Лекция 5. Классификация и расследование аварийных случаев
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Согласно высказыванию академика А.Н. Крылова изучение аварий способствует их предотвращению в дальнейшем. Именно аварии дают импульс для разработки и введения новых технических стандартов и норм, создающих условия для повышения безопасности. Так, на базе тщательного анализа катастроф и аварий на судах мирового флота разрабатывались и совершенствовались международные конвенции, предусматривающие повышение безопасной эксплуатации судов.

Всесторонний и полный анализ причин и факторов, оказавших влияние на возникновение и характер развития аварийных случаев с судами, является основным направлением работ по снижению аварийности. Материалы расследования аварий служат основой для разработки новых и корректировки действующих технических стандартов и норм в области безопасности судоходства.

В настоящее время при расследовании аварийных случаев руководствуются двумя документами: Международным кодексом расследования аварий и инцидентов на море, национальным положением – ПРАИМ-2013.

27 ноября 1997 г. на 20-й Ассамблее ИМО была принята Резолюция А.849 (20), в приложении к которой изложен Международный кодекс проведения расследований аварий и инцидентов на море. Эта резолюция предлагает всем государствам флага судна проводить в соответствии с Кодексом расследование всех катастроф и серьезных аварий на море и своевременно представлять ИМО соответствующие выводы.

В кодексе по расследованию аварий нашла отражение форма анкеты, в которой делается попытка установить влияние человеческого фактора на аварийный случай, как предпосылки, поэтому в кодексе много внимания уделено состоянию человека перед аварией, его опыту работы и квалификации.

В целях получения достоверной информации об обстоятельствах аварии ММО внесло изменения в главу 5 «Безопасность мореплавания» Конвенции SOLAS-74, где в Правиле 20 оговорена установка на судах «Прибора регистрации данных о рейсе» (ПРД). Этим правилом устанавливаются сроки оборудования судов ПРД, начиная с 1 июля 2002 года и кончая не позднее 1 января 2009 года.

Одной из задач расследования является выяснение причины первоначального события, учитывая, что человеческий элемент (фактор) - сложный многосторонний аспект, который затрагивает безопасность на море и защиту морской среды. Он вовлекает весь спектр человеческой деятельности экипажей, берегового управляющего персонала, законодательных органов, классификационных обществ, судостроительных заводов, законодателей и иных сторон.

В кодексе приводится следующая классификация аварий и происшествий:

Очень тяжелая авария (Very serious casualty)

Тяжелая авария (Serious casualty)

Инцидент на море (Marine incident)

Определения:

Очень тяжелая авария (катастрофа) - это авария, сопровождающаяся полной гибелью судна или потерей человека, а также серьезное загрязнение окружающей среды.

Тяжелая авария - это авария, которую не относят к очень тяжелой и, которая повлекла:

1. пожар, взрыв, посадку на мель, навал, штормовое повреждение, дефект в корпусе судна,

2. повреждения судовых конструкций, в результате которых судно стало немореходным (подводная пробоина, поломка главных двигателей, разрушение жилых помещений),

3. загрязнение моря (независимо от количества сброса),

4. поломка, которая потребовала буксировки аварийно судна.

Инцидент на море - это случай, вызванный эксплуатацией или в связи с эксплуатацией судна, повлекший угрозу судну или человеку или в результате которого могли произойти тяжелые повреждения судна или мог быть нанесен серьезный вред окружающей среде.

В Положении о расследовании аварийных случаев

(ПРАМП-2006) классификация приводится подразделением на классы:

1. Очень серьезная авария (катастрофа). Это аварийное морское происшествие

(АМП), которое произошлос:

а) гибелью судна или его конструктивным разрушениям, восстановительный ремонт которых не целесообразен,

б) человеческими жертвами - гибель или пропажа человека,

в) пропажей суда без вести – отсутствие какой-либо информации о судне в течение трех месяцев, а также получение информации о задержании судна вследствие военных действий в течение шести месяцев,

г) сильным загрязнением природной среды судном или в результате повреждения судном подводных трубопроводов, береговых сооружении и т.п.

2. Серьезная авария. Это АМП, не классифицируется как катастрофа, и произошло со следующими повреждениями:

- причинение серьезных повреждений человеку,

- пожар и взрыв,

- посадка на мель,

- столкновение,

- ледовые или штормовые повреждения,

- образование трещим в корпусе судна, а также конструктивные повреждения, которые привели к потере судном мореходных качеств,

- смещение груза или изменение его физико-химических качеств, которые привели к потере судном мореходных качеств,

- поломки, вследствие которых возникла необходимость буксировки судна или оказание ему технической помощи, в том числе с берега,

- повреждение орудий лова на рыболовном судне,

- загрязнение окружающей природной среды судном или в результате повреждения судном подводных трубопроводов, береговых сооружений и т.п.

3. Морской инцидент. Это происшествие, при котором какое-либо судно или лицо подвергаются опасности или, в результате которого возможны серьезные повреждения судна, его конструкции или принесение серьезного загрязнения природной среды,

К морскому инциденту относятся также:

- повреждение средств навигационного оборудования, которое привело к выводу его из эксплуатации,

- повреждение судовых устройств и корпуса судна, которые не привели к потере мореходных качеств,

- повреждение буксирной линии без потери буксируемого объекта,

- касание грунта без повреждения корпуса и устройств.

4. Инцидент. Это происшествие, которое возникло в процессе эксплуатации судна и, которое могло причинить незначительные повреждения судна, его конструкциям, оборудованию, ущерб береговым, подводным или плавучим объектам, не являющимися судами.

К инциденту относятся также:

а) повреждение судном средств навигационного оборудования, которое не привело к выводу его из эксплуатации,

б) повреждение судном подводных технических сооружений, которое не привело к загрязнению природной окружающей среды,

в) повреждение судном береговых сооружений (причалов, волнорезов, молов и т.п.), которое не привело к загрязнению окружающей природной среды

В соответствии с действующим Положением о порядке расследования аварийных случаев с судами ПРАИМ-2013 основу классификации составляет понятие аварийный случай (АС).

Под аварийным случаем следует понимать событие, в результате которого наступило одно из следующих последствий:

- нарушены производственные функции судна из-за повреждений корпуса, механизмов, систем и устройств и (или) из-за утраты одного из мореходных качеств судна;

- погиб человек (люди);

- поврежден или имеются потери перевозимого груза, других судов;

- повреждены береговые и подводные сооружения и коммуникации средств навигационного оборудования.

Кроме того, при расследовании аварийных случаев с судами важное значение имеет четкое определение следующих понятий:

- сложная ситуация;

- аварийная ситуация;

- ликвидация аварийной ситуации;

- локализация аварийной ситуации;

- мореходное состояние судна.

Сложная ситуация - это ситуация, возникающая в результате воздействий неблагоприятных факторов или их сочетаний, которая приводит к снижению безопасной эксплуатации судна, его составных частей, СТС и конструкций. К таким неблагоприятным факторам относятся: отказы и повреждения отдельных элементов СТС, воздействие неблагоприятных внешних условий, ошибки членов экипажа, нарушения правил технической эксплуатации.

Аварийная ситуация - это ситуация, при которой появляется непосредственная угроза возникновения АС. Причиной аварийной ситуации может быть возникновение опасного отказа (вынужденная остановка главного двигателя, обесточивание судна, водотечность корпуса, воздействие внешних условий, несвоевременные или неправильные действия экипажа по предотвращению перехода сложной ситуации в аварийную).

Аварийная ситуация характеризуется значительным повышением психофизиологической нагрузки на членов экипажа. Возникновение сложной и тем более аварийной ситуации следует рассматривать как предпосылку к аварийному случаю.

Ликвидация аварийной ситуации - это прекращение развития аварийной ситуации и устранение причин ее возникновения.

Локализация аварийной ситуации - это ограничение дальнейшего развития аварийной ситуации без устранения причин ее возникновения.

Мореходное состояние судна – это такое состояние, при котором обеспечивается техническая годность судна к плаванию; оснащение его оборудованием; аварийным и противоножарным снабжением, запасными частями по действующим нормам; судно укомплектовано экипажем, который по своим рабочим дипломам и профессиональным качествам соответствует требованиям обеспечения безопасной эксплуатации судов.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 484.