УРОВЕНЬ ОТРАСЛЕВЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На этом уровне изучается:

Социальная структура: классовая; этническая; демографическая; территориальная; профессиональная Социальные институты: экономические; политические; семья; образование; религия; наука и др. Социальные общности: молодежь; пожилые; организации; малые группы; массовые движения Социальные процессы: социальные конфликты; социальная мобильность; миграция социализация

УРОВЕНЬ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ

На этом уровне изучаются конкретные факты общественной жизни, полученные с помощью опросов, наблюдений, анализа документов, экспериментов и других методов

 

Рис. 1. Структура современной социологии

Центральными понятиями социологии являются понятия «социальный институт» и «социальная группа». Социальным институтом называют устойчивую систему социальных связей, которые основаны на исполнении определенных социальных норм и напра-

 

влены на удовлетворение важнейших потребностей общества. Регулирующая функция социальных институтов проявляется в деятельности различных организаций, исполнении людьми разных социальных ролей, применении санкций для поддержания определенного социального порядка. Так, экономические институты обеспечивают материальную сторону жизни общества через функционирование заводов, банков, магазинов и других хозяйственных организаций и исполнение социальных ролей предпринимателей, наемных работников, менеджеров, потребителей и др. Образование как социальный институт передает индивиду накопленные культурные ценности и знания, формирует профессиональную структуру общества, воспроизводит или способствует изменению социально-классовой структуры общества. Социальный институт образования включает различные организации: школы, техникумы, вузы и т.д. В этих организациях в соответствии с установленными нормами исполняются роли учеников, учителей, студентов, преподавателей, администраторов, технических работников и пр.

Социальная группа – это ограниченная в размерах группа людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков. Психологические характеристики группы: групповые потребности, групповые интересы, групповые ценности, групповые нормы, групповые цели и групповое мнение. Принадлежность индивида к группе связана с принятием этих психологических характеристик и осознанием психической общности с другими членами группы, появлением «мы–чувства».

Одна из потребностей человека – потребность принадлежности к группе. Социальная жизнь индивида протекает посредством его участия в самых разных социальных группах. Социальные группы классифицируется по различным признакам. На рис. 2 показана одна из таких классификаций.

Условные (статистические) группы выделяются исследователями по произвольному признаку (отдыхавшие в прошлом году за

Группы

 


условные  реальные

 

  лабораторные                естественные

 

                                 большие

                                                                        малые

                                                           становящиеся коллективы

            стихийные    устойчивые

(толпа, аудитория) (нации, классы)

 

Рис. 2. Классификация социальных групп

 

границей, перенесшие какое-либо заболевание, имеющие высокие показатели коммуникабельности и т.п.) в целях научного анализа какой-либо социальной проблемы. Люди, причисленные к этим группам, не испытывают психической общности.

Реальные группы – объединены в пространстве и времени сходными обстоятельствами жизнедеятельности и в какой-то мере осознают эту общность.

Лабораторные группы создаются учеными для участия в экспериментальных исследованиях.

Естественные группы складываются в результате функционирования и развития общества (производственные, семейные и т.д.).

По численности и характеру взаимосвязей естественные группы разделяют на большие и малые. Большие социальные группы в свою очередь классифицируются по биосоциальным признакам (половые, возрастные, расовые), географическим и культурно-исто-рическим признакам (территориальные, этнические), месту в социально-экономической системе (классы, социальные слои), включенности в какую-либо организацию (сотрудники большого предприятия, члены политической партии или общественной организации). Причисляя себя к какой-либо больший группе, индивид разделяет ее ценности, правила поведения, образ мыслей, стиль жизни, но, как правило, он лично не взаимодействует с образующим ее боль-

шинством.

Содержание представлений человека о мире задается в больших устойчивых социальных группах. Принадлежность индивида к большой группе включает его в определенную историческую эпоху, формирует социальные стереотипы, образ жизни, менталитет.

Устойчивые большие группы (классы, нации, профессиональные группы) создают такие специфические продукты деятельности, как нравы, обычаи и традиции.

Этносом называют исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую общность людей, обладающих общим языком, историей, традициями, а также психологическим складом. Этнологи, изучая особенности национального характера, пришли к выводу, что нельзя говорить об определенном наборе психологических черт, которые характеризовали бы данную нацию (например, немцы трудолюбивы, англичане пунктуальны и т.п.).

Национальный характер включает – типические черты, присутствующие у значительного числа индивидов. Уникальны не сами эти черты, а их сочетание. Черты национального характера, можно понять, соотнеся их с общей системой ценностей, социально-экономическими и географическими условиями жизни народа.

Современные культуры западных стран принято относить к индивидуалистическим культурам, а восточные культуры - к коллективистским. В индивидуалистических культурах индивиды являются членами многих групп, но слабо себя с ними идентифицируют (за исключением семьи). Основные ценности таких культур – это свобода в поступках, самостоятельность в суждениях, независимость, власть над окружающим миром. Споры и конфликты внутри группы считаются нормальным явлением. Индивиды эмоционально обособлены от других и имеют склонность к уединению.

В коллективистских культурах интерес группы имеет приоритет над интересами индивида. Люди включены в меньшее количество групп, но более тесно связаны с ними. Они чувствуют себя вовлеченными в жизнь других людей: помогают им, советуются, заботятся о других. Основные ценности коллективистских культур: следование традициям, чувство долга перед группой, поддержание согласия с окружающими. Групповые нормы здесь являются более важными регуляторами поведения, чем социальные установки личности.

Кроме критерия ориентации индивидов на индивидуальные или групповые цели сопоставление национальных культур производится по следующим характеристикам:

– степень терпимости к отклонениям от культурных норм;

– степень потребности в формальных правилах;

– степень поощрения традиционных мужских и женских ролей;

– сложность культуры;

– степень допускаемого проявления эмоций;

– степень неравенства между вышестоящими и нижестоящими («дистанция власти»);

– господство над природой или гармония с природой.

Наряду с устойчивыми большими группами в социологии изучается психология стихийных групп (толпа, аудитория) или коллективное поведение. Эти группы или квазигруппы отличаются: 1) спонтанностью образования; 2) неустойчивостью взаимосвязей; 3) отсутствием разнообразия во взаимодействиях (как правило, это - прием информации, выражение протеста или восторга и т.д.); 4) непродолжительностью совместных действий.

Аудитория – социальная общность людей, объединенная восприятием информации, одной и той же волнующей их темой. Аудитория может находиться в непосредственном взаимодействии с коммуникатором (лекция) или быть рассеянной в пространстве (массовая аудитория).

Толпа – это скопление людей на определенной территории, объединенных общим объектом внимания и сходным эмоциональным состоянием. Поведение индивида в толпе связано с повышенной внушаемостью, эмоциональностью, переменчивостью настроений, ощущением анонимности и безответственности. Основные эмо-

 

ции, присущие коллективному поведению, – это страх, радость и враждебность. В зависимости от способа поведения толпа разделяется на агрессивную, паническую, экспрессивную и штурмующую. Настроения толпы очень неустойчивы и она быстро может переходить из одного состояния в другое.

Проявлением коллективного поведения являются также массовые движения, то есть коллективные действия людей пытающихся осуществить общие интересы вне рамок, существующих социальных учреждений. Массовые движения отличаются своими целями.

Они могут быть направлены:

– на коренное изменение общества – движения трансформации (радикальные религиозные или революционные движения);

– на частичное изменение отдельных сторон жизни общества – движения за реформы (движение за отказ от использования атомной энергии, за демократизацию образования и т.п.);

– на изменение установок и поведения людей (движения против алкоголизма, за изменение отношения к животным и т.п.).

Массовые движения проходят через определенные этапы, образующие их жизненный цикл: стадию беспокойства, возбуждения, появления формальных организаций, интеграцию в существующую социальную систему, стадию распада движения.

Стадия беспокойства характеризуется распространением в обществе психологической напряженности (неопределенности, тревоги). Осознание нестабильности своего положения, неспособность объяснять складывающуюся социальную ситуацию в терминах господствующей идеологии порождает чувство беспокойства.

Стадия возбуждения формируется, когда социальное беспокойство начинает фокусироваться на конкретных социальных объектах, в обществе появляется стремление к совместным действиям. Сторонники движения собираются вместе, обсуждают свои задачи. Дальнейшее развитие движения во многом зависит от популярнос-

ти лидеров и успешной агитации.

Стадия формализации. Движения, пытающиеся добиться в обществе значительных изменений должны выработать свою идеологию, определить свои цели, стратегию и тактику.

Стадия институционализации характеризуется появлением организации со строго определенными задачами, материальной базой, кодексом поведения, символикой и устойчивой идеологией. Движение на этой стадии кристаллизуется, приобретает четко очерченные формы и может существовать длительное время.

Стадия распада движения. Движения, реализовавшее свои цели, либо изживают себя, либо трансформируются в социальные институты или организации, становятся частью социальной системы.

После II Мировой войны в развитых странах наблюдается подъем новых социальных движений (экологических, женских, антирасистских, антивоенных и др.). Эти движения отличаются от предшествующих следующими особенностями:

1. они нацелены не столько на изменения государственных и организационных основ общества, сколько на изменение сознания людей, утверждение новых социальных и культурных ценностей;

2. их социальной базой являются не классы, а разнородные группы (студенты, представители расовых меньшинств, пацифисты и др.);

3. они отвергают формальные и бюрократические формы организации.

Несмотря на то, что малая (контактная) группа является традиционным объектом экспериментального изучения, до настоящего времени среди ученых нет единого мнения о числе членов малой группы. Одна точка зрения сводится к тому, что нижняя граница малой группы – это диада (2 индивида), так как здесь устанавливается эмоциональный контакт и возможно функциональное разделение деятельности (например, ведущий – ведомый). С этой точкой зрения не согласны сторонники определения наименьшего варианта

 

малой группы как триады (состоящей из 3 индивидов), потому что присутствие третьего члена группы позволяет разрешать внутригрупповые конфликты.

Анализ конкретной малой группы ведется по следующим ее параметрам:

композиция (состав группы), то есть половозрастные, этнические, профессиональные и др. характеристики группы;

структура группы, которая определяется распределением ролей и эмоциональных отношений в группе;

групповые нормы – правила поведения, требования, которые вырабатываются группой и которые определяют характер взаимодействий, общения, регулируют деятельность группы;

групповые ценности, т.е. вырабатываемое группой отношение к различным видам деятельности, общественным идеалам, нормам морали;

групповые санкции – способы, которыми группа поддерживает соблюдение групповых норм (например, бойкот).

В социологии и социальной психологии принята следующая типология малых групп: первичные – вторичные, формальные – неформальные (рис. 3), референтные (рис. 4) - группы участия.

В первичных группах (семья, друзья, соседи) все участники взаимодействия хорошо знают друг друга, учитывают личностные особенности и интересы каждого. Такие группы существуют продолжительное время, отношения в них отличаются доверительностью и эмоциональностью, а деятельность – многофункциональностью. Социализация личности на первых порах протекает именно в таких группах (отсюда их название).

Вторичные группы характеризуются большей численностью, опосредованными контактами, информация внутри них передается через средства связи или письменные распоряжения, отношения менее эмоциональны. В такие группы человек включается на более поздних этапах социализации (школа, производство).

Формальная группа имеет четкую рациональную цель, юридически фиксированный статус, макросоциальные функции. В такой группе обязательно есть иерархическая структура, назначенный или избранный руководитель. Взаимодействия между членами группы определяются их должностным положением, а не личными качествами. Понятие «формальная группа» близко к понятию «организация».

Неформальные группы возникают спонтанно, на основе симпатий, общих интересов, взаимопомощи. В них отсутствует вертикаль власти, лидер появляется стихийно. Такие группы образуются как внутри организаций, так и независимо от них. Формальные и неформальные группы не выступают, как взаимоисключающие явления, они могут трансформироваться одна в другую.

Рис. 3. Соотношение формальных и неформальных групп

 

Группа членства – это любая малая группа, к которой человек номинально принадлежит, но которая утратила для него привлекательность, значимость. Например, если подросток не находит понимания в семье или в классе, то он вне этих групп ищет референтную группу, которая будет определять его поведение, даже если она является антисоциальной.

Референтной называют группу, которая служит источником формирования социальных установок и ценностных ориентаций индивида, эталоном поведения и оценок окружающего мира независимо от того включен в нее индивид или находится за пределами данной группы. Референтные группы выполняют для индивида две функции: нормативную и оценочную (эталонную). Почему же группа,

 

к которой индивид относится, утрачивает для него привлекательность? Здесь могут действовать следующие факторы:

1) индивид хочет изменить свое положение в обществе и в качестве референтной выбирает группу с более высоким социальным статусом;

2) изоляция индивида в группе, отсутствие уважения могут подтолкнуть его к выбору внешней группы (аутгруппы) как референтной;

3) решающую роль могут сыграть личностные характеристики (завышенная самооценка, конфликтность).

Референтная группа может быть как реальной, так и воображаемой. Она не всегда противостоит группе членства.

 

 

 

Рис. 4. Соотношение референтных групп и групп членства

 

И большие, и малые социальные группы можно разделить по чувству принадлежности к ним индивида. Ингруппа - это «своя» группа, к которой индивид принадлежит и членов которой оценивает как «мы». Аутгруппа – та, с которой у индивида не возникает общности («не мы», «чужие»).

По уровню развития выделяют социальные группы с низким уровнем развития (ассоциации, корпорации, диффузные группы) и с высоким уровнем развития (коллективы).

Ассоциации – это группы, не имеющие совместной деятельности, четкой организации и управления, межличностные отношения в них связаны только с процессом общения. Такие группы отличаются текучестью, неустойчивостью. Ассоциация с позитивными ценностями может в дальнейшем развиться в коллектив. Ассоциации с негативными социальными ориентациями могут превратиться в корпорации.

Корпорацией называется замкнутая группа с максимально централизованным, зачастую авторитарным управлением, которая противостоит другим социальным группам и преследует свои узко групповые цели в ущерб интересам сообщества. Самоутверждение отдельной личности здесь происходит за счет подавления личностей других членов группы.

Диффузные группы отличаются отсутствием совместной деятельности, сплоченности на основе общих ценностей. К таким группам относят лабораторные группы, собранные для участия в экспериментах, группы случайных попутчиков в транспорте и т.п.

Коллектив – это группа с наиболее высоким уровнем развития, изучению которой уделялось большое место в отечественной психологии. Высокая степень сплоченности коллектива основана на совместной социально значительной деятельности. Отечественный психолог А.В. Петровский разработал стратометрическую концепцию коллектива.

1. Внешний уровень групповой структуры

1                 образуют межличностные эмоциональные

2                 отношения.

2. Второй слой представляет ЦОЕ (ценно-

3                 стноорентированное единство группы), т.е.

в группе появляется единство ценностей,

связанных с совместной работой.

3. Ядро групповой структуры образуется,

когда общегрупповые цели разделяются

членами группы как личные.

 

Рис. 5. Уровни сплоченности группы (образование коллектива)

 

Социология играет важную роль в жизни современного общества, что отражается в ее следующих основных функциях: теоретико-познавательной, прикладной, просветительской и прогностической.

Теоретико-познавательная функция состоит в получении новых знаний об обществе. При этом необходимо подчеркнуть две особенности объекта социологии:

- социология изучает подвижную, быстро изменяющуюся социальную реальность; практически каждое десятилетие происходит появление фундаментальных научных открытий, обновление производственных технологий, средств коммуникации, изменение социальных норм и т.д.;

- сам объект социологии неоднороден. Социологи изучают развитые, новые индустриальные (Испания, Португалия, Тайвань, Южная Корея и др.) и развивающиеся страны; последние десятилетия внимание ученых привлекают также глобальные экономические, политические, экологические процессы.

Прикладная (практически-преобразовательная) функция заключается в проведении социологических исследований по заказу государственных структур, хозяйственных организаций, политических партий, общественных организаций с целью предоставления им информации для принятия более обоснованных и эффективных решений проблем, с которыми они сталкиваются в своей деятельности.

Просветительская функция состоит в предоставлении всем интересующимся членам общества информации о состоянии, проблемах и перспективах его развития. Так социология помогает сформировать или скорректировать наши оценки и мнения, выбрать оптимальные модели поведения.

Прогностическая функция социологии выражается в моделировании возможных изменений социальных объектов (например, отдельных регионов, социальных институтов, организаций, социальных групп) в будущем. Такие прогнозы носят обобщенный хара-

 

ктер, определяют наиболее вероятные тенденции развития социальных объектов, исходя из их сегодняшнего состояния и возможности действия новых факторов. Прогнозы нередко разрабатывают в виде нескольких альтернативных сценариев (оптимистических и пессимистических), чтобы устранить или нейтрализовать факторы ведущие к негативному развитию событий.

 

РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ

 

Предмет социологии, социальный институт, социальная группа, типология социальных групп, социальные изменения, социальное взаимодействие, макросоциология, микросоциология, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, эмпирические исследования, общественно-экономическая формация, производительные силы, производственные отношения, воинс-твенные и промышленные общества, функции социологии.

 


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

 

1. В чем заключается отличие понятия «объект науки» от понятия «предмет науки»?

2. Чем отличается предмет социологии от предметов других общественных наук, которые Вы ранее изучали?

3. Перечислите социальные группы, в которые Вы включены, и определите какими характеристиками обладают эти группы.

4. К каким группам, условным или реальным, можно отнести население какой-либо территории (города, области)?

5. Является ли Ваша производственная группа коллективом?

6. По какому принципу индивид определяет для себя ингруппы и аутгруппы?

7. Примерно определите годы, когда российское общество становится индустриальным. Обоснуйте свою точку зрения.

8. Какую роль производительные силы играют в процессе смены общественно-экономических формаций?

 

9. Сталкивались ли Вы в своей практике с реализацией прикладной функции социологии? Если «да», то каков был эффект, проведенных исследований. Если «нет», то в чем по-вашему причины недостаточного практического применения социологии в нашей жизни?

10. Изучение новых социальных движений относится к макросоциологии или к микросоциологии?

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бауман З. Мыслить социологически. - М.: Аспект Пресс, 1996.

2. Лапин Н.И. Предмет и методология социологии// Социол. исслед. № 8, 2002.

3. Парсонс Т. Система современных обществ. - М.: Аспект Пресс, 1997.

4. Социальная психология. Отв. ред. А.Л. Журавлев. - М.: ПЕР СЭ, 2002.

5. Фролов С.С. Социология организаций. - М.: Гардарики, 2001.

6. Штомпка П. Социология социальных изменений. - М.: Аспект Пресс, 1996.

7. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - Самара: Изд-во Самарского университета, 1995.

ТЕМА II . РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ

Формирование социологии как самостоятельной науки начинается с середины XIX века в Западной Европе. Оно связано как с качественными изменениями самого европейского общества (развитие промышленности, урбанизация, разрушение традиционного образа жизни, становление демократических политических систем), так и с открытиями в области естественных наук (создание теории клетки, эволюционной теории Ч. Дарвина). Большое влияние на новую науку оказали также работы представителей французского Просвещения и немецкой классической философии.

 

Французский мыслитель Огюст Конт (1798…1857 гг.) считается одним из основателей современной социологии. Он ввел в научный оборот сам термин «социология» и определил место этой науки среди других наук. По мнению Конта все науки образуют следующую иерархическую систему (рис. 6).

 

Социология      наиболее конкретная, сложная, молодая наука

Биология                                

Химия

Физика

Астрономия

Математика      наиболее абстрактная, простая, древняя наука

 

Рис. 6. Иерархия наук по О. Конту

 

Каждая, из перечисленных Контом наук, располагается в определенной последовательности не механически, а базируясь на научных знаниях предыдущего уровня, как бы вырастая из него. Так, социология, по его мнению, основывается на законах биологии и изучает законы социальных явлений с помощью общенаучных методов наблюдения, эксперимента, сравнительного метода.

Конт разделил социологию подобно физике на два основных раздела: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает элементы социальной системы, которые сохраняются при любых исторических условиях: семью, государство, религию, производство, торговлю, армию, разделение труда. Социальная динамика изучает законы развития социальных систем. Особое значение в развитии общества Конт придавал интеллектуальному и моральному прогрессу человечества. В своем развитии человеческий разум, по его мнению, проходит три стадии, каждой из которых соответствует определенная форма политики, хозяйства, устройства общества.

I стадия –теологическая стадия состояния умов (от слова Теос – Бог). Продолжается до начала XIY века. Все явления окружа-

 

ющего человека мира объяснялись действием сверхъестественных сил. Высшим этапом первой стадии становится католическое феодальное общество. Монотеистическая религия способствовала установлению гармоничного социального порядка. Однако этот порядок со временем становится тормозом прогресса. Развитие человеческого интеллекта вызывает рост технических усовершенствований ремесла, торговли и мореплавания. Старая социальная система расшатывается, критицизм подрывает религиозные убеждения. Наступает эпоха революционных кризисов, которую Конт называет метафизической.

II стадия –метафизическая продолжалась с XIY по XIX век. Эта переходная эпоха разрушения старых верований включала такие грандиозные события европейской истории, как Реформацию католической церкви, философию французского Просвещения и Великую французскую революцию. Но и в это время мышление человека строится не на наблюдении за окружающим миром, а на абстрактном теоретизировании. Новая эпоха раскрепощает личность, создает новые экономические и политические идеалы, но в тоже время, как считает Конт, порождает анархию в умах, эгоизм, моральную испорченность и политический беспорядок. Общество нуждается в новой идеологии, которая сможет его объединить. Должна наступить следующая стадия в развитии мышления человека – позитивная.

III стадия– стадия позитивного знания (начиная с XIX века). Позитивное знание Конт раскрывает как реальное, полезное, достоверное, точное, созидательное. Человеческая мысль концентрируется на наблюдаемых связях между явлениями окружающего мира. Развитие позитивных наук необходимо для замены военного общества прошлого современным мирным промышленным обществом. Позитивная эпоха отличается победой альтруизма над эгоизмом, ростом социальных чувств, развитием материальной культуры, упрочением социального порядка. В это время и должна, по мнению

 

 

Конта, появиться социология, которая, как и другие позитивные науки, должна обеспечить устранение отрицательных сторон общественной жизни.

Взгляды Конта значительно устарели с позиции сегодняшнего дня, но сохраняют свое значение в истории социологии и оказали большое влияние на последующие поколения социологов. Необходимо подчеркнуть следующие наиболее значимые идеи Конта:

- общество – это органическое целое, единая социальная система;

- законы развития (социальная динамика) и законы функционирования общества (социальная статика) должны быть разграничены;

- социология как наука должна объективно исследовать общество;

- социология должна использовать общенаучные методы (наблюдение, эксперимент и др.)

Другим крупнейшим представителем раннего этапа развития социологии является английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820…1903 гг.). В основе социологии Спенсера лежит принцип эволюции. Согласно этому принципу все в мире (неорганическая природа, органическая природа и общество) развивается от простого к сложному, от однородного к разнородному. Общество Спенсер сравнивал с биологическим организмом и отмечал следующие, общие для них принципы развития:

1. Как социальные, так и биологические организмы увеличиваются в размерах, наращивая массу. В обществе такой массой выступает численность населения и материальные ресурсы.

2. В процессе развития составные части как социального, так и биологического организма становятся непохожими друг на друга, начинают выполнять разные функции.

3. Такая дифференциация и организма, и общества в свою очередь вызывает усиление взаимодействия и взаимозависимости

их частей, которые уже не могут заменять друг друга.

Например, в примитивных обществах все занимаются охотой, строительством, военным делом, в более сложных обществах происходит разделение труда, складываются специализированные социальные группы.

Социальный организм состоит из трех главных систем: во-первых, производящей средства для жизни (промышленность); во-вторых, распределительной (банки и транспорт); в-третьих, регулятивной (семья, церковь, государство).

Сравнивая социальный организм с биологическим, Спенсер в тоже время отмечал границы этой аналогии:

1. Элементы общества в отличие от организма рассеяны в пространстве и имеют большую автономию.

2. В обществе функция мышления не концентрируется в едином органе, так как каждый индивид наделен, способностью чувствовать и мыслить.

3. В биологическом организме части подчинены целому, а в социальном организме целое существует ради членов общества. Государство не должно выходить за рамки своих функций защиты прав индивида и защиты страны от иностранной агрессии. По мнению Спенсера, вмешательство государства в жизнь общества в целях повышения благосостояния или других целях приведет к нарушению социального порядка и искажению адаптации. Здесь проявилась приверженность ученого принципам индивидуализма и либерализма.

Вклад Спенсера в развитие социологии определяется созданием принципов системного анализа общества, исследованием социальных институтов и их функций, изучением развития культуры, что повлияло на одно из основных социологических направлений XX века – функционализм.

С именем французского ученого Эмиля Дюркгейма (1858…1917 гг.) связан качественно иной этап в развитии социологии, на котором преодолевается влияние биологии и других естест-

 

венных наук. Центральной идеей социологической концепции Дюркгейма, которая получила название «социологизм», была идея изучения «социальных фактов». Социальные факты не сводимы, ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим фактам. Они обладают двумя основными признаками: во-первых, они существуют помимо и независимо от сознания индивида; во-вторых, они принудительно влияют на его поведение.

Социальные факты Дюркгейм подразделял на материальные (плотность населения, частота связей и обменов между людьми, пути сообщения, характер поселений) и нематериальные (такие проявления коллективного сознания людей, как религия, традиции, мораль, право и т.п.). Все социальные факты, наблюдаемые в обществе, должны объясняться воздействием не климатических, географических или расовых факторов, а влиянием других, социальных факторов. Ученый должен исследовать социальные факты как вещи, то есть объективно, как внешние по отношению к индивидам.

Другая важная идея Э. Дюркгейма – идея социальной солидарности людей. В архаических, неразвитых обществах существует механическая солидарность. Люди в таких обществах мало отличаются друг от друга, так как признают одно и тоже священным, придерживаются одинаковых ценностей, испытывают одинаковые чувства. Их поведение подчинено коллективному сознанию (в первую очередь религии), которое объединяет подобное общество.

Разделение труда, дифференциация профессий, увеличение видов деятельности в промышленности делает людей взаимозависимыми. Возникает новый тип солидарности – органическая солидарность. Социальная непохожесть людей подталкивает их к согласию, разнообразная профессиональная деятельность вынуждает к необходимому для жизни обмену ее результатами. В современном обществе сам процесс углубляющегося разделения труда служит фактором объединения общества. Поэтому, считает Дюркгейм, значение коллективного сознания (особенно религии), как интегратора

 

 

социальной жизни снижается, оно уменьшается в объеме и сознание индивида освобождается из-под его давления.

Социальная организация общества может быть как здоровой, так и патологической. Слишком быстрые изменения в обществе, например, экономические кризисы, революции, могут привести его к состоянию аномии. Аномия – это социокультурный кризис, характеризующийся тем, что социальные нормы и ценности становятся неопределенными, расплывчатыми и перестают эффективно регулировать коллективную и индивидуальную жизнь. Аномия приводит к резкому росту преступности, самоубийств, разводов, падению нравов.

Дюркгейм также заложил основы социологии религии. По его мнению, главное в религиозном сознании не вера в бога (существуют религии без бога), а деление мира на две противоположные сферы – священную и светскую. Главным компонентом религии является практическая религиозная деятельность, которая выполняет важные социальные функции: принуждения и контроля, укрепления социальной солидарности общества, передачи культурного наследия новым поколениям, формирования чувства социального благополучия, уверенности в своих силах. Различные типы обществ создают различные религии. В религии общество в символической форме поклоняется самому себе.

Еще одним примером «социологизма» Дюркгейма выступает его анализ официальной статистики самоубийств. Ученый приходит к выводу, что уровень самоубийств в обществе определяется не психопатологическими, не сезонными, не климатическими факторами, а фактором интенсивности включения индивида в социальные группы (семейную, соседскую, религиозную, национальную, политическую и т.д.). В зависимости от силы этих связей ученый выделяет три типа самоубийств:

1. Эгоистическое самоубийство – результат ослабления связи индивида с социальными группами, вследствие чего он чувс-

 

твует изоляцию и утрачивает смысл жизни.

2. Альтруистическое самоубийство характерно в основном для архаичных обществ. В этом случае степень включения индивида в группу настолько велика, что его сознание как бы «растворяется» в групповом сознании, он утрачивает свою индивидуальность, а групповые нормы в определенных ситуациях в соответствии с традициями предписывают ему совершить самоубийство.

3. Аномическое самоубийство наблюдается во времена социальной нестабильности, аномии, когда индивид не может приспособиться к новым социальным требованиям и утрачивает социальные ориентиры.

Значение научного творчества Дюркгейма для современной социологии огромно. Основные положения его «социологизма» стали в ХХ веке научной базой для функционализма. Общество стало рассматриваться как ценностно-нормативная система. Дюркгейм внес большой вклад в становление социологии как учебной университетской дисциплины, в организацию издания научной социологической периодики, то есть в придание социологии статуса самостоятельной науки.

Если по Дюркгейму объяснение индивидуального поведения необходимо искать в проявлениях коллективной жизни, то немецкий социолог Макс Вебер (1864…1920 гг.) утверждал, что необходимо изучать поведение отдельного человека, так как в нем отражаются все особенности общества, в котором он действует. Ни общество, ни народ, ни государство, ни экономика не могут совершать социальных действий, их совершают индивиды, чье поведение ориентировано на определенные социальные институты.

Категория «социальное действие» является центральной в социологии Вебера, которая получила название «понимающей социологии». Ученый должен не просто констатировать поступки людей, но и «понимать» их, то есть проникать в контекст социальных взаимодействий, постигать смысл, который сами люди вкладывают

 

 

в свои действия. Вебер выделяет четыре типа социального действия:

1. Традиционный тип действия основан на обычае, привычке.

2.  Аффективный тип связан с сильными, плохо контролируемыми индивидом эмоциями.

3. Ценностно-рациональный тип действий базируется на вере в безусловную этическую, религиозную, эстетическую и т.п. ценность определенного поведения независимо от возможности достичь успеха.

4. Целерациональный тип направлен к достижению цели, которую индивид ясно осознает и для достижения которой он выбирает соответствующие средства.

По мнению Вебера в истории западной цивилизации наблюдается последовательная рационализация социальных действий индивидов во всех сферах общественной жизни: экономике, политике, науке, культуре, управлении, быте. Рационализируется также само мышление человека. Перечисленные типы социального действия являются фундаментом различных вариантов легитимного господства, то есть такого господства, которое признается законным со стороны управляемых индивидов. В истории, считает Вебер, встречается три основных типа господства: традиционное, харизматическое и легальное.

Традиционное господство строится на вере не только в законность, но и в священность существующей власти, так как она существовала всегда. Такой тип господства характерен для традиционных патриархальных государств. Правители обладают там по отношению к подданным правами господ над слугами. Аппарат власти работает как расширенный «дом – семья» правителя и состоит из лично зависящих от господина служащих, родственников, друзей, вассалов. Назначение на должности происходит по принципу личной преданности правителю. Формальное право отсутствует, отношения во всех сферах общества основаны на личных связях. Власть не только опирается на традицию, но и ограничивается ею. Так, если правители нарушают традицию, то они становятся нелегитимными в глазах подданных и те считают возможным восстать против подобной власти.

Харизматическое господство построено на вере в необыкновенные свойства вождя. Харизма – это магические способности, пророческий дар, выдающаяся сила духа и слова вождя. Харизматический лидер призван выполнить в обществе особую миссию: спасти от катастрофы, открыть небывалые пути развития, основать новую религию. Этой миссией и обосновано его право на послушание, веру и любовь. Данный тип господства опирается на аффективные социальные действия. Аппарат управления здесь также строится по принципу личной преданности вождю, решения принимаются иррационально, на основе озарения или личного примера правителя.

В основе легального господства лежат целерациональные социальные действия. К этому типу господства Вебер относит современные ему государства Западной Европы и США. При таком типе господства человек подчиняется не другому человеку, а закону. Основные характеристики легального господства:

1. Любая норма может быть определенным порядком введена как право и с ней должны считаться все, в том числе и правители.

2. Право – это комплекс абстрактных законов, которые одинаково применяются к разнообразным конкретным случаям.

3. Правители – это вышестоящие исполнители определенных законом обязанностей в четко установленный период.

4. Управляемые являются свободными гражданами, подчиненными праву, а не подданными, обязанными подчиняться правителю.

Аппаратом управления при этом типе господства становится бюрократия, которую Вебер определяет как рациональную машину управления. Основные принципы бюрократического управления:

1. Руководство официальными делами происходит неизменными, стандартными методами.

2. Решения принимаются на основе формального права, а не на основе родственных или личных связей.

3. Служебные вакансии замещаются в соответствии с образованием и компетенцией претендентов. Должности не являются личной собственностью чиновников и не могут быть проданы, подарены или переданы по наследству.

4. Средства для исполнения власти являются собственностью организации, а не личной собственностью функционера и он обязан отчитываться за средства и способы применения власти.

5. Процесс функционирования бюрократической организации построен на кругообращении документов.

Вебер подвергал бюрократию критике, так как она стремится выйти за отведенные ей в обществе рамки, за ее запаздывающую реакцию на быстрые социальные изменения. Но все же он полагал, что более совершенного инструмента управления человечество за всю свою историю не создало.

Важным вкладом Вебера в социологию также было изучение влияния религиозно-этических установок личности на ее хозяйственную деятельность. В отличие от Маркса Вебер считал, что различные формы капитализма существовали в различных обществах, основанных на товарно-денежных отношениях, в какое бы историческое время и в какой бы части света они не располагались. Эти «капитализмы» немецкий социолог определял как авантюрные, торговые, ориентированные на войну, государственное управление и связанную с ним наживу.

Особое место в истории занимает рациональный промышленный капитализм, который зарождается в Европе в XYI веке, во времена Реформации. Жажда наживы существовала у людей всегда, но при рациональном капитализме она реализуется не путем завоеваний, спекуляций и т.п., а с помощью дисциплины, науки, накопления, которые ведут к безграничному росту производства. Такая форма капитализма имеет место только в западной цивилизации. Вебер связывал ее развитие с появлением протестантской религии.

 

Протестантская этика предписывает верующему остерегаться мирских благ и следовать аскетическому образу жизни, добиваться максимального успеха в профессиональной деятельности, что дает ему чувство уверенности в своей избранности богом. Такое поведение идеально совпадает с необходимым для промышленного капитализма требованием рациональной организации производства, сохранения большей части прибыли для воспроизводства, а не для «прожигания жизни».

Научное наследие Вебера какое-то время после его смерти оставалось в тени. Начиная с 60-х годов ХХ века, интерес к его идеям настолько возрос, что получил название «Веберовского ренессанса», и продолжает сохраняться по сей день.

Исторически социология зарождается в Европе, но с начала ХХ века она получает широкое распространение в США. Причем американские социологи не только развивали социологическую теорию (функционализм, микросоциологические теории социального взаимодействия), но и активно применяли ее в практике бизнеса, государственного управления, избирательного процесса и т.д.

Таким образом, в современной социологии можно выделить следующие основные направления (рис. 7).

Системные (структурные) теории: Концепции взаимодействия:

исследуют общество как систему и его      исследуют взаимодействия     

структуры на макроуровне                           индивидов и малых групп на

                                                                        микроуровне, берут начало в

                                                                        работах М. Вебера (символи-

                                                                        ческий интеракционизм,

                                                                        теория обмена)

Функционализм,                       Теории конфликта     

основан на идеях Г. Спенсера связаны с идеями К. Маркса

и Э. Дюркгейма

 

Рис. 7. Современные социологические теории

 

Основные положения теории функционализма (представите-

 

ли – американские социологи Т. Парсонс и Р. Мертон):

1. Общество – это устойчивая равновесная система взаимосвязанных частей. Социальные институты выполняют в ней определенные функции, что позволяет обеспечивать жизнедеятельность общества как целого. Функции социальных институтов подразделяются на явные, то есть известные и ожидаемые участниками социального действия, и латентные, о последствиях действий которых участники не подозревают;

2. Общество сохраняет устойчивость благодаря ясной цели развития и механизму социального контроля;

3. Дисфункции, возникающие в социальной системе, способствуют переменам или постепенно преодолеваются, так как общество к ним адаптируется;

4. Социальные изменения носят эволюционный характер;

5. Социальная интеграция строится на основе согласия большинства людей по поводу ценностей общества.

Функционализм был доминирующим течением в социологии до 60-х гг. ХХ века. Критики этого направления обращают внимание на недооценку того, что в обществе никогда не достигается полного согласия относительно ценностей; что наряду с эволюционным развитием регулярно наблюдаются резкие, скачкообразные изменения.

Эти критические замечания нашли отражение в теориях конфликта. Одним из представителей современных теорий конфликта является немецко-британский социолог Ральф Дарендорф (1928 г.). Основные положения его теории:

1. Основа любого общества – отношения господства и подчинения (подавления), что ведет к конфликтам;

2. Общество основано на неравномерном распределении власти среди различных социальных групп;

3. Члены социальной группы имеют общие интересы, независимо от того осознают они это или нет. Интересы членов различных социальных групп противоположны. Например: интересы владель-

 

 

цев завода, загрязняющего окружающую среду и интересы представителей «зеленых» организаций;

4. Социальные конфликты в современном обществе основаны в большей степени не на экономических различиях, а на системе распределения власти. Конфликты не обязательно носят разрушительный характер, они могут заканчиваться согласованием позиций противоборствующих сторон;

5. Конфликты обостряются, если: во-первых, вся власть сосредоточена в руках нескольких людей и другие не имеют возможности ее получить; во-вторых, социальная мобильность в обществе затруднена.

Типология конфликтов проводится по разным основаниям. По составу участников конфликты делятся на внутриличностные, межличностные и межгрупповые (рис. 8).

 

 

Рис. 8. Типология конфликтов по составу участников

 

По своим последствиям конфликты подразделяются на деструктивные:

– результат конфликта не связывается участниками с причиной его возникновения;

– вовлекаются новые участники;

– растет цена, которую участники готовы заплатить за победу;

 

– множатся разрушительные действия;

– формируются негативные установки по отношению к оппонентам;

и продуктивные конфликты:

– способствуют развитию творческого мышления;

– позволяют индивиду раскрыть свои способности;

– сплачивают группу;

– выявляют и устраняют источник разногласий и, таким образом, способствуют развитию группы или организации.

По причинам конфликты делятся на:

I. Объективные:

1) распределение ресурсов;

2) различные цели;

3) различные ценности (взгляды, убеждения, идеалы);

4) неопределенность прав и обязанностей; 

5) неудовлетворительные коммуникации (неполная и неточная информация, слухи);

II. Субъективные:

1) ошибки атрибуции;

2) психологические особенности оппонентов (завышенная самооценка, излишняя прямолинейность, негативизм и т.п.).

Конфликты классифицируются по той сфере общественной жизни, где они возникают: трудовые, политические, этнические, религиозные, семейные, организационные и другие. Подчас бывает сложно определить «чистый» тип конфликта, так как в нем переплетаются разные социальные проблемы.

По длительности конфликты подразделяются на кратковременные и долговременные. Продолжительность конфликта влияет на расходование ресурсов в конфликтных столкновениях, степень и устойчивость изменений в группах-участницах.

Острота конфликта подразумевает степень интенсивности столкновений, накал эмоций (гнев, ярость, ненависть), степень

 

 

включения участников в конфликтное взаимодействие.

Реалистичные конфликты имеют объективную, рационально осознаваемую участниками цель, возникают из-за распределения дефицитных ресурсов или противоположных целей. Они направлены на достижение какого-то конкретного результата и могут быть урегулированы совместными усилиями участников Нереалистичные конфликты основаны на неправильном восприятии, непонимании поведения других. Объективные причины в таком случае скрыты от сознания участников или вовсе отсутствуют.

Анализ конфликта не возможен без учета его структурных элементов. Структура конфликта включает:

1)  конфликтующие стороны;

2) внешнюю среду, которая может поддерживать участников, стремиться прекратить конфликт или занимать нейтральную позицию;

3) предмет конфликта (зона разногласий, зачастую не связанная с причиной конфликта);

4) мотивы поведения участников конфликта;

5) характер действий (создание помех, невыполнение обязательств, нанесение вреда репутации или имуществу, унижение достоинства, применение силы).

Дальнейшее развитие социологии должно привести к совмещению достижений теории функционализма и теорий конфликта.

К современным микросоциологическим теориям относят, прежде всего, символический интеракционизм и теорию обмена. Символический интеракционизм рассматривает социальные взаимодействия людей как непрерывный диалог, в ходе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Существует два вида действий: незначимые или автоматические рефлексы (например, моргание) и значимые действия, имеющие символический характер (подмигивание, как скрытый намек на что-то). Взаимодействия становятся возможными, когда люди придают

 

 

одинаковое значение используемому символу. Подробнее о символическом интеракционизме см. тему V.

Теория обмена уделяет главное внимание социальным взаимодействиям, понимаемым как сложная система обменов между людьми, обусловленная способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Согласно этой американской теории, поведение человека обусловлено следующими четырьмя принципами:

1) чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;

2) если в прошлом в определенной ситуации имело место вознаграждение, люди стремятся снова создать такую ситуацию;

3) если вознаграждение велико, то люди готовы затрачивать для его получения больше усилий;

4) когда потребности человека почти полностью удовлетворяются, он в меньшей степени стремится прилагать усилия ради их удовлетворения.

Теория обмена подвергалась справедливой критике за примитивное толкование социального поведения, сведение его к рыночным взаимодействиям, основанным на ожидании отдачи от вложений. Данная теория не может объяснить традиционной деятельности, появления обобщенных социальных ценностей, не учитывает эмоциональную составляющую человеческого поведения.

В 70-е годы ХХ века начинается развитие социологии на национальной почве в странах Латинской Америки, Азии, Африки, так как западные подходы не дают объяснения социальных процессов в этих обществах. В 80-е и последующие годы в социологии появляются концепции, в которых мир начинает рассматривается, как единая глобальная система.

Становление и развитие социологии в России имело значительные отличия от ее истории в развитых странах Запада, что объясняется особенностями экономического развития и политической системы нашей страны. Этот процесс можно разделить на не-

сколько этапов.

I . Дореволюционный период (1870-е…1910-е гг.). Социология в России оформляется как наука позже, чем в Западной Европе. Социологические идеи на русской почве развивались в трудах философов, юристов, историков, культурологов, а также деятелей различных идейно-политических движений (народники П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский, анархисты М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин, марксисты Г.В. Плеханов и В.И. Ленин, православно-религиозные мыслители С.Н. Булгаков и Н.А. Бердяев). Особенностями этого периода является неразвитость эмпирических и прикладных исследований, отсутствие преподавания социологии в университетах.

Тем не менее, можно говорить о формировании нескольких направлений в отечественной социологии того времени: субъективно-социологического, позитивистского, марксистского и психологического.

II этап - 1920-е…1950-е гг. Сразу после революции появляются кафедры социологии в университетах, начинается преподавание социологии как учебной дисциплины, публикуются этапные социологические работы, проводятся эмпирические исследования в области изучения труда и быта, бюджета времени, миграции населения, развития городов, культуры. В тоже время с середины 20-х гг. происходит ужесточение идеологического режима, многие ученые-обществоведы высылаются из России (в том числе основатель отделения социологии в Петроградском университете, впоследствии выдающийся американский ученый П.А. Сорокин). В социологии остается единственное направление– марксистское. С начала 30-х по 50-е гг. социология объявляется враждебной обществу буржуазной лженаукой, и какие бы то ни было, исследования прекращаются.

III этап – 1960-е…1980-е гг. Происходит «возвращение» отечественной социологии в систему наук, хотя уровень ее развития значительно отстает от уровня развития западной социологии, во-первых, из-за большого перерыва в развитии, во-вторых, из-за сохраняющихся идеологических запретов на некоторые области исследований. И все же в эти годы складываются такие направления отраслевой социологии как социология труда, семьи, образования, города и деревни, миграции и др.

IY этап – современный. Социология существует без идеологических ограничений, развертываются прикладные исследования в области политики, изучения потребительского спроса и т.п., публикуются классические труды западных социологов.

Однако академическая социология, как и вся фундаментальная отечественная наука, испытывает серьезные трудности с финансированием теоретических исследований современного российского общества.

 

РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ

 

Социальная статика, социальная динамика, позитивное знание, биологическое направление в социологии, органицизм, социальный институт, социологизм, «социальный факт», разделение труда, аномия, традиционное, харизматическое и легальное господство, бюрократия, «понимающая социология», функционализм, теории конфликта, символический интеракционизм, теория обмена.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Почему Конт считал, что социология тесно связана с естественными науками?

2. На какой стадии развития человеческого мышления, согласно взглядам Конта, появляется наука социология?

3. В чем, по мнению Спенсера, состоит отличие общественного организма от биологического?

4. Какую роль играет разделение труда в развитии общества (по Дюркгейму)?

5. Чем принципиально отличается подход Вебера к изучению общества от социологических принципов Дюркгейма?

6. Какое социальное явление послужило, по Веберу, толчком к формированию в Европе рационального капитализма?

 

7. Назовите основные характеристики бюрократии, данные Вебером.

8. В чем заключается противоположность подходов к изучению общества в функционализме и теориях конфликта?

9. Какие направления социологии получили наибольшее развитие в советский период?

10. Почему социология в нашей стране развивалась иначе, чем в западных странах?

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М.: Прогресс, 1992. 

2. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX - XX веков. - М.: Онега, 1995.

3. Гофман А.Б. Семь лекций по социологии. - М.: Мартис, 1995.

4. История социологии /Под ред. А.Н. Елсукова и др. - Минск: Высшая школа, 1997.

5. Капитонов Э.А. Социология ХХ века: История и технологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

6. Коузер Л.А. Основы конфликтологии. - СПб.: Светлячок, 1999.

7. Курбатов В.И. Современная западная социология: Аналитический обзор концепций. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001.

8. Медушевский А.Н. История русской социологии. - М.: Высшая школа, 1993.

9. Ритцер Дж. Современные социологические теории. - СПб.: Питер, 2002.

10. Социология в России. - М.: Эдиториал УРСС, 1999.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 287.