ТЕМА VI. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конкретное социологическое исследование проводится для восполнения недостатка информации о процессах, происходящих в обществе в целом, в отдельных социальных институтах, группах, территориях или организациях. Серьезное исследование требует значительной предварительной подготовки и, прежде всего, разработки программы исследования, которая состоит из следующих разделов (рис. 18):

1. В программе описывается проблема исследования, определяются его объект и предмет. Объектом исследования выступает определенная группа людей, являющаяся носителем рассматриваемой проблемы. Предмет исследования – это наиболее важные с точки зрения данной проблемы свойства, стороны, особенности объекта.

Пример 1. Если проблемой исследования является противоречие между равными правами граждан в выборе профессии и фактическим неравенством различных социальных групп в реализации этих прав, то объектом исследования будут выпускники средних школ и их родители, а предметом – соотношение между планами молодежи по выбору профессии и их практической реализацией.

Пример 2. Если проблемой является низкая явка на выборы избирателей определенного региона, то объектом исследования будут все избиратели данного региона, а предметом – их отношение к выдвигавшимся кандидатам, к политической системе общества в

целом;

2. Следующим пунктом программы является определение целей и задач исследования. Целью теоретического исследования является разработка новых подходов к изучению социальных проблем, выявление новых взаимосвязей между различными сторонами объекта. Целью прикладного исследования – предложение заказчику исследования конкретных способов действий в определенные сроки. Пример 1. Теоретическое исследование: изучение факторов, предположительно вызывающих агрессию в условиях стресса, для разработки сложной прогностической модели поведения человека. Пример 2. Прикладное исследование: изучение причин немотивированного агрессивного поведения на улицах города;

3. Далее в программе выделяются и уточняются ключевые понятия, в которых отражается изучаемая проблема. Например, если исследование связано с изучением отношения работника к выполняемой им работе, то это понятие конкретизируется как во внешних показателях (качество, дисциплина и производительность труда), так и во внутриличностных, субъективных показателях (чувство удовлетворенности работой, материальные, карьерные, религиозные и другие мотивы);

4. Вся логика исследования определяется выдвинутыми в программе гипотезами, то есть предположениями о взаимосвязях между изучаемыми явлениями и о возможных подходах к решению социальных проблем. Гипотеза формулируется таким образом, чтобы она не противоречила ранее полученным научным фактам и чтобы при получении нового фактического материала она могла быть подтверждена или опровергнута. Пример. Чем выше процент бедного населения в данном избирательном округе, тем больше избирателей будут голосовать за кандидата, выдвигающего программы социального обеспечения.

В гипотезе отражаются предположения о взаимосвязях между переменными, то есть свойствами изучаемых явлений, которые могут принимать более одного значения. Социологи часто используют такие переменные, как уровень дохода, образование, возраст, уровень безработицы, преступности, производительности труда и др. Независимой называют переменную, которая оказывает влияние на другие, зависимые переменные. Переменная, независимая в одном исследовании, может выступать как зависимая в другом исследовании и наоборот. Например, уровень образования (независимая переменная) может влиять на уровень дохода (зависимая переменная). В другом исследовании может быть установлено, что уровень доходов (независимая переменная) влияет на проведение свободного времени;

5. В программе определяется выборка, то есть часть объекта (определенной социальной группы), которая будет принимать непосредственное участие в опросе, наблюдении и т.д. Весь объект исследования может состоять десятков тысяч, сотен тысяч и даже миллионов людей и обследовать его целиком было бы слишком долго и дорого. Поэтому в социологии разработаны способы проведения выборочных исследований, когда отбирается определенное количество людей из группы, являющейся объектом данного исследования. Эта операция называется выборкой и от правильности ее осуществления зависит качество и достоверность полученной информации.

Опрос двух-трех тысяч избирателей может быть довольно точным показателем политических позиций всего населения, если выборка является репрезентативной (представительной), то есть отобранная для опроса по домашним адресам группа участников будет обладать в тех же пропорциях всеми теми основными признаками, что и большая изучаемая группа, из которой они были отобраны. Если опрашиваемая группа является микромоделью большой изучаемой группы, то результаты опроса, полученные от группы в две-три тысячи человек (выборки) можно распространить на всю большую группу в целом.

Например, если проводится опрос жителей какой-либо области, то в выборке должны быть представлены в соответствующих

пропорциях городские и сельские жители, все возрастные, образовательные группы, мужчины и женщины, группы с разным уровнем дохода и т.д.;

6. В программе обосновывается выбор метода сбора информации (или сочетания нескольких методов), наиболее подходящего для изучения данной проблемы, и определяются методы анализа полученных данных.

После разработки программы начинается полевой этап исследований, проводимый по месту жительства, работы, учебы или отдыха изучаемой социальной группы. На этом этапе исследователи получают первичную (необработанную) информацию в виде заполненных анкет, протоколов регистрации событий при наблюдении и прочее. После завершения полевого этапа информация кодируется, обрабатывается на компьютере и интерпретируется.

Завершающим этапом исследования является написание отчета. Отчет о проведенном исследовании может стать основой научных монографий, диссертаций, статей в средствах массовой информации. Если исследование проводилось по заказу какой-либо организации, то в отчете обязательно содержатся практические рекомендации заказчику.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 202.