III. Обработка и интерпретация полученных данных
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I V . Написание отчета.

Оценка значимости полученных данных.

Соотнесение их с уже имеющимися знаниями по данной

теме.

 

Теоретическое исследование Прикладное исследование


Научные публикации    Практические рекомендации заказчику

 

Рис. 18. Последовательность этапов социологического исследования

 

Методы сбора данных.Метод опроса представляет собой получение первичной социологической информации с помощью письменного (анкетирование) или устного (интервьюирование) обращения исследователя к определенной группе людей (респондентов) с вопросами, которые раскрывают изучаемую проблему. Ответы на эти вопросы регистрируются и статистически обрабатываются. Качество получаемой информации зависит от соблюдения правил формулировки вопросов и условий проведения опроса (спокойная, комфортная обстановка, без присутствия третьих лиц, стесняющих респондента).

Опросы дают информацию:

 - о фактах, то есть биографических сведениях о респонденте: пол, возраст, место рождения, профессия, уровень дохода, семейное положение и т.п.;

- о знаниях, информированности респондента об окружающем мире (представление о Конституции, знание исторических фактов, осведомленность о каких-либо значительных текущих социально-политических событиях);

- о мнениях, оценках (о взглядах респондента на конкретные социальные проблемы, оценках заявлений официальных лиц, отношении к каким-либо идеям, политическим партиям, средствам массовой информации и т.п.);

- о поведении респондента (участвует ли он в выборах, как отдыхает, какие газеты читает, посещает ли родительские собрания и проч.).

При проведении анкетирования респондент сам читает анкету

 

и записывает ответы на вопросы. Анкетирование принято делить по способу доставки анкеты респонденту:

- на раздаточное (очное), когда анкета передается лично в руки отдельному респонденту или группе респондентов (групповое анкетирование проводится как правило, среди участников каких-либо собраний, конференций, лекций), но при этом каждый из участников группового анкетирования заполняет анкету индивидуально, без совместного обсуждения;

- на заочное, когда анкета посылается по конкретному почтовому адресу респондента или адресуется через газету или журнал всем желающим ответить на нее (прессовый опрос).

Преимущества и недостатки метода. Анкетирование является наиболее дешевым способом получения репрезентативных данных, незаменимым источником информации о внутреннем мире людей. Однако момент заполнения анкеты зачастую не контролируется исследователем, поэтому остается неизвестным, заполнял ли ее респондент самостоятельно, советовался ли с друзьями или за неимением времени попросил родственников заполнить анкету.

Интервью – устный опрос, проводимый специально подготовленным интервьюером, который фиксирует устные ответы респондента. Различают интервью:

- стандартизированное, когда интервьюер имеет подробную инструкцию по проведению интервью и заранее разработанную анкету, вопросы который он зачитывает участникам опроса; такое интервью проводится при личной встрече с респондентом или по телефону;

- свободное, которое проводится при наличии самого общего плана беседы, без заранее сформулированных вопросов, продолжается до двух часов и записывается на диктофон; свободное интервью позволяет максимально полно раскрыть социальные установки, мотивы поведения, эмоции опрашиваемого, получить подчас совершенно неожиданную для исследователя информацию.

Однако обрабатывать полученные таким образом данные крайне сложно. Такой метод обычно используют на стадии формулировки гипотез.

Преимущества и недостатки метода. Интервьюирование позволяет получить более полную и глубокую информацию, чем анкетирование. Но при использовании этого метода может появиться нежелательный психологический эффект давления личности интервьюера на опрашиваемого. Внешний вид, социальные характеристики интервьюера могут невольно повлиять на отвечающего. С его стороны может появиться стремление давать социально желательные ответы или нежелание отвечать на острые вопросы. Поэтому очень важно умение интервьюера в ходе опроса держаться корректно, нейтрально и доброжелательно.

По направленности опроса на определенную группу людей их принято разделять на (рис. 19):

- массовые опросы, в ходе которых собирается информация настроениях, мнениях, условиях жизнедеятельности больших социальных групп, не требующая от респондентов специальных знаний;

- опросы экспертов, в которых участвуют специалисты в различных областях науки и практики, в своих ответах опирающиеся на профессиональные знания (например, ученые, управленцы, политологи).

Социологическое наблюдение - это прямая регистрация событий, то есть фактов поведения индивида или группы очевидцем. Наблюдение может вестись:1) со стороны (прямое наблюдение); 2) изнутри группы путем включения в нее исследователя и анализа происходящих в ней событий. Во втором случае исследователь имитирует вхождение в изучаемую социальную среду и адаптируется к ней. В обоих случаях наблюдение может производиться открытым способом или инкогнито, то есть, маскируя действия наблюдателя.

В начале исследования четкая гипотеза может отсутствовать. Тогда для нахождения гипотезы и более строгого описания наблю-

 

СПЛОШНОЙ                                                         ВЫБОРОЧНЫЙ

ЭКСПЕРТОВ                     ОПРОС                      МАССОВЫЙ

 


АНКЕТИРОВАНИЕ                                 ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ

очное                заочное стандартизированное       свободное

(раздаточное) (почтовое,

                       прессовое)

индивидуальное групповое       личное телефонное

 

Рис. 19. Разновидности метода опроса

даемого объекта применяют нестандартизированное наблюдение, в ходе которого накапливаются данные о структуре объекта, выделяются его определенные свойства, элементы, функции действующих лиц. Например, если наблюдение ведется за производственной ситуацией, то выявляются нормы и правила, регулирующие поведение сотрудников, определяется типичность наблюдаемой ситуации, участники событий классифицируются по демографическим и социальным признакам, устанавливаются их цели и интересы и т.д.

Далее наблюдение переходит стадию стандартизированного, где элементы и факторы изучаемого процесса четко определены и отражены в таблицах, карточках и протоколах наблюдения.

Преимущества и недостатки метода. Этот метод дает информацию о реальном поведении людей, а не об их словесно заявленных намерениях, показывает поведение индивида или группы в обычной для них социальной среде и чаще всего используется на начальной стадии исследования при разработке анкеты или для уточнения и интерпретации выводов на заключительном этапе массовых обследований.

Существуют морально-этические ограничения в использовании этого метода: не всегда можно наблюдать за поведением человека без его ведома. Если же участники наблюдения проинформированы о его проведении, то их поведение может «искажаться» с

 

учетом присутствия наблюдателя. При включенном наблюдении исследователь может настолько «врасти» в деятельность группы, установить эмоциональные связи с ее членами, что это будет чревато утратой объективности.

Еще одно ограничение в использовании этого метода связано с тем, что результаты, полученные при наблюдении за определенной малой группой людей, зачастую невозможно распространить на другие группы.

Пример использования метода наблюдения в социологии. В 30-е гг. ХХ в. американский социолог У. Уайт поселился в итальянском районе одного американского города для изучения образа жизни, обычаев и взаимоотношений итальянских эмигрантов в условиях новой для них культуры. Представившись студентом-историком, который описывает историю возникновения данного района, он провел три года в этой социальной среде. Уайт получил информацию, которую нереально было бы собрать с помощью опроса жителей этих трущоб, наполненных уличными бандами.

Эксперимент – это общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний, прежде всего о причинно-следственных связях между явлениями и процессами. Логика экспериментального исследования была разработана в ХIХ в. английским ученым Дж. Миллем. Схема эксперимента выглядит так: если в эксперименте за группой событий А, Б и В следует событие а, но за Б и В не следует а, то А есть причина а.

В социологии эксперимент применяется с учетом специфики участников (индивидов или групп). Эксперимент в социологии выполняет две функции: во-первых, используется для проверки научных гипотез, и, во-вторых, – для проверки эффективности нововведений в различных областях социальной практики (в управлении, организации труда, образовании и др.).

Эксперименты делят на натурные и мысленные. Натурные эксперименты предполагают вмешательство экспериментатора в

 

 

естественный ход событий путем включения в существующую ситуацию новых контролируемых условий, которые приводят к изменению этой ситуации и созданию другой, ранее не существовавшей.

Изучаемый социальный объект (малая группа) описывается как целостная система переменных. Среди них выделяют независимые переменные (или экспериментальные факторы), действие которых управляется и контролируется экспериментатором. Независимая переменная выступает в качестве предполагаемой причины изменения зависимой переменной. Например, независимыми переменными могут быть: условия труда (освещенность, шум, расположение рабочих мест), способы воздействия на работников (премии, штрафы), тип руководства (авторитарный, демократический, попустительский). Зависимыми переменными могут быть трудовые навыки, качество выполняемой работы, инициатива работника. Переменные должны быть легко наблюдаемы и измеряемы.

Натурные эксперименты по характеру экспериментальной ситуации делят на полевые и лабораторные. В полевом эксперимен-те принимают участие естественные группы (студенческие группы, спортивные команды, производственные бригады), которые действуют в привычных для себя условиях.

По характеру доказательства исходных гипотез разграничивают параллельный и последовательный эксперимент. В параллельном эксперименте одновременно участвуют экспериментальная группа (на которую оказывается воздействие с помощью независимых переменных) и контрольная группа, имеющая те же характеристики, что и экспериментальная, но которая не испытывает влияния независимых переменных. Сравнение состояния или деятельности в обеих группах позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу о влиянии экспериментального фактора на изучаемую группу.

В последовательном эксперименте одна и та же группа выступает сначала в качестве контрольной, то есть действует в привычных условиях, без введения экспериментального фактора, а затем после его введения становится экспериментальной группой. В данном случае сравнивается состояние группы в разное время, до и после введения экспериментального фактора. При такой схеме проведения эксперимента отпадает проблема подбора двух идентичных групп.

Примером полевых экспериментов являются Хоторнские эксперименты, проведенные американским социологом Э. Мэйо в 1927…1932 гг. в заводских условиях. Первоначально целью ученых было выявление зависимости между изменением условий труда (освещением рабочего места, частотой перерывов для отдыха, системой оплаты труда) и производительностью труда рабочих. В ходе эксперимента первоначальная гипотеза о том, что изменение условий труда на более благоприятные приведет к росту производительности, не подтвердилась, так как в экспериментальной группе производительность труда повышалась даже при ухудшении условий. Поиски объяснения столь странного поведения рабочих привели исследователей к важному открытию - значению психологических факторов на производстве. В ходе длительного эксперимента участники группы лучше узнали друг друга, отношения между ними стали неформальными, а группа - сплоченной и дружественно настроенной к ученым-экспериментаторам. Участники эксперимента почувствовали свой особый статус на предприятии, ведь другим работникам занятым однообразным трудом не довелось участвовать в таком интересном деле как научный эксперимент. Поэтому группы – участники эксперимента выработали негласную норму: продемонстрировать весь свой производственный потенциал, невзирая на изменение освещенности рабочего места и других условий труда.

В лабораторном эксперименте участвует специально подобранная из добровольцев группа, которая подвергается воздействию экспериментальных факторов в искусственной ситуации, более управляемой и легко повторяемой, чем естественная. Пример. Американский ученый Ф. Зимбардо в условиях лаборатории устроил «тюрьму», разделив студентов-добровольцев на «заключенных» и

 

«охранников». Целью эксперимента было определить, насколько исполнение этих ролей изменит поведение студентов. К удивлению экспериментаторов «охранники» быстро усвоили жесткие авторитарные манеры общения, враждебность по отношению к «заключенным». Исполнители роли заключенных в свою очередь испытывали смешанные чувства апатии и бунтарства, характерные для поведения настоящих заключенных в тюрьмах. Вывод исследователей: поведение в тюрьмах в большей степени определяется ситуацией, принимаемой человеком ролью заключенного, чем его индивидуальными качествами.

Мысленный эксперимент соответствует логике анализа в натурном эксперименте, но вместо манипулирования реальными социальными объектами ученые оперируют здесь статистическими данными о свершившихся событиях. Пример. Если городские органы власти, озабоченные ростом проституции в городе, провели кампанию по борьбе с этим явлением и хотят оценить ее успешность, то они могут провести мысленный эксперимент. Данные о среднегодовом количестве задержанных за проституцию в течение нескольких лет до проведения кампании, сопоставленные со среднегодовым количеством задержаний после кампании, помогут оценить ее эффективность.

Преимущества и недостатки метода. Метод эксперимента дает возможность проверить социологическую гипотезу и преобразовать социальный микромир. Однако, полученные данные нельзя перенести на другие ситуации и других участников (они нерепрезентативны). При проведении натурных экспериментов возникают моральные ограничения – не всегда допустимо эксперименти-рование с участием людей, которые об этом неосведомлены.

Метод анализа документов основан на извлечении социологической информации из документальных источников при изучении социальных процессов и решении различных исследовательских задач. Понятие документ в социологии включает более широкий круг источников, чем обычно принято включать. Документы в со-

циологии классифицируются следующим образом:

- по степени персонификации: на личные (характеристики, заявления, кадровые анкеты) и безличные (статистические материалы, протоколы собраний, данные прессы);

- в зависимости от статуса источника: на официальные (государственная статистика, госархивы, текущие документы организаций, протоколы судебных органов, финансовые отчеты и др.) и неофициальные (дневники, личные письма, биографии, мемуары, семейные альбомы и др.);

- по способу фиксирования информации: на письменные, печатные, видео - и аудиозаписи;

- по источнику информации: на первичные, которые составляются на базе прямого наблюдения или опроса (заполненные бланки опросных листов, дневники наблюдений) и вторичные, которые представляют собой обработку, обобщение или описание сделанное на основе первичных источников.

При работе с документами необходимо следовать следующим правилам:

1) использовать не один, а множество источников;

2) установить, кто является автором документа, с какой целью он составлен и в какой социальной обстановке;

3) четко различать описание событий и их оценку.

Метод документального исследования подразделяется на традиционный анализ документов и контент-анализ. Традиционный анализ документов начинается с выдвижения гипотез, тщательного изучения существа анализируемого материала, логики текста, обоснованности и достоверности приводимых данных. Пример. Английский социолог Э. Эшворт восстановил картину позиционных боев во время I-й Мировой войны. Он исследовал официальные исторические труды, архивы, записки и воспоминания отдельных солдат и другие источники. Ученому удалось установить, что некоторые группы солдат вырабатывали свои нормы по поводу частоты боевых соприкосновений с противником и даже могли игнорировать команды офицеров. На Рождество немцы и союзники провели импровизированный футбольный матч.

Метод контент-анализа основан на переводе в количест-

 

венные показатели больших объемов текстовой или записанной на аудио/видеопленку информации с последующей ее обработкой. В процессе контент-анализа сначала выделяются смысловые единицы (экономические, политические, научные понятия, имена политиков, ученых, исторических личностей, названия организаций, качества личности, темы в средствах массовой информации и т.п.). Далее определяются единицы счета (число строк, абзацев, колонок, знаков, которые заполнены смысловыми единицами). Затем на компьютере производится подсчет частоты употребления смысловых единиц, составляются диаграммы.

Данный метод позволяет сделать вывод о влиятельности политических лидеров и партий, направленности взглядов и интересов отдельных личностей, значимости научных концепций, идеологических позициях средств массовой информации. Пример. Контент-анализ некоторых американских изданий, проведенный во время II Мировой войны, показал их скрытую профашистскую ориентацию.

Преимущества и недостатки метода. Метод анализа документов играет большую роль на стадии выдвижения социологической гипотезы и описания объекта исследования. Ограничением в его применении является проблема достоверности изучаемого материала и отражения в документальных исследованиях результатов человеческой деятельности, а не процесса социального взаимодействия.

 

РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ

Программа социологического исследования, объект и предмет исследования, социологическая гипотеза, выборка, репрезентативная выборка, анкетирование, интервьюирование, полевое исследо-вание, метод наблюдения, натурный эксперимент, мысленный эксперимент, метод документального исследования, контент – анализ.

 



ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

 

1. Почему до начала сбора первичной информации необходимо разработать программу социологического исследования?

2. Какую функцию выполняет гипотеза при проведении социологи-

 

социологического исследования? Какие виды социологических гипотез Вам известны?

3. Является ли телефонный опрос зрителей в ходе телепередачи репрезентативным (представительным)?

4. Перепись населения относится к сплошным или выборочным обследованиям?

5. Что такое выборка и как она строится?

6. Какую функцию в ходе эксперимента выполняет контрольная группа?

7. Если бы Вам пришлось проводить социологическое исследование о проблеме влияния системы оплаты труда на его производительность, то какой (какие) методы сбора информации Вы бы выбрали?

8. Сравните преимущества и ограничения применения методов непосредственного опроса по месту жительства респондентов и телефонного опроса.

9. Какие исследования называют полевыми?

10. По каким основаниям принято классифицировать документы?

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бабосов Е.М. Прикладная социология. - Минск: ТетраСистемс, 2000.

2. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. - М.: Тривола, 1998.

3. Мангейм Д.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. - М.: Весь мир, 1997.

4. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. - М.: Прогресс – Академия, 1996.

5. Основы прикладной социологии / Под ред. Ф.Э. Шереги и М.К. Горшкова. - М.: Интерпракс, 1996.

6. Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. - М.: Наука, 1983.

7. Хэмилтон Дж. Что такое маркетинговое исследование?// Социол. исслед., 1996, № 3, 5, 8, 9.

8. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - Самара: Изд-во Самарского университета, 1995.

9. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет, 1998.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ по сдаче зачета (экзамена) по социологии

 

1. Студент-заочник должен представить письменные ответы на пять вопросов по темам курса социологии № II…VI объемом НЕ МЕНЕЕ ЧЕТЫРЕХ ПЕЧАТНЫХ СТРАНИЦ КАЖДЫЙ. Таким образом, общий объем контрольной работы в сумме должен составлять НЕ МЕНЕЕ 20 СТРАНИЦ рукописного или печатного текста (шрифт № 12). То есть, студент по своему желанию, произвольно выбирает по одному вопросу из каждой темы с № II по № VI.

2. На зачете (экзамене) все студенты должен быть готовы к ответам на устные вопросы преподавателя:

- по теме I «Предмет, структура и функции социологии» (тема только для устной подготовки всех студентов, контрольные вопросы по ней не пишутся);

- по представленным письменным ответам на вопросы тем № II…VI.

Устные ответы студента должны показать, что он ориентируется в представленной им письменной контрольной работе, то есть она самостоятельно выполнена непосредственно данным студентом.

СПИСОК КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

Тема I. «Предмет, структура и функции социологии» (обязательна для всех студентов)

1. Предмет и объект социологии.

2. Место социологии в системе наук об обществе.

3. Структура социологического знания.

4. Основные понятия социологии: социальный институт, социальная общность (группа), социальные изменения.

Тема II. «Развитие социологии как самостоятельной науки»

1. Значение трудов О. Конта и Г. Спенсера для становления социологии.

2. Социология Э. Дюркгейма.

3. Основные направления социологии М. Вебера.

4. Особенности развития социологии в России.

5. Современные социологические теории (функционализм, теории конфликта, микросоциологические теории).

Тема III. «Культура, социальный контроль и девиантное

Поведение»

1. Определение и основные элементы культуры.

2. Система социального контроля: формы и средства.

3. Биологические и психологические объяснения отклоняющегося поведения.

4. Социологические теории девиации.

5. Изучение девиантного поведения (преступности, алкоголизма, наркомании, самоубийств и др.) с позиций социологии.

1. Использование эксперимента в социологии.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 187.