Действительность таинства, его подлинная благодатность, присущая ему по природе – различается от действенности (силы и степени воздействия на принимающего таинство)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для того чтобы таинство было признано действительным необходимы:

1) законно рукоположенный пресвитер (епископ);

2) соответствие внешних действий «богопреданному чину».

Но не дает права не признавать таинство в качестве действительного:

1) недостаточно благочестивый пресвитер (епископ), т.к. благодатная сила таинства зависит только от заслуг и воли Христа и совершается Его действием (1 Кор. 3, 7);

2) недостаток веры лиц, принимающих таинство, хотя «от приступающим к таинствам, без всякого сомнения, требуется вера и надлежащее приготовление по уставу Церкви, но не для того, чтобы таинства соделались таинствами и могли действовать благодатью, а чтобы принятие таинств было достойное» [Макарий].

Перечисленные критерии имеют значение только для степени восприятия Божественных сил, изливающихся на всех в равной степени по Его безграничной благости.

Необходимыми условиями для того, чтобы действие таинств было спасительным, являются: вера в таинство со стороны приемлющих таинство и связанное с этим искреннее желание принятия таинства.

Спасительная действенность таинства, согласно православному учению, стоит в прямой «зависимости от степени свободного участия в нем самого человека. Чтобы выйти из таинства новым человеком, он должен сам стремиться быть новым и, насколько есть у него сил, дол­жен уничтожать в себе малейшие остатки прежнего греховного устроения». Таким образом, православное учение о действенности таинств далеко от понимания чисто механиче­ского действия благодати Божией. По слову архиеп. Сергия Страгородского, «спасение и, в частности, оправдание для православного есть состояние свободно-нравственное, хотя и мо­гущее совершиться только с помощью благодати Божией. Чтобы быть возрожденным благо­датью, человек должен сам содействовать своему возрождению. Если же человек не делает сам ничего, не кается и не стремится к восприятию той праведности, не готовит себя, тогда и таинство не может произвести на него своего действия. От таинственного возрождения он уй­дет не возрожденным» [Сарычев].

В Православной Церкви есть много священ­нодействий, которые формою своего совершения имеют сход­ство с таинствами, таковы, например, окропление водою слабого новорожденного младенца при его крещении и окропление водою на молитве: помазание при таинстве Елеосвящения и помазание елеем на всенощном бдении: возложение руки епископа на поставляемого во пресвитера или диакона и на посвящаемого во чтеца и иподиакона. Есть и другие священнодействия, не сходные с таинствами, но сопровождающиеся определенными внешними знаками их совершения. Эти священнодействия называются обрядами. Между таинствами и обрядами существует глубокое и сущест­венное различие. Оно состоит в следующем:

1. Таинства все установлены Основателем Церкви Господом Иисусом Христом. Нет и не может быть таинств, которые были бы установлены кем-либо иным, кроме Христа, так как только один Бог мог указать и даровать человеку средства, через которые могла бы нисходить на человека благодать Божия. Таким образом, необходимый признак та­инства – это установление их Иисусом Христом. Но этого нельзя сказать об обрядах. Правда, начало некоторых из них восходит ко временам апостольским и тем обязательнее содержание обряда для верующих, чем дальше в церковную древность идет его установление. Но многие из обрядов не только не были установлены Христом или даже апостолами, и вошли в употребление в послеапостольское время.

2. Таинств семь. Церковь не может ни увеличивать, ни уменьшать их число, оно неизменно на все время сущест­вования Церкви на земле. Обрядов же много и число их изменилось и может изменяться в будущем. Сообразно с нуждами и потребностями Церковь может вводить в церковное употребление и действительно вводила новые обря­ды, неизвестные ранее, например, обряд пострижения в мона­шество: может она также и отменять обряды, если в них минует нужда или изменять их применительно к требованиям времени и обстоятельств.

3. В таинствах благодать Божия необходимо соеди­няется с видимым действием и необходимо в видимом знаке преподается приступающему к таинству: обряды же только знаки прошения благодати Божией – милости Божией или благословения Божия: в них нет такой связи между видимою и невидимою сторонами; поэтому с обрядами не соединяет­ся необходимо сообщение даров милости или благословения Божия.

4. Наконец, в каждом из таинств низводятся на верующих определенные дары благодати Божией, усвояющей людям плоды искупительного подвига Христова. Поэтому принятие таинств обязательно для христианина: без этого невозможно вступление в Церковь и наследование спасения. В обрядах же, если люди и удостаиваются дарования божественной благодати, то эта благодать не имеет частного, определенного вида освящения человека. Обряды совершают­ся не с целью низведения на верующих благодати, усвояющей людям искупительный подвиг Христов, а с целью призвать на человека, а часто даже и на внешнюю жизнь и деятель­ность его, вообще милость Божию, Благословение Божие. Поэтому обряды могут совершаться и совершаются над неодушевленными предметами (напр. окропление освященною водою полей, садов, домов, других принадлежностей хозяй­ства и т.п.). Обряды, как знаки прошения милости Божией в частных случаях, не имеют характера безусловной необ­ходимости для всех членов Церкви, какой имеют таинства. Поэтому и число, и совершение их изменялось и может из­меняться [Сарычев].

Итак, таинства занимают центральное место среди всех освятительных божественных установлений. По отношению к ним все остальное является только как бы предваряющим и сопутствующим.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 229.