Упражнение 2. Сделайте видеозапись интервью, используя интернет-сайты, телевидение. Установите зависимость языковых средств от ситуации публичного общения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методические рекомендации для преподавателя:

Задание предполагает предварительную подготовку. Цель задания – научиться устанавливать специфику использования средств языка в ситуации публичного общения.

Методика работы:

Студенты получают предварительное задание – сделать запись интервью, используя ресурсы Интернет, телепередачи. В учебной аудитории происходит просмотр сюжетов и их обсуждение. Обсуждение строится по следующему плану: Тема общения. Участники общения. Характер отношений, устанавливаемый между участниками. Позиции участников общения.
Языковые средства, отражающие позицию участников.
Каждый студент представляет свой видеосюжет и его анализ. Учебная группа корректирует и дополняет его выступление. Преподаватель оценивает индивидуальную и групповую работу учащихся.

Упражнение 3. Проведите дидактическую игру «Интервью со студентом вуза». В процессе интервью обсудите вопросы, которые волнуют современное студенчество.

Методические рекомендации для преподавателя
Задание построено в форме дидактической игры. Цель задания – научиться устанавливать взаимодействие по предложенной теме, обсуждать в ее рамках проблемные вопросы.

Методика работы: Задание предполагает распределение ролей: журналист (1-5 человек), студенты вуза (1-5 человек), зрители.
Группа «студентов-журналистов» обдумывают вопросы, которые будут заданы студентам (5-10минут).
Группа «студентов вуза» обдумывает вопросы и проблемы, которые являются актуальными для современного студенчества (5-10 минут).
После предварительной подготовки в подгруппах проводится интервью.
Зрители наблюдают за его ходом, отмечая корректные/некорректные, удачные/неудачные вопросы и ответы участников; анализируют общий тон диалога, отношение собеседников друг к другу; делятся своими наблюдениями и оценками.

Упражнение 4. Проанализируйте одно из средств массовой информации вашего региона (газета, журнал). Выделите характерные особенности этого издания, отличающие его от других.

Методические рекомендации для преподавателя:
Задание предполагает работу в группах. Цель задания – научиться оценивать СМИ как средства воздействия на волю и поведение людей.

Методика работы: Учебная группа делится на 2-4 подгруппы, каждая из которых анализирует одно из средств массовой информации (например, газеты «Орловская правда» или «Орловский вестник», молодежный журнал «Элемент» и др.). Анализируются следующие показатели: Тематика. Рубрики. Актуальность издания (в том числе тираж). Доступность для массового читателя. Интересность публикаций.
Представители групп делятся своими впечатлениями об успешности издания, предлагают варианты его усовершенствования.










Упражнение 5. Напишите статью в институтскую газету, опишите в ней какой-нибудь запоминающийся факт студенческой жизни.

Методические рекомендации для преподавателя:
Задание предполагает творческую индивидуальную работу учащихся. Цель задания – научиться составлять тексты публицистического стиля в форме заметки.

Методика работы
Студенты получают предварительное задание написать газетную заметку. Они самостоятельно формулируют тему, подбирают броский заголовок, планируют расположение частей текста. На учебном занятии происходит чтение и анализ другими представителями группы написанных текстов. Статья анализируется и оценивается по следующим критериям: злободневность статьи (1 балл);
простой и доступный язык текста (1 балл);
наличие собственной точки зрения автора на проблему (1 балл);
запоминающиеся и интересные факты, описанные в статье (1 балл).

Тема 10. Устное публичное выступление. Общие принципы построения. Языковое оформление текста публичного выступления






Задание 1. Прочитайте текст «Устное публичное выступление. Общие принципы его построения и языковые особенности».

Особой жанровой разновидностью речевой деятельности является публичное выступление.

 Деятельность человека, профессия которого связана с произнесением речей, докладов, чтением лекций, требует приобретения определенных навыков в выборе соответствующего жанра, формулировке темы, отбора фактического материала и последовательности его изложения, а также высокой культуры речи общения в целом.

    В зависимости от содержания, назначения, способа и обстоятельств общения выделяют следующие жанры публичного выступления: доклад, речь, выступление, сообщение.

    Докладраспространенная форма публичного выступления, важный элемент связей с общественностью, которая поднимает проблемы, требующие решения.

    Доклад может быть политическим, деловым, отчетным, научным.

    Политический доклад – разновидность доклада по политическим вопросам, в нем выясняются сущность, причины, последствия определенных политических событий, раскрываются пути развития общества.

    Деловой доклад – это официальное сообщение о пути решения отдельных производственных вопросов жизни и деятельности определенного коллектива, организации.

    Отчетный доклад – это доклад, в котором сообщается о работе, проделанной лицом или коллективом за определенный период.

    Научный доклад – это доклад, обобщающий научную информацию, достижения, открытия и результаты научных исследований. Такие доклады произносят на различных научных собраниях, симпозиумах и тому подобное.

    По времени доклады могут длиться от 10 —15 мин до 2 — 3 ч (например, доклады правительства).

Сообщение — небольшое по времени (5—10 мин) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщения обязательно должны быть короткими, содержать конкретную, фактическую информацию, наглядные примеры и исчерпывающе раскрывать одну небольшую тему.

Выступление — подготовленное сообщение при обсуждении какого-либо заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки — 3-5 мин, тема может быть выбрана заранее (в рамках обсуждаемой проблемы) либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы (импровизационное выступление).

Лекция — связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. Лекции обычно бывают по длительности от 20—30 мин до 1—1,5 ч (вузовская лекция).

Беседа — развернутый, подготовленный (т.е. заранее продуманный оратором) диалог со слушателями. Беседа может включать достаточно продолжительные отрезки речи оратора (монологи), но она предполагает обязательное задавание вопросов слушателям, выслушивание, анализ и комментирование их ответов.

Речьзаранее подготовленное публичное выступление (сообщение) на определенную актуальную тему, обращенное к широкой общественности. Различают развлекательные, информационные, агитационные и приветственные речи.

Работая  над  композицией  устного выступления, необходимо учитывать то, что ораторская речь должна отвечать двум главным требованиям: с одной стороны, это строгая последовательность изложения, связанность, соподчиненность ее частей, с другой стороны, это индивидуальность и глубина мысли.

   Если взять классическую теорию составления плана публичного выступления, нужно учесть, что любое выступление в соответствии с его целевыми установками строится по следующей схеме:

1.Вступление                            Определить предмет изложения

                                                      Вызвать интерес у слушателей, завладев

                                                      их вниманием

                                                      Установить доверительный контакт

 

2.Главная часть                         Сообщить информацию

                                                      Обосновать точку зрения

                                                      Убедить слушателей

                                                      Побудить к конкретному действию

3.Заключение                            Сделать вывод

                                                      Подвести итог

                                                      Призвать к действию

                                                      Закрепить впечатление от речи

Задача выступающего никогда не сводится к изложению некоторого объема информации. Выступающий должен, как правило, отстаивать свою точку зрения, склонять других к ее принятию, убеждать в своей правоте и т. п. Выступления различаются по тематике, объему, различны цели выступающих, различны аудитории, перед которыми они выступают. Однако существуют устойчивые, типовые приемы речевой разработки текста выступления. Совокупность этих приемов можно изложить в виде следующих рекомендаций:

1)  четко сформулировать тему выступления;

2)  определить цель выступления: поставить новую проблему; опровергнуть чужую точку зрения; переубедить аудиторию; внести существенные дополнения в обсуждаемую проблему;

3) в начале выступления сразу же необходимо сформулировать основную мысль выступления, основной тезис;

4) определить главную мысль, разделить ее на отдельные составляющие, которые должны быть расположены по важности и  связаны между собой в одно целое;

5) подобрать к составляющему компоненту основного тезиса соответствующую аргументирующую информацию: сведения по истории вопроса, результаты   наблюдений и т.д.;

6)  подкрепить ссылкой на авторитетное лицо. С этой целью целесообразно привести цитату, пересказать другой текст, воспроизвести элементы личной беседы и т. п.;

7) расположить аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала, поставить самые сильные аргументы в конце. Конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый;

8) проверить, насколько соответствует последовательность изложения материала поставленной цели, характеру аудитории, конкретной речевой ситуации, сложившейся к моменту начала вашего выступления.

9) Завершение речи выполняет определенные функции: подведение итогов сказанного, подчеркивание важности разобранной темы; постановка каких-либо задач на основании всей речи, приглашение к обсуждению, к спору и дискуссии.

Форма заключения зависит от рода и вида речи, а также от ее це­ли. По-разному заканчиваются научное сообщение, вузовская лек­ция, политическая или агитаторская речь. В вузовской лекции или докладе, заканчивая речь, выступающий обычно делает логические выводы из сказанного. Завершая митинговую речь, оратор произно­сит различные лозунги с целью эмоционально воздействовать на ау­диторию и побудить ее к действию.

Заключение завершает предыдущее изложение, поэтому в нем не должно быть противоречий с основной частью. Необходимо тщатель­но продумывать заключительные слова выступления, в противном случае они могут испортить хорошее впечатление от основной части речи.

 Последнее требование к заключению: оно должно быть кон­кретным, сжатым и кратким.

Помимо рассмотренной классической композиции речи, суще­ствуют более свободные композиции. Классически построены лек­ции, доклады, судебные речи. Могут быть свободны в композицион­ном отношении политическая, митинговая, патриотическая, привет­ственная, поздравительная речь.

Формы устного публичного выступления. Устное публичное выступление прежде всего представлено монологом. Монолог (дословно означает «речь одного») - это особая форма устной речи, которая представляет со­бой развернутое высказывание одного лица..

Монолог всегда завершен со смысловой точки зрения. Языковые и композиционные характеристики его подчинены главной мысли и цели выступления.

С одной стороны, ораторский монолог характеризует однонапра­вленность: оратор говорит для аудитории, обращается к аудитории. Но в то же время аудитория не пассивна: она может соглашаться или не соглашаться с оратором, сомневаться в его высказываниях. Оратор должен чувствовать ее реакцию и в свою очередь отвечать на нее, происходит своеобразный диалог оратора и аудитории. Таким образом, ораторская речь — это монолог особого типа, монолог-диалог.

Возможен и открытый диалог выступающего и слушателей. Формы этого диалога — ответы оратора на вопросы слушателей и, наоборот, ответы слушателей на во­просы выступающего.

Вопросы слушателей и ответы на них оратора — эта форма требует от выступающего незамедлительной реакции, доброжелательности и остроумия. Последнее очень важно, так как во время выступления воз­никают острые моменты, сгладить которые можно с помощью юмора.

Ораторы могут сами задавать вопросы слушателям. Это особенно эф­фективно, если слушатели заинтересованы в получении информации.

Источни­ки, которыми пользуется оратор при подготовке речи, могут относиться к разным стилям речи: официально-деловому, научному, публицисти­ческому. Оратор также может заимствовать образы из художествен­ной литературы.

Использование источников разных стилей зависит от рода и вида речи. С официально-деловым стилем будет связан отчетный доклад, лекции — с научным стилем, в проповеди, парламентской, митинго­вой, приветственной, в юбилейных речах будут преобладать элемен­ты публицистического стиля.

Для многих ораторских выступлений характерно смешение сти­лей. Чаще всего ораторы ис­пользуют в своих выступлениях публицистический стиль. Использо­вание художественного стиля не только эффективно воздействует, но и доставляет эстетическое наслаждение слушателям.

Важное условие — способ воспроизведения: чтение текста, воспроиз­ведение по памяти, импровизация.

Языковое оформление текста публичного выступления. Для выражения последователь­ности и взаимозависимости частей речи оратор может использовать   различные способы связи слов. Так, например, субъективное отношение к высказанному могут выра­зить слова: по-моему, я думаю, с моей точки зрения, мне кажется. Временные и пространственные отношения выражают слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, отметим далее, перейдем к следующему вопросу, разовьем эту мысль позднее и т.д. Связь может выражаться и другими грамматическими конструкциями: мы должны иметь в виду, я отмечу, мы видим и т.д.

Другим средством связи может быть отсылка слушателей к ска­занному ранее в этой речи или в предшествующих речах или работах. Так осуществляется связь данной мысли с уже высказанными, например: Сегодня мы продолжим предмет прошлой беседы, по­скольку она не была закончена.

К способам связи ораторского выступления относятся также ри­торические или стилистические фигуры (фигуры речи). Самые распространенные из них — повтор и анафора. Повторы в ораторской речи создают интенсивность действия, связывают отдельные части выступления, подчеркивают и выде­ляют наиболее актуальные мысли. Анафора — это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков или предложений.

К языковым средствам контакта относят специальные слова и выраже­ния, активизирующие внимание и мышление слушателей: модальные слова, средства авторизации, побудительные глаголы, например: верно, действительно, конечно, несомненно; Мы с вами вернемся к этой проблеме; Нам нужно признать, что эта гипотеза несколько спорна...

  К синтаксическим средствам контакта относятся обращения к слушателям, они помогают укре­пить контакт с аудиторией, привлечь ее внимание: дорогие мои, ува­жаемые слушатели и т.д.

Средствами контакта служат также конструкции с изъяснитель­ными придаточными: известно, что...; ясно, что...; можно предполо­жить, что...; уверен, что...; конструкции с вводными словами: на мой (на ваш) взгляд.

Воздействует на аудиторию и вопрос. Вопрос — это разновидность высказывания, цель которого — вызвать реакцию. Вопрос предполагает ответное побуждение.

Риторический вопрос от собственно вопроса отличается тем, что он сам дает на себя ответ. В ораторской речи риторические вопросы утверждают ответы для большего привлечения внимания. Они придают информации большую убедительность, а в ре­зультате — действенность.

Задание 2. Ответьте на вопросы:

1. Какие вы знаете жанры устного публичного выступления и по каким критериям их выделяют?

2. Что такое доклад и какие виды докладов вы знаете?

3. Что такое речь, какие виды речи различают?

4. Какие рекомендации следует учитывать при работе над композицией устного выступления?

5. Какие существуют формы публичного выступления?

6. Каково языковое оформление текста публичного выступления?

7. Что относят к языковым средствам контакта?

 



Выполните данные упражнения

Дата: 2019-02-25, просмотров: 556.