ТЕМА V . ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Личность является объектом изучения психологии, философии, антропологии, педагогики и других наук. Каждая из них имеет собственное видение личности человека. Социологи учитывают, как природно-биологические факторы формирования личности (анатомические особенности, физиологические процессы, тип нервной системы, обмен веществ, половые различия), так и психологические (память, интеллект, характер, волевые качества, эмоции, воображение). Однако в центр внимания социологи ставят изучение формирования личности в процессе социальных взаимодействий, социальные роли индивида, влияние социальных общностей на качества личности, типы социальных характеров.

В истории социологии можно проследить два подхода к изучению проблемы взаимосвязи личности и общества. По мнению сторонников первого, макросоциологического подхода, начинать изучение социального поведения личности необходимо с исследования проявлений коллективной жизни: социальных ценностей, норм поведения, социальных институтов. Именно общество в целом или его отдельные структуры определяют характеристики личности и ее действия.

Представители микросоциологического подхода считают, что единственная социальная реальность доступная для изучения – это личность. Человек творит себя сам и создает окружающий его мир. Все макросоциальные конструкции представляются с точки зрения этого подхода абстракцией, познать которую можно только через понимание поведения отдельной личности. Тем не менее, последователи обоих подходов признают взаимозависимость понятий личность и общество.

В обыденной речи и разного рода литературе мы сталкиваем-

 

 

ся с понятиями человек, индивид, индивидуальность и личность, которые нередко ошибочно употребляются как синонимы. Понятие человек имеет скорее философское содержание. Употребляя его, мы, прежде всего, имеем в виду представителя биологического вида Homo sapiens, который возник около 40 тысяч лет назад и является высшей ступенью эволюции живых организмов на нашей планете. Человек - это биосоциальное существо, у которого развитие биологических свойств сопровождалось формированием социально значимых качеств.

Слово индивид обозначает представителя какой-либо общности, группы, единицу какого-то социального множества без указания его особенностей. Это некий обобщенный, абстрактный представитель изучаемой социальной группы или всего человеческого рода. Понятие индивидуальность включает в себя те неповторимые черты, которые отличают данного конкретного человека от окружающих. Неповторимое сочетание как биологических и психологических (например, сильный, подвижный, русоволосый, заразительно смеющийся, общительный и т.п.), так и социальных качеств (ответственный, справедливый, честный и т.п.) образуют индивидуальность. В этом сочетании переплетаются свойства данного человека, унаследованные от родителей и сформированные в процессе индивидуального развития

Сложнее всего дать определение понятия личность, поскольку в социологии существуют различные точки зрения по этому вопросу. Их объединяет представление о личности как о свойствах человека, которые формируются под воздействием тех или иных социальных факторов. То есть личность – это социальные качества человека, которые развиваются у него только в результате включения его в общество. Наиболее полное определение понятия личности дано отечественным социологом В. А. Ядовым (1930 г.): «Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения». В этом определении подчеркивается сложная связь личности и общества. С одной стороны, личность складывается под влиянием существующих в данном типе общества отношений, но с другой – она не является пластилином, из которого общество лепит требуемые качества личности. Активно участвуя в социальных отношениях, личность не только воспроизводит их в неизменном виде, но и в какой-то степени изменяет их.

Рассмотрим некоторые социологические теории личности. Известный американский социолог Чарльз Кули (1864…1929 гг.) разработал теорию личности, которая получила название теории «зеркального Я». Кули исследовал процесс постепенного понимания личностью отличия своего Я от других личностей. Развитие собственного Я происходит в ходе длительного и противоречивого процесса и не может протекать без участия других людей, то есть вне социального окружения. Каждый человек строит для себя свой собственный образ, основываясь на восприятии реакций других людей, с которыми он общается. Через отношения с другими, через их оценки человек устанавливает, умен он или глуп, привлекателен или неприятен. «Мы видим наше лицо, фигуру и одежду в зеркале, интересуемся ими, поскольку все это наше, бываем довольны ими или нет в соответствии с тем, какими мы хотели бы их видеть, точно так же в воображении воспринимаем в сознании другого некоторую мысль о нашем облике, манерах, намерениях, делах, характере, друзьях и т.д. и это самым различным образом на нас воздействует», - писал Ч. Кули.

Социализация индивидуального сознания начинается в первичных группах (в семье, соседской общине), где между индивидами устанавливаются прямые психологические связи. Сознание человека развивается от инстинктивного «самоощущения», основанного на эмоциях, до появления социальных чувств (любви, уважения, сочувствия). По мнению Ч. Кули: «То, что мы называем «я», является какой-то обособленной от общей жизни, но наиболее интересной ее частью, интерес к которой вырастает из самого того факта, что она является одновременно и общей, и индивидуальной. Иначе говоря, нас она занимает как раз потому, что именно эта сторона сознания живет и борется в общественной жизни, пытаясь запечатлеть себя в сознании других людей».

Американский социолог выделяет три компонента построения «зеркального Я». Первый связан с нашим представлением о том, как, по нашему мнению, нас видят другие люди. Второй – с нашим представлением об их реакции на нас. Третий компонент «зеркального Я» включает наш ответ на реакцию окружающих в виде раздумья, чувства удовлетворения или стыда.

«Самопредставление имеет три основных элемента: образ нашего облика в представлении другого человека, образ его суждения о нашем облике и какое-то самоощущение, например, гордость или унижение. К гордости или унижению нас толкает не просто механическое отражение, но некое вымышленное мнение, воображаемое воздействие этого отражения на сознание другого человека. Это явствует из того факта, что характер и влияние этого другого, в чьем сознании мы видим себя, существенным образом определяет различия нашего самоощущения. Мы стыдимся показаться уклончивыми в присутствии прямодушного человека, трусливыми – в присутствии храброго, грубыми - в глазах человека с утонченными манерами. Мы всегда воображаем и, воображая, разделяем суждения другого сознания. Перед одним человек станет хвалиться таким своим поступком – скажем, ловкой торговой сделкой, - о котором ему будет стыдно рассказать другому», - считает Ч. Кули.

Стремясь подчеркнуть положение, что личность не может сформироваться вне общества, Ч. Кули недооценивает активность самой личности. Если следовать его логике, то личность, постоянно ориентируясь на впечатления о себе в разных социальных группах, становится своего рода хамелеоном, аморфным образованием, не имеющим внутреннего стержня.

Эти недостатки теории «зеркального Я» преодолеваются в ра-

ботах, посвященных изучению личности, другого американского социолога Джорджа Мида (1863…1931гг.). Центральным понятием в рассуждениях Мида является понятие социального акта. Социальный акт на уровне отдельных людей проявляется как взаимодействие (интеракция), постоянный обмен действиями, непрекращающийся диалог. Эти взаимодействия можно разделить на два уровня – символические и несимволические. В ходе символических взаимодействий происходит обмен значениями, установками в жестовой, вербальной (устной и письменной форме).

При несимволическом взаимодействии индивиды реагируют непосредственно на действия друг друга. Социальное взаимодействие становится возможным, потому что люди обладают способностью символически обозначать других участников взаимодействия («акторов») в окружающем мире. Участники интеракции способны использовать и интерпретировать жесты, имеющие общее значение и, таким образом, принимают на себя роль другого. Ставя себя на место этого другого участника взаимодействия, актор (индивид, производящий социальное действие) может лучше оценить последствия своих действий для других, а значит повысить эффективность сотрудничества.

Точно также люди могут символически представлять и себя в виде объекта. В этом случае интерпретация символических жестов служит основой самооценки, суждений о себе самом. По мнению Дж. Мида, способность создавать образ самого себя в ходе социальных актов, связана с кристаллизацией концепции собственного Я по мере взросления человека. В структуре личности участника социального диалога (которую автор называет самость – « Self») можно выделить два компонента: Я – «I» и меня – «me». «Me» (социальное Я) состоит из некритически усвоенных, принятых на веру установок, ценностей и норм социальной группы, в которую индивид включен. Эта часть личности также включат осознание себя с точки зрения других значимых для него людей.

«I» («Я») – это бессознательная, связанная с биологическими

импульсами, непредсказуемая сторона субъекта. Она проявляется только в прямом социальном взаимодействии как неожиданная, неорганизованная энергия действия, независимая от общества. «Я – меня» воздействует на «Я – сам» также как другие люди, иногда изменяя поведение индивида.

Описывая самость человека, Мид использовал образ римского божества Януса, имевшего два лика, обращенных в противоположные стороны. Самость имеет одновременно два плана. Одно состояние личности («Я – сам») в процессе социального действия свободно от рефлексии, самоанализа, имеет определенное биологическое содержание. За рамками социального действия самость человека выступает в виде «меня», когда человек размышляет о своих будущих действиях, старается предвидеть реакцию других, а затем обдумывает приобретенный в ходе социального взаимодействия опыт. Результатом взаимодействия с несколькими существенными для него акторами становится появление нескольких образов «меня», которые должны быть объединены в единый самообраз. Если такой синтез происходит (см. рис. 12), то складывается самость человека («Self»), открытая и гибкая для достижения взаимопонимания с расширяющимся кругом партнеров по социальному взаимодействию.

Самость человека

(Self)

 

индивидуальное Я                                              социальное Я

                (I)                                                                   (Me)

Рис. 12. Концепция личности Дж. Мида

 

Взгляды Дж. Мида положили начало символическому интеракционизму, направлению в социологии, в центре которого находится межличностное взаимодействие в ситуациях повседневного общения. Взаимодействие в процессе общения понимается как налаживание обмена действиями для получения какого-либо резуль-

тата.

Первое звено формирования взаимосвязей – это пространственный контакт, который существует в двух вариантах: а) пространственный контакт, когда поведение человека изменяется только в силу его предположения о присутствии других в данном месте; б) визуальный пространственный контакт, когда поведение изменяется под влиянием реального наблюдения других людей.

Второе звено формирования взаимосвязей – психологический контакт, то есть выбор индивида (объекта), обладающего определенными психологическими и социальными качествами, соответствующими потребностям актора (субъекта). У каждой личности есть набор мотивов по отношению к окружающим, они связаны между собой и образуют мотивационную структуру личности.

В определенный момент времени происходит соединение внутреннего мотива личности с объектом внешней среды, мотив актуализируется и возникает интерес, который приводит к началу действия. Психологический контакт (или контакт заинтересованности) может прерваться или продолжаться в зависимости от важности мотива, силы и степени осознания интереса, окружающий обстановки.

Третье звено формирования взаимодействия – контакты обмена (социальные контакты). В ходе этих кратковременных, поверхностных контактов люди обмениваются какими-либо ценностями (предметами, деньгами, информацией, образами поведения и т.д.). Например, покупка газеты.

Социальные контакты могут перерастать в социальные действия, более рациональные, осознанные, направленные на поведение других людей.

Американский психолог Абрахам Маслоу (1908…1970 гг.) разработал иерархическую теорию мотивации личности. Все потребности человека Маслоу предложил расположить в виде пирамиды (см. рис. 13), при чем потребности более высокого уровня начинают определять поведение человека, если потребности более низкого уровня уже удовлетворены и перестают мотивировать его.

 

Рис.13. Иерархия мотивации по А. Маслоу

 

Физиологические (природные) потребности в пище, кислороде, сне, продолжении рода и т.д. должны быть обязательно, хотя бы минимально, удовлетворены, иначе другие потребности не «включатся».

Потребности безопасности включают долговременное выживание, предсказуемость событий, стабильность, сохранение здоровья.

Потребности принадлежности и любви объясняет стремление устанавливать отношения привязанности в группе, любить и проявлять заботу о других.

Потребности самоуважения включают такие понятия, как независимость личности, ее достижения, компетентность, уверенность в себе.

Потребность в самоактуализации может реализоваться, если человек осознает свои способности и потенциал и старается максимально воплотить их в жизнь, то есть стать тем, кем он может быть.

Эта иерархия потребностей объясняет интересы личности и ее

 

поведение под влиянием социальных условий. Механизм социального действия можно представить в виде следующей схемы, приведенной на рис. 14.

Воздействие                          Цель

ситуации

 


Потребность Актуализа- Интерес Установка    Социальное

индивида    ция мотива                                               действие

 

Рис. 14. Механизм совершения социального действия

 

Социальное взаимодействие понимается как система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного индивида являются одновременно причиной и следствием ответных действий других.

В. А. Ядов разработал диспозиционную концепцию регуляции социального поведения личности. В центре его научного исследования находилось социальное поведение личности как сложная многоуровневая система определенных принципов и установок, каждый уровень которой обладает определенной самостоятельностью и позволяет индивиду адаптироваться к изменяющимся условиям деятельности, сохраняя ключевые ценностные ориентации.

В разных по сложности и масштабу социальных ситуациях поведение человека направлено на удовлетворение различных потребностей и зависит от предрасположенности личности к определенным действиям. Всего автор выделяет четыре уровня потребностей (рис. 15), которым соответствуют четыре уровня ситуаций и диспозиций.

На первом уровне поведение человека определяется необходимостью удовлетворения простейших, жизненно важных биологических потребностей. Это происходит на бытовом уровне в кратковременных, быстро меняющихся ситуациях предметного действия. На этом уровне поведение человека регулируется элементарными фиксированными установками. Например, прошлый опыт нам подсказывает, что надо избегать прикосновения к раскаленным предметам в процессе приготовления пищи.

На втором уровне в ситуации коллективного общения реализуется потребность человека быть включенным в малые группы. Поведение индивида здесь управляется с помощью социальных установок.

На третьем уровне проявляется общая направленность интересов личности, ее базовые социальные установки на определенную сферу жизнедеятельности (например, профессиональную карьеру, политику, семейную или общественную жизнь) и превращение этой сферы жизнедеятельности в доминирующую.

 


П4   Д4 С4


П3        Д3   С3


П4              Д2       С2

 


П1                Д1                 С1

 

Рис. 15. Поведение личности в разных сферах социальной деятельности

 

На четвертом уровне можно наблюдать концепцию жизни, ценностные ориентации на определенные надиндивидуальные цели (служение обществу) и средства их достижения. Здесь регулируется поведение человека в долгосрочной перспективе на макросоциальном уровне, обеспечивается его включение в общество определенного типа.

В социологии разработаны понятия различных типов личности. Первоначально появилось понятие базисного или нормативного типа личности. Под таким типом личности имеется в виду личность, которая полнее всего выражает ценности своей культуры и отвечает ее требованиям, легче всего включается в работу основных социальных институтов данного общества, даже если к такому типу можно отнести меньшинство индивидов в обществе. Модальным (усредненным) типом личности стали называть наиболее часто встречающийся в той или иной культуре тип личности.

Маргинальной личностью в социологии называют личность, формирующуюся в результате взаимодействия различных культур или субкультур. Такой человек одновременно существует в двух культурных мирах, чувствуя свою чужеродность по отношению к обеим культурам и не идентифицируя себя полностью ни с одной из них. Например, иммигранты из Африки или Азии в европейских странах.

Позже в западной социологии разрабатывается концепция авторитарной или антидемократичной личности. Такой тип личности обладает следующими особенностями:

1. Преклонение перед силой и властью, как в своей социальной группе, так и в обществе в целом;

2. Восприятие окружающего мира как иерархии, на основе разделения всех людей на сильных и слабых по принципу обладания властью, половых, расовых или этнических различий. Неумение взаимодействовать с другими на основе принципов равенства и солидарности;

3. Схематичное мышление и некритичное отношение к существующим порядкам и стереотипам, навязываемым пропагандой;

4. Агрессивное поведение по отношение к людям, ставящим под сомнение основные ценности данной культуры.

Немецкий ученый Эрих Фромм (1900…1980 гг.) разработал учение о социальном характере как форме связи между психикой индивида и социальной структурой общества. Социальный характер – это совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникает в результате общих для них переживаний и общего образа жизни. Социальный характер менее специфичен, чем индивидуальный характер. Конечно, всегда существуют люди, отклоняющиеся от данного типа характера, но структура личности большинства членов группы представляет собой лишь разные варианты развития одного и того же «ядра», состоящего из общих черт характера. Если мы хотим понять поведение отдельного индивида, то наибольшую важность будут иметь элементы характера, отличающие его от других, то есть индивидуальный характер. Для понимания социальных процессов в данном обществе ключевым является исследование социального характера.

В общественном процессе социальный характер выполняет функцию приспособления человека к социальным условиям путем развития в себе тех черт характера, которые побуждают его желать действовать именно так, как ему приходится действовать. Для индивида функция социального характера состоит в том, чтобы направлять его действия в соответствии с его практическими нуждами и давать ему психологическое удовлетворение от его деятельности. Например, испытываемая мелким лавочником страсть к накопительству дает ему психологическое удовлетворение.

По мнению Фромма, современная промышленная система требует, чтобы основная часть нашей энергии была направлена на работу. Если бы люди работали только под давлением внешней необходимости, то возникал бы разрыв между тем, чего им так хочется и тем, что они должны делать, и это снижало бы производительность труда. Современного человека не приходится заставлять работать так интенсивно, как он это делает, поскольку вместо принуждения у него существует внутренняя потребность в труде. Таким образом, социальный характер преобразует внешнюю социальную необходимость во внутренние структуры личности и тем самым мобилизует человеческую энергию ради продолжения функционирования данного общества.

Социальный характер среднего класса в XIX веке можно наз-

 

вать характером «накопительской ориентации». Велением долга в то время были: бережливость, уважение к авторитету, сбережение вместо потребления. Социальный характер ХХ века (рис. 16) совершенно иной, так как современная экономика покоится не на ограничении потребления, а на его полнейшем развертывании. Потребительство превратилось для рабочего и среднего класса не только в вожделенную цель жизни, но стало считаться добродетелью. «Социальный характер – это промежуточное звено между социально-экономической структурой и господствующими в обществе идеями и идеалами», - писал Фромм.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БАЗИС

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

 

ИДЕИ И ИДЕАЛЫ

 

Рис. 16. Взаимосвязь социального характера с экономической и духовной сферой общества

 

Ролевая теория личности занимает центральное место в социологическом понимании личности. Каждый индивид в обществе в целом или в малой группе имеет определенный статус, то есть позицию, определяемую совокупностью прав и обязанностей. В современном обществе люди имеют несколько статусов, поскольку они включены в различные социальные институты, принадлежат к разным социальным группам. Например, один человек может одновременно обладать следующими статусами: экономист, студент-заочник, муж, сын, капитан любительской волейбольной команды и др.

Главным, определяющим статусом в наши дни является, как правило, социально-экономический статус (позиция в системе социальной стратификации) или профессиональный статус. Социальный статус имеет две составляющие: предписанную и достигаемую. Предписанный статус имеет характеристики, которые индивид не может изменить своими усилиями, например, пол, возраст, социальное происхождение, расовые признаки. Достигаемый статус может являться результатом целенаправленных действий индивида. К нему относятся: образование, профессия, уровень дохода, семейное положение.

Наряду с социальным статусом, понимаемым как социальная функция личности, выделяют межличностный статус, который определяется местом индивида в малой группе (например, лидер, отверженный, «генератор идей», «козел отпущения» и др.).

Социальной ролью называют поведение, которое окружающие ожидают от человека в соответствии с его социальным статусом. Понятие «социальная роль» близко, но не тождественно понятию «социальный статус», так как является динамической характеристикой статуса. Различные люди, имеющие одинаковый статус, могут по-разному, в соответствии со своей индивидуальностью исполнять соответствующую социальную роль.

Американский социолог Парсонс выделил пять характеристик (или переменных) для описания социальных ролей.

1. Способ получения роли. Роль может быть обусловлена предписанным статусом (мужчина, женщина, ребенок, взрослый, представитель расового меньшинства, сын выдающегося ученого и т.д.) или достигнута усилиями личности (кандидат наук, начальник отдела, заслуженный учитель и т.д.).

2. Масштаб роли, то есть охват ролью различных сторон жизни человека или ее строгое ограничение определенными аспектами социальных взаимодействий. Наиболее масштабными ролями для большинства являются роли семейные, дружеские, профессиональные, а более ограниченными роли пациента, покупателя, пассажира.

3. Степень формализации роли. Более формализованная роль базируется на строго установленных правилах и процедурах, например, роль военного, милиционера, судьи, дипломата. Исполнение менее формализованных ролей зависит от межличностных отношений, установок участников взаимодействия, то есть определяется в значительной степени самими исполнителями. Например,

роли родителей, друзей.

4. Степень эмоциональности. Можно выделить роли эмоционально нейтральные (деловые, служебные) и роли, требующие от исполняющего их проявления глубокого эмоционального участия (родственные, дружеские, любовные).

5. Мотивация роли, то есть ориентация исполнителя роли на общество или группу (общественная работа в благотворительной организации, уход за больным родственником) или на себя (получение прибыли в бизнесе).

Любая социальная роль должна быть усвоена индивидом, стать частью его личности. Процесс обучения роли включает два аспекта: во-первых, необходимость научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с исполняемой ролью; во-вторых, необходимость приобрести установки, чувства, соответствующие данной роли.

Воспринимая внешние, нередко навязываемые обществом или ближайшим окружением роли, люди придают им в своей жизни разное значение, по-разному их оценивают, согласуют с другими ролями и исполняют. Таким образом, человек, исполняя межличностные и социальные роли, не становится безликим автоматом, но привносит в исполняемую роль свою индивидуальность. Исполнение роли основано на живом, модифицируемом взаимодействии с другими, причем поведение этих других оказывает большое влияние на сохранение исполнения роли или ее изменение.

Чтобы справится с исполнением роли, мы в своем воображении должны принимать роли других участников взаимодействия. Роль преподавателя строится на основе взаимодействия с исполнителями ролей учащихся, роль руководителя предполагает исполнение ролей подчиненных. В гоголевском «Ревизоре» Хлестаков принимает роли «инспектируемых» чиновников и с удовольствием осваивает предлагаемую ими роль ревизора.

В современном обществе человек одновременно включен в различные социальные группы и исполняет многочисленные роли.

Вследствие этого он может попасть в ситуацию ролевого конфликта, испытать ролевое напряжение. Ролевое напряжение вызывается различными аспектами одной и той же роли. Например, преподаватель должен выполнять учебную нагрузку и одновременно заниматься научно-исследовательской работой, что не всегда удается совмещать. Другая причина ролевого напряжения – предъявление окружающими к исполнителю роли противоречивых требований. Так от врача ожидают одновременно эмоциональной сдержанности, корректности и проявления сочувствия к пациентам.

Ролевое напряжение может вызываться также несовместимыми ожиданиями исполнителей других ролей. Например, роль мастера на производстве находится под давлением противоположных ожиданий, с одной стороны, подчиненных ему рабочих, с другой – представителей администрации.

Межролевой конфликт возникает, когда человек не в может отвечать требованиям двух или более ролей, которые он исполняет. Такого рода конфликты могут вызываться одновременным исполнением роли матери и специалиста, наемного работника и студента-вечерника. В теории социальных ролей рассматриваются способы разрешения межролевых конфликтов.

Первый способ – это разделение ролей во времени и пространстве. В современном обществе производство отделено от домохозяйства и, таким образом, профессиональные и семейные роли, как правило, тоже разделены. Однако существуют профессии, где граница рабочего и свободного времени размыта (например, оперативные работники МВД, врачи-хирурги в больницах скорой помощи, владельцы малого бизнеса и др.), что может вызвать ролевой конфликт.

Второй способ - это выбор главной роли. В тупиковых ситуациях индивид вынужден определить для себя главную роль, отодвигая другие роли на второй план или вообще отказываясь от их исполнения.

Личность является продуктом процесса социализации. Социализация - это усвоение и активное воспроизводство индивидом

социального опыта через общение и деятельность. Поскольку культура не передается от родителей к детям через механизмы наследственности, воспроизведение каким-либо обществом самого себя невозможно вне процесса социализации новых, вступающих в это общество поколений. Этот процесс обеспечивает преемственность, культурное единство общества. В тоже время, новое поколение не повторяет в точности опыт поколения родителей, иначе общество оставалось бы неизменным, застывшим. Особенно очевидны межпоколенные изменения общества в ХХ веке, что объясняется «ускорением» исторического времени, обусловленным научно-техническим прогрессом.

Процесс социализации является двусторонним и включает в себя, с одной стороны, усвоение индивидом знаний, ценностей и норм поведения, что обеспечивает его включение в социальную среду. С другой стороны, социализация предполагает отторжение некоторых сторон опыта старших поколений, самостоятельное, творческое воспроизводство социальных отношений.

Становление и расширение социальных связей личности происходит через:

1) освоение новых видов деятельности;

2) расширение и усложнения сферы общения в различных группах и ситуациях;

3) формирование самосознания личности, включающего знания о своих способностях и социальной значимости, самооценку и самоуважение.

Реальные успехи

Самоуважение =

Притязания

Поэтому самоуважение достигается либо максимализацией усилий в стремлении добиться успеха, либо снижением уровня притязаний, постановкой более скромных целей.

В процессе социализации личности выделяют две ступени:

первичную и вторичную социализацию. Говоря о первичной соци-

 

ализации, социологи подчеркивают воздействие на личность внешних, идущих от общества и его институтов, неконтролируемых самим индивидом факторов. Вторичная социализация связана с построением личностью своего внутреннего мира, действий в согласии с ним, широким самоопределением личности.

Поскольку социализация является сложным и длительным процессом, в социологии и родственной ей науке – социальной психологии, сложились различные подходы к объяснению этапов социализации. Дж. Мид считал, что процесс формирования личности включает три стадии. На первой стадии ребенок просто копирует поведение взрослых, еще не понимая его социального смысла, например, лепит пирожки из песка, подражая приготовлению пищи взрослыми, или копает землю палкой, «как садовод». На второй стадии, в возрасте четырех – пяти лет, ребенок учится в игре принимать роль другого, «исполняя» роль пожарного, врача, воспитателя. Он начинает осознавать себя как отдельного субъекта, видя себя глазами других участников игры (реальных или воображаемых). Третья фаза – фаза коллективных игр – отличается тем, что ребенок в возрасте от восьми – девяти лет и старше учится осознавать ожидания не только одного участника игрового взаимодействия, но целой команды. Для участия в коллективной спортивной игре необходимо понимать правила поведения разных ее участников. На этой стадии, по мнению Мида, у человека появляется образ «обобщенного другого», то есть безликого постороннего, который воплощает ценности и моральные установки, представляет общественное мнение. Соблюдение правил спортивной игры позволяет ребенку усвоить и более важные социальные нормы.

Швейцарский ученый Жан Пиаже (1896…1980 гг.) рассматривал социализацию как когнитивное развитие личности или обучение. Человеческое познание себя и окружающего мира происходит как процесс трансформации внешних действий по восприятию мира во внутренние логические процессы мышления. Четыре стадии этого процесса все люди проходят в одинаковой последовательности, но с разной скоростью и результатами. Первая стадия – сенсомоторная – продолжается от рождения до двух лет. На этой стадии ребенок постигает окружающий мир путем физического освоения, прикасаясь к предметам. У детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира, отличать людей от неодушевленных предметов и осознавать независимость существования этих предметов от непосредственного восприятия их самими детьми.

Следующая, дооперационная стадия продолжается от двух до семи лет. Дети овладевают речью, приобретают понимание символического значения слов и жестов. Однако их речь остается эгоцентричной, то есть для детей главным является стремление высказаться самому, а не вести диалог с другим.

Третья стадия - стадия конкретных операций, продолжается от семи до одиннадцати лет. Эгоцентричность речи сокращается. Ребенок овладевает абстрактными понятиями (например, случайность, скорость, вес, число), учится математическим операциям, начинает понимать их обратимость.

В возрасте от двенадцати до пятнадцати лет человек вступает в четвертую стадию – формально-логических операций. В этот период у него развивается способность воспринимать абстрактные теории, различать категории действительного и возможного, строить планы на будущее, осмысливать философские и нравственные проблемы. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии. Если первые три стадии проходят все люди, то развитие формально-логического мышления происходит не у всех. Взрослые, не имеющие достаточного образования, считал Пиаже, продолжают мыслить в более конкретных понятиях и сохраняют значительную долю эгоцентрического мышления.

По мнению американского исследователя Эрика Эриксона (1902…1994 гг.) процесс социализации охватывает всю жизнь человека и понимается, как ряд психосоциальных кризисов идентичности. Социокультурные условия жизни человека постоянно изменяются, поэтому в ней можно обнаружить несколько критических точек, когда прежняя идентичность утрачивается и возникает потребность в формировании новой идентичности. Процесс развития личности предстает как последовательность кризисов. Вся жизнь человека по Эриксону делится на восемь стадий, пять из которых приходятся на детство и юность, остальные три – на более поздние периоды жизни (см. рис. 17).

1. Младенческий возраст. Основная задача, которая решается в этот период жизни выработка бессознательного чувства доверия к внешнему миру. Основным средством этого служит материнская любовь и уход. Грудное вскармливание, баюканье, ласки позволяют младенцу чувствовать себя в безопасности и не плакать, если он остается один в комнате. Если этот первый в жизни человека кризис не преодолевается, то у ребенка может сформироваться чувство базового недоверия к миру, тревожность, которая у взрослого, возможно, проявится в виде замкнутости, ухода в себя.

2. Раннее детство (1…3 г.) связано с формированием чувства автономии и личной ценности. Способность самостоятельно двигаться, развитие речи порождают стремление к самостоятельности и неповиновение авторитету взрослых. Если взрослые предъявляют завышенные требования или, напротив, продолжают делать за ребенка то, что он уже может выполнять самостоятельно, то у ребенка может развиться чрезмерное чувство стыда и нерешительности.

3. Третья стадия (3…6 л.) называется автором игровым возрастом. Здесь решается альтернатива между развивающейся инициативой и чувством вины. Социальное пространство ребенка расширяется, в нем появляется все больше людей. Групповые игры помогают примерять разные роли, развивают фантазию. На этом этапе закладывается чувство справедливости, понимаемое, как соответствие правилам игры. Если инициатива подавляется, может

 

VIII               Интегративность – безыс-ходность
VII             творчество – стагнация  
VI           интимность – одиночество    
V временная перспектива – временная спутанность уверенность в себе – самоосознавание ролевое эксперементирова-ние – ролевая фиксация ученичество – неспособность выполнять задания идентичность – спутанная идентичность сексуальная поля-ри-зация – сексу-альная спутанность лидерство и ведомость – спутанность авторитетов идеологическая определенность – спутанность ценностей
IV       созидание – чувство неполноценности        
III     инициатива – чувство вины          
II   автономия – стыд, сомнение            
I доверие – недоверие              
1 2 3 4 5 6 7 8

Римскими цифрами обозначены этапы социализации.

Арабскими цифрами – задачи социализации.

Рис. 17. Восемь стадий развития личности по Э. Эриксону

развиться чувство вины.

4. В младшем школьном возрасте (6…11 л.) закладывается отношение к труду.

Ребенок учится выполнять индивидуальные и групповые задания, проявляет интерес к реальным профессиональным ролям. У него формируется чувство уверенности в себе, эффективности своих действий. При негативном варианте развития появляется сознание своей некомпетентности, которое от неудач в решении отдельных задач переносится на свою личность в целом.

5. Ключевой период развития личности (12…21 г.) характеризуется приобретением чувства идентичности, то есть своей непохожести на других, индивидуальности. Все, что подросток знает о себе, объединяется в единый самообраз, который связывается с прошлым и проецируется в будущее. В это время завершается физическое созревание человека, происходит выбор друзей, будущего места учебы, профессии. При неблагоприятном протекании этого периода может появиться неопределенное, расплывчатое «Я», сомнения в своем месте в обществе или группе, неясность жизненных перспектив.

6. Молодость (21…25 л.) – начало взрослого периода. Вступление в брак, появление детей позволяют человеку установить искренние, доверительные отношения. Если такие отношения не налаживаются, то может развиться изоляционизм.

7. Средний возраст (25…60 л.) связан с противоречием между способностью человека к развитию (творческий, профессиональный рост, освоение родительских функций, забота о других) и личностным застоем, медленным регрессом человека в процессе обыденной жизни.

8. В зрелом возрасте (старше 60 л.) происходит подведение итогов жизни. Одни испытывают чувство покоя, удовлетворенности жизнью, исполненного долга. Других охватывает разочарование, отчаяние и даже отвращение как итог путаной жизни.

Отечественные социологи, исходя из того, что понятие социа-

лизации предполагает усвоение социального опыта, прежде всего, в процессе трудовой деятельности, выделяют три основные стадии социализации личности: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Дотрудовая стадия социализации включает в себя две ступени: раннюю социализацию и стадию обучения. Ранняя социализация продолжается до поступления ребенка в школу. Решающим фактором воспитания здесь является семья и особенно материнское воспитание. Исследования показывают, что отсутствие заботы родителей приводит к значительному (подчас необратимому) отставанию в интеллектуальном, эмоциональном и физическом развитии детей. Современная семья не может быть, как в традиционном обществе, основным институтом социализации личности, давать все необходимые трудовые навыки и разностороннюю информацию об окружающем мире. Однако только семья может дать человеку психологический комфорт, развить мотивацию на привязанность к другим людям, научить взаимодействовать с окружающими.

Стадия обучения включает весь период подготовки к профессиональной деятельности (школа, техникум, вуз). В этот период помимо семьи большое воздействие на социализацию индивида оказывают учреждения образования. Кроме того, в современном обществе, где увеличивается время, проводимое детьми вне семьи и школы, большее влияние на личность подростка оказывают неформальные группы сверстников. Если группы, на которые ориентируется подросток, имеют антисоциальную направленность, то процесс социализации в целом может быть неуспешным. В современном российском обществе негативное воздействие «улицы» на подростков усугубляется минимальными возможностями участвовать в работе молодежных, религиозных, политических, спортивных и других организаций, которые также являются важными агентами социализации.

Влиятельным институтом социализации являются средства массовой информации. Некоторые исследователи утверждают, что по степени влияния на социализацию личности они сравнимы только с влиянием родителей. Воздействие СМИ на данный процесс неоднозначно. Через каналы СМИ (особенно телевидение) поступает огромное количество информации, которые расширяют знания о мире, помогают понимать социальные роли, сложившиеся в иной социальной среде. Негативные последствия влияния СМИ связаны с формированием искусственных потребностей человека ради продвижения товаров, провоцированием агрессивного поведения подростков, пропагандой образцов поведения, разрушающих культурные ценности.

На трудовой стадии социализации личности происходит не только дальнейшее усвоение социального опыта, но и его воспроизводство. Становление профессионала, повышение квалификации, получение второго профессионального образования, смена профессии – вот некоторые аспекты этого этапа социализации. Особую роль в рассматриваемом процессе играет трудовой коллектив. Однако этот этап социализации личности пока еще недостаточно изучен.

По поводу послетрудового этапа социализации среди специалистов ведутся дискуссии. Можно выделить две основные точки зрения. Согласно первой, понятие социализации бессмысленно применять к тому периоду жизни человека, когда все его основные социальные функции обедняются или свертываются (прежде всего, профессиональные и родительские). Крайним выражением этой точки зрения является идея десоциализации в пожилом возрасте, то есть утрата старых ценностей, норм, ролей и круга общения.

Другие социологи указывают на то, что удельный вес пожилых людей в современном обществе увеличивается. Сейчас он составляет в развитых странах около 25% населения и в ближайшей перспективе достигнет 30%. Кроме того, средняя продолжительность жизни в этих странах растет, например, в Японии она составляет для женщин 83 года, для мужчин – 77 лет. В этот период жизни многие сохраняют социальную активность в различных сферах (за-

 

нятие творческой деятельностью, несвязанной с наемным трудом, туризмом, общественной работой на местном уровне).

В последнее время в социологии получает развитие новое направление - социология пожилых, где, в том числе, рассматриваются проблемы социализации в пожилом возрасте. Исследователи обращают внимание на особенности социализации пожилых людей в различных культурах. Если в Японии жизнь пожилого человека протекает более гармонично из-за традиционного уважения к старшим и включенности пожилых в состав расширенной семьи, то в странах Запада наблюдается предубежденность и дискриминация по отношению к людям преклонного возраста (эйджизм). Американские социологи отмечают неэффективную социализацию пожилых в своем обществе.

Тем более об успешной социализации в «третьем возрасте» невозможно говорить в современной России, где средняя продолжительность жизни женщин составляет 72 года, а мужчин – 60 лет. Подавляющее большинство пенсионеров относится к низшим слоям, вынужденно продолжает трудиться.

В критических ситуациях взрослые люди могут переживать ресоциализацию, то есть события, которые приводят к разрушению сложившейся ранее системы ценностей и моделей поведения и усвоению новых ценностей и норм, принципиально отличающихся от прежних. Крайним примером таких ситуаций является пребывание в так называемых карцерных организациях: психиатрических больницах, тюрьмах, лагерях, казармах и т.д. Эти различные организации объединяет изоляция индивидов от внешнего мира, постоянное общение с ограниченным кругом людей, утрата свободы действий, обезличенная обстановка. Нередко необходимость выжить в экстремальных условиях приводит к изменению мировоззрения, быстрой перестройке личности, выработки новых, жизненно необходимых качеств.

Однако, возвращаясь к нормальному течению жизни, индивид

понимает, что перед ним стоит задача новой ресоциализации, то есть отказа от усвоенных в карцерных организациях ролей и усвоения ценностей и норм, необходимых для дальнейшей жизни. Этот этап ресоциализации зачастую требует психотерапевтической поддержки. С подобными проблемами сталкиваются также ветераны локальных войн.

В рамках малых групп изучаются психологические механизмы социализации. К ним относят имитацию (подражание), чувство вины и стыда и идентификацию.

Имитацией называют осознанное или бессознательное копирование определенных моделей поведения. Этот механизм социализации действует на различных ее этапах. В младенчестве подражание голосу и движениям взрослого представляет собой попытку установления первого содержательного контакта. В дошкольном возрасте в процессе игры ребенок, подражая взрослым, постигает смысл ролевых взаимодействий. Имитация в подростковом возрасте направлена на копирование внешних сторон поведения значимых других (спортсменов, рок – звезд, киногероев) и референтных групп сверстников. Подражание у взрослых выступает элементом научения определенным приемам в профессиональной деятельности, спорте, искусстве.

Чувства вины и стыда являются негативными механизмами социализации, поскольку они вызывают глубокие переживания и запрещают или подавляют определенное поведение. Вина переживается как неудовлетворенность собой, осуждение и обвинение себя, неправота по отношению к группе, другому индивиду или к себе самому. В основе этого чувства лежит осознание противоречия совершенного поступка характеру индивида или его Я – концепции и стремление как можно скорее исправить ситуацию, независимо от реакции окружающих. Стыд - это эмоция, возникающая, когда человек осознает несоответствие своих поступков, принятым в данной культуре нормам и требованиям морали, разделяемым также им самим. Стремление избегать в будущем подобным сильных переживаний побуждает индивида изменять поведение и служит средством развития самоконтроля личности.

Механизм идентификации действует как отождествление индивидом себя с другим человеком или группой. Человек причисляет себя к какой-либо большой социальной группе, например, возрастной, половой, этнической, профессиональной и т.д. Это позволяет усваивать важные стереотипы поведения, требования к исполнению социальных ролей. Так, причислив себя к определенной возрастной группе, индивид тем самым задает определенные рамки своего поведения (манера держаться, говорить, стиль одежды, чувство ответственности и т.д.). Не менее значима идентификация с малой социальной группой (семьей, классом, друзьями, спортивной командой), которая позволяет принять групповые нормы и ценности, выработать конформное поведение.

В основе идентификации лежит построение в сознании индивида образа окружающего мира на основе биполярных категорий. Особенно важны здесь категории «мы» и «они». Известный отечественный социальный психолог Б. Ф. Поршнев (1905…1972 гг.) считал, что «мы – чувства» возникают при идентификации себя с какой-либо группой. При встрече с другими группами возникает оппозиция «мы» – «они». Мера противопоставления своей и чужой групп есть в то же время мера сплоченности своей группы. По мнению этого автора сначала человек осознает межгрупповые различия, происходит дифференциация, а затем осознается сходство со своей группой, что приводит к идентификации.

Важной стороной идентификации является эмоциональное отождествление себя с реальным или вымышленным лицом (например, родителями или литературными героями), а также с какой-либо группой. Показателем такого эмоционального отождествления является чувство гордости или возмущения, если в нашем присутствии об этих людях или группах (семье, друзьях, этнической или возрастной группе) высказываются положительно или отрицательно.

 






РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ

 

Личность, символический интеракционизм, «зеркальное Я», социальный характер, авторитарный характер, социальная установ-

 

ка, социальный статус, социальная роль, ролевое напряжение, ролевой конфликт, ролевые ожидания, социализация, идентификация, имитация, чувство стыда и вины, когнитивное развитие, идентичность.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

 

1. Проанализируйте достоинства и недостатки теории «зеркального Я» Кули.

2. Чем в трактовке Фромма социальный характер отличается от индивидуального?

3. Назовите основные черты авторитарного характера. Насколько распространен такой тип социального характера в Вашей социальной микросреде?

4. Объясните, чем отличаются понятия социальный статус и межличностный статус.

5. Опишите свои социальные роли с помощью пяти основных характеристик социальных ролей, разработанных Парсонсом.

6. Приходилось ли Вам переживать ситуации ролевого напряжения или ролевого конфликта? Приведите примеры.

7. Перечислите способы разрешения ролевых конфликтов?

8. Какие стороны социализации личности раскрывают понятия «первичная социализация» и «вторичная социализация»?

9. Какой этап социализации личности Эриксон считал наиболее важным? Почему?

10. Проанализируйте значимость влияния различных социальных институтов и групп на разных этапах социализации личности.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М.: КАНОН – ПРЕСС – Ц, 2002.

2. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб.: Питер, 2000.

3. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Наука, 1988.

4. Кон И.С. Социологическая психология. - М.: Моск. Психолого-

социальный ин-т, Воронеж: МОДЭК, 1999.

5. Социальная психология / Отв. ред. А.Л. Журавлев. - М.: ПЕР СЭ, 2002.

6. Социальная психология личности в вопросах и ответах. Под. ред. В.А. Лабунской. - М.: Гардарики, 1999.

7. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1993.

8. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. - М.: КСП +, 1997.

9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер – Пресс, 1997.

10. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н /Д.: Феникс, 1998.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 205.