Сложность МТС обусловливает большое число факторов, влияющих на техническое обеспечение безопасности судов. При этом под каждым отдельным фактором понимают существенное обстоятельство, наличие или отсутствие которого увеличивает вероятность возникновения аварийной ситуации. Анализ причин аварий показывает, что все множество факторов, обусловливающих их возникновение, можно объединить в три группы:
1) технические;
2) эксплуатационные;
3) субъективные.
Технические факторы
К основным техническим факторам, влияющим на техническую безопасность эксплуатации судов, относятся:
- надежность судовых технических средств, устройств и корпуса судне;
- степень автоматизации СЭУ;
- категории ледовых усилении корпуса судна;
- количество и типы закрытия корпуса судна (закрытие трюмов, носовые, кормовые и бортовые закрытия ролкеров и пассажирских паромов типа ро-ро, водонепроницаемые двери надстроек и смежных отсеков и т.п.), степень оснащения судовых технических средств средствами аварийно-предупредительной сигнализации и защиты;
- степень оснащения судна противопожарной техникой, системами тушения пожара и средствами обнаружения пожарной опасности и возникновения возгорания;
- степень оснащения судна средствами контроля и технической диагностики;
- степень оснащения судна грузоподъемными устройствами как при грузовых операциях, так и для обслуживания СТС судна.
Эксплуатационные факторы
К эксплуатационным факторам, оказывающим влияние на техническую безопасность эксплуатации судов, относятся:
- возраст судов;
- условия внешней среды;
- свойства перевозимых грузов;
- численность судовых экипажей;
- назначение режимов работы СЭУ;
- качества применяемых топлив, смазочных масел и технической воды;
- своевременность и качество заводского ремонта;
- обеспеченность судов сменно-запасными частями и материалами;
- качество инструкции по технической эксплуатации и документации
- влияние возраста на техническую безопасность эксплуатации судов (ТБЭС);
- влияние условий внешней среды на ТБЭС.
Влияние возраста судна на техническую безопасность эксплуатации судов
Исследования, выполненные отечественными и зарубежными специалистами, показывают, что существует тесная связь между гибелью судов и их возрастом. Анализ данных показывает, что относительные потери судов, срок службы которых составляет более 20-и лет, в 4-5 раз превышают потери судов, достигших десятилетнего возраста. Наибольшее значение приходится на возрастную группу 20-24 года, а для группы судов 25 лет и более оно несколько снижается, что объясняется вводимыми эксплуатационными ограничениями – по району плавания, грузоподъемности и скорости судна.
В 1992 г. Российский Морской Регистр Судоходства (РМРС - Регистр) ввел в действие «Руководство по обновлению корпусов морских судов», в котором изложен порядок и методика выполнения этой процедуры.
Под обновлением корпуса судна понимают проводимый судовладельцем и классификационным обществом комплекс мер, направленных на повышение надежности и технического состояния конструкций корпуса до уровня, соответствующего судну в возрасте 5-и (уровень 1SS) или 10-и (уровень 2SS) лет в условиях нормальной эксплуатации. По результатам освидетельствования судна после окончания работ по обновлению Регистр выдает судну и судовладельцу Удостоверение об обновлении корпуса судна. Выполненный объем работ отражается в Акте освидетельствования корпуса. В классификационное свидетельство судна вносится запись о проведении обновления корпуса.
Условия внешней среды
Ураганный ветер, шторм на море и туман, плавание в ледовых условиях - наиболее распространенные причины возникновения аварийных случаев с судами. Условия внешней среды характеризуются гидрометеорологическими параметрами, которые включают: направление и скорость ветра, высоту и длину волн, температуру наружного воздуха и забортной воды, состояние морского льда.
Для оценки зависимости влияния скорости ветра (метров в секунду) на величину волнения в море используют шкалу баллов Бофорта, характеризующую эту зависимость от 0 до 12 баллов при изменении скорости ветра соответственно от штиля при 0 до ураганного ветра - 33 м/с.
Состояние морского льда характеризуется размерами, подвижностью и количеством льда. По размерам различают крупные ледяные поля, имеющие протяженность более 2 км, обломки полей (от 2 км до 200 м), крупнобитый лед (от 200 до 20 м) и мелкобитый лед (менее 20 м).
По подвижности морской лед разделяется на три типа: припай (неподвижный, примерзший к берегу лед), плавучие дрейфующие льды, паковые льды – многолетние льды толщиной больше 3 метров, образующие крупные ледяные поля.
Наибольшую опасность при плавании в штормовых условиях представляет повышение вероятности потери остойчивости и плавучести судна при смещении груза и попадание воды в водонепроницаемый корпус судна.
Другими возможными последствиями штормов являются:
- повреждение палубного груза и надпалубных конструкций;
- повреждение корпуса судна;
- нарушение работы главных двигателей и вспомогательных механизмов от крена, качки и дифферента.
При плавании в штормовых условиях для обеспечения остойчивости и непотопляемости должен быть выполнен ряд дополнительных мер, которые включают:
- обеспечение минимальных свободных поверхностей в танках и других емкостях;
- симметричный расход судовых запасов;
- более частый контроль за поступлением воды внутрь корпуса судна (регулярный замер уровня жидкости в льялах, колодцах, танках; контрольные откачки воды из льял и колодцев);
- обеспечение готовности к действию в аварийных ситуациях.
Плавание в штормовых условиях при минусовой температуре наружного воздуха сопряжено с опасностью интенсивного обледенения судна. Наиболее значительное обледенение наблюдается в результате забрызгивания судна при скорости ветра более 15 м/с и температуре наружного воздуха ниже минус 4 °С. Основными местами обледенения являются полубак, верхняя палуба и надстройки. Интенсивность обледенения определяется скоростью нарастания массы льда и представляет угрозу остойчивости и непотопляемости судна. Основными средствами борьбы с обледенением являются:
- инструмент с пневмо- и электроприводом, ручные средства для скалывания льда;
- термические средства (пар, подогретая забортная вода, выхлопные газы от судовых дизелей);
- снижение скорости, выбор курса, уход во льды или под защиту берега.
Действие низких температур при минус 35 °С наружного воздуха проявляется также в значительном возрастании хрупкости металла обшивки и набора корпуса судна выше ватерлинии, а также в образовании трещин в результате охрупчивания стали.
К экстремальным условиям относится также плавание во льдах, которое обычно сопряжено с резким повышением нагрузки на руль, винт и корпус судна, что увеличивает вероятность повреждений гребных винтов, рулей и деформации обшивки корпуса и набора. Плавание во льдах вызывает необходимость более частых реверсов главных двигателей или соответствующих изменений шага винта, что приводит к интенсивному изнашиванию облицовки гребного вала и дейдвудных подшипников при водяной смазке (при носовом уплотнении). Очевидно, что такие условия увеличивают вероятность возникновения аварийных случаев.
Вопросы для самопроверки.
1. Технические факторы, влияющие на техническую безопасность эксплуатации судов.
2. Эксплуатационные факторы, влияющие на техническую безопасность эксплуатации судов.
3. Влияние возраста судна на техническую безопасность эксплуатации судов.
4. Влияние условий внешней среды на техническую безопасность эксплуатации судна.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 746.