21.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Медицинское страхование в Российской Федерации осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Первым нормативным актом, положившим начало медицинского страхования в современной России, явился Закон «О медицинском страховании граждан в РСФСР», который был принят в 1991 г. Позднее законодатели внесли в него ряд существенных изменений, и в новой редакции (1993) Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» действовал в стране до конца 2010 г.
Изначально закон носил ярко выраженный социальный характер, и главной идеей его реализации стали общественная солидарность и социальная справедливость. Эта идея выражается в том, что страховые взносы на работающее и неработающее население перечисляются за всех граждан, но расходуются эти средства лишь при обращении за медицинской помощью (принцип «здоровый платит за больного»); граждане с различным уровнем дохода имеют одинаковые права на получение бесплатной медицинской помощи (принцип «богатый платит за бедного»); несмотря на то что расходы на оказание медицинской помощи гражданам старшего возраста больше, чем в таковые молодого возраста, страховые взносы перечисляются в одинаковом размере за всех граждан независимо от возраста (принцип «молодой платит за старого»).
Внедрение обязательного медицинского страхования в России осуществлялось в сложной политической и социально-экономической ситуации. Первоначально поставленные в законе цели и механизм их реализации устаревали, не успевая за происходящими изменениями в законодательстве и экономике. Поэтому медицинские работники и население в первые годы реализации закона не увидели ожидаемых изменений в системе здравоохранения, улучшения организации и качества медицинской помощи. Более того, в то время социальные ожидания настолько превысили достигнутые результаты, что породили сомнения в правильности сделанного выбора - перехода на принципы медицинского страхования.
Одной из причин отсутствия ожидаемых результатов с введением Закона было резкое сокращение бюджетного финансирования системы здравоохранения. Другая причина - неспособность страховых медицинских организаций выполнять возложенные на них Законом функции дополнительного источника финансирования и защиты прав пациентов. Поэтому в последующем законодатель ввел в правовое поле новые субъекты страхования - Федеральный и территориальные фонды ОМС как самостоятельные государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, реализующие государственную политику в области обязательного медицинского страхования.
Еще одной существенной проблемой внедрения ОМС оказались чрезмерно большие обязательства государства по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью в объеме Программы госгарантий. Сохранение дисбаланса между государственными обязательствами в системе ОМС и их реальным финансовым обеспечением оказалось серьезным препятствием в развитии ОМС.
Эти и другие проблемы, безусловно, не способствовали популяризации ОМС, замедляли совершенствование и развитие его правовых, организационных и финансовых механизмов.
Однако в целом, несмотря на ошибки и трудности начального периода, введение ОМС обеспечило не только выживание, но и развитие системы здравоохранения в условиях крайне нестабильной политической и экономической ситуации 90-х годов прошлого столетия. Система ОМС обеспечила предоставление минимума гарантированной (бесплатной) медицинской помощи, позволила внедрить вневедомственный контроль за качеством медицинской помощи, начать структурную перестройку здравоохранения в соответствии с реальной потребностью населения в основных видах медицинской помощи и перейти к более рациональному использованию имеющихся в здравоохранении ресурсов. Созданные механизмы финансирования обеспечили большую прозрачность прохождения финансовых потоков в здравоохранении. Особенно важно отметить, что введение ОМС способствовало созданию организационно-правовых механизмов защиты прав пациента как потребителя медицинских услуг.
Дальнейшее развитие системы ОМС граждан получило в Федеральном законе «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон), вступившем в силу в январе 2011 г.
21.2. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ
Согласно Закону обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС.
При этом страховой случай - это совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по ОМС, а страховой риск - предполагаемое событие, при наступлении которого возникает необходимость осуществления расходов на оплату оказываемой застрахованному лицу медицинской помощи.
Важнейшим понятием в системе ОМС является страховое обеспечение, под которым подразумевается исполнение субъектами и участниками ОМС обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и ее оплате медицинской организации.
В Законе сформулированы следующие принципы ОМС на современном этапе развития общества:
— обеспечение за счет средств ОМС гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках базовой и территориальной программ ОМС (далее - программы ОМС);
— устойчивость финансовой системы ОМС, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам ОМС;
— обязательность уплаты страхователями страховых взносов на ОМС в размерах, установленных федеральными законами;
— государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по ОМС в рамках базовой программы ОМС независимо от финансового положения страховщика;
— создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ ОМС;
— паритетность представительства субъектов и участников ОМС в органах управления ОМС. Субъекты и участники ОМС представлены на рис. 21.1.
Рис. 21.1. Субъекты и участники ОМС
Главной фигурой в системе ОМС являются застрахованные лица - граждане РФ, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства, а также беженцы. К ним относятся:
— лица, работающие по трудовому или гражданско-правовому договору;
— индивидуальные предприниматели, а также лица, занимающиеся частной практикой (нотариусы, адвокаты);
— члены крестьянских (фермерских) хозяйств;
— члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;
— неработающие граждане (дети; пенсионеры; учащиеся образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; безработные, зарегистрированные в службе занятости; один из родителей или опекун, занятые уходом за ребенком до достижения им возраста 3 лет; трудоспособные граждане, занятые уходом за детьми-инвалидами, инвалидами I группы, лицами, достигшими возраста 80 лет, и др.).
Застрахованные лица имеют право на бесплатное получение медицинской помощи при наступлении страхового случая на всей территории РФ, а также свободный выбор медицинской организации, врача, страховой медицинской организации (СМО) путем подачи заявления в порядке, установленном правилами ОМС.
Медицинская помощь застрахованным лицам в системе ОМС оказывается в рамках базовой и территориальной программ ОМС, которые разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Законом.
Базовая программа ОМС - составная часть Программы госгарантий, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств ОМС на всей территории РФ медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам ОМС.
Базовая программа ОМС определяет виды медицинской помощи, перечень страховых случаев, структуру тарифов, способы оплаты, а также критерии доступности и качества медицинской помощи. Кроме того, в базовой программе ОМС устанавливаются нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одного застрахованного, нормативы финансовых затрат на единицу объема этой помощи, а также норматив финансового обеспечения программы в расчете на одно застрахованное лицо (подушевой норматив финансирования).
В рамках базовой программы ОМС оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь, за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи, специализированная медицинская помощь в следующих случаях:
— инфекционные и паразитарные болезни, за исключением ИПППП, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и СПИД;
— новообразования;
— болезни эндокринной системы;
— расстройства питания и нарушения обмена веществ;
— болезни нервной системы;
— болезни крови, кроветворных органов;
— отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм;
— болезни глаза и его придаточного аппарата;
— болезни уха и сосцевидного отростка;
— болезни системы кровообращения;
— болезни органов дыхания;
— болезни органов пищеварения;
— болезни мочеполовой системы;
— болезни кожи и подкожной клетчатки;
— болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани;
— травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин;
— врожденные аномалии (пороки развития);
— деформации и хромосомные нарушения;
— беременность, роды, послеродовой период и аборты;
— отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период.
Территориальная программа ОМС - составная часть территориальной программы госгарантий, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта РФ.
Территориальная программа ОМС включает виды и условия оказания медицинской помощи, перечень страховых случаев, установленных базовой программой ОМС, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте РФ значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи и норматива финансового обеспечения территориальной программы ОМС в расчете на одно застрахованное лицо.
В случаях, когда органом исполнительной власти субъекта РФ устанавливаются дополнительные объемы страхового обеспечения (с учетом региональных особенностей заболеваемости населения и системы здравоохранения), норматив финансового обеспечения территориальной программы может превышать норматив финансирования базовой программы ОМС.
Право застрахованного лица на бесплатное получение медицинской помощи реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками ОМС договоров.
Финансовое наполнение системы ОМС обеспечивают страхователи. Страхователями для работающих граждан являются работодатели, (производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты. Страхователями для неработающих граждан являются органы исполнительной власти субъектов РФ. Важнейшей задачей страхователей является своевременная и в полном объеме уплата страховых взносов на ОМС.
Источниками формирования средств ОМС являются:
— страховые взносы на ОМС;
— недоимки по взносам, налоговые платежи, начисленные пени и штрафы;
— средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Федерального фонда ОМС для компенсации выпадающих доходов;
— доходы от размещения временно свободных средств;
— иные источники, предусмотренные законодательством РФ.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения.
Размер и порядок расчета страховых взносов на ОМС устанавливаются соответствующими Федеральными законами. Движение финансовых средств в системе ОМС представлено на рис. 21.2.
Страховщиком по ОМС в рамках реализации базовой программы ОМС является Федеральный фонд ОМС. Управление Федеральным фондом осуществляется правлением и председателем, который назначается и освобождается от должности Правительством РФ.
Важнейшими задачами Федерального фонда являются:
— участие в разработке Программы госгарантий;
— аккумулирование и управление средствами ОМС, а также формирование и использование резервов для обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС.
Отдельные полномочия страховщика по реализации территориальных программ ОМС осуществляют территориальные фонды ОМС - некоммерческие организации, созданные субъектами РФ для реализации государственной политики в сфере ОМС на территориях субъектов РФ. Для выполнения этих полномочий территориальные фонды могут создавать филиалы и представительства.
Управление территориальным фондом осуществляет директор, который назначается и освобождается от должности высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ по согласованию с Федеральным фондом.
Рис. 21.2. Движение финансовых средств в системе ОМС
Территориальный фонд осуществляет следующие полномочия страховщика:
— участвует в разработке территориальных программ госгарантий и определении тарифов на оплату медицинской помощи на территории субъекта РФ;
— аккумулирует и управляет средствами ОМС, осуществляет финансирование территориальных программ ОМС, а также формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости ОМС в порядке, установленном Федеральным фондом;
— утверждает для СМО дифференцированные подушевые нормативы в порядке, установленном правилами ОМС;
— предъявляет в интересах застрахованного лица требования к страхователю, СМО и медицинской организации, в том числе в судебном порядке, связанные с защитой его прав и законных интересов в сфере ОМС;
— обеспечивает права граждан в сфере ОМС путем проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;
— осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями путем проведения финансовых проверок и ревизий;
— формирует персонифицированные базы данных о застрахованных лицах и оказанной им медицинской помощи.
Также отдельные полномочия страховщика возлагаются на СМО в рамках договоров, заключенных с территориальным фондом ОМС, который финансирует СМО на основе дифференцированных подушевых нормативов и числа застрахованных граждан. При этом СМО не вправе осуществлять иную, за исключением обязательного и добровольного медицинского страхования, деятельность.
В системе ОМС право на оказание медицинской помощи застрахованным имеют медицинские организации любой предусмотренной законодательством РФ организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой.
Законом четко определены обязанности и права медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь застрахованным в системе ОМС. Медицинские организации обязаны:
— бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ ОМС;
— вести персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам;
— предоставлять СМО и территориальному фонду сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи;
— размещать на своем официальном сайте в интернете информацию о режиме работы и видах оказываемой медицинской помощи;
— предоставлять застрахованным лицам, СМО и территориальному фонду сведения о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, показателях доступности и качества медицинской помощи др.
Медицинские организации имеют право:
— получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров в соответствии с установленными тарифами;
— обжаловать заключения страховой медицинской организации и территориального фонда в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Медицинские организации получают от СМО целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой ОМС. Оплата медицинской помощи в системе ОМС производится по тарифам, которые рассчитываются в соответствии с методикой, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и должны включать статьи затрат, установленные территориальной программой ОМС. Эти тарифы устанавливаются соглашением между органом управления здравоохранением субъекта РФ, территориальным фондом, представителями СМО, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников. Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов. Кроме того, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях, на организацию питания (при отсутствии организованного питания в данной медицинской организации), на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций.
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным проводится в соответствии с порядком проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи.
Медико-экономический контроль - установление соответствия фактических сведений об объемах оказанной медицинской помощи застрахованным лицам (на основании предоставленных к оплате медицинской организацией реестров счетов) условиям договоров, заключенных в рамках территориальной программы ОМС.
Медико-экономическая экспертиза - установление соответствия фактических сроков выполнения и объемов предъявленных к оплате медицинских услуг записям в первичной и учетно-отчетной документации медицинской организации.
Медико-экономическая экспертиза проводится специалистомэкспертом, являющимся врачом, имеющим стаж работы по врачебной специальности не менее 5 лет и прошедшим соответствующую подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере ОМС.
Экспертиза качества медицинской помощи - выявление нарушений в оказании медицинской помощи, в том числе оценка правильности выбора медицинской технологии, степени достижения запланированного результата и установление причинно-следственных связей выявленных в процессе оказания медицинской помощи дефектов.
Экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов. Экспертом качества медицинской помощи является врач-специалист, имеющий высшее профессиональное образование, свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста, стаж работы по соответствующей врачебной специальности не менее 10 лет и прошедший специальную подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере ОМС (подробнее см. гл. 24).
Территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за деятельностью СМО путем установления объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств ОМС СМО и медицинскими организациями.
Сумма средств, выявленная и не подлежащая оплате по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, удерживается из объема средств медицинской организации (предусмотренных для оплаты медицинской помощи) или подлежит возврату в СМО.
Документом, удостоверяющим право застрахованного лица на бесплатное получение медицинской помощи на всей территории РФ в объеме, предусмотренном базовой программой ОМС, является полис обязательного медицинского страхования. Для его получения застрахованное лицо лично или через своего представителя подает заявление в СМО, а при ее отсутствии - в территориальный фонд.
С 1 мая 2011 г. на территории РФ стали вводиться бессрочные полисы ОМС нового образца. Новый полис ОМС оформляется в виде бумажного документа, электронной карты или как запись на универсальной электронной карте. Планируется, что к 2014 г. все россияне будут обеспечены такими полисами. Для контроля объема оказанных населению медицинских услуг и предотвращения необоснованных расходов в системе ОМС создается единая всероссийская база данных застрахованных лиц.
С целью расширения объема помощи, оказываемой гражданам в рамках обязательного медицинского страхования, Законом предусмотрено поэтапное включение в систему ОМС скорой медицинской помощи (с 1 января 2013 г., за исключением санитарно-авиационной скорой медицинской помощи) и высокотехнологичной медицинской помощи (с 1 января 2015 г.).
Кроме того, в период 2011-2012 гг. в рамках Закона предусмотрены разработка и реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ и программ модернизации федеральных государственных медицинских учреждений. Предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ направляются на следующие цели:
— укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения;
— внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы ОМС единого образца, телемедицинских систем и систем электронного документооборота для ведения медицинских карт пациентов в электронном виде;
— внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.
Региональные программы модернизации здравоохранения субъектов РФ осуществляются в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам.
21.3. ДОБРОВОЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ
В отличие от ОМС, как части системы социального страхования, добровольное медицинское страхование (ДМС) является частью личного страхования и видом финансово-коммерческой деятельности, которая регулируется Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
ДМС осуществляется на основе программ ДМС и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами ОМС. Оно реализуется за счет собственных средств, полученных непосредственно от граждан, или средств работодателя, дополнительно страхующего своих работников.
Размеры страховых взносов по ДМС устанавливаются СМО самостоятельно и зависят от вида рисков, правил страхования, принятых конкретным страховщиком, стоимости медицинских и других услуг, числа застрахованных и т.п.
ДМС осуществляется на основе договора между страхователем (работодателем), страховщиком и организацией здравоохранения. Правила ДМС, определяющие общие условия и порядок его проведения, устанавливаются страховщиком самостоятельно, но в соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Развитие медицинского страхования предполагает сотрудничество государственной системы здравоохранения и системы ДМС. Определяющими условиями такого взаимодействия являются в первую очередь расширение рынка платных медицинских услуг и активизация в связи с этим деятельности компаний, работающих по программам ДМС, а также желание страховых компаний участвовать в финансировании региональных целевых медико-социальных программ. В этом случае реализуются интересы всех участников медицинского страхования. Для организаций здравоохранения это получение дополнительного финансирования по целевым медикосоциальным программам, возможность повышения качества медицинской помощи и развития сервисных услуг. Для территориальных фондов ОМС - возможность совместной реализации программ ОМС и ДМС и устранение тем самым практики двойной оплаты одной и той же медицинской услуги в учреждениях здравоохранения. Для страховых компаний это возможность увеличения числа страхователей и застрахованных. Для предприятий это получение дополнительных высокого качества медицинских услуг, предоставляемых работникам в рамках трудовых коллективных договоров.
Основные различия обязательного и добровольного медицинского страхования представлены в табл. 21.1.
Таблица 21.1. Основные различия обязательного и добровольного медицинского страхования1
Окончание табл. 21.1
1 По материалам Ю.П. Лисицына, А.И. Вялкова, В.И. Стародубова, Ю.В. Михайловой.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 276.