Лекция 1. Введение. Системный анализ безопасной экс плуатации судов

Лекция 1. Введение. Системный анализ безопасной экс плуатации судов.

 

Системный подход к обеспечению безопасной морской транспортной системы

 

Безопасность эксплуатации судов как свойство морской транспортной системы

Морской транспорт как производственная отрасль является морской транспортной системой, структурным подразделением которого сохраняющим все основные свойства системы, является судоходная компания.

Морская транспортная система - совокупность судовых компаний, судов, судовых экипажей, портов, судоремонтных предприятий, органов управления н надзора научных и учебных заведений, взаимодействующих в обеспечении морских перевозок.

Главные требования к МТС заключаются в обеспечении безопасности и экономической эффективности при эксплуатации судов.

Качество системы - это совокупность свойств МТС, обеспечивающих потребность в перевозках и выполнение требований системы. Оно определяется качеством работы элементов, взаимодействующих между собой.

Главным свойством МТС является обеспечение безопасности, так как без этого все другие свойства исключают возможность функционирования МТС.

Основным структурным элементом, сохраняющим все свойства МТС, являются судоходные компании. Основным элементом, обеспечивающим безопасность и экономическую эффективность, являются суда. Главным системообразующим фактором при решении проблем безопасности во взаимодействии судоходной компании - судна - экипажа является человек.

В защите жизни человека главным требованием к МТС в аварийных случаях (АС) является обеспечение безопасности, а не экономической эффективности.

Свойства МТС в области безопасности характеризуются:

- мореходными качествами;

- надежностью судовых технических средств;

- возрастом судов;

- квалификацией судовых экипажей;

- качеством технического обслуживания и ремонта;

- материально-техническим обеспечением;

- эффективностью систем надзора и контроля за судами;

- уровнем управления.

Системный подход (системный анализ обеспечения безопасной эксплуатации судов) включает:

- рассмотрение безопасности судов как комплексного свойства МТС, а именно: навигационной, технической, экологической и пожарной безопасности;

- систематизацию факторов, влияющих на безопасную эксплуатацию судов, связей и отношений между элементами системы и их воздействия на возникновение случаев при эксплуатации судов;

- рассмотрение различных аспектов безопасности морского судоходства: научного, технического, эргомического, организационного, экономического и правового;

- определение влияния функциональных систем морского транспорта на безопасную эксплуатацию.

Уровень технической безопасности - это вероятность того, что при эксплуатации судна не произойдет аварийный случай из-за отказов судовых технических средств и элементов корпуса судна.

Уровень навигационной безопасности - это вероятность того, что при эксплуатации судна не произойдет потери остойчивости и плавучести, столкновений, посадок на грунт, штормовых и ледовых повреждений судна.

Главная задача профессиональной деятельности механиков заключается е обеспечении высокого уровня технической безопасности судна.

 

Технические факторы

К основным техническим факторам, влияющим на техническую безопасность эксплуатации судов, относятся:

- надежность судовых технических средств, устройств и корпуса судне;

- степень автоматизации СЭУ;

- категории ледовых усилении корпуса судна;

- количество и типы закрытия корпуса судна (закрытие трюмов, носовые, кормовые и бортовые закрытия ролкеров и пассажирских паромов типа ро-ро, водонепроницаемые двери надстроек и смежных отсеков и т.п.), степень оснащения судовых технических средств средствами аварийно-предупредительной сигнализации и защиты;

- степень оснащения судна противопожарной техникой, системами тушения пожара и средствами обнаружения пожарной опасности и возникновения возгорания;

- степень оснащения судна средствами контроля и технической диагностики;

- степень оснащения судна грузоподъемными устройствами как при грузовых операциях, так и для обслуживания СТС судна.

Эксплуатационные факторы

К эксплуатационным факторам, оказывающим влияние на техническую безопасность эксплуатации судов, относятся:

- возраст судов;

- условия внешней среды;

- свойства перевозимых грузов;

- численность судовых экипажей;

- назначение режимов работы СЭУ;

- качества применяемых топлив, смазочных масел и технической воды;

- своевременность и качество заводского ремонта;

- обеспеченность судов сменно-запасными частями и материалами;

- качество инструкции по технической эксплуатации и документации

- влияние возраста на техническую безопасность эксплуатации судов (ТБЭС);

- влияние условий внешней среды на ТБЭС.

Условия внешней среды

Ураганный ветер, шторм на море и туман, плавание в ледовых условиях - наиболее распространенные причины возникновения аварийных случаев с судами. Условия внешней среды характеризуются гидрометеорологическими параметрами, которые включают: направление и скорость ветра, высоту и длину волн, температуру наружного воздуха и забортной воды, состояние морского льда.

Для оценки зависимости влияния скорости ветра (метров в секунду) на величину волнения в море используют шкалу баллов Бофорта, характеризующую эту зависимость от 0 до 12 баллов при изменении скорости ветра соответственно от штиля при 0 до ураганного ветра - 33 м/с.

Состояние морского льда характеризуется размерами, подвижностью и количеством льда. По размерам различают крупные ледяные поля, имеющие протяженность более 2 км, обломки полей (от 2 км до 200 м), крупнобитый лед (от 200 до 20 м) и мелкобитый лед (менее 20 м).

По подвижности морской лед разделяется на три типа: припай (неподвижный, примерзший к берегу лед), плавучие дрейфующие льды, паковые льды – многолетние льды толщиной больше 3 метров, образующие крупные ледяные поля.

Наибольшую опасность при плавании в штормовых условиях представляет повышение вероятности потери остойчивости и плавучести судна при смещении груза и попадание воды в водонепроницаемый корпус судна.

Другими возможными последствиями штормов являются:

- повреждение палубного груза и надпалубных конструкций;

- повреждение корпуса судна;

- нарушение работы главных двигателей и вспомогательных механизмов от крена, качки и дифферента.

При плавании в штормовых условиях для обеспечения остойчивости и непотопляемости должен быть выполнен ряд дополнительных мер, которые включают:

- обеспечение минимальных свободных поверхностей в танках и других емкостях;

- симметричный расход судовых запасов;

- более частый контроль за поступлением воды внутрь корпуса судна (регулярный замер уровня жидкости в льялах, колодцах, танках; контрольные откачки воды из льял и колодцев);

- обеспечение готовности к действию в аварийных ситуациях.

Плавание в штормовых условиях при минусовой температуре наружного воздуха сопряжено с опасностью интенсивного обледенения судна. Наиболее значительное обледенение наблюдается в результате забрызгивания судна при скорости ветра более 15 м/с и температуре наружного воздуха ниже минус 4 °С. Основными местами обледенения являются полубак, верхняя палуба и надстройки. Интенсивность обледенения определяется скоростью нарастания массы льда и представляет угрозу остойчивости и непотопляемости судна. Основными средствами борьбы с обледенением являются:

- инструмент с пневмо- и электроприводом, ручные средства для скалывания льда;

- термические средства (пар, подогретая забортная вода, выхлопные газы от судовых дизелей);

- снижение скорости, выбор курса, уход во льды или под защиту берега.

Действие низких температур при минус 35 °С наружного воздуха проявляется также в значительном возрастании хрупкости металла обшивки и набора корпуса судна выше ватерлинии, а также в образовании трещин в результате охрупчивания стали.

К экстремальным условиям относится также плавание во льдах, которое обычно сопряжено с резким повышением нагрузки на руль, винт и корпус судна, что увеличивает вероятность повреждений гребных винтов, рулей и деформации обшивки корпуса и набора. Плавание во льдах вызывает необходимость более частых реверсов главных двигателей или соответствующих изменений шага винта, что приводит к интенсивному изнашиванию облицовки гребного вала и дейдвудных подшипников при водяной смазке (при носовом уплотнении). Очевидно, что такие условия увеличивают вероятность возникновения аварийных случаев.

Вопросы для самопроверки.

1. Технические факторы, влияющие на техническую безопасность эксплуатации судов.

2. Эксплуатационные факторы, влияющие на техническую безопасность эксплуатации судов.

3. Влияние возраста судна на техническую безопасность эксплуатации судов.

4. Влияние условий внешней среды на техническую безопасность эксплуатации судна.

 

Другие виды надзора

Противопожарный надзор

Как уже отмечалось, суда морского флота являются объектами повышенной пожарной опасности, во-первых, потому, что они используют для своего движения огнеопасное топливо, во-вторых, перевозят огнеопасные и взрывоопасные грузы. В классификации аварийных случаев по Положению о порядке расследования аварийных случаев с судами ПРАИМ-2013 учитываются аварийные случаи по пожарам и взрывам. Анализ статистических данных за последние годы свидетельствует о том, что большое количество судов мирового флота (порядка 20%) гибнет из-за пожаров и взрывов.

Основная задача механиков - обеспечивать исправность действия пожарных насосов, противопожарных систем, пожарной сигнализации и комплектность противопожарного оборудования и материалов.

Документация по противопожарной охране хранится на судне у старшего помощника капитана. Для более эффективного использования пожарную технику закрепляют за старшим помощником капитана (палубное пожарное оборудование) и за вторым механиком (механизмы, системы, устройства).

Задача механиков (кроме поддержания в исправности этого оборудования) по приходе на судно - ознакомиться со всем комплектом документов, хранящихся у старшего помощника капитана, и выполнять все требования этой документации, относящейся как к повседневным обязанностям членов экипажа, так и к его должностным обязанностям.

Предварительное расследование

По всем АС, независимо от их последствий, предварительное расследование производит капитан судна или назначенная комиссия под его председательством. Основным документом, в котором отражаются результаты предварительного расследования, является Технический акт.

Этот документ имеет очень важное значение для последующего расследования. Полнота и доказательность материалов, содержащихся в приложениях к Техническому акту, компетентность лиц, участвующих в их составлении, приложение необходимых чертежей, эскизов, фотографии и, при необходимости, результатов анализа конструкционных материалов, топлива и смазочных масел играет порой основную роль в выводах комиссий по расследованию аварий. Технический акт и приложения к нему должны содержать:

- описание обстоятельств и условий, при которых произошел аварийный случай;

- сведения о правильности технической эксплуатации, о нарушениях требований нормативных документов, со ссылкой на конкретные пункты;

- объяснение лиц, причастных к АС;

- причины с указанием причинно-следственных связей;

- рекомендуемые меры по предотвращению подобных АС.

В акте должна быть дана классификация АС по виду, причине и последствию. Если капитан классифицировал данный аварийный случай как эксплуатационное повреждение, то надзор за расследованием осуществляется судовладельцем.

Список литературы

1. Правила классификации и постройки морских судов. - СПб.: Регистр, 2015.-Т.1-3.

2. Правила классификационных освидетельствований судов в эксплуатации. - СПб.: Регистр, 2015.

3. Правила технической эксплуатации морских судов. РД3 120.97 МТРФ. - М.: Департамент морского флота, 1997.

4. Руководство по техническому наблюдению за судами в эксплуатации. - СПб.: Регистр, 2019.

5. Приложения к руководству по техническому наблюдению за судами в эксплуатации. - СПб.: Регистр, 2019.

6. Международный кодекс проведения расследований аварий и инцидентов на море. – М.:, 1998.

6. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 8 октября 2013 г. N 308 «Об утверждении Положения о расследовании аварий и инцидентов на море».

7. Гаврилов В. С. Методические указания на тему «Общие положения организации освидетельствований Регистра по технадзору за судами в эксплуатации». - СПб.: ГМА им. адм. С.О. Макарова, 1999.

8. Снопков В.И., Конопелько Г.И., Васильева В.Б. Безопасность мореплавания: Учебник. - М.: Транспорт, 1994.

10. Шишкин В.А., Занорожцев Г.Н., Бердин И.Ф. н др. Обеспечение безопасности морского судоходства при эксплуатации судовых энергетических установок. - М.: В/О «Мортехинформреклама», 1989.

Лекция 1. Введение. Системный анализ безопасной экс плуатации судов.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 394.