Проблемы существования человечества в свете теории В.И.Вернадского о ноосфере. Тезисы доклада Т. Данебек, ГНГ- 03 к
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Согласно современным представлениям, биосфера – это своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами.

    Возникновение жизни и биосферы представляет собой проблему современного естествознания. Постепенное развитие живого вещества в пределах биосферы, к переходу  ее  в ноосферу (от греческого «ноос» – разум), под которой понимают сферу взаимодействия природы и общества.

   Вернадский стал первым исследовать жизнь как единое целое, как геологическое своеобразное живое вещество, характеризующееся весом, химическим составом, энергией и геохимической активностью. Вернадский подчеркивал, что за геологическую историю организмы осваивали новые области планеты, приспосабливаясь к многообразным природным условиям, участвуя в их изменении. Он первым из ученых понял, что мы всецело принадлежим биосфере: и телом, и духовной жизнью, прошлым и будущим, став органом ее самопознания и преобразования.

Для ноосферы характерно взаимодействие человека и природы: связь законов природы с законами мышления, социально-культурными и социально-экономическими законами. Ноосфера – оболочка Земли, на которую воздействуют производство, культура, быт людей; сюда относятся и бывшие погребенные слои Земли, изменившиеся под влиянием прошлых антропогенных воздействий и др.

 Итак, труды В.И.Вернадского позволяют более обоснованно ответить на поставленный вопрос: ноосфера – утопия или реальная стратегия выживания? В них указан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы: заселение человеком всей планеты, расширение границ биосферы и выход в космос, открытие новых источников энергии, исключение войн из жизни общества и др.

Упражнение 7. Прочитайте текст. Выделите основную тему/подтемы, составьте вначале назывной, затем тезисный план, сравните их.  Основываясь на них, перескажите содержание текста.

                                   Вулканы и нефть

Известно в основном два направления, различно объясняющих происхождение (генезис) нефти. Большинство специалистов придерживается теории органического (биогенного) происхождения нефти. Они считают, что нефть образуется из останков животных и растений. Ряд других учёных полагает, что нефть имеет неорганическое (абиогенное) происхождение. Иначе говоря, она образуется в результате различных химических реакций, и её происхождение не связано с биологическими процессами.

Не надо забывать, что вопрос о происхождении нефти имеет не только научное, но и большое практическое значение. От его решения в значительной степени зависит правильный выбор района для поисково-разведочных работ.

По мнению автора, нефть имеет двойственный генезис, то есть может быть образована как органическим, так и неорганическим путём. Во втором случае можно предположить, что материалом для образования нефти является вулканогенное углеродосодержащее вещество, так как в его составе найдены характерные для нефти углеводороды. Однако эта гипотеза нуждается в проверке.

Дальнейшие исследования, несомненно, помогут более полно понять связь вулканизма с возникновением жизни и происхождением нефти (Наука и жизнь, 1981, №5. Химия и жизнь, 1983, №1).

Упражнение 8. Определите тему текста. Дайте тексту заголовок, определите основные микротемы, выделив абзацы. Определите, к какому функционально-смысловому типу речи относится этот текст. Аргументируйте   свою точку зрения.

   Мы часто наблюдаем падение различных тел на землю. При падении тел происходит уменьшение их скорости, особенно если падают очень легкие тела. Это происходит потому, что воздух препятствует движению тела, уменьшая его скорость. А как происходит падение тел при отсутствии воздуха, то есть в вакууме? Проделаем такой опыт. Возьмем стеклянную трубку, поместим в нее кусочек свинца и легкое перышко, выкачаем из трубки воздух. Мы увидим, что тела в вакууме падают одинаково. Это так называемое свободное падение тел. Но если мы впустим в трубку немного воздуха, то перышко и свинец будут падать по-разному. Изучая падение тел, физики установили, что высота падения тел пропорциональна квадрату времени падения. Следовательно, падение есть равноускоренное движение (если воздух не мешает сильно движению) Иначе говоря, падение тел есть движение с постоянным, одинаковым для всех тел ускорением, которое направлено вниз.

Как движется тело, брошенное вертикально вверх? Опыт показывает, что в этом случае тело движется равнозамедленно, но с тем же ускорением, с которым тело падает вниз. Итак, тела, брошенные вблизи поверхности Земли, движутся с одним тем же ускорением. Ускорение свободного падения всегда обозначают буквой g. Измерения показали, что в разных местах Земли ускорение свободного падения неодинаково. Самое большое ускорение – на полюсах, самое маленькое – на экваторе. При расчетах движения падающих тел, брошенных вертикалью вверх, ускорение принято считать равным 9,8 м/сек2.

Упражнение 9. Прочитайте текст. Определите его тему и структуру (композицию). Составьте к нему все виды планов.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 372.