Профессиональный уровень судовых механиков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Если в процессе общеобразовательного обучения будущего механика закладывается фундамент профессиональной деятельности (зачастую еще не конкретизированной в его сознании), то в процессе обучения по специальности в академии формируется будущий (уже конкретный) фундамент его профессионализма. Формирование навыков - это н есть второй этап профессиональной подготовки, который имеет большое значение для судовых механиков, ведь подготовка судового механика ориентирована на решение конкретных задач по технической эксплуатации судовой техники. Совсем не случайно в процессе обучения в академии первичным навыкам по специальности уделяется большое внимание: это и большое количество лабораторных работ, и практика в мастерских, и плавпрактика на судах.

Навыки - это действия, которые выполняются легко, быстро и качественно. Очевидно, что придя на судно в качестве судового механика, молодой специалист еще не обладает достаточными навыками, которые приходят с опытом. Поэтому в процессе обучения по специальности будущие механики изучают встречающиеся в процессе эксплуатации СЭУ характерные неисправности и отказы СТС. Эти знания позволяют им принимать на судне правильные решения при возникновении различных нестандартных ситуаций, включая и аварийные. Тем не менее моторист, даже отлично владеющий навыками технического обслуживания СТС, во многих случаях не может принять правильного решения, хотя он и обладает навыками. Для профессии моториста навыков достаточно, а для профессии судового инженера-механика – их мало.

Важное значение в формировании профессионального мастерства имеет умение. Формирование умения является третьим этапом профессиональной подготовки (профессионального совершенствования). Понятия «умение» и «навыки» не тождественны. Овладение определенным видом деятельности предполагает формирование многих навыков. Например, чтобы разобрать сепаратор, форсунку и т.п., необходимо знать их конструкцию, уметь читать чертежи и обращаться с инструментами, приспособлениями ну т.д.

Совокупность навыков, относящихся к одной и той же деятельности, является основой умения. Однако умение не совпадает с простой суммой навыков, оно имеет более глубокую сущность.

Умение - это приобретенная готовность сознательно решать ту или иную задачу. Если, например, курсант уже владеет первичными навыками разборки и сборки судовых технических средств, но еще не может самостоятельно принять правильное решение по определению причины неисправности и способу ее устранения, то, значит, он еще не обладает профессиональным умением.

Умелое действие - это действие со знанием дела. Значит, наряду с навыками в умение включается система знаний. Система знаний плюс система навыков и создают готовность сознательно решать те или иные задачи.

Квалификацию специалист с известными допущениями можно оценить из выражения:

К = Т1 + 1,5 ∙ Т2 + Т3,

где Т1 - время, затраченное на получение общего образования;

       Т2 - время, затраченное на получение специального образования (1,5 - коэффициент, характеризующий сложность образования);

       ТЗ - общий стаж работы по данной специальности.

Это выражение не учитывает деловые качества специалистов. Под деловыми качествами специалиста следует понимать квалификацию, организаторские способности, умение аккумулировать разные мнения, информированность, инициативность, дисциплинированность. Деловые качества в основном формируются в процессе практической работы и в большей степени определяются опытом работы и личными свойствами человека (способности, свойства характера, отношение к делу). Опыт способствует формированию таких качеств, как интуиция, обостренное чувство опасности, разумная осторожность, личная ответственность, т.е. качества, без которых нет профессионального мастерства.

Уровень трудовой дисциплины

Данные анализа аварийности на флоте свидетельствуют о тесной взаимосвязи безопасности с дисциплинированностью и организованностью работников морского транспорта и прежде всего членов судовых экипажей. Часто причинами технических аварий являются невнимательное несение вахтенной службы, нечеткая приемка и передача вахт, нарушение требований нормативных документов, несвоевременное и некачественное выполнение операций, связанных с контролем технического состояния и выполнения ТО судовой техники.

Дисциплина - это обязательное для всех членов данного коллектива подчинение определенному регламенту, правилам, устанавливающим порядок какой-либо деятельности.

Трудовая дисциплина экипажа неразрывно связана с организацией службы на судах, которая регламентируется Уставом службы на судах Морского флота. Этот документ определяет права, обязанности и ответственность членов экипажа.

Дисциплинированность предполагает глубокие знания и непременное выполнение требований законов, приказов, правил и других нормативных документов, которые выработаны многолетним опытом моряков. Всякое, даже, на первый взгляд, незначительное нарушение правил, нерадивое и небрежное отношение к служебным обязанностям, нарушение установленного порядка может явиться причиной возникновения нестандартной и даже аварийной ситуации. Без дисциплины и надлежащей организации службы на судах флот функционировать не может. Первостепенное значение для четкой организации службы, воспитания высокой дисциплинированности членов судовых экипажей имеет личный пример, высокий профессионализм, высокая личная ответственность лиц командного состава судов и личная заинтересованность членов экипажей в результатах своего труда.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 220.