БУДУЩЕЕ ЛЮДЕЙ ( фУТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ )
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Люди, о которых молва гласит, что они предсказывают, слышат, видят, чувствуют будущее, почитаются другими людьми выше, чем по­литики, философы, артисты, писатели, поэты. Вождь племени обяза­тельно советовался с шаманом. В Египте нелегкую ношу провидцев бу­дущего выполняли жрецы. В Древней Греции оракулы выкрикивали судьбы людей. Наиболее почитаемый из них - Дельфийский.

Просвещенные европейские монархи полагались в определении бу­дущего на астрологов. У Л.И.Брежнева ясновидцами выступали идео­логи. Сейчас их место заняли аналитики - некие анонимные специалис­ты, о сущности которых мы узнаем не сразу. Деятельность предсказа­телей прибыльна, окружена легендой, тайной, атрибутикой, поражаю­щей воображение неискушенных просителей. Выдающихся из прори­цателей, предсказывающих будущее народов, называют пророками. Об одном из них поэт писал:


 


70


71


"Он земной, но не из тех,

кто глазом Упирается

в свое корыто. Землю

всю охватывая разом, Видел то, что

временем закрыто."

Но другой поэт еще раньше сказал: "Нет пророков в своем отече­стве!" И оказался неправ. Нет их и в чужих отечествах. Отношение фи­лософов XX века к социальным пророкам, вещающим категорично о неизбежных победах или поражениях человечества, выражают тезис, который я нарочито называю "основной теоремой футурологии":

Все категорические высказывания относительно эпохального буду­щего человечества утопичны.

В доказательстве основной теоремы я исхожу из того, что в буду­щем, в любой его момент, люди будут вести себя в отношении истории также, как сейчас: решать свои проблемы, а затем эти решения будут называть историей. Я исхожу, следовательно, из того, что схема реше­ния социальных проблем людей будет такой же, как сейчас.

В настоящее время решение основных социальных проблем разби­вается на два уровня - теоретический и практический. На теоретичес­ком уровне, на базе имеющихся к моменту решения знаний, находится выход из сложившегося положения. На практическом уровне, преодо­левая самотёк жизненных ситуаций, люди организуются в соответствии с найденным решением и реализуют его. Например, в настоящее время фундаментальнейшей проблемой людей является проблема энергии. Многие другие проблемы - материалов, питания, и т.д. будут развяза­ны, если удастся найти неограниченные удобные для использования источники энергии. Когда-то основным источником энергии были дро­ва, энергия людей и животных. Затди открыли способы использовать энергию воды, пара. Основными энергоносителями XX века стали нефть и уголь. Открытие атомной энергии существенно изменило структуру энер­гоносителей промышленности во второй половине XX века. Однако, энер­гетическая проблема как никогда актуальна. Осталось уповать на обуз­дание термоядерной энергии. Иными словами, мы решаем проблемы на базе имеющихся знаний и действуем в соответствии с ними. Таким об­разом, среди факторов, детерминирующих историю, находятся,знания, деятельность людей и "самотек". И чем дальше, тем больше история строится на базе того, что есть, что знают, что открыто, что умеют.

В этой связи всякие прогнозы должны опираться на знание того, что будут знать, уметь (я уже не говорю - желать) люди будущего. Знать, что будут люди знать, что они откроют, что изобретут, в силу творчес­кой природы этих явлений принципиально невозможно: нового т.е. бу­дущего, в предпосылках, в настоящем нет, хотя новое и будущее небес-предпосылочны и вырастают из того, что есть.

Теорема доказана.

172


Из основной теоремы футурологии нетрудно вывести некот
фундаментальные следствия.                                                                °рые

1. .История людей существенно зависит от субьективного фактоиа
- знаний, умения управлять хаосом и организации общества на те или
иные действия.

2. .История не имеет исключительно объективных законов разви­
тия. В этой связи все учения о будущих состояниях человечества, вроде
коммунизма, конца света - суеверны, а их вестники - лжепророки.

Существуют краткосрочные (количественные)^ долгосрочные, как правило, качественные, прогнозы. Большинство первых носит харак­тер следующих утверждений: если темпы производства продукта А бу­дут в ближайшие К лет такими же или будут изменяться в соответствии с известной функцией, а новых источников А не будет открыто и созда­но, то имеющегося известного сырья для производства А хватит на М

лет.

Например, в 60-е годы XX века был сделан прогноз - если темп уло­ва рыбы в океане будет таким же, как в 50-е годы, то запасы рыбы в океане иссякнут через 20 лет; ежегодно в 80-е годы будут извлекать из океана больше рыбы, чем её воспроизводится. Так оно и получилось - в 80-е годы исчезла с наших столов треска, сельдь, появилась сарданел-ла, хек, мойва, количество которых также сходит на нет.

Если нефть будет добываться и потребляться также, как сейчас, то разведанные месторождений нефти на Земле будут исчерпаны к 2020-2030-ым годам. Разведанных запасов угля хватит на 100 лет, наступит нехватка воды, кислорода и т.д.

Задание. Подсчитайте, каково будет население планеты в 2030 году, 2050 году, если процент прироста населений будет такой же, как в пос­леднее десятилетие XX века. Подсчитайте, сколько белков, жиров и уг­леводов, со лей и витаминов необходимо для пропитания людей в 2030 году, в 2050 году, если медицинская норма для одного человека в день

такова:

- 100 г белков (300-400 г мяса),

- 100 г жиров,

- до 500 г углеводов,

- 20-30 г солей,

- миллиграммы витаминов,

- до 2-ух литров воды.

В 70-е годы КПСС (коммунистическая партия Советского Союза) торжественно провозгласила: "Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!" Прогноз провалился. Объясните, в чём дело?

Суть долгосрочного прогнозирования состоит в том, что на основе прошлого и настоящего предлагается модель всего "тела" истории как единого цельного образования. Будущее в таких моделях представля­ется как недостающее звено прошлого и настоящего для слияния их в некоторое общее замкнутое целое. Так была построена марксистская

173


модель истории. Прошлое и настоящее были представлены сменами об­щественно-экономических формаций, начинающих свой отсчет в пер­вобытном строе и кончающихся в коммунистическом завтра. Перево­рот в октябре 1917 года в России был представлен как "Великая ок­тябрьская социалистическая революция", открывающая эру коммуни­стической формации. История объявлялась ареной борьбы классов, ре­волюции - локомотивами истории и т.д.

Показательна модель истории Г.Гегеля. История, или жизнь миро­вого духа (абсолютная идея), состоит из трех частей: пребывания в лоне "чистого" мышления, отчуждения в природу и возвращения к себе в мышлении народов. Согласно Гегелю, всемирная история направляет­ся с Востока на Запад; Европа - безусловный конец всемирной истории, а Азия - её начало. В соответствии с указанной формулой, Восток - это прошлая истории, пьедестал для Европы, навоз истории. Главой всех народов Запада - это следующая основная формула философии исто­рии Гегеля - провозглашается Германия, прусская монархия, которую он считал венцом развития государственности. Германия - последнее историческое пристанище абсолютной идеи. Именно здесь, в филосо­фии Гегеля, она найдёт своё успокоение.

Вспомним, что всё это писалось, когда Азия представляла собой спя­щий континент, колонию Европы. Этим объясняется цинизм истори­ческих оценок Гегеля. Но нельзя забывать, что именно фашизм в XX веке принял формулы философии Гегеля в качестве практических реко­мендаций.

Пока подобные долгосрочные модели истории не выходят из обла­сти теоретических спекуляций они не представляют угрозы для челове­чества.

Угроза возникает тогда, когда теоретические модели овладевают массами, а прогнозирование переходит в плоскость политических дей­ствий. Тогда историю начинают втискивать в прокрустово ложе изоб­ретённых моделей: начинают рубить ноги или голову человечества, по­являются Освенцим и ГУЛАГ, исторические и неисторические народы, высшие и низшие расы и т.д.

Обращаю внимание, уважаемый читатель, на одну особенность окружающего нас мира. Конечно, каждое явление жизни общества или отдельного человека детерминировано некоторыми обстоятельствами. Но обстоятельства, которые будут определять Вашу жизнь, скажем на 52 году и далее, в настоящем не даны в полном количестве. Большин­ство из них (если Вам сейчас 20 лет) еще даже не намечены потенциаль­но. Поэтому ни один человек не может обладать информацией о при­чинах, роковым образом повлияющих на его биографию через 32 года. Вот если бы будущее где-то существовало уже сейчас, так что его мож­но было бы подсмотреть, или имелась программа изменения существу­ющих условий в причины, определяющие жизнь на 52 года, то тогда можно было бы просчитать жизнь наперед с точностью, которой обла­дают математические расчеты полета баллистической ракеты. Но это­го, к сожалению, нет в окружающем мире.

Еще, лучше было бы, если бы весь мир (а с ним и жизнь отдельного

174


человека) стремился к некоторой цели, которую можно угадать можно было бы отсчитывать движение народов и отдельных люде^Гк этим эсхатологическим данностям. Но, к сожалению, ничего этого нет Я говорю "к сожалению", потому что мне тоже иногда хочется знать что будет со мной через 32 года.

« * * *

В заключение, поддаваясь искушению, хочу привести прогноз одно­го из выдающихся футурологов XX века - О.Тоффлера. Всемирную из­вестность О.Тоффлеру принесла его книга "Шок будущего". Основная идея книги - ускорение социальных и технологических изменений со­здаёт всё большее число трудностей людям, оказывая шоковое воздей­ствие на индивида и общество в целом. Сохранение демократии запад­ного образца в таких условиях возможно только на пути от централи­зации к децентрализации, от концентрации к диффузии, от иерархии к независимости, от скученности на предприятиях к надомному труду "в электронном коттедже", от унификации к многообразию жизни* в де­централизованных общинах.

О.Тоффлер не рискует в книге "Третья волна" давать конкретные характеристики социумов XXI века. Он, единственно, предостерегает, что формы бытия аграрной и индустриальной цивилизаций (1-ой и 2-ой волны истории) окажутся хрупкими под натиском 3-ей волны. Кар­тины, рисуемые теориями "космической эры", "глобальной деревни", "постиндустриального общества", не достаточны и, по Тоффлеру, не охватывают сути грядущих преобразований.

Задание. Как и где будут жить Ваши правнуки, уважаемый читатель? Попробуйте пофантазировать.

175


ПОСЛЕСЛОВИЕ

Жанр, уважаемый читатель, ограничивал меня; учебник должен со­стоять из решений, а не из проблем. Поэтому в нем почти нет разверну­тых дискуссий, хотя треть содержания дискуссионна. Несмотря на это, скрытая цель учебника, думаю, достигается: выработать навык фило­софского отношения к действительности. Остальное Вы, уважаемый коллега, сделаете без меня.

Выражаю искреннюю благодарность друзьям и коллегам, принимав­ших активное участие в обсуждениях, редактировании и подготовке учебного пособия к печати. Отмечу, что работа над пособием длилась пять лет, в ходе которых пособие существенно переписывалось.

В заключение прилагаю список использованной литературы, не упо­мянутой в тексте.
















ЛИТЕРАТУРА

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М.: Издательская группа "Прогресс"-"Политика", 1992. Бохеньский Ю. Сто суеверий. - М., 1993. Гангус А.А. Через горы времени. М.: Мысль, 1973.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: ТОО "Мишель и КА", "Ди-Карт", 1993.

Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. Тре­тье издание. - ТСНП Мартин, 1985.

Камшилов М.М. Эволюция биосферы. - М.: Наука, 1974. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). - М.: Издательская группа "Про­гресс", "Универс", 1994. Новый Завет и Псалтырь.

Милль Д.С. Система логики. - Изд-во магазина "Книжное дело", 1900. Николко В.Н. Введение в практическую логику (для гуманитарных специ­альностей). Учебное пособие. Часть 1. - Симферополь, 1993. Николко В.Н. Новационная природа творчества (синергетический аспект). Диссертация в форме научного доклада на соискание ученой степени докто­ра философских наук. - Свердловск, 1991. Николко В.Н. Краткий курс логики. - Симферополь, 2000. Nikolko V. N., Jose Ricardo Dias Caballero. El cuardo cientifico natural contemporaneo del Mundo (на испанском языке), - Matanzas, 1985. Панарин А.С. Введение в политологию.: Учебное пособие для препода­вателей средней школы. - М.: Новая школа, 1997.

Першиц А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного об­щества: Учебник. - 3-е изд., перепечат. и доп. - М.: Высшая школа, 1982. Поппер К. Открытое общество и его враги, т.1., т.2. - М.: Фонике, Меж­дународный фонд "Культурная инициатива", 1992. Сергеев Б.Ф. Высшая форма организованной материи.-М.:Просвеще ние,1987.

Словарь античности. М.: Прогресс, 1989.

Советский энциклопедический словарь. Изд-ние второе М.: Советская энциклопедия, 1983.

Современная западная социология: Словарь М.: Политиздат, 1990. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество М.: Политиздат, 1992. Философский словарь Под редакцией И.Т.Фролова.- 4-е изд., М.: По­литиздат, 1980.

Шпенглер О. Закат Европы Новосибирск: ВО "Наука", Сибирская из­дательская фирма, 1993.


 


76


177




Дата: 2019-02-25, просмотров: 175.