Упражнение 2. Составьте диалоги на тему «Общение, правила общения»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

  В жизни большинства людей преобладает бытовое общение. Оно — самое распространенное. Не только дома, в кругу семьи, но и на работе, на улице, в городском транспорте, в электричке, особенно когда дорога дальняя, мы часто вступаем в контакт с окружающими, чтобы о чем-то спросить, что-то узнать, посоветоваться, рассказать, как говорят, отвести душу, наконец, просто свремя. Но всегда ли такой разговор удается? Всегда ли мы бываем им довольны?

 

Упражнение 3. Прочитайте историю происхождения фразеологизма и запишите несколько фразеологизмов, обозначающих другие человеческие недостатки. Часто ли вы используете фразеологизмы в собственной речи? В каком стиле они наиболее уместны и почему? Подготовьте связный ответ, используя данный ниже текст.

 

  «Говорить на ветер» — значит безответственно, необдуманно, не придавая значения собственным словам. Это очень старый образ: людям всегда казалось, что ветер, дуновение воздуха подхватывает слова и уносит их куда-то.

Еще у древнего певца Гомера Евриал («Одиссея), у которого сорвалась с языка какая-то резкость, извиняется перед «хитроумным Улиссом»: «Если сказал я дерзкое слово, пусть ветер его унесет и развеет…» Беседуя в подземном царстве с душой своего соратника Агамемнона, мудрый Одиссей (он же Улисс) поучает его: «На ветер болтать не годится…»

Тысячи лет спустя немецкий поэт Г. Гейне, наоборот, восклицал: «О, если б в единое слово Мне слить мою грусть и печаль И бросить то слово на ветер, Чтоб ветер унес его вдаль…

  Как видите, люди относятся и к словам, и к ветру по-разному, но все же «говорить на ветер», «бросать слова на ветер» чаще всего понимается, как признак легкомысленного, неверного отношения к своим собственным словам и к выраженным в них обещаниям. И, наоборот, «не бросать слова на ветер» означает: «привести сказанное в исполнение, быть хозяином своего слова».

 

Упражнение 4. Прочитайте и озаглавьте текст. Расскажите, как общаются современные молодые люди. Сформулируйте основные правила общения. Каким образом вы избегаете речевых контактов с малоприятными людьми? При каких условиях общение можно назвать приятным?

Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. Общение наше происходит в разных местах, в разное время и с разными собеседниками. В зависимости от ситуации мы используем по-разному возможности языка. Одна из важнейших задач лингвистики — выяснить, как люди применяют язык в процессе общения, или по выражению ученых, в процессе коммуникации.

 

Упражнение 5. Перед вами изречения, имеющие отношение к красноречию, общению, культуре речи. Попробуйте создать собственный афоризм, запишите его и несколько дней «прошлифуйте». Запишите в тетрадь понравившиеся высказывания.

1. Слово — одно из величайших орудий человека, Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя. Оно способно увлекать за собой и самого говорящего и ослеплять его и окружающих своим блеском. (Кони Анатолий Федорович, русский юрист, общественный деятель)

2. Всякая речь должна быть составлена словно живое существо: у нее должно быть тело с головой и ногами, а туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому. (Платон, древнегреческий мыслитель, философ, ритор V–IV в. в. до н. э.)

3. Развивая мысль в речи, надо сперва схему ее вложить в ум слушателю, потом в наглядном сравнении предъявить ее воображению и, наконец, на мягкой лирической подкладке осторожно положить ее на слушающее сердце… (Ключевский Василий Осипович, русский историк).

4. Только разработка предмета делает речь восхитительной… Привлечь слушателя, возбудить его внимание и подготовить его к своим поучениям, изложить дело кратко и ясно, чтобы все в нем было понятно; обосновать свою точку зрения и опровергнуть противную и, наконец, замкнуть все это воспламеняющим или успокаивающим заключением. (Цицерон Марк Туллий, римский оратор, философ, государственный деятель).

 

Упражнение 6. Проанализируйте высказывание великого русского писателя, перепишите цитату в тетрадь. Прислушайтесь к речи своих близких, родственников, дикторов радио и телевидения и дайте характеристику их речи. Какая форма речи (устная или письменная) у вас развита в большей мере и почему, как вы думаете?

   «Единственное средство умственного общения людей есть слово,— говорил Л. Н. Толстой,— и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия»..

  

Дата: 2019-02-25, просмотров: 314.