Революция в культуре чтения
Новые и.ten. и изобилии появившиеся на протяжении XVII] в, во многих с I рапах Старого и Нового света, составляли важную часть феномена Просвещения, но отнюдь не исчерпывали сю специфику. Периоды «философского бума», отмеченные революционным обновлением общественной мысли, случались в истории Европы н ранее.
Пример тому — эпоха Возрождения, когда идейное движение гуманизма захватило многие страны, впервые позволив говорить о возникновении «литературной республики». Однако воз трепия гуманистов, несомненно, революционные но своей сути, ославились преимущественно достоянием сравнительно узкого круча интеллектуалов. Уникальность же Просвещения состояла в том, что новые идеи не только появлялись, но и быстро распространялись в обществе, оказывая реальное влияние на его жизнь. Это шало возможным благодаря произошедшим и XVIII в. радикальным переменам в культуре повседневное!и. Среди них в первую очереаь следует упомянуть формирование принципиально новой ПрЛК'ШКМ чтения.
Перемены в этой сфере носили как количественный, так и качественный характер. В количественном плане они выражались, прежде всего, ь общем росте грамотности населения. Гак, во Франции доля грамотных людей за столетие (с 1686— 1690 по 1786 — 1790 гг.) увеличилась с 29 до 47% среди мужчин и с 14 до 27% среди женщин.
Emu- oi.iuijvc росло количество выпускаемой в разиы\ странах печатной пролукции. Если в 1710 г. в Англии было и sjmno около 21 тыс. кип . IDE 1790 г. — уже 65 тыс. В Германии на шамеиитой Франкфч рюкой ярмарке в 1765 г. было представлено 1584 наименовании Kiini. а и 1785 г. — 2713.
Еше бо.и.шее значение имели качественные п шенсния в практике чтения. Печатное слово проникло в те социальные слои, которые ранее не были его потребителями. На картинах и гравюрах XVIII в. моллю увидеть читающих женщин, сдул . ремесленников, крестьян. Н по отнюдь не было преувеличением чудожшгка: историки, ИО'ЫЯ описи имущества умерших слуг и ремесленников, отмечаю'! многократно возросшее за столетие число упоминаний о книгах, принадлежавших этим людям.
Сущее пял то изменился и качественный соеiли печатной продукции, Гели в начале XVIII в, наибольшую долю к ней занимали религиозные сочинения, то на протяжении столетия соотношение радпка .ало изменилось в пользу светской, в частости художествен пол. литературы. Особенно же высоким во второй половине века бил спрос на философские произведения, в юм широком смысли Iюго понятия, о котором уже говорилось выше. Многократно \ вшшчился выпуск периодики. Если за первое леей т иле- тие XVIII и. известно 40 французских и 64 немецких периодических издания, то за 1770-е гг. — соответственно 188 и 718.
Изменился и внешний вид самих книг: они уменьшились в формате, июли более легкими и компактными. Теперь их можно было чн Iа п. не только сидя за столом, но и на прогулке, в дороге, в постели. Постепенно сложились новые отношения читателя с печатным еловом — более простые и непосредственные.
Нжлилным воплощением всех этих перемен стала настоящая «читательская лихорадка», охватившая в XVIII и. широкие слои общества. I j ли шсках путешественников того времени неоднократно встречай>!ск! упоминания о повсеместном увлечении кншами: практически повсюду можно было видеть людей разною общественного статуса, читающих запоем. Печатное слово обрело высочайший авторшен многие читатели стремились моделировать свою жизненную ноашию, свои отношения с другими людьми, воспитание детей и по образцам, заданным литературой. Не удивительно, что в такой ат мосфере идеи просветителей, становясь -- непосредственно пли в адаптированном виде — достоянием широкого круга людей, мо! ш оказывать реальное влияние на жч шь общества.
Новое публичное пространство
Эффсм. производимый новыми идеями, уепливш.ся за счет ТОГО. ЧТО век Просвещения они стали предметом публичной дискуссии. Для гого чтобы такое обсуждение СМ01Л0 состояться, нужны были соответствующие места, где люди могли бы свободно обмениваться мнениями о различных аспектах духовной и общественной жизни.
Массовое появление таких мест, предназначенных для публичной дискуссии, является еще одной характерной чертой эпохи. В зарубежной исторической литературе их называют обобщающим французским термином зоаё1ё* с!е репше («общества мысли»), к которому в русском языке, пожалуй, ближе всего будет условное понятие «интеллектуальные кружки».
Подобные объединения имели разную форму. К их числу принадлежали, например, читательские клубы. Член такого клуба, заплатив абонементную плату, получал возможность пользовазь- ся книгами, приобретенными в складчину. Это не только открывало людям со скромным достатком доступ к дорогостоящим изданиям и к периодике, но и позволяло свободно обсуждать прочитанное. Обычно такое сообщество имело свой устав, принимаемый, как и решения о текущей деятельности клуба, равным голосованием всех членов без учета их сословной принадлежности.
Еще одной формой интеллектуальных объединений были академии. Причем, если большие столичные академии — Французская и Парижская королевская, Берлинская и Санкт-Пегсрбург- ская, Лондонское королевское общество и др. — в большинстве своем состояли из именитых ученых, профессионально занимавшихся большой наукой, то многочисленные провинциальные академии представляли собою, скорее, клубы местной просвещенной элиты. Члены таких провинциальных академий собирались не только для того, чтобы ознакомиться с научными изысканиями своих коллом. выполненными, как правило, на любительском уровне, но и для того, чтобы обсудить новости культуры и политики.
Наиболее распространенной формой интеллектуальных сообществ являлись масонские ложи. Члены этой тайной организации считали, что она ведет происхождение от братства легендарных строителей храма Соломона в Иерусалиме, и называли себя «вольными камешниками» (отфранц. пщоп — каменщик). Зародившееся в Британии па рубеже XVII —XVIII вв. масонство быстро распространилось п Старом и Новом свете. Членами братства становились представители самых широких слоев городского населения: от коронованных особ до ремесленников. И хотя движение это практически никогда не было едино и делилось на несколько конкурировавших друг с другом систем, каждая из которых имела особую многоступенчатую структуру и ритуальную символику, псе направления масонства в основном преследовали общие нравственно-воспитательные цели, проповедуя идеи «свободы, равенства и братства» в отношениях между людьми. Должностные лица лож избирались 1 [Vгем голосования. Внутри «братства» все его члены обладали рамными правами независимо от своего пагуса м «обычной» жн'зми. Несмотря на таинственные и сложные ритуалы, которыми обстилались масонские заседания, ложи фактически представляли собою дискуссионные клубы, где образованные люди различных состояний могли свободно обсуждать самый широкий спектр проблем, на время «забыв» о принятых в сословном обществе условностях социального поведения.
Наименее формализованным видом интеллектуальных сообществ были литературные салоны, среди которых самой большой славой пользовались парижские.
Хозяйками таких салонов, как правило, явля лись просвещенные аристократки. В их гостиных собирались представители высшего света, ученые, литераторы, чтобы вести учтивые беседы (умение поддерживать такую беседу, остроумную И непринужденную, было ПОДНЯТО ДО уровня настоящего искусства), читать стихи, обсуждать новости светской и культурной жизни Н зтом легком и свободном общении, не скованном условностями придворного этикета, решающее значение приобретали июле достоинства, нежели те, что имели значение в обыденной жизни: ум и талант здесь нередко оказывались важнее, чем богатство или знатное происхождение.
И наконец, наиболее демократичной формой интеллектуальных кружков, правда, распространенных далеко мс во всем ареале Просвещения, были кафе. Для представителей литературною дна они иірали іюдь салонов, поскольку в настоящие салимы «руссо сточных кашш» не допускались. В кафе мог принт п любой желающий, чтобы за чашкой кофе ознакомиться со свежими газетами и новыми памфлетами, а потом обсудить их с друї ими завсегдатаями заведения.
Помимо вышеперечисленных разновидностей интеллектуальных сообществ существовало и множест во других. В ТОЙ [[ЛИ иной степени схолиях с ними, — музеи, литературные кружки, читальни и лр.
Как правило, подобные сообщества в целом и их члены по отдельности поддерживали регулярную переписку с себе подобными в дрхіих городах и даже в других странах, благодаря чему весь ареал І Іросвещения оказался покрыт разветвленной информационной сеи.ю — в одних регионах более плотной, в других — менее, — но которой циркулировали новые идеи. Эта совокупность интеллектуальных объединений представляла собой альтернативное публичное пространство, существовавшее «паралле шпо» обществу Старого порядка, основанному на религиозных, сословных, профессиональных, придворных и других традиционных связях.
В свою очередь наличие подобного публичною пространства сделало во пножным появление такого принципиально нового социальною феномена, как общественное мнение. 1ч о таконодателя- ми чаше изо выступали влиятельные литератур’п.к- сшиты, объединявшие наиболее популярных литераторов тою времени. Информация о с шжившемся там отношении к тем или иным событиям или явлениям общественной жизни довольно быстро распространялась по «параллельному» публичному пространству, смыслом с> шествования которого был обмен идеями. Ну. а поскольку литера горы выступали тогда властителями дум читающей публики, их точка зрения оказывалась определяющей для всей массы людей, включенной в это публичное пространство, т.е. их ипдивилуальное или групповое мнение превращалось в общественное.
Еще одним важным следствием существования альтернативного публичного пространства было зарождение в нем ношах форм социального поведения или, говоря языком современной научной литературы, новых форм социабельности (от франц. йпс1аЬШ(ё — общение). 1 (оскильку многие из интеллектуальных кружков имели писаные ус швы (конституции), предполагавшие равенство членов этих обт.елинений и выборность должностных лип. именно здесь возникли и прошли «обкатку» новые формы обшения — светскою, демократического и внесословного, которые в дальнейшем стали основой политической культуры Нового и Новейшего времени
Просвещенный деспотизм и просвещенный абсолютизм
Многое пч того, что предлагали мыслители Просвещения, было реализовано уже при их жизни. В XVIII в. правительства практически всех основных европейских держав проводили реформы по рационализации способов управления государством и экономикой, по рлтпиппо системы образования, а в ряде стран — также по ограничению влияния церкви на светскую жизнь и ослаблению сеньориальной зависимости крестьян.
Правда, историкам так и не удалось тчно определить, в какой степени эт и преобразования были репльтатом влияния философов, а в какой — ответом на требования времени, продиктованным обычным здравым смыслом.
Нередко попытки таких реформ сталкивались с упорным сопротивлением традиционных институтов Старого порядка. Наиболее яркий пример подобной оппозиции — противодействие французских парламентов попыткам министров Людовика XV и Людовика XVI добиться более равномерного распределения фискального бремени путем ликвидации налоговых привилегий.
Не удивительно, что в такой ситуации приверженцы реформ порой начинали завидовать восточным монархам, обладавшим практически неограниченной властью по отношению к подданным (ее » І ирисе называли «деспотизмом*), в от.ниже от европейских !ос\ т-рей, чьи прерогативы — как уже говорилось в главе 1 — были ‘ * ыесчненно ограничены. 'Гак возникла коппегшия просвещении. у і поттма, получившая обоснование в трупах Иоль- тера, физиократов и ряда других философов. Согласно сіі. -про- свешенныи \ыпарх должен иметь максимально широкие, практически -дссці л пческие» полномочия для бьістрої к) и беспрепят ственного осу ! ествления необходимых преобразований. Впрочем, на практике о : теория полностью так нигде и не была реализована. Отдельные попытки некоторых монархов, например Людовика XV во время реформы Р.Н.Мопу, Иосифа II, проводит!, гцк- образоваит; -леспотичсскими* методами, т.е. не считаясь с интересами тра пі!люнных злит, окончились неудачей
Понятие просвещенный деспотизм» в научной литературе нередко смен питают с понятием «просвещенный абамюпппм», что В принципе !!■ верно. Термин «просвещенный абсолютизм» был введен исторпг ими XIX в. для обозначения упомянутой нами выше реформаторе^ лі политики европейских государей века Просвещения. иначе юиоря, того, что имело месю в дейегвительносги. Напротив, іікіііягис «просвещенный деспотизм» выражало представления философов XVIII в. о неком идеале, который в полной мере так НПК'Ч за и не был воплощен в жизнь.
Искусство и литература XVIII в.
При всем многообразии направлений и стилей архитектуры и изобрази тел і,, и я о искусства XVIII в. обшим для них было влияние в той или пнм-и форме идей Просветения. Возросла роль общественного мм,, , 1ия, которое все более становилось главным судьей произведении искусства.
Формировался художест исчшый рынок, в результат чего резко уменьшилась зависимость художников от частных за ха люков, Развивалась художественная критика, задача которой заключилась в оценке произведений искусства е гочки зрения всею образованного общества. Первые критики, а среди них были такие выдающиеся философы Просвещения, как Дидро и Руссо, писл ім о те’атре, литературе и живописи,
XVIII век чрпнес в художественную жизнь Европы новую расстановку сил. Италия, которой в XVI, а отчасти н в XVII в. принадлежало іамутцее место, его постепенно теряем. Итальянские государства кее реже могли обеспечить архитекторов и художников круннихпі заказами, и те часто вынуждены б і,їли искать их ш границей, о; І і и рейс некого полуострова до России. Тем не менее и в самої і II! л. пін выдвинулись в это время замена іе'льньїс художники, среди кппорых — Дж. Б.Тьеполо (1696— 177й), украсивший множество і ні >рцов монументальными росписями в .лучших традициях барокко, а также мастера городского архитектурного пейзажа Каналетто (настоящее имя Дж.А. Каналь). Б. Бедлогго и Ф.Гварди. В целом стиль барокко, который в первой половине XVIII в. н Италии преобладал, еще не исчерпал своих вошожпо- стей ни в живописи, ни в архитектуре. Масштабное и качественное строительство в стиле позднего барокко характерно в ото время и для рила городов Италии, и для Испании (семья Чурригера), и для католических регионов к северу от Альп (Австрия. Бавария, Чехия), где работали архитекторы из семьи Диниемхофср. братья Азам (Космас Дамиан и Згид Квирин), И. Б.Фишер фон Эрлах и другие. Именно в это время во многом сформировался архитектурный облик таких городов, как Вена, Прага. Мюнхен. Но к середине пека строительство в стиле барокко постепенно прекращается, распнет же новых стилей и направлений связан в большей степени с Францией и Англией.
Во Франции в начале XVIII а. появился новый стиль - рококо. или рокии:и> (от франц. госаШе — раковина), отличавшийся пристрастием к асимметричным, сложным, изысканным формам, причудливым линиям, напоминающим очертания раковины. Этот стиль не обладал присущей барокко монументальност ью н размахом и проявился преимущественно в украшении интерьеров (один из самых л местных образцов — интерьеры отеля (’'убит в Париже, 1705— 1700) и и декоративно-прикладном искусстве. В частности, он характерен для очень популярных в XVIII в. изделий из фарфора (секрет изготовления твердого фарфора, в отличие от ранее известною мягкого, заново открыли в Европе как раг в тто время). Показательно, что один из самых известных скульпторов рококо — 3. М.Фальконе (1716—1791) много лег руководил фарфоровой мануфактурой близ Парижа и прославился маленькими изящными композициями на античные сюжеты. Всю жи шь тяготея к монументализму, эту сторону своего таланта он в полной мере реализовал лишь во время пребывания в России, где создал в традициях классицизма памятник Петру I («Медный всадник») — один из лучших конных памятников в истории искусст ва.
Искусство рококо связано, прежде всего, е придворной жизнью — и при этом обращено к миру человеческих чувств, гонких оттенков настроений. Живопись рококо отличают изящесч во, легкие и светлые краски, светские, преимущественно любовные сюжеты. Из живописцев наиболее показателен для этого стиля Ф.Бушс (1703— 1770). Придворный художник французскою короля, он писал плафоны и картины на мифологические сюжеты, привлекавшие внимание нежным колоритом, миловидност ью персонажей, грациозностью и даже жеманностью их движений. Отчасти близок к рококо и А. Ватто (1684—1721), у которого учился Буше, но содержание его творчества намного сложнее. Ватто — тонкий ндбдюдатель жизни, главным для него был мир ч слове- ческих чувств (-Общество в парке»-, «Жиль»), пс подвластный разуму и кс уг і: сзывавшийся ни в жесткие правила классицизма, ни в эстетику рококо: иногда в этом усматривают своего рола предвосхищение романтизма.
Стиль рококо как таковой просуществовал сравнительно недолго, примерно до 40-х гг. XVI11 п., но его воздействие на европейскую культуру ощущалось до конца столетия. В молодости отчасти близок к нему был великий испанский художник Ф. Гойя (1746 — 1828). В 7(1 S'0-е 11. XVIII в, он создал большую серию очень кра
сивых но иве і у картонов для шпалер с изображением сиен из испанской ж 11 ній («Зонтик», «Мадридский рынок-} пронизанных духом спемлкля и маскарада. В эти же годы он сі ал придворным живописцем, написал множество великолепных портретов. Однако последующее творчество этого великого художника не имеет уже ничего общего с рококо и вообще едва ли по.ищется какой- либо одношачной стилистической интерпретации, прокладывая пути разни і им искусства XIX в.
Другим важнейшим стилем XVIII и. стал так называемый нео- классицит. тесно связанный с идеями просвети і слей, которые видели в Античности идеалы свободного развития личности и общества. Сьп раш свою роль и начавшиеся в 40-е гг. \VfIf в. раскопки Помнен под Неаполем, вызвавшие новый всплеск интереса к античной культуре.
Наиболее значительным архитектором, близким к неоклассицизму, был Ж, А. Габриэль (16% — 1782). работавший і данным образом по королевским заказам в Париже и Версале (павильон Малый Трианон в парке Версаля, ансамбль площади Людовика XV, ныне площади Согласия, в Париже) Самым последовательным представителем неоклассицизма в живописи стал Ж.J1.Давид (1748—1825), который еще при С таром порядке проповедовал в своем творчестве античные примеры суровой гражданской лоб нм гн и бескорыстного служения общему делу і «Клятва Горациев») а во время Французской революции, будучи депутатом Коп всі пл. занимался организацией массовых торжеств в дни республиканских праздников.
Илей Просвещения оказали огромное влияние н на литературу XVIII п., которая в это время сближается е философией и считает своей главном задачей воспитание, что проявляется п в содержании, и в стилистике произведений той эпохи. Практически все крупнейшие мыслители французского Просвещения использовали для популяризации своих идей художественные сочинения — Монтескье («Персидские письма»), Вольтер («Заира», «Кандид, или Оптимизм»), Дидро («Монахиня», «Племянник Рамо»), Руссо («Новая Алоиза», «Исповедь»). Для многих лиса гелей, по игов и драматургов была характерна активная общественная позиция. Гак, английский трачатург Р.Б. Шеридан (1751 — 1816), автор популярной доныне пьесы «Школа злословия», был широко известен своими радикальными выступлениями в палате обшин та парламентскую реформу и всеобщее избирательное прлі^«л. за признание Фраппу їскоіі республики и невмешательство її ее дела,
С идеями раннего Просвещения связано творчество таких замечательных английских писателей, как Д.Дсфо 11660 -1731) и Дж. Свифт (1667 — 1745). Роман Дефо «Робинзон Крузо» написан от лица моряка, попавшего в результате кораблекрушении на необитаемый осі ров и прожившего там 28 лет. Этот литера іурный герой, меркантильный, прозаичный и глубоко ре.тигио шый на пуританский лад, привлек внимание читателей прежде всего пафосом упорною труда, преодоления препятствий и покорения природы. Трл.ишии реалистического романа эпохи і Іросвешепия, заложенные Дофп, продолжили Г.Филдииг (1707— 1754), О, Голдсмит (1728 — і 774) и многие другие писатели. Роман Свифта «Путешествия і у.і.швера» — одно из величайших сатирических произведений мировой литературы. Блестящая выдумка в сочетании с достоверное і ыо деталей придает убедительность необыкновенным приключениям Гулливера и в то же время делает книгу предельно увлекаїедьной. Форма фантастического повествования позволила Свифіу подвергнуть беспощадной критике современную ему Англию е ее бор!,бой политических партий, церковными разногласиями. придворной лестью, произволом, нелепостью устаревших -законов.
Основным литературным направлением XVIII еюлетмя был классицизм, который, однако, столь сильно изменился со времен Корнеля и Расина, обогатившись идеями Просвещения, что его, как правило, называют неоклассицизмом. Этому направлению отдали дані, тки*1 крупнейшие писателя, как Вольтер. Г.Э.. Іессииг (1729-1781). И В. Гете (1749-1832).
В то же время в литературе появилось направление, которое соответствовало стилю рококо в изобразительных искусствах. Гао сторонники Л. Ф. Прево (1697—1763), Г1. Мариво (1688—1763) и другие разделяли представление о том, что потребность и наслаждении радостями жизни естественна для человека п что литература должна у.іелчіь внимание частной жизни люден.
В последииі і рети XVIII в. широко распространяется сентиментализм (от 'Грапц. хс пишет — чувство), получивший свое название по роману І1.Стерна «Сентиментальное путешествие* (1768). Сентимста. ні >м провозглашал культ естественною чувства, воспевал жизнь на ноне природы.
Основные литературные направления XVIII столетия — классицизм, рококо и сентиментализм — развивались к сложном взаимодействии. нередко будучи представлены в творчестве одного писателя. В то же время к концу столетия все громче заявляет о себе, особенно и поэзии, новое литературное направление — романтизм. К нему относятся поэма «Ленора» Г. А. Бюргера, кото
рая, как считается, и положила начало романтизму, многие стихи Гёте, «Ска сшие о Старом Мореходе» С.Т. Кольриджа. Распнет романтизма пришелся уже на начало XIX в.
В истории театра, по сравнению с блестящим XVII столетием, XVIII век был не самым ярким периодом и не породил такой яркой плеяды гениальных драматургов. Тем не менее театр этой эпохи, отдан должное и классицизму, и рококо, и сентиментализму, выдвинул нескольких замечательных авторов, пьесы которых до сих пор нс сходят со сцены. Его роль в жизни общества была очень велика, вель почти во всех странах большая часть населения оставалась неграмотной. Немецкий писатель и драматург Г.Э.Лессинг, и пьесах которого («Эмилия Галотти», «Наган Мудрый») проно платались веротерпимост ь и высокие моральные принципы, осуждались фанатизм и тирания, неслучайно считал театр «единственной кафедрой, с которой можно говорить с трет ьим сословием». Не удивительно, что в обстановке общественного подъема на исходе века такие пьесы, как «Эгмопт* Гёте, «Дон Карлос» Ф. Шиллера (1759—1805), «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» П.О.Бомарше (1732— 1799), имели широкий резонанс, становясь политически значимыми событиями.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 405.