.. когла выгорела значительная часть центра столицы, Рен создал план его реконструкции. Хотя план так и не был осуществ­лен, [[о проектам Рена были тогда построены многие здания, вклю­чая офимный собор Св. Павла.

Живопись XVII в,, как и культура в целом, многим обязана традициям, унаследованным от XVI в., в частности гак называе­мому болонскому академизму братьев Карраччи. Они призывали художников следовать Античности и Высокому Возрождению, видя в них вечные образцы совершенства. В 1582 г. они оз крыли в Бо­лонье учебную мастерскую (академию), в которой разработали принииш,1 обучения художника техническому мастерству. Болон­ская академия стала прообразом всех европейских академий худо­жеств. Ее традиции оказывали влияние на европейскую живопись в течение всего XVII века.

Влияние Карраччи и их учеников, а также мастеров Высокого Возрождения испытал французский художник Н. Пуссен композиции, мягкая цветовая гам­ма, идеальные пейзажи как воплощение совершенства и целесо­образное'! п. Все это отражает разумное начало, придающее вели­чие благородным поступкам человека.

Крупнейшим художником барокко, новатором, во многом оп­ределившим мути развития барочной живописи, был М. Каравад­жо (1575 — 1610). Этот мастер блестяще умел передать жи шенную достоверноегь, создать полную иллюзию вещественности изоб­раженною и в то же время наполнить свои полотна эмоциональ­ным напряжением и драматической силой. Прокладывая новые пути, Караваджо впервые обратился к натюрморту как таковому, ввел так называемый «авантюрный» жанр («Гадалка»), первым стал широко использовать простонародные типажи для изобра­жения мифологических героев. Огромен вклад Караваджо в рели­гиозную живопись. В его многочисленных карзннах на снашель- ские сюжси>1 («Призвание апостола Матфея», «Обращение Сав- ла», «Положение во гроб», «Успение Марии» и др.) особую роль играет све I. который обладает как реальной физической приро­дой, так и метафорическим смыслом: ото божественная истина, озаряющая путь к спасению. Художник мастерски перелает по­вседневную реальность бытия, но она не свод из ся к обыденно­сти, а преображается божественным присутствием. ГворчестЕЮ Кара­

ваджо ока ыди огромное влияние на лучших художников XVII в.: Рубенса, Веласкеса, Рембрандта. Влияние итальянской живописи помогало мастерам других стран преодолеть черты архаизма.

Замочное влияние итальянской шкоды, и особенно Каравад­жо, иен впал его современник — фламанлекий художник П, П. Ру­бенс (1577 1640) — придворный живописец правительницы

испанских Нидерландов Изабеллы и один из крупнейших масте­ров барокко, [до полотна отмечены театральностью композиции, драматизмом, стремительным движением, цветовыми контраста­ми. Рубене писал удивительные по убедительности воссоздания характера портреты (Марии Медичи, камеристки инфанты Иза­беллы), кармина на мифологические, библейские и евангельские сюжеты Персей и Андромеда», «Вирсавия», «Снятие с креста»), У него было множество учеников, среди которых выделялся бли­стательный портретист А. Ван Дейк (1599—1641). много дет ра­ботавший и Дні лип при дворе первых Стюартов.

Еще более заменю влияние Караваджо на творчество испан­ского живописна X, Риберы (1591 — 1652), который юношей уехал в Италию, с і ал придворным живописцем испанских нице-коро- леЙ в Неаполе, но при этом получал и заказы из Испании.

Рибера прежде весі и был мастером монументальных религиозных компо­зиций, однако известны его картины на сюжеты античной мифо­логии, серия портретов античных философ юв («Диоген»), Святые у Риберы отмечены драматизмом религиозного переживания, под­час суровым аскетизмом, ощущением бренности и хрупкости те­лесного, С и.и,пейшес впечатление на современников производи­ли его полота с изображением мученичеств («Мученичество свя­того Варфоломея», «Святой Себастьян»). Художник сумел избе­жать в них ложной патетики, наполнив их подлинной силой чело­веческою страдания и душевной стойкости. Его творчество, со­вершенное но пластике и колориту, оказало огромное влияние на испанскую и неаполитанскую живопись XVII в.

Крупнейший испанский художник Д. Веласкес (1599--1660) в юности также увлекался караваджизмом и уделял много внима­ния бытовому жанру («Кухарка», «Продавец воды»), С 1625 г., ког­да он стал придворным живописцем Филиппа IV, важнейшей у Веласкеса сіл.іа тема власти. Его портреты короля, членов его семьи и фаворита Оливареса вполне официальны, по придвор­ный церемониал не сковывал художника, он всегда сохранял вер­ность жизненной правде и высочайшее качество живописи. В мо­нументальном полотне «Сдача Бреды» (1634— 1635) один из эпи­зодов Тридпашлетней войны — передача голландцами испанцам ключей от крепости Бреда — стал ад я художника поводом для размышлений о войне и мире. Вместо обычного для той эпохи изображения торжества победителей и унижения побежден!пах Веласкес пока :ад достоинство вынужденных уступить, но песлом-

ленных ершиков и мятежников, образы которых воссозданы с уважением и симпатией. Художнику удалось воплотить на холсте противостояние двух во всем различных держан — аристократи­ческой Испании и буржуазной Голландии. Картина стада важней­шей вехой в формировании концепции исторической картины в европейской живописи.

Веласкес написал более десятка портретов придворных шутов, уродов и карликов («Эль Примо», «Себастьян де Мора»), достиг­нув в них вершины драматического восприятия человеческой лич­ности. Художник обнаружил у физически и душевно ущербных людей, исключенных из нормальной жизни, все присущее чело­веку, но выраженное более открыто и драматично.

Вершиной последних лет жизни Веласкеса шала крупномас­штабная композиция «Менины» (1656) — своего рола синтез быто­вой картины и группового портрета, в котором представлена вся иерархия испанского двора — от короля до шутов и карлип. Пер­сонажи. прежде выступавшие в произведениях художника порознь, были слиты топерь в единый собирательный образ, трактовка ко­торого уникальна. Король и королева, которые должны бы быть первыми сред н действующих лиц, представлены лишь в впле смут­ного отражения в зеркале в глубине комнаты, а позы инфанты Маргарина и карлицы явно перекликаются друг с другом. Низво­дя одни персонажи и возвышая другие, художник показал всю относительность официальной иерархии и создал новаторскую и сложнейшую по смыслу композицию, отличающуюся удивитель­ным эффектом присутствия.

/Особенности голландского искусства были обусловлены уни­кальными чертами развития страны. Будучи республикой, Гол­ландия не имела королевского двора, который в других странах являлся важнейшим заказчиком произведений искусства и дикто­вал художникам и архитекторам свою волю. В то же время особен­ности релш по той ситуации исключали из числа потенциальных заказчиков католическую церковь, а протестантизм с его строги­ми нравственными ограничениями не одобрял демонстрацию рос­коши и богатства. Главными потребителями произведений искус­ства становятся городские элиты.

Искусство, освобожденное от авторитарного давления коро­левского двора и церкви, могло развиваться относительно сво­бодно, подчиняясь законам рынка и учитывая его запросы. Быст­ро развивалась живопись, предназначенная для украшения част­ного дома: нлпорморты, пейзажи, морские виды (марины). Ши­роко распространились те жанры и виды искусства, которые от­ражали общественную и частную жизнь голландских бюргеров: бытовые с пенки (особенно характерные для группы художников, известных поп общим названием «малые голландцы»), семейные и групповые портреты (признанными мастерами которых были

Ф.Халс и Рембрандт), изображения интерьеров частных домов и общественных зданий.

Однако развитие художественного рынка, предоставляя живо­писцу известную свободу выбора, накладывало на нею опреде­ленные ограничения. Даже самые известные мастера вынуждены были приспосабливаться к художественному вкусу потенциаль­ных покупателей, часто оставлявшему желать лучшего. Д когда в середине XVII в. кризисные явления в экономике привели к сни­жению покупательной способности горожан, уровень жизни и престиж профессии многих художников резко упал вместе с це­нами на их произведения. Показателен в этом плане творческий путь крупнейшего голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна (1606— 1669). Он успешно работал в самых разных жан­рах, быстро достиг известности, разбогател, имел множества уче­ников. Глубоко верующий человек, он создал множество произ­ведений на библейские темы («Давид и Ионафан», «Возвращение блудного сына»). Не меньшей популярностью пользовались его портреты, отличавшиеся удивительным проникновением во внут­ренний мир портретируемого. Собственное лицо стало для худож­ника целым миром, находящимся в постоянном изменении и да­рящим все новые открытия. Из художников того времени именно Рембрандт создал самую большую серию автопортретов (более 60), показывая в них, в полном соответствии с принципами барокко, бесконечное разнообразие выражений человеческого липа. Столь же характерна для барокко трактовка светотени — любимейшего средства живописи Рембрандта; контраст ярко освещенных дета­лей или персонажей и глубокой тени придавал образам глубину и в то же время создавал удивительные живописные эффекты. Од­нако, не желая приспосабливаться к вкусам недалеких покупате­лей (показательно неприятие заказчиками одной из лучших кар­тин художника — «Ночной дозор»), Рембрандт потерял многие заказы и последние годы жизни, создавая шедевры, пропел в бед­ности, к которой добавилось одиночество после смерти самых близких людей. Со смертью Рембрандта закончилась эпоха рас­цвета голландской живописи.

Основные черты художественной культуры XVII века. Классицизм. Театр и музыка. Литература. Архитектура и скульптура. Живопись. Характерные особенности по странам.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения. Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.

2.Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов. Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

Андреа Палладио. Вилла Ротонда близ Виченцы

3.Интерес к искусству античной Греции и Рима проявился еще в эпоху Возрождения, которая после столетий средневековья обратилась к формам, мотивам и сюжетам античности. Величайший теоретик Ренессанса, Леон Батиста Альберти, еще в XV в. выразил идеи, предвещавшие отдельные принципы классицизма и в полной мере проявившиеся во фреске Рафаэля «Афинская школа» (1511). Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения, особенно флорентийских во главе с Рафаэлем и его учеником Джулио Романо, составили программу болонской школы конца XVI века, наиболее характерными представителями которой были братья Карраччи. В своей влиятельной Академии искусств болонцы проповедовали, что путь к вершинам искусства лежит через скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело, имитацию их мастерства линии и композиции. В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее видное место среди них занял француз Никола Пуссен, в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.

Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев» (1784). Холодно рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца». Хотя частные заказчики предпочитали различные варианты барокко и рококо, французская монархия поддерживала классицизм на плаву за счёт финансирования таких академических учреждений, как Школа изящных искусств. Римская премия предоставляла наиболее талантливым ученикам возможность посетить Рим для непосредственного знакомства с великими произведениями древности. В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в других странах. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани»); его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом бесшабашного романтизма; это сочетание получило название академизма. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. В середине XIX века против консерватизма академического истеблишмента бунтовало тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе, а в России — передвижниками.

4.Музыкой периода классицизма или музыкой классицизма, называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами.Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.

Понятие «музыка классицизма» не следует путать с понятием «классическая музыка», имеющим более общее значение как музыки прошлого, выдержавшей испытание временем.Эстетика классицизма основывалась на убеждении в разумности и гармоничности мироустройства, что проявилось во внимании к сбалансированности частей произведения, тщательной отделке деталей, разработке основных канонов музыкальной формы. Именно в этот период окончательно сформировалась сонатная форма, основанная на разработке и противопоставлении двух контрастных тем, определился классический состав частей сонаты и симфонии.

В период классицизма появляется струнный квартет, состоящий из двух скрипок, альта и виолончели, значительно расширяется состав оркестра.

  • Хронологические рамки существования классицизма в разных европейских культурах определяются как вторая половина XVII — первое тридцатилетие XVIII в., при том, что ранние классицистические веяния ощутимы на исходе эпохи Возрождения, на рубеже XVI—XVII вв. В этих хронологических пределах эталонным воплощением метода считается французский классицизм. Тесно связанный с расцветом французского абсолютизма второй половины XVII в., он дал европейской культуре не только великих литераторов — Корнеля, Расина, Мольера, Лафонтена, Вольтера, но и великого теоретика классицистического искусства — Никола Буало-Депрео.
  • Исторические предпосылки возникновения классицизма связывают эстетическую проблематику метода с эпохой обострения взаимоотношений личности и общества в процессе становления единодержавной государственности, которая, приходя на смену социальной вседозволенности феодализма, стремится регламентировать законом и четко разграничить сферы общественной и частной жизни и отношения между личностью и государством. Классицизм возник на гребне общественного подъема французской нации и французского государства. Основой теории классицизма был рационализм, опирающийся на философию Декарта, предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное, этическим и эстетическим идеалом служила античность.
  • архитектура-Отразился классицизм и в архитектуре: дворцы, церкви, новые парижские площади, созданные Мансаром и другими зодчими, отмечены строгой симметрией, величественной простотой. Классицизму свойственны стройная упорядоченность формы, идея подчинения личности общественному долгу. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности, симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов

литература-Высокого развития достигли также «низкие» жанры— басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер 1622—1673). Французский писатель Жан де Лафонтен известен как автор сказок, комедий, басен, сатирически отображающих жизнь в абсолютистской Франции.Теоретик французского классицизма Никола Буало-Депрео в своем труде “Поэтическое искусство” изложил принципы классицизма в литературе.

Основные требования классицизма в литературе

1. Герои - “образы без лиц”. Они не меняются, являясь выразителями общих истин.

2. Исключалось использование простонародного языка

3. Требование композиционной строгости

4. Соблюдение в произведении трех единств: времени, места и действия .

Вы нас, не мешкая, должны в сюжет ввести.

Единство места в нем вам следует блюсти.

Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:

Одно событие, вместившееся в сутки,

В едином месте пусть на сцене протечет;

Лишь в этом случае оно нас увлечет.

5. Строгое деление на жанры.

“Высокие”: трагедии, эпические поэмы, оды, гимны

Они должны разрабатывать важные общественные проблемы, прибегая к античным сюжетам. Их сфера – жизнь государства и двора, религия. Язык торжествен, украшен эпитетами и мифологическими параллелями, эпитетами

“Низкие”: комедии, сатиры, басни

Их тематика – жизнь частных лиц, народный быт. Язык – просторечный.

Смешивать жанры считалось недопустимым!

скульптура-Все подчинено рациональности: застывшие движения, идея скульптуры и даже ее расположение в парке или дворце. Скульптуры классицизма, словно трехмерное воплощение мифов, рассказывают нам о могучей силе человеческой мысли, о единении народа в достижении общих целей. Просто удивительно, как классицисты сумели рассказать целую эпоху в жизни той или иной нации при помощи не масштабных композиций. Стремясь к рациональному применению пространства, занимаемого скульптурой, мастера тем самым следовали еще одному принципу классицизма – отходу от частного. В одном единственном персонаже, чаще всего взятом из мифологии, воплощался дух целого народа. А герои настоящего с той же легкостью изображались в античном окружении, что лишь подчеркивало их историческую роль.

живопись

Лежащие в основе классицизма принципы рационалистической философии обусловили взгляд теоретиков и практиков классицизма на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни. Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила твердую нормативность этических требований (подчинение личного общему, страстей – разуму, долгу, законам мироздания) и эстетических запросов классицизма, регламентацию художественных правил; закреплению теоретических доктрин классицизма, способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671). В живописи классицизма основными элементами моделировки формы стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет пространственные планы картины (отмеченные возвышенностью философско-этического содержания, общей гармонией произведения Н. Пуссена, основоположника классицизма и крупнейшего мастера классицизма 17-го века; "идеальные пейзажи" К. Лоррена). Классицизм 18 – начала 19 вв. (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. В архитектуре определились новые типы изысканного особняка, парадного общественного здания, открытой городской площади (Ж.А Габриель, Ж.Ж. Суфло), поиски новых, безордерных форм архитектуры. стремление к суровой простоте в творчестве К.Н. Леду предвосхищали зодчество поздней стадии классицизма – ампира. Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике Ж.Б. Пигаля и Ж.А. Гудона, декоративных пейзажах Ю. Робера. Мужественный драматизм исторических и портретных образов присущ произведениям главы французского классицизма, живописца Ж.Л. Давида.

театр

В театральном искусстве К. способствовал более глубокому раскрытию идеи драматургического произведения, преодолению преувеличенности в изображении чувств, свойственной средневековому театру. Мастерство исполнения классицистской трагедии, поднятое на высоту подлинного искусства, подчинялось эстетическим принципам, вытекавшим из классицистской эстетики Н. Буало. Основным условием творчества актеров становится рационалистический метод, сознательная работа над ролью. Актер трагедии должен был эмоционально выразительно читать стихи, не стремясь к созданию иллюзии подлинных переживаний героя. Но в актёрском искусстве проявлялось характерное для К. противоречие — принцип обращения к природе, разуму, истине был ограничен нормами придворного, аристократического вкуса. Классицистский спектакль в целом отличался помпезностью, статичностью, актеры действовали на фоне декорации, лишенной исторической и бытовой конкретности (так, например дворец по желанию).

  • Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.

Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.

Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга

Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее

Наследование античности как образцу

(Устное пояснение: действие переносилось в другое время не только с целью подражания античным образцам, но и для того, чтобы знакомая жизнь не мешала зрителю, читателю воспринимать идеи)

Подражание “украшенной” природе

Главная категория – красота

  • К. формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует активно сосуществующему с ним искусству барокко, проникнутому сознанием всеобщего разлада, порожденного кризисом идеалов минувшей эпохи. Продолжая некоторые традиции Возрождения (преклонение перед древними, вера в разум, идеал гармонии и меры), К. являлся своеобразной антитезой ему; за внешней гармонией в К. скрывается внутренняя антиномичность мироощущения, роднившая его с барокко (при всем их глубоком различии). Родовое и индивидуальное, общественное и личное, разум и чувство, цивилизация и природа, выступавшие (в тенденции) в искусстве Ренессанса как единое гармоничное целое, в К. поляризуются, становятся взаимоисключающими понятиями.

2.градостроительство

С классицизмом связаны наиболее значительные градостроительные концепции и их реализация в натуре конца XVIII и первой половины XIX в. В этот период закладываются новые города, парки, курорты. Новую организацию расселения, направленную на преодоление социального неравенства и на создание новой социальной гармонии, предлагают в конце XIX столетия социалисты-утописты. Проекты жилых коммун, фаланстеров (реализованных, однако, очень незначительном количестве) сохраняли образ и пространственные особенности, характерные для классицизма.

Результат архитектурных теорий эпохи Просвещения, изложенных и повторенных во многих трактатах конца XVIII в., можно сжато определить следующим образом: размах градостроительства при полном отсутствии архитектурных шедевров. Возможно, наше суждение покажется поверхностным. Действительно, были архитекторы, которые не хотели создавать шедевры. Архитектура для них не была выражением и утверждением некой концепции мира, религиозных или политических идеалов. Ее задача—служить обществу. Этой задаче с необходимостью подчиняется строительство, декорум, типология. Так как жизнь общества меняется очень быстро, то необходимо соответствовать новым требованиям и новыми типами зданий, то есть строить не только церковь или дворец, а жилой дом среднего достатка, больницу, школу, музей, порт, рынок и так далее.

От здания-памятника приходят к зданию, выражающему определенную социальную функцию, единство таких функций создает городской организм, а его устройство—это координация этих функций. Так как социальная координация основана на принципах разумности, то градостроительные планы становятся более рациональными, то есть следуют четким прямоугольным или радиальным геометрическим схемам, которые состоят из широких и прямых улиц, больших квадратных или круглых в плане площадей. Идея взаимосвязи человеческого общества и природы выражается в городе во введении широких зон зелени, чаще всего парков возле дворцов или садов бывших монастырей, ставших государственными после революции.

*Наиболее ярко особенности эпохи, стиля и национальных традиций выразились в главных площадях крупных городов и в площадях столичных. Устройство или реконструкция площадей нередко являлись средством политического утверждения правящего режима. В силу длительности рассматриваемого периода — от укрепления абсолютизма до укрепления буржуазной демократии — социальная роль главной площади постепенно менялась: из архитектурно-пространственного фона статуи короля она превратилась в наиболее развитых странах в гражданский центр капиталистического города.

3.В первой половине XVII века столица Франции постепенно превратилась из города – крепости в город – резиденцию. Облик Парижа теперь определяли не крепостные стены и замки, а дворцы, парки, регулярная система улиц и площадей.

В архитектуре переход от замка к дворцу можно проследить, сравнив две постройки. Люксембургский дворец в Париже (1615 – 1621), все корпуса которого расположены по периметру большого внутреннего двора, своими мощными формами еще напоминает отгороженный от внешнего мира замок. Во дворце Мезон – Лаффит под Парижем (1642 – 1650) уже нет замкнутого внутреннего двора, здание в плане имеет П – образную форму, что делает его облик более открытым (хотя он и окружен рвом с водой). Это явление в архитектуре получило поддержку государства: королевский указ 1629 года запретил возводить военные укрепления в замках.

Вокруг дворца архитектор теперь обязательно устраивал парк, в котором царил жесткий порядок: зеленые насаждения были аккуратно подстрижены, аллеи пересекались под прямым углом, цветники образовывали правильные геометрические фигуры. Такой парк получил название регулярного или французского.

Вершиной развития нового направления в архитектуре стал Версаль – грандиозная парадная резиденция французских королей недалеко от Парижа.

В культовом зодчестве иезуиты насаждали стиль Контрреформации, но, несмотря на это, Франция не отрешилась от своих национальных традиций, и уже в эпоху правления Людовика XIII попытка полной “романизации” церковной архитектуры потерпела неудачу.

Во времена Генриха IV преобладающую роль играла светская архитектура, большое внимание уделялось планировке гордской среды, и в результате Париж украсили две площади – Вогезов и Дофина. В архитектуре этого времени преобладал маньеризм – тяжеловесная пышность, богато украшенные интерьеры, декоративные расписанные и золоченые панели.

4.Культ разума - одно из основных качеств классицизма, и поэтому ни у одного из великих мастеров 17 века рациональное начало не играет такой существенной роли, как у Пуссена. Сам мастер говорил, что восприятие художественного произведения требует сосредоточенного обдумывания и напряженной работы мысли. рационализм сказывается не только в целеустремленном следовании Пуссена этическому и художественному идеалу, но и в созданной им изобразительной системе.

Он построил теорию так называемых модусов, которой старался следовать в своем творчестве.

Под модусом Пуссен подразумевал своего рода образный ключ, сумму приемов образно-эмоциональной характеристики и композиционо-живописного решения, наиболее соответствовавших выражению определенной темы.

Одним из характерных образцов идейно-художественной программы класицизма может служить пуссеновская композиция «Смерть Германика» (1626 - 1627, Миннеаполис, Институт искусств), изображающая на смертном одре мужественного и благородного римского полководца, отравленного по приказу подозрительного и завистливого императора Тиберия.

Очень плодотворным для творчества Пуссена было увлечение искусством Тициана во второй половине 1620-х годов. Обращение к тициановской традиции способствовало раскрытию наиболее живых сторон дарования Пуссена. Велика была роль колоризма Тициана и в развитии живописного дарования Пуссена.

В 1625 - 1627 годах Пуссен пишет картину «Ринальдо и Армина» по сюжету поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», где эпизод из леганды о средневековом рыцарстве трактован скорее как мотив античной мифологии. Пуссен воскрешает мир античных мифов и в других полотнах 1620 - 1630-х годов: «Аполлон и Дафна» (Мюнхен, Пинакотека», «Вакханалии» в Лувре и Лондонской Национальной галерее, «Царство Флоры» (Дрезден, Галерея). Здесь он изображает свой идеал - человека, живущего единой счастливой жизнью с природой.

Никогда впоследствии в творчестве Пуссена не появляются такие безмятежные сцены, такие прелестные женские образы. Именно в 1620-е годы был создан один из самых пленительных образов Пуссена - «Спящая Венера» образ богини полон естественности и какой-то особой интимности чувства, кажется выхваченным прямо из жизни.

5.Классицизм начался в эпоху Просвещения Рост свободы общества привел к появлению первых публичных концертов, в главных городах Европы образовываются музыкальные общества и оркестры. Произошли коренные изменения в оркестрах, не осталось потребности в клавесине или органе, как в основных музыкальных инструментах, духовые инструменты - кларнет, флейта, труба и др. напротив заняли свое место в оркестре и создали новый, особенный звук. Новый состав оркестра привел к появлению симфонии - важнейшего типа музыки, по стандарту состоящей из трех темпов - быстрого начала, медленной середины и снова быстрой концовки. Одним из первых композиторов использовавших симфонический формат был сын И.С.Баха - Карл Филипп Эммануил Бах.В эту же эпоху было создано пианино, или фортепьяно (правильное название). Это позволило музыкантам-клавишникам исполнять музыку в различных вариациях как мягко (piano) так и более громко (forte), в зависимости от используемых клавиш.Самыми яркими композиторами классицизма были великие австрийцы - Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт. Гайдн создал фантастическую хоровую, оперную, оркестровую и инструментальную музыку - но самое большое его достижение именно симфонии, которых он написал более ста. Моцарт - гениальнейший композитор всех времен и народов. Прожив короткую жизнь, он оставил невероятно музыкальное наследие - 41 симфония, например. Самым большим его достижением считаются его оперы, в них он показал себя и как великий музыкант и как талантливый драматург, некоторые из его самых прекрасных опер - "Дон Жуан", "Женитьба Фигаро", "Волшебная флейта".В конце восемнадцатого столетия всходит еще одна звезда классической музыки - Людвиг Ван Бетховен, композитор, который начал сочинять музыку в классическом стиле, унаследованном от Моцарта и Гайдна. Он в конечном счете перерос это, и буквально расколол классический стиль, отмечая зарю новой эпохи, известной как Романтический период в музыке.Классическая эпоха была временем, когда композиторы вводили ощущение элегантности в музыку. Эта ясна и чистая музыка, несущая покой и расслабление, на самом деле намного глубже и в ней можно обнаружить драматическое ядро, трогательные чувства и безграничный драйв.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 168.