Таинством в православном богословии называется «священнодействие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом нашим, через Которого всякий из верующих получает Божественную благодать» [Макарий].
Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду и при призывают крестящим его имени Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую. Тем самым крещаемый вводится в Церковь и становится ее членом.
Самое Таинство Крещения состоит из освящения воды и елея, помазания освященным елеем и главного священнодействия – троекратного погружения крещаемого в воду со словами: «Крещается раб Божий (его имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».
В ряду таинств Святой Церкви на первом месте стоит таинство Крещения, «так как без него человек не может соединиться со Спасителем, стать членом Христовой Церкви, принимать участие в других Таинствах и быть наследником жизни вечной». Оно служит дверью, вводящей в благодатное царство – Церковь, и дает доступ к участию в других таинствах. Еще до установления таинства Крещения Господь Иисус Христос в Своей беседе с Никодимом указал на безусловную необходимость этого Таинства для спасения. «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3, 3). Когда Никодим выразил недоумение, «как может человек родиться, будучи стар» (Ин. 3, 4), то Спаситель ответил, что новое рождение будет совершаться водою и Духом: «…Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3, 5-6).
Установление этого благодатного таинства произошло после Воскресения Христова. Явившись Своим ученикам, Господь сказал им, что Он принял от Отца всякую власть на небе и на земле, и продолжал: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 19-20), – и к этому прибавил: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). В день сошествия Святого Духа на Апостолов, когда после речи Апостола Петра слушатели спрашивали, что же им делать? – Апостол Петр сказал им: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2, 38). Там же, в книге Деяний, приведены отдельные случаи Крещения, совершенного Апостолами. Так, Апостол Петр крестил Корнилия (Деян. 10), Апостол Павел – Лидию и домашних ее, стража темничного с домом его (Деян. 16).
Уже самое определение Таинства Крещения говорит о том, что оно связано с коренным переломом в жизни человека. Стать христианином – значит переменить убеждения и образ жизни, решительно переродиться в нового человека. Слова Господа о том, что зерно не оживет, если не умрет (Ин.12,24), или: «Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк. 14,27), или сказанное Никодиму: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3,5), подтверждаются самой жизнью. История христианства знает множество примеров (начиная с апостолов), когда уверовавшие во Христа, а потом крестившиеся становились действительно иными людьми. Духовно возрожденный человек перестает жить для себя и начинает жить для Бога, других людей, обретая в этом для себя полноту бытия.
Для достойного принятия Крещения нужны вера и покаяние, отказ от прежней своекорыстной жизни, осознание связанности ее с действием злых духов и отречение от них.
«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов...» (Деян. 2, 38)
«Кто будет веровать и креститься, спасен будет...» (Мк. 16, 16).
Дата: 2019-02-19, просмотров: 261.