Установление таинства Покаяния. Видимая сторона таинства Покаяния. Невидимое его действие. Условия прощения грехов. Значение епитимии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Таинством в православном богословии называется «священнодействие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом нашим, через Которого всякий из верующих получает Божественную благодать» [Макарий].

«Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом».

Это таинство повторяющееся, в отличие от Крещения, и повторяется оно столько раз, сколько раз человек к нему прибегает. Его называют зачастую «второе Крещение», «слезное Крещение». Это говорит о том, что между двумя таинствами есть прямая связь: происходит воссоединение человека с Богом, прощение грехов. Но есть и большая разница. Крещение однократно и применяется к человеку, никогда раньше с Богом не бывшему. Происходит его первая встреча с Богом, и человек получает первое прощение всех грехов, которые у него есть, полностью воссоединяясь с Богом. Таинство покаяния относится к человеку, который был и есть с Богом, но постоянно эту связь нарушает. Если Крещение – это рождение человека к жизни, то здесь речь идет об исцелении болезней духовных. Это исцеление человека, уже живущего духовной жизнью, происходит в таинстве Покаяния.

Установление таинства Покаяния. Таинство покаяния, несомненно, установлено Самим Господом Иисусом Христом. Спаситель обещал апостолам сообщить им власть прощать грехи, когда сказал: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18). Кроме того, Христос Спаситель еще прежде двукратно изрек обетование об этом таинстве. В первый раз сказал Апостолу Петру, когда тот исповедал Его от лица всех Апостолов Сыном Божиим: «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связа­но на небесах, и что разрешишь на земле, то бу­дет разрешено на небесах» (Мф. 16, 19); в другой раз засвидетельствовал всем Апостолам: «Если (кто) и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 17-18). Евангельское обоснование Таинства Покаяния находится также и в Соборном послании апостола Иакова: «Исповедайте убо друг другу согрешения» (Иак. 5, 16) («Признавайтесь друг пред другом в проступках», по Синодальному переводу).

По Воскресении же Своем Господь действительно даровал им эту власть, сказав: «приимите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23).

Здесь не простое обетование о том, что будут даны ключи Царства, и не просто «аще свяжете на земли, будет связано на небесех» – здесь происходит уже и священнодействие, потому что Господь дает силу: «Приимите Дух Свят». Это происходит до Пятидесятницы – апостолам дается власть, которая получит силу позже, после Пятидесятницы. А здесь даются особые дары, которые проявятся позже.

Надо ли думать, что эта власть дана только апостолам лично? Господь обещает им пребывать все время с Церковью, до скончания века. Поэтому эту власть через апостолов Господь дает Церкви в целом, и это понимается Церковью с самого начала как власть разрешать даже самые тяжелые грехи – при условии их исповедания.

Видимая сторона таинства Покаяния

Устное исповедание грехов.

Это не простая констатация факта греха. Мы можем только тогда рассчитывать на помощь Божию, когда мы действительно раскаиваемся в грехе, действительно считаем этот грех Богопротивным и хотим измениться к лучшему. Может быть, сразу нам это и не удастся, но усилие наше необходимо. Человек стоит перед Богом, священник является только свидетелем нашего покаяния.

Феофан Затворник («Путь ко спасению»): «Разрешение грехов священником не является безусловным, а при условии действительного раскаяния грешника. Если же это не выполнено, то может случиться, что тогда как духовный отец будет произносить: «Прощаю и разрешаю», Господь скажет: «А Я осуждаю».

Устное исповедание грехов – это некоторый самосуд, осуждение себя. Но надо помнить, что эта сторона, может быть, и второстепенна, потому что если я сам себя осуждаю, то это вовсе не означает, что Господь, Который видит нашу душу, осуждает нас. Наоборот, здесь происходит нечто другое, что можно назвать не судом, а так, как называют святые Отцы: врачебницей.

Ин. Златоуст («О покаянии»): «Здесь врачебница, а не судилище; здесь подают прощение грехов, а не истязуют».

Если это врачебница, то здесь мы стоим перед тайной: почему важно вслух говорить о своих грехах? Почему важно слово, а не только наше чувство покаяния? Конечно, это большая тайна, потому что слово имеет огромное значение – словом мир созидается, словом что-то делается в этом мире с нами самими в устном исповедании грехов.

Для того чтобы хоть как-то приблизить понимание того, зачем нужно слово, Иоанн Златоуст и говорит, что это врачебница, «да не исцелен отыдеши». А раз это так, то, следовательно, врачу надо знать, что у тебя болит, но он не будет знать, если ты этого не откроешь. Это исходит со стороны свидетеля, а на самом деле мы исповедуем грехи не священнику, а Богу. На это всегда были основания. Вы помните, что Иоанн Креститель призывал к покаянию, и люди приходили и исповедовали свои грехи – устно о них рассказывали. Иоанн Креститель не мог простить грехи, но он мог дать совет, и он давал советы мытарям, воинам, народу. Эти советы исходили от Бога, и когда духовник дает совет, это тоже то, что Господь посылает грешнику через духовника. И здесь есть какая-то тайна.

Каждый из нас нуждается не просто в том, чтобы открыть свою болезнь, но и в сочувствии и помощи. Так это бывает в болезнях телесных, так бывает и в болезнях душевных, когда мы каемся на исповеди. Здесь еще одна тайна: взаимоотношения грешника и священника, который принимает исповедь.

Таинство покаяния существовало в апостольские времена. В Ефесе, когда бесноватый избил сыновей первосвященника Скевы (Деян. 19:18) – «Мнози же от веровавших прихождаху, исповедающе и сказующе дела своя». Так в Писании называются те, кто уже принял Крещение, и это место нельзя понимать иначе, чем как то, что было исповедание грехов уже верующими людьми. Разрешение грехов тоже дается тем, кто их исповедует.

Ап. Иоанн говорит об открытом исповедании грехов (1 Ин. 1:9) – «Аще исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша и очистит нас от всякия неправды».

Дата: 2019-02-19, просмотров: 226.