Тема 11. Речь, общение. Виды общения (вербальное/невербальное)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задание 1. Прочитайте текст «Речь, общение. Виды общения».

      Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – важнейший фактор психичес­кого развития человека, формирования его как личности. Под ее влиянием формируются взгляды, убеждения, интеллектуальные, нравствен­ные, эстетические чувства, формируется воля и характер. Итак, речь - это познавательный пси­хический процесс, который заключается в совокупности произносимых и воспринимаемых человеком звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Язык это система условных символов, с помощью которых пере­даются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

     Основными функциями языка являются:

1. хранение и передача общественно-исторического опыта (наря­ду с материальными орудиями и продуктами труда);

2. общение (коммуникативная функция).

  Свойства речи

1. Содержательность - характеризуется объемом выраженных в ней мыслей, обеспечивается подготовленностью говорящего.

2. Понятность - обусловлена в основном объемом знаний слу­шателей, обеспечивается избирательным отбором материала, доступ­ного слушателям.

3. Выразительность - связана с эмоциональной насыщеннос­тью, обеспечивается интонацией, акцентом, паузами.

4. Действенность - определяется влиянием на мысли, чувства, поведение, обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слу­шателей.

    Речь бывает внешней, внутренней, устной, письменной, диалогической и монологической. Она является одной из важ­нейших форм взаимодействия и общения.

   Общение - это связь между людьми, в результате которой проис­ходит влияние одного человека на другого. В нем реализуется по­требность одного человека в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обменива­ются

 информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целе­сообразную программу действий. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения.

Общение играет огромное значение в развитии личности. Вне об­щения невозможно формирование личности. Именно в процессе об­щения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убежде­ния.

   Общение бывает формальным и неформальным. Формаль­ным называется общение, обусловленное социальными функциями, рег­ламентированное как по содержанию, так и по форме. Неформальное общение наполнено субъективным, личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые ус­тановились между партнерами. Высшие формы неформального обще­ния - любовь и дружба.

   Главным средством общения является речь. Однако на ряду с речью широко используются и неречевые, средства (мимика, жесты, пантомимика и т.д.)

Виды общения

1. Социально ориентированное, при котором общественные от­ношения выражены наиболее ярко (лекция, доклад и т.д.).

2. Групповое предметно ориентированное общение, при ко­тором четко обозначены отношения, обусловленные совместной дея­тельностью, т.е. в процессе обучения, труда и т.д.

3. Личностно ориентированное общение, т. е. общение одного человека с другими.

Передача любой информации возможна лишь посредством зна­ков (знаковых систем). В этой связи различают: вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы, ис­пользуется речь); невербальную (используются различные неречевые знаковые системы - жесты, мимика, пантомимика).

   Ежедневно человек разговаривает со многими людьми, используя для этого оба варианта. При помощи слов каждый может спросить что-либо, выразить свое мнение, договориться, поспорить и т.д. Речь помогает человеку поделиться знаниями, рассказать о своих мыслях, завести знакомства, наладить контакты и т.д. Но все это сопровождается невербальным общением, которому, по мнению многих психологов, необходимо уделить особое внимание.

Вербальный и невербальный язык общения существуют вместе и помогают выразиться не только словесно, но и эмоционально. Каждый народ на земле имеет свои определенные жесты, которые в разных культурах могут обозначать совершенно противоположные вещи. Но, несмотря на это, их можно разделить на несколько групп, которые выражают приветствие, запрет, недоверие, одобрение или оскорбление.

   Еще одно значимое средство вербального и невербального общения – мимика . Благодаря ей человек как бы подтверждает или опровергает сказанные слова. Психологи утверждают, что когда вы не видите лицо собеседника, то теряете до 15% необходимой информации. В этом случае будет уместно вспомнить столь популярный на сегодняшний день вариант общения – социальные сети, чат и т.п. Очень часто написанное слово может нести совершенно разную информацию, а все потому, что вы не видели мимику человека, который это писал. Она помогает выразить эмоциональное состояние, например, радость, гнев, разочарование и т.п.

Кроме этого, вербальные и невербальные способы общения обязательно должны учитывать позу человека. Например, когда ваш собеседник во время разговора скрещивает руки либо ноги, то это может свидетельствовать о том, что он пытается закрыться от вас, так как попросту не доверяет либо боится. Таким образом, если обращать внимание на позу человека, то можно узнать много скрытой информации.

Особое внимание необходимо уделить взгляду, он бывает разным:

1. Если взгляд фиксируется возле лба собеседника, то он подразумевает серьезную беседу и называется деловым.

2. Если взгляд собеседника располагается между линией глаз и губ, то такой вариант называется светским.

3. Если взгляд собеседника остановился в зоне груди, шеи или губ, то, скорее всего, он означает сексуальную заинтересованность и называется интимным.

4. Если собеседник смотрит на вас искоса, то это означает, что он подозрительно к вам относится.

Даже учитывая значительное отличие вербального и невербального общения, можно сделать вывод, что человек не сможет получить все необходимое и желаемое, если будет пользоваться только одним из вариантов. Как говорится, одними жестами невозможно выразить всю информацию, а слова без мимики и жестов являются совершенно пустыми.

Психологи утверждают, что при знакомстве человек больше всего обращает внимание на невербальное общение, и если, к примеру, мимика его не устраивает, то чтобы собеседник не сказал, для него это уже будет неважно.

   Ученые установили, что около 70 % личного общения осуществляется через невербальные каналы, это движения, позы, жесты и мимика человека. 20 % включают ваш тон голоса и интонацию звука. И только 10 % составляют ваши слова, и относятся к вербальному каналу. Другими словами, неважно, что вы говорите, важно, как вы это говорите, и какие жесты и движения при этом используете. Да, невербальное общение играет основополагающую роль во взаимоотношениях. Однако, как бы не были важны ваши жесты и мимика, чувства и эмоции, общение предполагает не только передачу эмоциональных состояний, но и передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, то есть принимает вербальную или словесную форму. Во время беседы человек использует ум и логику, чтобы понять поступающую информацию, а вот для восприятия невербального общения нужна интуиция. Зачастую многим людям словами можно солгать, а вот эмоции, то есть мимику и жесты, скрыть практически невозможно.

Задание 2. Ответьте на вопросы:

1. Что такое язык, речь?

2. Какие функции языка являются основными?

3. Чем характеризуются свойства речи?

4. Какой бывает речь?

5. Что такое общение и что в нем реализуется?

6. Каким бывает общение?

7. Что является главным средством общения?

8. Какие виды общения вы знаете?

9. Что такое вербальное / невербальное общение?

Выполните данные упражнения

Упражнение 1. Прочитайте текст и выполните задания.

Что же представляет собой общение, каковы его слагаемые?

Вдумаемся в такие слова: «Дар речи — одна из самых удивительных и самых человеческих способностей.  Мы настолько привыкли постоянно пользоваться этим чудесным даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен и загадочен. У человека рождается мысль. Чтобы передать ее другому, он произносит слова. Не удивительно ли, что акустическая волна, рожденная голосом человека, несет в себе все оттенки его мыслей и чувств, достигает слуха другого человека, и тотчас все мысли и чувства становятся доступными этому человеку, он постигает их потаенный смысл и значение?!» (Монтень) Как же это происходит?

 

Задания к тексту:

1) О каких условиях, необходимых для общения, идет речь в цитате? Чтобы ответить, вернемся к тексту. «У человека рождается мысль... чтобы передать ее другому». Значит, разговор состоится, если в нем участвует не менее двух человек: (субъект), (адресат). Это — первое условие.

У одного из них должна появиться мысль, возникнуть в сознании предмет разговора, тема для обсуждения. Это второе условие. Третье — необходимо знание языка, на котором общаются. Только тогда мысли и чувства говорящего становятся доступными и понятными другому.

Таким образом, чтобы общение состоялось, необходимо наличие субъекта, адресата, общего языка и предмета разговора. Однако присутствие этих слагаемых еще не является гарантией успеха общения. Чтобы общение было эффективным, необходимо знать, от чего это зависит, какие условия необходимо соблюдать собеседникам.

2) Какие условия необходимо соблюдать собеседникам для того, чтобы общение приносило радость?

3) Всегда ли вы являетесь приятными собеседниками?

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 376.