К основным аспектам относятся: научный, технический, эргономический, организационный, правовой.
Научный аспект включает:
- определение основных понятий и терминологию в области безопасной эксплуатации судов;
- критерии и показатели оценки безопасности судов;
- разработку требований по совершенствованию безопасности судов и их технической эксплуатации.
Главным в этих направлениях является:
- единая терминология - основа взаимопонимания специалистов и в данном случае - условие единства подходов к решению поставленных задач;
- анализ безопасности, выполняемый с использованием статистических данных по результатам расследования аварийных случаев;
- критерии безопасности, подразделяющиеся на качественные и количественные.
Цель качественной оценки - выявить неблагоприятные факторы возникновения аварийных ситуаций при расследовании АС.
Цель количественной оценки - определить потенциальную опасность и последствия от различных факторов, таких как отказы СТС, влияние внешних условий, ошибки операторов, сбои в системе человек – машина и т.п.
Совокупность правил, норм и требований, обязательных при проектировании, изготовлении и эксплуатации судов и СТС. Содержится в Международных конвенциях, Правилах классификационных обществ и в ведомственных нормативных документах.
Технический аспект включает разработку и реализацию мер по обеспечению необходимого уровня надежности судов и СТС. Большое значение при рассмотрении технического аспекта имеет применение следующих средств технического обеспечения безопасности судов: систем защиты СТС пропульсивного комплекса, комплексной системы ТО и Р для прогнозирования техсостояния СТС и электрооборудования (приборы диагностики с целью предупреждения отказов оборудования), системы обнаружения неисправностей (аварийно-предупредительная сигнализация), а также обеспечение противопожарной защиты, средств тушения пожаров, индивидуального и коллективного спасания при аварийных случаях.
В организационном аспекте будущему судовому механику следует обратить особое внимание на основные положения организации работы на судне по технической эксплуатации в целом и по техническому обслуживанию и ремонту (ТО и Р), в частности:
- принцип закрепления СТС по заведованиям;
- организационные основы ТЭС;
- организация выполнения работ по ТО и ремонту СТО в процессе эксплуатации;
- организация деятельности механиков - наставников и работников технических подразделений судоходных компаний по безопасной эксплуатации судов.
Выделим основные положения:
1. МТС - это многокомпонентная система, в которой взаимодействие судового экипажа с судоходной компанией осуществляется через эксплуатацию судна.
2. Судоходная компания на основе информации, получаемой с судов, должна анализировать все уровни безопасности: навигационную, техническую, экологическую и пожарную. Результаты анализа судоходная компания использует во взаимодействии с участниками МТС, определяющими направления развития всех аспектов безопасной эксплуатации. На этой базе судоходная компания осуществляет эффективное взаимодействие всех функциональных систем, с целью совершенствования безопасной эксплуатации судов и экономической эффективности перевозок.
3. Задача механиков судна - совершенствовать умение и навыки в области обеспечения технической безопасности и анализа технического аспекта безопасности.
Вопросы для самопроверки.
1. Ориентировочные данные по статистике и причинам аварий рыболовных судов РФ за 2017 г.
2. Определение морской транспортной системы.
3. Характеристика свойств МТС.
4. Вопросы, включаемые в системный анализ обеспечения безопасной эксплуатации судна.
5. Основные аспекты проблемы безопасной эксплуатации судов.
6. Научный аспект проблемы.
7. Технический аспект проблемы.
8. Эргономический аспект проблемы.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 563.