Морское судоходство неизбежно связано с риском, который фактически свойственен любому транспортному процессу. Применительно к морскому транспорту этот риск выражается объективно существующей опасностью повреждения судовых технических средств и корпуса судна, повреждения или потери груза, нанесения ущерба другим объектам и окружающей среде, а также опасностью для жизни членов экипажей судов и пассажиров.
Одна из причин существования риска морского судоходства заключается в том, что суда сами по себе, как и другие транспортные средства, являются объектами повышенной опасности. Это обусловлено тремя причинами:
- обладая огромной кинетической энергией, суда при своем движении создают угрозу как для себя, так и для других судов и неподвижных объектов (причалы, средства навигационного обеспечения, подводные кабели и трубопроводы, объекты нефтедобычи в море и т.п.);
- для обеспечения движения суда используют огнеопасное топлива, что повышает риск возникновения пожара в машинном отделении;
- значительная часть судов используется для перевозки токсичных, пожаро- взрывоопасных грузов, что также повышает риск возникновения пожаров и взрывов.
Кроме того, риск возникновения аварийных ситуаций обусловлен возможными ошибками членов экипажей судов, недостатками проекта и постройки судна, СТС и К, отказами механизмов систем и устройств судна, а также, что весьма существенно, воздействием неблагоприятных, а иногда и экстремальных внешних условий.
Потенциальная опасность для людей существует в различных сферах человеческой деятельности, связанных с морем. Так, по данным Норвежского бюро «Веритас», наибольший уровень риска деятельности, связанный с морем, относится к подводным работам и освоению шельфа. По видам транспорта наибольшая опасность для жизни человека связана с автомобильным транспортом. Далее по мере снижения опасности следуют: рыбопромысловый флот, морской транспортный флот, авиационный и железнодорожный транспорт.
При кораблекрушениях на море в последние десятилетия ежегодно гибло от 100 до 200 судов мирового флота и регистрировалось несколько тысяч аварийных случаев. Наиболее распространенными видами кораблекрушений и аварий являются столкновения и навалы, посадки на грунт, пожары и взрывы, повреждения механизмов, потеря плавучести и остойчивости.
В наибольшем количестве гибнут суда, перевозящие генеральные грузы, на втором месте рыбопромысловые суда, число погибших за рассматриваемые годы судов типа Ро-Ро и танкеров приблизительно одинаково. Наибольшую опасность для морской среды представляют аварии и кораблекрушения танкеров.
Многие аварийные случаи влекут за собой человеческие жертвы. Ежегодное число погибших в море членов экипажей и пассажиров за последние годы составляет в среднем за год около 1000 человек.
Так, аварийность судов только рыбопромыслового флота РФ за 2017 г. составила 85 аварийных случаев (таблица 1).
Таблица 1 – Аварийность судов рыбопромыслового флота РФ за 2017 г.
Перечислим основные причины аварийных случаев.
1. Намотка на винт:
- сброс мусора в море с судов рыбопромыслового флота;
- несоблюдение капитаном практических приемов и способов управления
судном при подъеме тралов;
- непринятие необходимых мер к розыску утерянных ставных и плавных
орудий добычи, включая розыск связанных или сшитых из сетей порядков.
2. Остановка главного двигателя:
- намотка на винто-рулевую группу посторонних предметов;
- нарушение правил технической эксплуатации судна.
3. Столкновение:
- отсутствие должным образом организованного наблюдения с целью
определения опасности столкновения.
4. Пожар:
- несоблюдение обязанности вахтенной службы судна вести наблюдение за помещением, в котором производились сварочные работы и работы с открытым огнем, а также за смежными с ним помещениями в течение 12 часов после окончания работ;
- нарушение правил проведения сварочных работ.
- вход и нахождение членов экипажа в загазованном помещении без аппаратов, изолирующих органы дыхания.
- отсутствие должных знаний и навыков у капитана и членов экипажа судна по работе в загазованных помещениях.
- отсутствие должной организации и контроля за действиями членов экипажа судна со стороны капитана судна при подготовке и проведении разведки загазованного помещения.
- загрузка гофротары в непредназначенные и неподготовленные для этого помещения в количестве, не позволяющем обеспечить безопасную эксплуатацию судна.
- неэффективность действия Системы управления безопасной эксплуатацией судов в компании.
5. Пропажа человека с судна, причинения вреда здоровью и гибель членов экипажа:
- нарушение требований правил охраны труда;
- нарушение техники безопасности;
- нарушение правил пожарной безопасности;
- нарушение правил технической эксплуатации судна.
6. Навал на судно:
- нарушение хорошей морской практики;
- нарушение правил технической эксплуатации судна;
- нарушение правил по предупреждению аварий и борьбе за живучесть.
7. Посадка на мель:
- поломка главного двигателя;
- ошибки в счислении места судна;
- неиспользование лота, эхолота;
- нарушение рекомендаций лоции;
- неправильное управление судном при следовании в узкости;
- неисправность навигационного оборудования и неточность карт;
- неосторожное приближение к берегу во время сильного прижимного ветра.
8. Гибель судна:
- нарушение правил технической эксплуатации судна;
- нарушение Наставления по предупреждению аварий и борьбе за живучесть
судов;
- нарушение требований по загрузке судна;
- нарушение правил маневрирования.
Исходя из перечисленных аварийных ситуаций главная задача профессиональной деятельности судовых механиков - обеспечить высокий уровень технической безопасности судоходства.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 402.