В XVIII п., особенно во второй его половине, у многих обрато- ванных людей в европейских государствах и американских колониях год за годом крепло ощущение, что они являю 1ся современниками удивительной эпохи самых радикальных перемен в духовной жизни, которые когда-либо испытывали христианские народы Сга- рого и Нового Света.
Уже тогда некоторые мыслители использовали для обозначения происходивших изменений обобщающий термин «Просвещение*. В дальнейшем он был взят на вооружение историками, стал общепризнанным, и за XVIII столетием закрепилось название «век Просвещения*. Впрочем, если быть точнее, то большинство исследователей указывают в качестве нижней границы этого периода 1688 год — год Славной революции в Англии, в качестве верхней — 1789 год — начало Французской революции.
Однако, несмотря на столь давнюю историю понятия «Просвещение», споры о сути явления, которое им обозначается, идут в научной литературе уже более двух столетий и не стихают до сих пор. Первая попытка дать развернутое объяснение этому феномену была предпринята великим немецким философом И. Кантом в статье «Отвез па вопрос: что такое Просвещение?» (1784). Согласно Канту, сузь Просвещения состояла в обретении людьми интеллектуальной свободы, способности «мыслить самому», не подчиняясь авторитету светских и духовных властей, традиций и предрассудков. Основным путем подобного раскрепощения ЛИЧНОСТИ было для Канз а получение знаний.
Определяющее влияние на последующие трактовки Просвещения оказала Французская революция XVIII в. Ее участники — идеологи и политики, стремясь дать историческое обоснование своим действиям, объявляли себя последователями философов Просвещения, чьи идеи они якобы реализуют на практике. II свою очередь, противники Революции, отрицая существование каких- либо объективных для нее предпосылок, приписывали происшедшее «заговору» философов, сознательно подрывавших традиционные цен л ости Старого порядка. Иначе говоря, и приверженцы, и недруги Революции доказывали, что между нею и теми изменениями в духовной жизни, которые происходили на протяжении предшествующего столетия, имелась непосредственная причинно-следственная связь.
В дальнейшем такая точка зрения в течение долгого времени преобладала п в историографии. На протяжении всего XIX и. и большей част XX и. большинство историков в разных странах трактовали Просвещение прежде всего как «идеологическую подготовку» Французской революции. Подобные представления в высшей степени были характерны и для марксистской, в частности советской, науки.
Современная мировая историография отказалась от подобного подхода, счишя. что восприятие Просвещения только как «идеологическою преддверия» Французской революции существенно обедняет наши представления о просветительском феномене.
Во- первых. при заком взгляде на вещи в центре внимания оказывается, прежде всего, французское Просвещение, а просветительские движения в других странах выглядят как периферийные и, следователь!и>, второстепенные, отчего их влизшие на историю своих народов долгое время недооценивалось. Во-вторых, при гаком подходе шачимость имеют лишь аспекты Просвещения, позднее получившие отражение и развитие в духовной культуре Революции, хотя богатство просветительского наследия этим не исчерпывается. И наконец, сводя Просвещение только к совокупности идей I идеологии), сторонники указанного подхода оставляли вне ПОЛЯ зрения возникшие в XVIII в. новые формы социального поведения и произошедшие радикальные изменения в культуре повседневное гп
Современная наука предполагает максимально широкий взгляд на Просветепне как на феномен культуры, обладающий самостоятельной ценностью вне зависимости от каких-либо последующих событий, даже таких значительных, как Французская революция (.'ответственно и определение данного феномена носит столь же широкий характер.
Просвещение — ото социокультурное движение в странах Европы и Америки конца XVI!—XVIII вв., которое выражалось в секуляризации сизнишик распространении светских представлений о мире и обществе, ра смывании традиционных ценностей Старого порядка, ослаблении < было следствием разочарования в религии как в единственном ис і очнике истины. Опыт Реформации и Конгрреформи- ции показа.), что сторонники различных трактовок христианства не нашли другого средства убедить оппонентов в своей правоте, как прибегнуть к оружию. И хотя далеко не все просветители пришли к полному отрицанию религии, подавляющее большинства призывали ограничить ее роль в жизни общества и осуждали религиозный фанатизм.
Культ прирос)!,! человека. Пытаясь найти замену религии как основы нравственности, многие мыслители Просвещения отрицали христианское учение о первородном грехе и доказывали, что человек от природы добр и обладает врожденной «естественной моралью». Реально существующие пороки являются результатом заблуждении и предрассудков. Отсюда следовал вывод: если освободить разум человека от заблуждений, люди избавятся от моральных пороков, а общество — от недостатков. Поэтому просветители уделяли столь большое внимание образованию и воспитанию как главному средству улучшения общества.
Подобные черты были в той или иной степени свойственны просветительской мысли разных стран, однако при этом национальные формы Просвещения имели и собственную специфику. Далее мы рассмотрим основные особенности развития общественной мысли в Ьритании, Северной Америке, Германии, И тази и и Франции XVIII в., дав краткую характеристику творчеству некоторых видных деятелей просветительского движения в этих странах.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 310.