Социальное партнерство в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Модели социального партнерства, активными сто­ронниками которого являются Австрия, Германия, Швейцария, скандинавские страны, правительства, профсоюзы и предприниматели (работодатели), несут на себе отпечаток национальной специфики, соот­ветствуют политическим и экономическим условиям различных государств, отражают их исторические, культурные традиции. В России, в условиях выбора пути развития, поиска ответа на вопросы о власти, собственности переход от социальной и политической конфронтации и противостояния к социаль­ному партнерству — это одна из стратегических целей проводимых реформ, их важнейший результат. В то же время — это необходимое условие успешного осуществления самих реформ.

 

 

Разрешение коллективного трудового спора (конфликта)

 

 


РОССИЙСКАЯ ТРЕХСТОРОННЯЯ КОМИССИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 


                                                                    

 

 


Россия только начала свой путь к рынку, который оказался для нее крайне противоречивым и мучитель­ным. Тяжелое наследие прошлого, масштабность и сложность проводимых реформ, допущенные на на­чальном этапе крупные ошибки стали причинами глубочайшего кризиса, охватившего все сферы рос­сийского общества. Преодоление этого кризиса с на­стоятельной необходимостью ставит вопрос о форми­ровании общенационального согласия, установлении партнерских отношений между различными обще­ственными силами. Этой нарождающейся тенденции, выступающей пока как историческая необходимость, предстоит преодолеть социальное, политическое про­тивостояние. Оно носит объективный характер. Рос­сия в очередной раз находится на крутом историческом переломе. Вновь в повестку дня поставлены воп­росы о выборе пути развития, о власти, о собствен­ности. История учит, что всякий раз, когда эти воп­росы вставали перед обществом, оно оказывалось рас­колотым. Ожидание, что раскол будет легко преодолен, а на смену ему придет согласие и партнер­ство, как показали события, не оправдалось.

Сложившаяся ситуация побуждает государственные и общественные структуры, политиков и ученых искать пути и способы преодоления кризисных явлений, добиваться присущими им формами и методами интеграции и политической стабилизации российского общества через установление паритетных, партнер­ских отношений.

Партнерским отношениям в социально-полити­ческой жизни общества предшествует формирование субъектов партнерства через лигитимно складываю­щуюся многопартийность, взаимодействие организа­ций и формирование внутри объединений, ассоциа­ций, блоков, коалиций различных общественных, предпринимательских структур с их многообразными интересами и взглядами, концепциями и программа­ми, установками и позициями.

Между тем деятельность субъектов партнерских от­ношений, несмотря на декларируемые терпимость к чужому мнению и уважение иной гражданской пози­ции во взаимоотношениях друг с другом, во многом; затруднена остротой возникающих разногласий. Само существование больших групп населения с разными интересами в обществе и на производстве уже пред­полагает определенные противоречия между ними. За­частую эти противоречия вызываются полярными подходами к решению насущных проблем, конфронтационными заявлениями лидеров и диаметрально противоположными акциями общественных объеди­нений. Нередко верх берут политические амбиции, неумение и нежелание понять другую точку зрения. Во многом это происходит из-за отсутствия навыков по­литического диалога, политической культуры. Все это сдерживает эффективное формирование деловых партнерских отношений, препятствует достижению согласованных совместных действий, обусловливает усиление конфронтации, не способствует стабилиза­ции обстановки в стране. В сегодняшней сложной российской ситуации требуется добрая воля, конструктивные встречные усилия всех социальных парт­неров в. обществе, их энергичные действия, направ­ленные на решение жизненно важных проблем, затра­гивающих интересы больших групп населения.

Процесс создания механизма социального парт­нерства в России связывается с началом экономиче­ских реформ. В конце 1991 — начале 1992 гг. прошли первые консультации представителей новых, еще только нарождавшихся профсоюзных объединений (Федерации независимых профсоюзов России, Соцпрофа и др.), объединений работодателей (Российско­го союза промышленников и предпринимателей, Кон­гресса российских деловых кругов и др.), правитель­ства Российской Федерации по вопросу выработки в условиях начинающихся реформ механизма регулирования социально-трудовых отношений как одного из основных направлений социального партнерства. В ноябре 1991 г. был издан Указ Президента Россий­ской Федерации «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». В соот­ветствии с Указом, а также Постановлением Прави­тельства РФ в 1992 г. начала работу Российская трехсторонняя комиссия (РТК) по регулированию со­циально-трудовых отношений, призванная, по замыс­лу ее создателей, воплощать в жизнь идею социаль­ного партнерства.

Сложность становления механизмов социального партнерства определяется в России утратой государ­ственными органами способности эффективно коор­динировать процессы общественного развития, дезорганизацией и разобщенностью других субъектов со­циального партнерства — профсоюзов и предпри­нимателей (работодателей), глубокой поляризацией российского общества, отсутствием в стране теорети­ческой и социально-психологической подготовлен­ности к восприятию социального партнерства как об­щественно-экономического феномена.

Партнерство в нашей стране предполагает взаимо­действие групп интересов при координирующей роли государства. Наконец, мы постоянно расширяем сис­тему институтов, призванных обеспечить баланс ин­тересов в обществе. Среди них, например, Обществен­ная палата. Конституционное совещание и т. д.

Если говорить о принципиальных различиях, то они заключаются не в концепциях, не в формах и ме­тодах, а в условиях, в которых идет становление со­циального партнерства. Демократические преобразо­вания за рубежом сопровождались не катастрофиче­ским падением роли государства и повышением автономии различных регионов единого социального пространства, а сохранением надлежащего уровня централизованного государственного воздействия на ключевые сферы экономики и политики. Практика восточноевропейских стран и России, переживающих этап социально-экономического и политического ре­формирования, показывает, что уровень развития партнерских отношений различных социально-экономических и общественно-политических структур непосредственно зависит от способности государства координировать и регулировать важнейшие процессы общественной жизни.

Цитируемая литература

1 Кропоткин П. А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990. С. 11.

2 См.: Сартори Дж. Управляемая демократия и управляющая демократия // Мир политики. М., 1992. С. 125.

3 См.: Дарендорф Р. Конфликт и сотрудничество // Политология вчера и сегодня. Вып. 2. М, 1990. С. 143.

4 См. там же. С. 133—138, 142—146.




Глава двенадцатая

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

В условиях интенсивно протекающих обществен­ных трансформаций (реформ) от стабильности поли­тической системы (политической стабильности) зави­сит эффективность намеченных изменений во всех других сферах общественной жизнедеятельности. В этой связи приобретают особую актуальность, с од­ной стороны, разработка теоретико-методологического инструментария оценки реального состояния политической системы с точки зрения ее стабиль­ности и, с другой стороны, решение научно-практиче­ских задач, связанных с функционированием политической системы (в первую очередь полити­ческого режима), ее основных элементов, характером их взаимодействия с различными социальными груп­пами и институтами, а также выявление детерминирующих политическую стабильность факторов.

Сущность и показатели

Дата: 2019-02-25, просмотров: 198.