Таинством в православном богословии называется «священнодействие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом нашим, через Которого всякий из верующих получает Божественную благодать» [Макарий].
Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и воз рождается от Духа Святого и в жизнь духовную, светлую.
Миропомазание есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Сея того Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной.
Понятие таинства Миропомазания
В Крещении происходит очищение человека от грехов, оправдание его перед Богом. Человек как бы приближается к Богу, присоединяется к Нему, и Господь меняет гнев на милость.
Происходит духовное рождение человека. Но в нем остается еще то, что препятствует его духовному развитию. Сам человек многого еще не может сделать. Он как бы присоединился ко Христу и находится вместе с Ним. Но как же быть с теми как бы мертвыми тканями, которые должны оживать? Груз предшествующих грехов, в том числе грехов предшествующих поколений, таков, что он многое изменил в человеке. Существуют причинно-следственные цепочки в жизни человека, поэтому сама жизнь изменяется, как и условия его существования. Даже если нет греха, желание греха остается – то, что называется словом «похоть», – греховное похотение.
У первородителей наших опыта греха не было, поэтому они были мало искушены. Другое дело – мы, которые искушаемся в грехе с самого начала и даже если не грешим, то хорошо знаем, что такое грех. Сами люди из этого состояния выйти не могли бы, если бы не было укрепления в добре, духовного роста. Но для того, чтобы в человеке появлялись новые силы, необходимы благодатные дары. Они даются в таинстве Миропомазания («хрисма» по-гречески, «конфирмацио» по-латыни).
Иак. 1:14-15 – «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть».
Для борьбы с похотью должны быть даны дары Духа Святаго, необходима благодатная помощь в добре, чтобы победить похоть. Катехизис: «При помазании освященным Миром частей тела, подаются дары Святаго Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной».
Установление таинства
В Евангелиях прямого указания на установление таинства Миропомазания нет. Но, тем не менее, обетование об этом таинстве было. Спаситель обещает верующим, что на них изольются дары Святаго Духа.
Ин. 7:37-39 – «В последний же день великий праздника стояше Иисус и зваше, глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева Его истекут воды живы. Сие же рече о Дусе, Егоже хотях приимати верующий во имя Его: не у бо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен». Господь Иисус Христос еще не прославлен, поэтому нет еще Духа Святаго и Его даров, которые хотят принять верующие. Но Господь обещает, что это произойдет.
О каких дарах идет речь? Может быть, о тех чрезвычайных дарах, которые были в первые времена существования христианства?
Но из послания ап. Павла видно, что речь идет не о чрезвычайных дарах, которыми наделяются некоторые из верующих, а о дарах Св. Духа, которыми наделяются все верующие. Это те дары, которые укрепляют их в духовной жизни и позволяют в ней возрастать.
Существует мнение некоторых святых отцов, что Крещение это крещение тела, а Миропомазание – это Крещение Духом Святым. Но это мнение не находит своего подтверждения. В Новом Завете эти два таинства различаются. То, что в Крещении присутствует Дух Святый, это несомненно – потому и Крещение идет во имя Отца, И Сына, и Святаго Духа. Если говорить на простом языке, то можно сказать, что только Дух Святой мог присоединить человека к Богу. Именно животворящий Дух Святый, и никто другой, присоединяет человека к Богу. Поэтому при Крещении и присутствует Св. Дух. В Миропомазании присутствие Св. Духа и Его даров происходит в другом виде. Мы должны понять, что Крещение и Миропомазание с самого начала понималось по-разному.
Первоначально апостолы совершали это таинство через возложение рук (Деян. 8, 14-17). Позднее стали употреблять помазание миром, чему могло послужить примером помазание, употреблявшееся во времена Ветхого Завета (Исх. 30, 25; 3 Цар. 1, 39).
Дата: 2019-02-19, просмотров: 263.