Конституция Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов равноправных субъектов Российской Федерации. Кроме территорий субъектов, в состав территории Российской Федерации включаются внутренние воды и территориальное море, а также воздушное пространство над ними, юрисдикцию над которыми осуществляют органы федеральной власти.
Конституцией также устанавливается, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют органы федеральной власти и органы власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Они самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждаю и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Полномочия органов федеральной власти установлены Конституцией РФ, а также конституционными законами. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ устанавливаются конституционными федеральными законами, а также конституциями (уставами) соответствующих субъектов РФ. Полномочия органов местного самоуправления устанавливаются федеральными законами.
В соответствии с действующим законодательством органы власти разных уровней осуществляют следующие полномочия в области земельных и иных имущественных отношений:
формируют, утверждают, исполняют бюджеты для своих территорий, осуществляют контроль за исполнением бюджетов;
осуществляют владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности соответствующих органов власти;
организуют разработку и реализацию программ охраны земель, включающих в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий;
организуют подготовку и утверждение документов территориального планирования;
устанавливают порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и организуют их ведение;
организуют и проводят государственную экспертизу проектной документации объектов строительства, реконструкции, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять;
организуют разработку и реализацию проектов организации земель;
осуществляют контроль за использованием природных ресурсов;
осуществляют выработку социально-экономической политики в области землевладения и землепользования на подведомственных им территориях;
осуществляют иные полномочия, отнесенные к их ведению.
Для реализации указанных полномочий органам федеральной исполнительной власти необходимы сведения:
о наличии, распределении и использовании земельных и иных природных ресурсов в разрезе субъектов РФ;
о наличии, распределении и использовании земельных и иных природных ресурсов, а также объектов недвижимости, находящихся в собственности РФ;
о стоимости земельных ресурсов, находящихся в собственности РФ;
о качественном состоянии земельных ресурсов, находящихся в собственности РФ.
Органам государственной власти субъектов РФ необходимы сведения:
о наличии, распределении и использовании земельных и иных природных ресурсов в разрезе муниципальных районов и городских округов;
о наличии, распределении и использовании земельных и иных природных ресурсов, а также объектов недвижимости, находящихся в собственности субъекта РФ;
о стоимости земельных ресурсов, находящихся в собственности субъекта РФ;
о качественном состоянии земельных ресурсов, находящихся в собственности субъекта РФ.
Органам местного самоуправления муниципального района (Городского округа) необходимы сведения:
о наличии, распределении и использовании земельных и иных природных ресурсов в разрезе сельских и городских поселений;
о наличии, распределении и использовании земельных и иных природных ресурсов, а также объектов недвижимости, находящихся в собственности муниципального района;
о стоимости земельных ресурсов, находящихся в собственности муниципального района;
о качественном состоянии земельных ресурсов, находящихся в собственности муниципального района.
Для реализации своих функций органам местного самоуправления поселений необходимы сведения:
о наличии, распределении и использовании земельных и иных природных ресурсов в границах сельских и городских населённых пунктов, входящих в состав поселения (в разрезе каждого населённого пункта);
о наличии, распределении и использовании земельных и иных природных ресурсов, прилегающих к границам населенных пунктов (в границах поселения);
о наличии, распределении и использовании земельных и иных природных ресурсов, а также объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности поселений;
о стоимости земельных ресурсов, находящихся в муниципальной собственности поселений;
о качественном состоянии земельных ресурсов, находящихся в муниципальной собственности поселения.
Из сказанного следует, что, во-первых, балансы должны формироваться для всех уровней государственного управления в области землевладения, землеустройства и землепользования. Во вторых, для каждого уровня государственного управления земельный баланс, с точки зрения информационного наполнения, должен соответствовать решаемым задачам. При этом на уровне муниципального образования баланс должен составляться в пределах территории:
муниципального района;
городского округа;
сельского или городского поселения.
Сведения, содержащиеся в информационной системе земельного баланса, призваны обеспечить реализацию основных функций органов управления, направленных на:
выработку социально-экономической политики в области землевладения и землепользования;
прогнозирование доходов от разных видов экономической деятельности, в которых земля является главным ресурсом, а также планирование использования земельных ресурсов;
учет активов, находящихся в распоряжении органов власти и управления, с целью распределения (перераспределения средств бюджетов разных уровней);
расчет объемов капиталовложений в природоохранные мероприятия, направленные на сохранение и повышение плодородия почв, вовлечение земель в хозяйственный оборот, ликвидации ущерба от негативных природных и техногенных воздействий;
организацию государственного контроля за использованием и охраной земель;
организацию работ по составлению схем использования и охраны земель, а также проектов территориального землеустройства;
осуществление иной деятельности, направленной на повышение уровня эффективности использования и капитализации земель.
Земельный баланс должен содержать систему документов, позволяющую собирать показатели, характеризующие объект учёта, и систему документов для обработки и анализа учетных данных.
Учет земель должен вестись по категориям, собственникам, владельцам, пользователям, арендаторам и держателям других прав, а также по видам хозяйственного использования.
Важнейшей прерогативой государственного управления земельным фондом является классификация земель по категориям в зависимости от их целевого назначения. Это позволяет органам власти, во-первых, находиться у истоков определения назначения земель, не допускать без достаточных оснований перевода их из одной категории в другую, а во-вторых, осуществлять контроль за режимом использования земель в зависимости от их целевого назначения. Поэтому в учетной системе земельного баланса должны содержаться сведения о наличии и распределении земель по категориям.
Органы власти сами не используют земельные ресурсы, они предоставляют их для использования гражданам и юридическим лицам, получая от этого определенный доход в бюджеты разных уровней в виде земельного налога и арендной платы. Кроме того, выступая в роли суверена, органы власти обязаны контролировать использование земель, не допускать их нерационального и истощительного использования, поэтому в учетной системе земельного баланса должны содержаться сведения о правах, на которых используют землю граждане и юридические лица.
Баланс качественного состояния земель может составляться для расчета объемов капиталовложений в природоохранные мероприятия, в перепрофилирование использования земель, вовлечение их в хозяйственный оборот. Данный баланс составляется отдельно на земли, используемые в качестве основного средства производства (земли сельскохозяйственного назначения, земли лесного фонда), и на земли, выступающие в качестве пространственного базиса для размещения на них иных объектов (зданий, строений, сооружений промышленного назначения, зеленых насаждений, защитных, природоохранных сооружений и т.п.). Непременным условием создания такого баланса является полное обследование земель на предмет их качественного состояния, что в современных условиях невозможно.
На начальном этапе необходимо по возможности использовать имеющуюся информацию о качественном состоянии отдельных видов земель, например мелиорированных, сведения о которых обновляются регулярно. Сведения, накопленные в период до 1990 года, о почвах и наличии гумуса в них, сведения об овражно-балочных системах, о загрязнении земель радионуклидами и тяжелыми металлами и иные сведения в течение продолжительного времени практически не обновляются.
Конкретный перечень показателей должен быть тщательно отобран и утвержден органом, имеющим полномочия по данному вопросу. Баланс качественного состояния земель должен составляться на определенную локальную территорию. Составлять его на большие территории (субъект Российской Федерации, территория государства в целом) нецелесообразно. Как и учет земель по видам хозяйственного использования он должен вестись в разрезе категорий земель.
Учет качества земель должен соответствовать следующим требованиям:
показатели качественных характеристик земель формируются в разрезе категорий земель;
показатели качественных характеристик земель поступают в балансовую систему из баз данных соответствующих служб, осуществляющих учет качества земель;
показатели качественного состояния земель формируются также в разрезе категорий. На муниципальном уровне они формируются в балансе земель муниципальных образований, а по землям, находящимся в федеральной собственности и в собственности субъектов Российской Федерации, - в соответствующих учетных системах балансов этих уровней;
показатели качественного состояния земель вносятся в систему по мере проведения обследований конкретных земельных участков.
Показатели качественных характеристик земель сельскохозяйственного назначения должны включать: характеристики пригодности земельных участков к возделыванию сельскохозяйственных культур; сведения о природно-технологических свойствах земельных участков, их мелиоративном и культуртехническом состоянии.
Показатели качественных характеристик земель, предназначенных под застройку, должны включать градостроительные и иные характеристики земельных участков по степени их пригодности для использования в городском, коммунальном хозяйстве, промышленности, транспорте, других отраслях инфраструктуры и строительстве.
Показатели качественных характеристик земель лесного фонда должны включать характеристики земель по степени их пригодности для лесоразведения.
Показатели качественных характеристик земель водного фонда должны включать характеристики качества грунтов и углов откоса, влияющих на состояние земельного участка под водным объектом и определение пригодности участка для строительства модного объекта или гидротехнического сооружения на нем.
Наряду с учетом качественного состояния земель большое значение имеет определение стоимостных показателей земель, которые обусловлены местоположением, размещением основных фондов, их народнохозяйственной значимостью, направлениями использования и другими факторами. Оценке подлежат не только сельскохозяйственные угодья, но и территории под жилой, промышленной и общественной застройкой, улицы, площади, участки зеленых насаждений, природные ландшафты, неиспользуемые и неудобные земли.
При предоставлении земель под застройку, наряду с оценкой качественного состояния земель, существенное значение имеют факторы, обусловливающие различные капитальные и эксплуатационные затраты:
местоположение участка по отношению к источникам водоснабжения и энергоснабжения, к населенным пунктам, объектам социальной и транспортной инфраструктуры;
инженерно-строительные условия: характеристика грунтов, уровень грунтовых вод, рельеф, местоположение и другие;
стоимость ранее присоединенного к земле труда. Его влияние на условия нового направления использования участка может быть двояким: способствующим решению поставленной задачи, если прошлый труд используется, прибавляется к новому, или затрудняющим решение новой задачи, т. е. увеличивающим затраты, если для использования участка в новом направлении должен быть полностью или частично исключен прошлый труд (снесены старые постройки, расчищена территория и т.п.);
социальные факторы ценности земли;
особенности почв, растительности, связанные с местными природно-климатическими условиями района и выражающиеся в затратах на охрану здоровья людей;
степень урбанизированности территорий, характеризующаяся удельной плотностью населения и выражающаяся в величине затрат на создание инженерной и социальной инфраструктуры в данной местности в связи с освоенностью территории;
экологические качества территории (ландшафт, зеленые насаждения, рельеф, природное окружение, наличие водоемов, микроклимат), определяющие её архитектурно-художественную и эстетическую ценность, условия жизни и отдыха;
санитарно-гигиенические параметры территорий (загрязнение воздушного бассейна, вод, почв, уровень шума и другие).
Вышеперечисленные показатели непосредственно отражают потребительские качества земель, которые необходимо учитывать при их оценке.
Стоимость земельных активов в соответствии с действующим законодательством определяется на основе рыночной оценки или кадастровой оценки. Кадастровая оценка земель проводится для целей налогообложения, и ее данные позволяют рассчитать возможное поступление земельных платежей в казну населенного пункта.
На величину кадастровой стоимости земель влияет местоположение земельных участков, их размер, а также наличие на земельном участке иных объектов недвижимости. При оценке стоимости земельных участков используются удельные показатели кадастровой стоимости земель (тыс.руб./га, тыс.руб./кв.м, руб./кв.м).
В целях уточнения и обновления первичных данных ведется текущий учет земель, при котором выявляются и фиксируются изменения, произошедшие в составе земель, их качестве и виде использования.
Учетная составляющая системы земельного баланса должна соответствовать следующим требованиям:
земельный баланс должен содержать сведения обо всех земельных участках в границах территориальных образований или находящихся в собственности соответствующего субъекта прав;
учет земель должен вестись по категориям, собственникам, владельцам, пользователям, арендаторам и держателям других прав, по видам хозяйственного использования земель;
исходными данными для получения количественных характеристик земель должны являться сведения Единого государственного реестра земель муниципального уровня;
показатели земельного баланса должны быть сопоставимы и совместимы на разных уровнях его ведения;
учет земель в системе земельного баланса должен вестись по их фактическому состоянию и использованию;
сведения, поступающие в земельно-балансовую систему, должны быть документально подтверждены;
данные учета земель должны быть занесены в балансовую книгу (в бумажном и (или) электронном видах);
показатели земельного баланса должны отражаться в специальных формах, которые в свою очередь должны быть унифицированы для целей автоматизированной обработки;
заполнение форм должно осуществляться по единой методике на всей территории Российской Федерации;
по единицам измерения балансовые формы могут составляться в натуральных (гектарах, квадратных метрах), стоимостных (рублях, тысячах рублей), а также в натурально-стоимостных измерениях;
единицы измерения, применяемые при заполнении форм баланса, определяются с учетом целей, степени обобщения информации, содержащейся в них, и вида земель;
система должна быть основана на принципах построения развивающихся систем.
Вопросы для самопроверки
1. Особенности функционирования систем кадастрового учёта и регистрации прав на земельные участки до 1998г.
2. Особенности функционирования систем кадастрового учёта и регистрации прав на земельные участки с 1998 по 2008гг.
3. Цель и задачи создания в России государственного кадастра недвижимости.
4. Различия в содержании и технологии ведения ГЗК и ГКН.
5. Информационное взаимодействие при ведении ГКН.
6. Классификация объектов недвижимости при ведении ГКН
7. Классификация территориальных зон при ведении ГКН
8. Система кадастровых планов и карт при ведении ГКН.
9. Проблемные вопросы объединения существующих систем кадастрового и технического учёта объектов недвижимости.
10. Проблемные вопросы объединения существующих систем кадастрового учёта и государственной регистрации прав на объекты недвижимости.
11. Состав информации об объектах недвижимости необходимый для реализации функций государственного и муниципального управления
12. Технология формирования земельно-учётной и отчётной документации по земельному балансу района
13. Основные понятия информации и информатизации, направления государственной политики в области развития системы ГКН
14. Структура и состав сведений ГКН об объектах недвижимости
15. ГИС-технологии при создании кадастровых карт.
16. Технология государственного кадастрового учёта земельных участков в ОКУ.
17. Виды кадастровых процедур выполняемых в ОКУ.
18. Основания для приостановки и отказа в осуществлении кадастрового учёта.
19. Федеральные целевые программы по созданию автоматизированных систем ведения кадастра
20. Информационное обеспечение землеустройства и кадастра
Дата: 2019-02-25, просмотров: 245.