Установление таинства Священства. Видимая сторона таинства. Невидимые его действия. Неповторимость и неизгладимость таинства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Таинством в православном богословии называется «священнодействие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом нашим, через Которого всякий из верующих получает Божественную благодать» [Макарий].

«Священство есть таинство, в котором Дух Святый правильно избранного чрез рукоположение святительское поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово».

Незадолго до Своего Вознесения Господь сказал ученикам:

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 19-20).

Таким образом, священническое служение включает в себя учительство («научите»), священнодействие («крестя») и служение управления («уча их соблюдать»). Это тройственное служение – учительства, священнодействия и управления – имеет общее наименование пастырства. Священнослужители поставляются для того, чтобы «пасти Церковь» (Деян. 20, 28).

Институт священства в Церкви не есть человеческое изобретение, но Божественное установление. Сам Господь

«поставил одних Апостолами, ... иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения...» (Еф. 4, 11-12).

Избрание на священническое служение также не есть дело человеческое, но предполагает избранничество свыше:

«Не вы Меня избрали, но Я вас избрал и поста вил вас...» (Ин. 15, 16).

«И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Еф. 5, 4).

Рукоположение, возведение человека на иерархическую степень, – это не только видимый знак поставления на служение, как полагают протестанты, считающие, что между мирянином и клириком нет никакой принципиальной разницы. Священное Писание не оставляет сомнения в том, что в таинстве священства преподаются особые благодатные дары, отличающие клирика от мирянина.

Ап. Павел писал своему ученику Тимофею:

«Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим. 4, 14). «... напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 1, 6).

В Православной Церкви три необходимых степени священства: епископ, пресвитер и диакон.

«Диакон служит при Таинствах; Пресвитер совершает Таинства, в зависимости от Епископа; Епископ не только совершает Таинства, но имеет власть и другим через рукоположение преподавать благодатный дар совершать оные».

Кроме того, только епископу принадлежит право освящения храма, антиминса и св. мира.

Для нормального функционирования церковного организма необходимы все три иерархические степени. С древнейших времен это считалось необходимым условием жизни Церкви. Сщмч. Игнатий Богоносец писал:

«Все почитайте диаконов, как заповеди Иисуса Христа, епископов, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов – без них нет Церкви»[21].

Установление таинства Священства. Судьба апостолов говорит о том, что вначале было призывание: Господь призвал, например, Филиппа, Нафанаила, Симона, Андрея, Иоанна, и в Евангелии описывается, когда и как они были призваны на следование за Ним. Затем происходит избрание Двенадцати и Семидесяти из многих учеников. Но это еще не иерархия, а подготовительный процесс, как бы обетование о иерархии.

Другое дело, когда произошло посвящение в церковном смысле. На посвящение апостолов следует обратить внимание. Здесь надо выделить два момента.

1). Ин. 20:21-23 – «Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят; имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держатся, держатся». Дается полномочие апостолам разрешать грехи, они получают благодать на совершение этих действий. Но реализовать это они могли только после Пятидесятницы.

2). До Пятидесятницы произошло еще одно событие: перед Вознесением Господь «воздвиг руце Свои, и благослови их» (Лк. 24:50). Это похоже на хиротонию.

Итак, два действия: дуновение и воздвижение рук с благословением.

Что это было за дуновение: может быть, предупреждающее Пятидесятницу? или дающее дары при Миропомазании? Позднее мы убедимся в том, что это не так. Но и здесь это очевидно не так, потому что говорится, на что дается: в данном случае на таинство Покаяния, на ту благодать, которая разрешает грехи человека. Это особая благодать, отличающаяся от благодати последующей.

Иоанн Златоуст об этом дуновении (беседа 86-я): «это дарование не всей полноты даров Св. Духа, а дарование некоторой власти и духовной благодати».

Дата: 2019-02-19, просмотров: 294.