Глава 19. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей на потребительском рынке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В 2004 г. в соответствии с Указом Президента РФ была образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая явилась правопреемником Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ. На Федеральную службу возложено решение двух важнейших задач:

— контроль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

— защита прав потребителей на потребительском рынке.

Для решения этих задач Федеральной службе была передана часть функций Министерства здравоохранения, Министерства экономического развития и торговли, Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

19.1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан РФ обеспечивается путем неукоснительного соблюдения санитарного законодательства, в системе которого базовым является Федеральный закон от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии с этим законом санитарно-эпидемиологическое благополучие населения представляет собой состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, и является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Для достижения санитарно-эпидемиологического благополучия населения проводятся следующие мероприятия:

— профилактика заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемической обстановкой и прогнозом ее изменения;

— выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательное соблюдение гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;

— государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование;

— государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

— сертификация продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;

— лицензирование видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;

— государственная регистрация потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию РФ отдельных видов продукции;

— проведение социально-гигиенического мониторинга;

— своевременное информирование населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;

— гигиеническое воспитание, обучение населения и пропаганда здорового образа жизни;

— привлечение к ответственности за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и др.

Проведение этого общирного комплекса мероприятий, а также координация деятельности по их выполнению с лечебно-профилактическими учреждениями возложены на Роспотребнадзор, его территориальные органы и учреждения.

19.2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ

Отношения в области защиты прав потребителей на потребительском рынке регулируются Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» по следующим направлениям:

— защита прав потребителей при продаже товаров;

— защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг);

— государственная и общественная защита прав потребителей. Реализация этого закона осуществляется путем:

— принятия мер по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), не соответствующих обязательным требованиям, и информированию об этом потребителей;

— направления в орган, осуществляющий лицензирование, материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или аннулировании соответствующей лицензии;

— направления в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав потребителей;

— обращения в суд с заявлениями в защиту прав потребителей;

— привлечения к ответственности за нарушения законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей на потребительском рынке.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья и окружающей среды.

19.3. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕН НЫЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей на потребительском рынке в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и осуществляет свою деятельности непосредственно и через свои территориальные органы (рис. 19.1).

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту РФ. Оно осуществляет свою деятельность на территории субъекта РФ непосредственно и через свои территориальные отделы.

Руководитель Управления по субъекту РФ является главным государственным санитарным врачом по субъекту РФ.

Управление работает во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ, местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Управление по субъекту РФ в соответствии с возложенными на него задачами в пределах своей компетенции осуществляет:

— надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей;

— деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства РФ в области защиты прав потребителей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания;

Рис. 19.1. Организационно-функциональная структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

— применение мер административного, ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и/или ликвидацию последствий нарушений гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства и прав потребителей;

— проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок надзору в пределах своей компетенции;

— лицензирование деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, а также источников ионизирующего излучения;

— деятельность по государственной регистрации отдельных видов продукции в соответствии с предоставленными полномочиями;

— санитарно-карантинный надзор (контроль) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в целях предупреждения завоза и распространения карантинных и других инфекционных заболеваний, потенциально опасных для населения товаров и грузов, а также ввоза и реализации на территории РФи товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека;

— проведение мероприятий по установлению и устранению причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека.

Кроме того, к важнейшим функциям Управления по субъекту РФ относятся организация и проведение социально-гигиенического мониторинга, подготовка ежегодных государственных докладов о санитарно-эпидемической обстановке в субъектах РФ и о защите прав потребителей.

Эффективность проведения комплекса мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия во многом зависит от тесного взаимодействия управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам РФ с органами управления здравоохранением субъектов РФ. Это взаимодействие достигается путем разработки и реализации региональных программ в части санитарно-эпидемического благополучия и охраны здоровья населения, комплексных межведомственных планов мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, подготовкой совместных приказов и иных документов, обсуждения актуальных вопросов на совместных коллегиях, совещаниях, семинарах, конференциях.

Приоритетным направлением деятельности Роспотребнадзора и его территориальных органов является проведение санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий, которые включают организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных и массовых инфекционных заболеваний (отравлений), их ликвидацию.

Для оценки эффективности проводимых мероприятий в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также подготовки дополнительных предложений по устранению вредных воздействий факторов среды обитания человека на территории РФ проводится социально-гигиенический мониторинг на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.02.06 № 60.

Социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдения, анализа и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека.

Одна из главных задач проведения социально-гигиенического мониторинга (далее - мониторинг) - выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека и разработка на основе этого предложений по улучшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Мониторинг проводится Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.

Для информационного обеспечения мониторинга используются ряд показателей.

Показатели среды обитания человека:

— биологические (бактериальные, паразитарные);

— химические, в том числе источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду;

— физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловое, ионизирующее, неионизирующее и иные виды излучения);

— социальные (структура и качество питания, безопасность пищевых продуктов, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха);

— природно-климатические факторы. Показатели здоровья населения:

— медико-демографические;

— заболеваемость;

— физическое здоровье.

Для обеспечения деятельности управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ созданы Федеральные государственные учреждения здравоохранения (ФГУЗ) «Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ», которые также являются правопреемниками ранее существовавших центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ. «Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ» являются некоммерческой организацией и входят в единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический контроль и надзор.

Основными задачами центров гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ являются:

— необходимые для осуществления государственного санитарноэпидемиологического контроля и надзора исследования, испытания, измерения, экспертизы;

— государственный учет инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, пищевых отравлений, других заболеваний и отравлений, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека;

— социально-гигиенический мониторинг, оценка риска воздействия вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека;

— статистическое наблюдение в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения, сфере защиты прав потребителей, контроля за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, ведение учета и отчетности.

За нарушение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Законом РФ «О защите прав потребителей» устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 197.