Статистические данные о гибели судов

Морское судоходство неизбежно связано с риском, который фактически свойственен любому транспортному процессу. Применительно к морскому транспорту этот риск выражается объективно существующей опасностью повреждения судовых технических средств и корпуса судна, повреждения или потери груза, нанесения ущерба другим объектам и окружающей среде, а также опасностью для жизни членов экипажей судов и пассажиров.

Одна из причин существования риска морского судоходства заключается в том, что суда сами по себе, как и другие транспортные средства, являются объектами повышенной опасности. Это обусловлено тремя причинами:

- обладая огромной кинетической энергией, суда при своем движении создают угрозу как для себя, так и для других судов и неподвижных объектов (причалы, средства навигационного обеспечения, подводные кабели и трубопроводы, объекты нефтедобычи в море и т.п.);

- для обеспечения движения суда используют огнеопасное топлива, что повышает риск возникновения пожара в машинном отделении;

- значительная часть судов используется для перевозки токсичных, пожаро- взрывоопасных грузов, что также повышает риск возникновения пожаров и взрывов.

Кроме того, риск возникновения аварийных ситуаций обусловлен возможными ошибками членов экипажей судов, недостатками проекта и постройки судна, СТС и К, отказами механизмов систем и устройств судна, а также, что весьма существенно, воздействием неблагоприятных, а иногда и экстремальных внешних условий.

Потенциальная опасность для людей существует в различных сферах человеческой деятельности, связанных с морем. Так, по данным Норвежского бюро «Веритас», наибольший уровень риска деятельности, связанный с морем, относится к подводным работам и освоению шельфа. По видам транспорта наибольшая опасность для жизни человека связана с автомобильным транспортом. Далее по мере снижения опасности следуют: рыбопромысловый флот, морской транспортный флот, авиационный и железнодорожный транспорт.

При кораблекрушениях на море в последние десятилетия ежегодно гибло от 100 до 200 судов мирового флота и регистрировалось несколько тысяч аварийных случаев. Наиболее распространенными видами кораблекрушений и аварий являются столкновения и навалы, посадки на грунт, пожары и взрывы, повреждения механизмов, потеря плавучести и остойчивости.

В наибольшем количестве гибнут суда, перевозящие генеральные грузы, на втором месте рыбопромысловые суда, число погибших за рассматриваемые годы судов типа Ро-Ро и танкеров приблизительно одинаково. Наибольшую опасность для морской среды представляют аварии и кораблекрушения танкеров.

Многие аварийные случаи влекут за собой человеческие жертвы. Ежегодное число погибших в море членов экипажей и пассажиров за последние годы составляет в среднем за год около 1000 человек.

Так, аварийность судов только рыбопромыслового флота РФ за 2017 г. составила 85 аварийных случаев (таблица 1).

Таблица 1 – Аварийность судов рыбопромыслового флота РФ за 2017 г.

Перечислим основные причины аварийных случаев.

1. Намотка на винт:

- сброс мусора в море с судов рыбопромыслового флота; 

- несоблюдение капитаном практических приемов и способов управления

судном при подъеме тралов;

- непринятие необходимых мер к розыску утерянных ставных и плавных

орудий добычи, включая розыск связанных или сшитых из сетей порядков.

2. Остановка главного двигателя:

- намотка на винто-рулевую группу посторонних предметов;

- нарушение правил технической эксплуатации судна.

3. Столкновение: 

- отсутствие должным образом организованного наблюдения с целью

определения опасности столкновения.

4. Пожар:

- несоблюдение обязанности вахтенной службы судна вести наблюдение за помещением, в котором производились сварочные работы и работы с открытым огнем, а также за смежными с ним помещениями в течение 12 часов после окончания работ;

- нарушение правил проведения сварочных работ.

- вход и нахождение членов экипажа в загазованном помещении без аппаратов, изолирующих органы дыхания.

- отсутствие должных знаний и навыков у капитана и членов экипажа судна по работе в загазованных помещениях.

- отсутствие должной организации и контроля за действиями членов экипажа судна со стороны капитана судна при подготовке и проведении разведки загазованного помещения. 

- загрузка гофротары в непредназначенные и неподготовленные для этого помещения в количестве, не позволяющем обеспечить безопасную эксплуатацию судна.

- неэффективность действия Системы управления безопасной эксплуатацией судов в компании.  

5. Пропажа человека с судна, причинения вреда здоровью и гибель членов экипажа:

- нарушение требований правил охраны труда;

- нарушение техники безопасности;

- нарушение правил пожарной безопасности;

- нарушение правил технической эксплуатации судна.

6. Навал на судно:

- нарушение хорошей морской практики;

- нарушение правил технической эксплуатации судна;

- нарушение правил по предупреждению аварий и борьбе за живучесть.

7. Посадка на мель:

- поломка главного двигателя;

- ошибки в счислении места судна;

- неиспользование лота, эхолота;

- нарушение рекомендаций лоции;

- неправильное управление судном при следовании в узкости; 

- неисправность навигационного оборудования и неточность карт; 

- неосторожное приближение к берегу во время сильного прижимного ветра.

8. Гибель судна:

- нарушение правил технической эксплуатации судна;

- нарушение Наставления по предупреждению аварий и борьбе за живучесть

судов;

- нарушение требований по загрузке судна;

- нарушение правил маневрирования.

Исходя из перечисленных аварийных ситуаций главная задача профессиональной деятельности судовых механиков - обеспечить высокий уровень технической безопасности судоходства.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 235.