Методологические основания анализа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Перечислим сначала ряд допущений гносеологиче­ского характера, на которых базируется наше исследо­вание. В самом общем плане предполагается, что су­ществуют закономерности политической культуры как объективного феномена социально-политической реальности. То же следует сказать о возможности их научного изучения и объяснения. При этом мы ис­ходим из того, что предлагаемые в результате анализа концептуальные построения должны быть эмпириче­ски обоснованными, равно как и допускать проверку выводимых следствий. Кроме того, элементы теорети­ческой концепции должны находиться между собой в отношении логической выводимости и непротиво­речивости.

Говоря о методологии исследования, выделим прежде всего такой имманентный социологическому ракурсу рассмотрения явления принцип, как систем­ный анализ политической культуры. Объективной сто­роной применения данного принципа служит то об­стоятельство, что политическая культура как феномен социальной реальности не состоит из отдельных и изолированных предметов, а представляет собой некоторое целостное образование. Именно целост­ность определяет те интегральные качества, которые оказываются присущими отдельным составляющим как компонентам системы. Использование этого прин­ципа обусловливается также и тем, что концепту­альным инструментом решения проблемы исследо­вания является построение системы показателей и эм­пирических индикаторов изучения политической культуры.

Логика предлагаемого видения политической куль­туры как некоторого системного объекта предполага­ет учет ряда базовых компонент, присущих любой системе как таковой. Думается, что адекватным для решения задач исследования будет следующий пере­чень базовых компонент системы: а) объекты (ве­щи) — единицы, образующие систему; б) свойства сис­темы, специфичные для каждого из объектов; в) внеш­ние и внутренние связи изучаемого объекта; г) от­ношения (внутренние и внешние), не имеющие, подобно связям, вещественно-энергетического, суб­стратного характера; д) состояние фазы функциони­рования объекта; е) различные этапы, стадии, ступени, уровни, ветви развития объекта1.

Имея в виду эти компоненты, можно предложить следующую логическую структуру анализа полити­ческой культуры современного российского общества как системного объекта. Перечислим, далее, его важнейшие составляющие. В первую очередь следует ука­зать на само теоретическое понятие «политическая культура» как центральное базисное понятие, описы­вающее качественное своеобразие изучаемого явле­ния. Важными компонентами выступают переменные разной степени общности, отражающие состояние различных сторон изучаемого феномена. Сюда относятся понятия, которые возможно описать на языке эмпирических признаков, такие, например, как «уро­вень принятия политических ценностей того или ино­го типа», «степень протестного участия» и т. п. Кроме того, необходимым компонентом является совокуп­ность суждений, с помощью которых фиксируются отношения, по возможности причинного характера, между исследуемыми переменными. Выделим и такой необходимый компонент, как систематически орга­низованные формы эмпирических данных, исполь­зующиеся для классификации и объяснения. Подроб­нее о содержательном «наполнении» большинства приведенных компонент будет сказано в следующем разделе.

Одной из важных сторон системного видения по­литической культуры должен быть учет того, что ее состояние в значительной степени детерминировано воздействием так называемого окружения. Сущностное своеобразие возможно понять через анализ вза­имодействия ее с другими элементами системы, т. е. принципиально важно принять во внимание прямое или косвенное воздействие на состояние полити­ческой культуры различных составляющих обще­ственной системы в целом.

Представление о политической культуре как неко­торой целостности предполагает также учет динамики исследуемого явления. В каждой конкретной ситуации наблюдения политическая культура представляет собой своеобразный синтез моментов формирования, функционирования и развития. Поэтому принципи­ально важно рассматривать политическую культуру не как «изначально заданное», сохраняющее при любых обстоятельствах состояние, а как конкретный, харак­терный для определенного исторического периода ре­зультат.

Другой принципиальной особенностью методоло­гии анализа политической культуры современного российского общества, используемой в данной работе, является несколько уровней изучения и одновременно единство макро- и микроподходов.

Обычно под макроподходом понимается такой взгляд, когда за исходное берется общество в опреде­ленный момент развития. Конкретизируя, можно ска­зать, что политическую культуру правомерно рассмат­ривать на макроуровне как некоторое явление, внося­щее определенный вклад в поддержание (или, наоборот, нарушение) общества как системной це­лостности. При этом необходимо вычленять и раскрывать механизмы воздействия факторов, относя­щихся к обществу в целом, на различные составля­ющие и состояние политической культуры.

Имея в виду ту особенность политической куль­туры, которая заключается в ее сложности, многоаспектности, многоуровневости, целесообразно, на наш взгляд, выделить два основных уровня прояв­ления политической культуры. На каждом из них обнаруживается качественно различная специфика политической культуры. К первому уровню относятся общественные и политические структуры и инсти­туты как некоторые объективные вещи или фено­мены. Этот уровень проявления политической куль­туры соотносится с практикой функционирования политической системы в целом, прежде всего со спецификой деятельности политических институтов. В более конкретном плане здесь речь идет о нормах, правилах, моделях управленческих решений и т. п., действующих в процессе функционирования инсти­тутов.

На втором уровне проявления политической куль­туры выступают групповое и индивидуальное созна­ние и поведение граждан. Здесь политическая культура воплощается в устойчивых характеристиках политического сознания определенного периода — идеях, ценностях, представлениях. Однако этот уровень про­явления политической культуры не ограничивается исключительно сферой политического сознания. К нему относится другой, не менее важный компо­нент — повторяющиеся во времени характеристики, «параметры», «модели», «образцы» политического по­ведения.

Выделение двух основных уровней проявления по­литической культуры не означает отсутствие связи между ними. Безусловно, они находятся в состоянии взаимовлияния. Однако в аналитическом плане разведение уровней позволяет точнее сфокусировать ра­курс исследовательского анализа, способствует более полному раскрытию и открывает возможности для исследования различных теоретических и приклад­ных вопросов политической культуры современного российского общества.

В разделе, посвященном системе показателей поли­тической культуры, будет более подробно говориться о конкретных предметных областях проявления поли­тической культуры. Сейчас же подчеркнем, что каждая из этих областей имеет специфические закономер­ности. Это неминуемо накладывает отпечаток на мето­дологию изучения политической культуры в целом. Адекватный анализ этого сложного явления должен, предполагать некоторые посредующие звенья в форме специфических «теорий» или концептуальных схем анализа отдельных областей проявления политической культуры. Это означает, что в рамках изучения понятий-посредников политической культуры неми­нуемо будут использоваться закономерности, выявлен­ные ранее в ходе изучения этих предметных областей.

В контексте нашего рассмотрения надо иметь в ви­ду и то, что политическая культура выступает как един­ство субъективного и объективного. Она не существу­ет безотносительно к людям, к их деятельности и в то же время оказывается опредмеченной в результатах этой деятельности. Отсюда вытекает и такая важная черта политической культуры, как активность ее носи­телей — индивидов и социальных групп разной степе­ни общности.

В этой связи кратко рассмотрим соотношение группового и личностного уровней в методологии изучения политической культуры. По нашему мнению, изучение политической культуры в рамках полити­ческой социологии определяет известную первич­ность группового уровня анализа, т. е. при изучении проявлений политической культуры мы идем от социальной среды к индивиду, особенностям его со­знания, поведения, включенности в те или иные социальные системы. Причем социальная группа (с присущим ей типом политической культуры) рассматривается нами не как арифметическая сумма составляющих ее индивидов, а как система, общность, имеющая интегративные качества. В то же время на уровне изучения личности происходит фиксация ин­формации несколько иного качества. Здесь полити­ческая культура личности понимается как феномен, для которого политическая культура группы является как бы внешним образованием. Однако индивидуаль­ный политический опыт и соответственно культура не могут быть сформированы и не могут проявиться вне опыта группового.

Отметим также, что существенная особенность большинства явлений социального мира заключается, как известно, в их принципиальной уникальности и невоспроизводимости. Поэтому учет исторического измерения политической культуры, обстоятельств ее формирования и конкретных проявлений также явля­ется немаловажным.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 214.