Самаряне «прияша Духа Святаго». На учеников Иоанновых по возложении рук Павловых «прииде Дух Святый». Значит, Миропомазание делает из человека храм Духа Святаго, и Дух Святый вселяется в этого человека, давая ему различные дарования, которые Он с Собой приносит.
Еф. 4:30 – «Не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в деле избавления». Здесь говорится скорее о чрезвычайных дарах, но и о всяком даре, который дается человеку Миропомазанием.
1 Кор. 3:16-17 – «Храм Божий есте и Дух Божий живет в вас. Аще кто Божий храм растлит, растлил сего Бог, храм бо Божий свят есть, иже есть вы».
2. Дух Божий, Который вселяется в нас, содействует нашему возрастанию и укрепляет наши духовные силы. Прежде всего, это воздействие на те новые качества, которые появились при Крещении, содействие той новой природе, которая устанавливается при Крещении в человеке.
Мы получаем какое-то знание, и каждый из нас испытал, что мы можем что-то знать. Это знание может быть для нас чисто внешним, как информация, но может стать и нашим внутренним достоянием. Вот этот момент – знание о Боге становится нашим внутренним достоянием – это и есть дело Духа Святаго как результат дара, полученного нами. Это не просто научение, а еще и восприятие учения. Можно знать все заповеди блаженства и не придавать им никакого значения, а можно сделать их как бы собственностью самого себя, как и все другие заповеди. В этом смысле Миропомазание позволяет Духу Святому укреплять нас в вере.
1 Ин. 2:20,27 – «И вы помазание имате от Святаго и весте вся, ...яко то само помазание учит вы». В этом смысле и надо понимать, что само помазание нас научает – не внешним сведением, а внутренним восприятием.
Неповторимость таинства Миропомазания
Бог всегда верен Себе, и если Он что-то обещает, то Его обещания непреложны. А раз это так, то мы можем нарушать что-то, но не Бог. Печать дара Духа Святаго, обручение Духу, которое мы получаем с этой печатью, с точки зрения Духа Святаго остается верным. Здесь проблема будет только в нас, насколько мы уклоняемся от этого, уходим или возвращаемся к этому.
Поскольку Бог не может изменить Своих обетовании, то и таинство Миропомазания не повторяется, поскольку именно оно связано с обручением Духу Святому.
О помазании царей на царство. Здесь тоже использовалось Св. Миро. Это не было повторением Миропомазания, хотя внешне выглядит именно так. Тем не менее, здесь ситуация другая. Это ни в какой степени не таинство, а молитва о помощи Божией всем людям, царю в его очень трудной работе. Поскольку жизнь царя, его труд были связаны с жизнью всего православного народа, всего государства, важность его безусловно должна подкрепляться дарами Св. Духа. Здесь молитва именно о том, чтобы трудный подвиг был совершен царем, поэтому помазание шло тем же самым Миром. Но здесь даются другие дары, чтобы государственное мышление царя было мышлением в Боге, чтобы спасение людей было связано с Богом; спасительным должно было быть и царствование.
Установление таинства Евхаристии. Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии. Образ пребывания Господа Иисуса Христа в Святых Дарах.
Таинством в православном богословии называется «священнодействие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом нашим, через Которого всякий из верующих получает Божественную благодать» [Макарий].
Установление таинства Евхаристии
Таинство Евхаристии было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной Вечере (Мф. 26, 26-28, Лк. 22, 19-20). В качестве предустановления таинства можно указать на слова Спасителя из Его беседы о хлебе небесном, которые были произнесены в капернаумской синагоге (Ин. 6, 51, 53-56).
Евхаристия как таинство
Евхаристия есть таинство, в котором хлеб и вино прелагаются Духом Святым в истинное Тело и в истинную Кровь Господа Иисуса Христа, а затем верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом в жизнь вечную. Веществом таинства являются хлеб и вино. С VI века, со времени Юстиниана I Великого, добавляется также некоторое количество теплой воды. Чинопоследование таинства Евхаристии – вся Литургия, которая является единым и неразделимым священнодействием. В самой Литургии особое место занимает Евхаристический канон, а в Евхаристическом каноне особое значение имеет эпиклеза – призывание Духа Святого на Церковь, т. е. на евхаристическое собрание и на предложенные Дары. Эпиклезу нельзя вырывать из всего чинопоследования, и она с точки зрения православного учения о таинствах не является тайносовершительной формулой в ее латинском понимании.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 378.