ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У      СПАСАТЕЛЕЙ  И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(Голенко В., Ахромова А.Г. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар)

Деятельность спасателей при ликвидации чрезвычайных ситуаций связана со значительными физическими и нервно-эмоциональными нагрузками, а также осложнена воздействием многочисленных неблагоприятных факторов. Эти обстоятельства существенно повышают  вероятность развития у спасателей тех или иных негативных изменений функционального и психологического состояния. Специфика деятельности спасателей может привести к возникновению у них симптомов эмоционального выгорания.       Количество и масштабы катастроф техногенного, природного и социального характера, произошедших в нашей стране в последние десятилетия, постоянно возрастают. Не стал исключением из общего правила и Краснодарский край. Статистические данные свидетельствуют о неуклонном увеличении на территории края числа чрезвычайных ситуаций различного происхождения. Это вынуждает спасателей быть в состоянии готовности к предотвращению потенциальных и к ликвидации последствий уже свершившихся катастроф. Для этого, прежде всего, необходимо располагать не только материальными, но и человеческими ресурсами, состоящими из хорошо подготовленных специалистов аварийно-спасательных служб и формирований. Контингент спасателей зачастую подвергается действию таких факторов экстремальных ситуаций, как внезапность воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, неуправляемость и непредсказуемость ситуации, угроза жизни и здоровью, дефицит времени и т. д. В связи с этим он должен формироваться из людей, не просто прошедших определенную подготовку, но и обладающих безупречным физическим и психическим здоровьем. Немаловажным фактором в этом плане является наличие у них определенных профессионально значимых качеств характера. Кроме того, необходимо учитывать региональные особенности профессиональной деятельности спасателей. Принимая во внимание вышесказанное, становится очевидным тот факт, что спасатели Краснодарского края являются контингентом, осуществляющим свою деятельность в условиях повышенной ответственности и риска, что ставит вопрос о необходимости проведения профессионального психофизиологического отбора при приеме на 19 работу, а также периодического контроля за их психологическим состоянием. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза. Целью исследования являлось изучение особенностей психологического статуса спасателей одной из аварийно-спасательных служб г. Краснодара. Задачи исследования: 1. Изучить состояние вопроса по данным литературы и материалов Интернета. 2. Изучить проявления СЭВ у спасателей. 3. Разработать программу психолого-педагогического воздействия, направленную на снижение выраженности показателей СЭВ у данного контингента работников. 4. Дать практические рекомендации по организации профилактики и лечения СЭВ у спасателей. Психоэмоциональное состояние спасателей оценивалось по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко [1]. Она позволяет оценить фазу эмоционального выгорания и выраженность тех или иных симптомов в каждой фазе. Согласно методике различают 3 фазы и 12 симптомов: 1) фаза напряжения – состоит из 4 симптомов: симптом переживания психотравмирующих обстоятельств (СППО), симптом неудовлетворенности собой (СНС), симптом «загнанности в клетку» (СЗК) и симптом тревоги и депрессии (СТД); 2) фаза резистенции, состоящая из 4 симптомов: симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования (СНИЭР), симптом эмоционально-нравственной дезориентации (СЭНД), симптом расширения сферы экономии эмоций (СРСЭЭ) и симптом редукции профессиональных обязанностей (СРПО); 3) фаза истощения также состоит из 4 симптомов: симптом эмоционального дефицита (СЭД), симптом эмоциональной отстраненности (СЭО), симптом личностной отстраненности, или деперсонализации (СЛОД) и симптом психосоматических и психовегетативных нарушений (СППН). Согласно методике определения синдрома эмоционального выгорания В. В. Бойко, показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов, при этом показатель 9 и менее баллов – это  несложившийся симптом, 10–15 баллов – складывающийся симптом, 16 и более – сложившийся, 20 и более баллов – относится к доминирующим в фазе или во всем СЭВ. В исследовании приняли участие 24 спасателя.  Полученные данные свидетельствуют о том, что некоторые спасатели одной из аварийно-спасательных служб Краснодарского края имеют ту или иную степень выраженности синдрома эмоционального выгорания. Это подтверждает данные литературы о том, что спасатели, наряду с представителями таких профессий как врачи, социальные работники, педагоги и др., подвержены риску развития СЭВ. Вторым этапом нашего исследования являлось выявление спасателей, наиболее подверженных СЭВ. На основании анализа показателей выраженности фаз и симптомов эмоционального выгорания нами были отобраны 10 человек, имеющих наибольшие сдвиги в изучаемых психологических показателях. Далее нами совместно с психологом аварийно-спасательной службы на основании данных литературы и материалов Интернета была составлена программа занятий со спасателями, направленная на снижение выраженности фаз и симптомов эмоционального выгорания. Она включала несколько разделов: правильный распорядок дня – баланс «работа-досуг», физические упражнения (групповые и индивидуальные), техники релаксации (медитация, аутогенная тренировка), 21 дебрифинг, интересы вне работы (хобби), различные психологические тренинги и др. Занятия со спасателями проводились 2 раза в неделю в течение 9 месяцев – с сентября 2013 г. по май 2014 г. После внедрения разработанной нами программы профилактики и лечения синдрома эмоционального выгорания было проведено повторное тестирование спасателей экспериментальной группы по методике В. В. Бойко. Результатом стало снижение показателей СЭВ у данного контингента. Наиболее значительные изменения до эксперимента отмечались в показателях фазы резистенции, особенно это касалось симптома неадекватного избирательного эмоционального реагирования. Также высокие значения отмечались по симптому эмоционально-нравственной дезориентации и симптому редукции профессиональных обязанностей. После внедрения нашей программы через 9 месяцев занятий именно в выраженности симптомов фазы резистенции произошли наиболее существенные изменения в положительную сторону. Также положительные сдвиги наблюдались в фазе истощения, в которой снизились показатели симптома неудовлетворенности собой и симптома «загнанности в клетку». Кроме того, занятия положительно повлияли на проявления фазы напряжения. Произошли существенные положительные сдвиги в симптоме эмоционального дефицита и симптоме эмоциональной отстраненности. Таким образом, внедренная нами методика оказала положительное влияние на проявления всех трех фаз синдрома эмоционального выгорания. Внутри каждой фазы произошли положительные изменения ряда симптомов, что позволяет рекомендовать разработанную нами программу для снижения проявлений синдрома эмоционального выгорания у спасателей .

Упражнение 10. Прочитайте статью. Определите тип текста. Выделите композиционные части. Составьте все типы планов.

ОХРАНА ТРУДА – НЕОТЪЕМЛЕМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ (Шапошников Ю.А. Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, Барнаул)

Современное технологическое оборудование предприятий предъявляет высокие требования к уровню знаний и умений рабочих и специалистов. Техника и технологии отраслей экономики при несоблюдении условий безопасности ведут к нарушению здоровья, а иногда к гибели работников. Выполнение профессиональных задач специалистом напрямую сопряжено со знаниями, полученными в результате обучения. Обеспечение необходимых знаний, навыков и умений достигается формированием учебного процесса, что подразумевается не только выполнение требований государственного образовательного стандарта и разработка рабочих учебных планов, но и взаимосвязь всех изучаемых дисциплин с целью усвоения вышеперечисленных требований. Подготовка специалиста для соответствующих отраслей экономики осуществляется по профильным образовательным программам и включает набор дисциплин, формирующих профессиональные компетенции. Важное место в образовательном цикле подготовки будущих специалистов отводится изучению вопросов охраны труда, включающих в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Охрана труда, как наука и практика, представляет собой одну из наиболее важных дисциплин образовательного процесса подготовки специалистов. Современное технологическое оборудование предприятий предъявляет высокие требования к уровню знаний и умений рабочих и специалистов, задействованных в производственном процессе. Техника и технология машиностроительного, строительного, химического, зерноперерабатывающего и других производств травмоопасны и при несоблюдении условий безопасности ведут к нарушению здоровья, а иногда к гибели работников. В связи с этим студенты вуза, как будущие руководители и ведущие специалисты предприятий и организаций, изучают теоретический курс охраны труда и далее приобретают опыт в период ряда практик непосредственно при производстве продукции и оказании услуг. Кроме того, требование обязательного обучения связано также с тем, что на предприятиях ведущих отраслей экономики, таких как, промышленность, сельское и лесное хозяйства, транспорт, связь, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, сфера обслуживания на протяжении ряда лет сохраняется неблагоприятная ситуация с состоянием условий и охраны труда. Анализ причин техногенных происшествий свидетельствует об ослаблении внимания работодателей к реконструкции и модернизации производства, применению систем предупреждения и локализации несчастных случаев, аварий, отсутствии должной профилактической работы, контроля за состоянием производственной среды и соблюдением санитарно-гигиенических требований. В большинстве случаев создавшаяся обстановка обуславливается причинами слабой профессиональной подготовки специалистов в вопросах охраны труда и организации безопасных производственных условий на предприятиях. Проблемы охраны труда, их острота и успехи в их решении во многом 48 зависят от степени информированности как работодателей, так и работников. То есть, профессиональные риски будут значительно снижены, если обучение по охране труда будет максимально широким, доступным и качественным. Выполнение профессиональных задач специалистом напрямую сопряжено со знаниями, полученными в результате обучения. В соответствии с квалификационными требованиями специалист должен знать: трудовое законодательство; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии, противопожарной защиты и охраны окружающей среды; постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других органов, методические, нормативные и руководящие материалы, касающиеся выполняемой работы; перспективы технического развития и особенности деятельности учреждения, организации, предприятия; принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности используемых технических средств; правила и условия выполнения работ; основные требования, предъявляемые к технической документации, материалам и изделиям; методы проведения технических расчетов и определения эконо- мической эффективности предлагаемых мероприятий; достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт в области знаний, соответствующей выполняемой работе; основы экономики, организации производства, труда и управления. Главной целью образовательного процесса является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных на профессиональном уровне решать задачи по созданию безопасных условий труда, используя новые наукоемкие технологии в актуальных вопросах охраны труда. Согласно принципу ориентации на потребителя важным и необходимым условиям образования является требования всех заинтересованных сторон, в том числе работодателей, к уровню подготовки специалистов в вузе. Эти требования, прежде всего, отражаются в профессиональной характеристике, которой должен удовлетворять подготовленный специалист. Обеспечение необходимых знаний, навыков и умений достигается формированием учебного процесса, что подразумевается не только выполнение требований государственного образовательного стандарта и разработка рабочих учебных планов, но и взаимосвязь всех изучаемых дисциплин с целью усвоения вышеперечисленных требований. Учебный план для специалистов по охране труда содержит комплекс взаимосвязанных дисциплин теоретического и прикладного значения, позволяющих будущему специалисту успешно решать задачи трудоохранной деятельности на предприятиях. Для обеспечения качества подготовки специалиста по охране труда образовательная программа содержит общеобразовательные, общепрофессиональные и специальные дисциплины. Такая расширенная конфигурация учебного плана продиктована, прежде всего, стремлением обеспечить системную подготовку специалиста в области охраны труда с ориентацией на потребителя по итогам обучения разрабатывается выпускная квалификационная работа в соответствии с установленными правилами и требованиями. Методическое оснащение образовательного процесса по охране труда характеризуется разработанными преподавателями методическими пособиями, указаниями, учебными планами, рабочими программами, учебными пособиями, текстами лекций, семинаров, рекомендациями по проведению практических и лабораторных занятий. На стендах учебного класса выставлены научно-популярные книги по охране труда. Весь этот издательский материал продуктивно используется в учебном процессе. Подготовленный в области охраны труда специалист обладает специальными знаниями и умениями, реализация которых позволит создать Систему управления охраны труда предприятия, снизить уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов, уменьшить степень риска профессиональных заболеваний, перепрофилировать опасные для здоровья человека рабочие места.

Упражнение 11. Подготовьте монологическое высказывание по теме «Виды компрессии научного текста. Составление планов».            

 

       Тема 8 (2). Виды компрессии научного текста. Конспектирование.

Задание 1. Прочитайте текст «Виды компрессии научного текста. Конспектирование».

Конспектирование – это процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта. Конспект (от лат. conspectus – обзор) является письменным текстом, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать – значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из оригинала. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного. Конспект – особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию.

При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью. В конспекте важно  отразить О ЧЕМ говорится, ЧТО утверждается и КАК доказывается.

ü С точки зрения объема (степени сжатия), конспект может быть кратким, подробным или смешанным; по степени соответствия первоисточнику - интегральным или выборочным; по количеству перерабатываемых источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным), с точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания.

В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста различают следующие виды конспектов:

- плановыйконспект: составляется при помощи предварительного плана, каждому его пункту соответствует определенная часть конспекта;

- конспект-схема: содержание выстраивается в виде схем, отражающих логические связи;

- текстуальный конспект: составляется чаще всего из цитат, которые связаны логическими переходами;

- свободный конспект: представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов;

- тематический конспект: не отражает всего содержания текста, отрабатывает только определенную, конкретную тему, отвечает на поставленный вопрос: а) хронологический – отражает хронологическую последовательность событий на фоне показа самих событий; б) обзорный – раскрывает конкретную тему с использованием чаще всего нескольких источников.

Таблица 1Этапы подготовки конспекта

1. Выделяются смысловые части - вся информация, относящаяся к одной теме, группируется в один блок.
2. В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы.
3. В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация.
4. Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема).
5. Дополнительная информация приводится при необходимости.

По способу изложения материала конспекты могут быть текстуальными и схематическими. Текстуальный конспект представляет собой сокращенный вариант первичного текста, в котором вся ненужная (маловажная) информация отбрасывается, а все основное сохраняется, записывается. В таком виде конспекта часто встречаются ключевые опорные слова, цитаты, используются сокращения слов, аббревиатуры. Изложение содержания первоисточника в схематическом конспекте дается в виде схем. Преимущество его заключается в том, что работа над созданием схематического конспекта требует глубокого осмысления содержания первичного текста и, следовательно, способствует его запоминанию.

Если говорить о текстуальном конспекте подробно, то традиционно принято различать два метода конспектирования : сплошной и выборочный. При конспектировании сплошным методом в конспекте передается все основное содержание лекции, книги, статьи и т. д. в довольно-таки развернутом варианте. При конспектировании выборочным методом отражаются идеи автора по конкретным вопросам, рассматриваемым в лекции, проблемам, описываемым в статье, или конспектируется отдельный раздел книги.

Выбор вида конспекта зависит от его назначения. Если конспект готовится для себя, то можно использовать произвольную форму изложения и различные сокращения, к которым вы привыкли. Если конспект предназначен для устного ответа, можно использовать выборочный метод с использованием различных схем. Если конспект необходим для выполнения курсовой, дипломной работы, написания доклада, статьи и т.п., то более приемлемым будет сплошной текстуальный конспект с подробным изложением содержания первоисточника, цитатами.

Особенности конспектирования и требования к написанию конспекта

1. Необходимо помнить, что основа  конспекта – тезис;

2. Способ записи должен обеспечивать высокую скорость конспектирования;

3. Запись должна быть разборчивой, ориентированной на быстрое чтение;

4. Конспект должен облегчить запоминание текста, поэтому приемы записи должны этому способствовать (подчеркивание главной мысли, выделение другим цветом, схематичная запись в форме графика или таблицы);

5. Конспект – это запись смысла, а не запись текста. Важной составляющей семантического свертывания при конспектировании является перефразирование, но он требует полного понимания речи. Перефразирование – это прием записи смысла, а не текста;

6. Необходимо указывать библиографическое описание конспектируемого источника; это позволит в дальнейшем внести конспектируемый источник в список литературы;

7. В конспекте возможно использование цитат, которые заключаются в кавычки, при этом рекомендуется на полях указать страницу, на которой находится изречение автора.

Например, возьмем следующий текст:

«Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели».

Сформулируем эту запись более короткой фразой:

«Положительные мотивы улучшают результаты деятельности».

Рекомендации по краткой записи текста при конспектировании

Рекомендации по трансформации предложений

Трансформировать предложения рекомендуется следующим образом:

1. Заменять глагольные модели предложений именными, содержащими именительный падеж, например:

Сложные вещества по своему составу и свойствам делятся на органические и неорганические. Сложные вещества по составу и свойствам – это органические и неорганические вещества.

2. Исключать слова, которые не несут важную информацию, типа: например, примером является, другими словами, сюда относятся и т.п., например:

Вы знаете, что все вещества делятся на две группы: простые и сложные вещества. Например: кислород – простое вещество, а вода – сложное вещество. Вещества делятся на две группы: простые и сложные (кислород - простое вещество, вода – сложное).

3. Исключать слова, повторяющие сказанное, например:

Если внести в комнату кусок льда, то через некоторое время он расплавится, т.е. перейдет из твердого состояния в жидкое. Внесенный в комнату кусок льда через некоторое время расплавится.

4. Соединять 2 или несколько предложений в одно,  например:

Известно, что при нагревании до определенной температуры почти все твердые вещества плавятся, то есть превращаются в жидкость. Не плавятся только те вещества, которые при повышении температуры разлагаются или превращаются сразу в газ. При нагревании до определенной температуры почти все вещества плавятся.

Рекомендации по сокращённой записи слов

1. Сокращать слова можно только в том случае, если сокращение не искажает смысла отдельного слова и предложения в целом. Обычно сокращают двумя способами:

а) сокращают конец слова (суффикс и окончание), например: современная техника = современ. техника; высокая химическая активность = высок. хим. активность;

б) пропускают несколько букв в середине слова и вставляют вместо них дефис, например: доказать = док-ть; количество вещества = кол-во вещ-ва.

2. Сокращать нужно на согласной букве. Не должно быть сокращений на гласную, мягкий и твёрдый знаки:

Слово без сокращений Неправильно сокращено Правильно сокращено
Химические свойства который относительность Хими. (свойства) кото. Относитель. Хим. (свойства) Кот., котор. относит., относит-ть

 

3. Сложные слова сокращаются по-разному:

а) если сложное слово пишется слитно, то первая его часть пишется без изменений, вторая сокращается, например: взаимодействие= взаимодейст.; парообразование = парообразов., парообр-ние;

б) если сложное слово пишется через дефис, то сокращается каждая его часть, например: научно-технический (текст)= науч.-технич. (текст)

4. При сокращении можно использовать международные научные символы и знаки, например:

> - больше, увеличивается;                          

< - меньше, уменьшается;

= - равно, одинаково, соответствует;

+ - и ещё;

t - время;

% - процент;

V – объем;

=> - следует;

// - параллель­но;

N – норма;

Е – энергия;

1/2 – половина;

СО 2 - углекислый газ и т.п.

5. Есть в русском языке общеупотребительные сокращения:

а) слова и словосочетания, которые часто повторяются в книжном тексте: т.е. – то есть; и т.д. – и так далее; и т.п. – и тому подобное; и др. – и другое (и другие); рис. – рисунок; на рис. – на рисунке; м – метр; км – километр; мм – миллиметр; сек – секунда; мин – минута; ч – час; э. – эра; до н.э. – до нашей эры; в. – век; тыс. – тысяча; млн. – миллион; млрд. – миллиард; г – грамм; кг – килограмм; т – тонна; л – литр.

б) слова и словосочетания, которые часто употребляются в рукописном тексте: кот. – который; в кот. – в котором (в которой); кажд. – каждый; у кажд. – у каждого (у каждой); м.б. – может быть; д.б. – должно быть; т. обр. – таким образом; ср. – сравните; напр. – например; с т. зр. – с точки зрения (покупателя товара); как прав. – как правило; х-р – характер; в наст. вр. – в настоящее время.

6. При конспектировании научного текста часто сокращают прилагательные и глаголы, а существительные, которые несут основную информацию, пишутся без изменения, например: Если применяют новую современную технику, то производительность труда увеличивается. = Если применяют нов. современ. технику, то производ-ть труда увел-ся.

У прилагательных окончания практически всегда сокращаются, а у глаголов могут сохраняться (обычно не сокращается частица «ся»): экономических (товаров) = эконом. товаров; заработной платой = заработ. платой, зарплатой; называется издержками = назыв-ся издержками; называют товаром = назыв. товаром.

7. Если существительное часто повторяется в языке данной науки или в данном тексте, то его можно сокращать даже до одной буквы (обычно при таком сокращении используется прописная буква). В таком случае рекомендуется первое сокращение записать около несокращенного слова в скобках, а затем использовать это сокращение без скобок, например:

Текст в учебнике Текст в конспекте
Алюминий очень активный элемент. Он легко соединяется со многими элементами. Алюминий реагирует с другими элементами. Алюминий ( Al ) акт-ый эл-т. Он легко соед-ся со мног. эл-ми. Al реаг-ет с др-ми эл-ми.    

 

8. Не рекомендуется сокращенно записывать научное понятие или термин, который встречается в тексте первый раз. При повторении этого слова можно сокращать его на общих основаниях:

Текст в учебнике Текст в конспекте
Водород реагирует с кислородом. В результате реакции водорода с кислородом образуется вода. Водород реаг-ет с кислородом. В рез-те реакции Н с О обр-ся Н2О.

 

9. Использование аббревиатур. АТФ – аденозинтрифосфорная кислота, ЕО

– естественный отбор, ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота. Такие аббревиатуры записыва­ются заглавными буквами и пишутся без точек. Зная, из каких корней состоит сложное слово, можно самим вводить не­которые из них. Например, гидросфера - Гс, литосфера - Лс, атмосфера - Ас. В этом случае вторую или обе буквы мож­но записывать строчными буквами, меж­ду которыми не ставят точки.

Примеры различных видов конспектов на основе текста

Дата: 2019-02-25, просмотров: 503.