ИМПЕРИИ . ЦИВИЛИЗАЦИИ
Назовем структурой общества классификацию основных типов объединений людей. В настоящей главе обсуждается следующая структура общества.
45
а схеме фигурируют два немецких т шафт) и Geselshaft (гезельшафт), введен!
\щт) и ueseisnan (гезельшафт), введенные в социологию Ф.Теннисом 1887 году. К сожалению, адекватных слов русского языка с тем содер-;анием, которое вкладывается в термины "Gemeinschaft" и "Geselshaft", не подобрал. Гемайншафт используется для описания реальных общественных объединений людей, в которых все знают друг друга и, следствие частого общения между членами группы, создаются креп-ие эмоциональные и социальные узы переживания общности, созна-ие единого "мы". Гемайншафт как поселение людей - это хутор, село, ебольшой район большого города, небольшой городок; как произ-одственная группа или объединение по интересам - это то, что социо-оги называют малой группой. Этот же термин характерен для род-твенных групп- семьи, клана, рода. Ближе всего к содержанию Gemeinschaft" понятие "община", если под последним понимать не фи-«еское место обитания людей, а связываемое с Gemeinschaft качество эциальных отношений.
Для общин характерно сильное влияние психологических факторов, эсподство коллективных представлений, обычаев, традиций, нравов, •бщина способна функционировать и без специальных организаций, сто-щих над ее членами. Она явилась исторически первоначальной формой эщества и долгое время большинство людей жило в гемайншафтах.
Увеличение плотности населения по ойкумене привело к открытию собого, безличного, способа взаимодействия людей, которые научи-ись общаться, не зная друг друга, минуя личностные, психологичес-ие привязанности, симпатии, антипатии, полагаясь исключительно на ациональные формы поведения, которые, как мы говорили, составля-iT существо общества.
В настоящее время большинство людей проживают в гезельшафтах объединениях, в которых они не знают и не могут знать друг друга и заимодействуют безличным способом. Пример гезельшафта - крупные )рода. Человеку, живущему в Киеве, невозможно знать всех осталь-ых жителей столицы, но тем не менее, незнакомые друг с другом киев-ше при высокой плотности населения, сталкиваясь ежесекундно, уме-т решать возникшие проблемы. В гезельшафтах основные формы рефляции - безличные. Другой пример - крупные предприятия.
Для гезельшафтов характерно большое количество членов, высокая потность (скученность) на малых площадях проживания или прочей стивности и большая разнородность, расслоёность в положении, ин-
46
тересах, ценностях и т.д. членов. Каждая из указанных характеристик препятствует личным действиям и отношениям людей.
В соответствии с основными типами рациональных групповых действий выделим два типа гезельшафтов - движения и организации.
К движениям отнесем такие общественные объединения людей, члены которых общи ценностями и вытекающими из них декларациями, лозунгами, нормами. Члены движений взаимодействуют способами, официально не имеющими структуры, основанными на ценностях и идеалах, ими разделяемых.
. Примером движений является жизнь Иисуса Христа и его сподвижников. Учитель, ученики, апостолы, паства - вот общая структура движения. Аналогично движение зеленых в современном мире. У таких объединений есть лозунги, программы, но отсутствуют уставы. Цели в них, как правило, не оговариваются (понимаются без точного выражения), а если и выражаются, то носят нереальный, утопический характер. Статусы, роли и обязанности в таких группах, как правило, не расписаны, непостоянны и неопределенны для их членов, большинство которых выполняют свои обязанности на общественных началах. Ролевые функции не закреплены за отдельными членами.
Социальный контроль в движениях, как и гемайншафтах, принимает две формы. Первая - осуждение (остракизм) или одобрение, в зависимости от того соответствует или нет поведение членов разделяемым ценностям, нормам, обычаям, нравам. Вторая форма контроля - применение или угроза применения силы. При этом насилие осуществляется "самосудом", а не специально выделенными для подобных целей людьми.
Человек, становящийся лидером движений, обладает набором личных качеств, однако стандарт их отсутствует. Как правило, в руководстве два типа лидеров - озадачивающие и социально-эмоциональные, поддерживающие хорошее настроение и отношение внутри сообществ.
Процесс принятия решений в движениях осуществляется по так называемой партиципативной модели, включающей наряду с вертикальными коммуникациями, соединяющими членов сообщества с центром, прямые горизонтальные связи между ними. Потоки информации и количество решений, принимаемых в рамках горизонтальных связей заведомо превышают соответствующие показатели вертикальных коммуникаций. Указанная форма демократического принятия решений иногда малоэффективна: члены становятся настолько озабоченными соглашением, консенсусом, единодушием, что пропускают или отвергают, как неважные, некоторые главные проблемы, стоящие перед ними. В остальном, этот процесс обычен для всех сообществ и включает в себя четыре этапа:
- ориентацию на проблему и сбор имеющейся информации;
- оценка возможностей;
- исключение выбора и принятие решения;
- восстановление равновесия и баланса после того, как последствия
решения станут очевидными.
В свою очередь движения делятся на отдельные виды.
/ 1 Л - I
В отличие от движений, в организациях люди объединены общей реальной, достижимой целью, выполнение которой разбивается на конкретные задачи, решаемые группой должностей, связанных между собой ясными правилами и уставами, безличностью в принятии решений и вознаграждений, продвижениями по иерархической лестнице, основанными на заслугах в выполнении общей цели.
Для любых организаций характерна бюрократия - группа лиц, занимающаяся управлением совместно- и общедёйствием ее членов, в достижении как общей, так и промежуточных целей. М.Вебер идентифицировал девять черт, которые вообще присущи бюрократам:
1) лично свободны и подчиняются только служебному долгу;
2) имеют устойчивую служебную иерархию;
3) твердо определенную служебную компетенцию;
4) работают по контракту;
5) вознаграждаются постоянным и денежным окладом;
6) рассматривают службу как единственную или главную профес
сию;
7) предвидят свою карьеру;
8) работают в полном отрыве от средств управления и без присвое
ния служебных мест;
9) подлежат строгой служебной дисциплине и контролю.
Любая организация, какими бы гуманными не являлись ее цели, имеет тенденцию при своем развитии вставать над всем обществом в качестве единственного легитивного, властного, т.е. навязывающего свою волю, органа. Известен предел ее роста в расширении своего влияния на общественную жизнь - государство. Принято под государством понимать такую организацию общества, которая охватывает жизнь людей на определенной территории и обязуется выполнять ряд функций внутреннего и внешнего .порядка, опираясь в своих акциях на силу особого контингента - армию, полицию, разведку, суды, прокуратуры, чиновников, живущих за счёт сборов налогов.
Первые государства возникли в водных цивилизациях. Отдельная семья, община, даже группа общин не могли справиться с речной стихией. Для создания ирригационной системы и ее эксплуатации требовалось объединение многих общин. Нужен был орган стоящий над общинами, определяющий вклад и долю каждой общины в водном хозяйстве. Появился надобщинный орган, первейшей функцией которого явилась организация совместных действий различных общин в поддержании и охране ирригационных сооружений. Для функционирования на-добщинного органа были введены налоги, подати с каждой семьи, каждой общины. Уплата налогов служила гарантией в коллективной собственности водой.
Кто владеет ценностями, тот владеет и людьми. Главная ценность водных цивилизаций - вода. В результате надобщинные органы концентрировали в своих руках управление не только водными, но и всеми ресурсами прежде самостоятельных общин. Возникли государства.
148
На место общинной форме общежития людей приходит государственная. Однако община еще долго продолжает жить - вплоть до XX века.
С появлением государственной формы общежития людей зависимость жизни людей от надобщинных форм организации оказывается более значительной. И ранее существовали надродовые, надобщинные организации. Но с появлением государства у людей появилась публичная власть (бюрократия, армия, полиция и т. д.), налоговая система и территориальная общность.
Возникновение государственных форм общежития людей - фундаментальное событие в истории человечества: социальная среда расслоилась и выделила из себя некоторую группу хорошо вооруженных, организованных людей, владеющих собственностью и представляющих собой потенциальную угрозу всей социальной среде. Жизнь отдельного человека оказалась существенно зависимой от этого органа. И действительно, первые государства, как правило, были деспотиями. Во главе общества стоял деспот - государь, совмещавший все виды власти, бесконтрольно распоряжавшийся всеми налогами, владеющий, как правило, всем, что было или перемещалось по территории государства, признававшийся духовным вождем или богом на Земле.
Противостояние публичной власти и остального населения привело к зарождению права - свода законов, ограничивающих всеволие государства и защищающих жизнь отдельных людей. Начались войны, мятежи, революции - обычные явления истории государственной формы общежития людей.
ИМПЕРИИ
Некоторые философы поспешили объявить XX век веком краха имперской формы общежития людей. И действительно - рухнула Австро-Венгрия, распались мировые колониальные империи, исчезла Российская империя, ушел в небытие СССР. Возможно, мы доживаем веху исторического бытия, когда основным субъектом истории, пишущим главные строки биографии отдельных народов, являлась империя. Возможно.
Тем более важно вспомнить, когда и как появились империи. В ответе на эти вопросы лучше всего поможет К.Ясперс -
крупнейший философ XX века, автор трехтомной "Философии", настольной книги философов XX века1.
К.Ясперс обращает внимание исследователей на жизнь людей в промежутке от 800 до 200 лет до н. э. Тогда, как он справедливо считает, произошел самый резкий поворот в истории людей: появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Произошло открытие того, что позже стало называт-ься разумом и личностью. Тем, что свершилось тогда, что было создано и продумано в то время, человек живет вплоть до сего дня.
1) Изложение концепции К.Ясперса (1883-1969) осуществялется по его книге "Смысл и познание истории" (М.. Изд-во полит лит.. 1993)
149
Нетрудно видеть - это время (или, как называет К.Ясперс, осевое время) Конфуция и Лао цзы, Будды, Заратустры (в Иране), Гомера, Демокрита, Платона и Аристотеля.
Для мыслителей осевого времени характерно ощущение катастрофы, если чего-нибудь не предпринять. Предпринять же нужно нечто значительное, такое, что было бы вечным. Реформаторские идеи подчиняют себе деятельность лучших умов этого бремени. Создаются теории, которые должны определять, как наилучшим образом устроить совместную жизнь людей.
И почти одновременно, в ходе завоевания, насильственно появляются могущественные империи - в Китае (Цинь Ши-хуанди), в Индии (династия Маурья), на Западе (эллинские государства и Римская империя). В трех местах Земли возникает и реализуется идея о всемирных повелителях. Александр Македонский вполне рассчитывал охватить в свои владенья всю ойкумену. Ему помешала случайная смерть.
В осевое время была открыта и реализована, имперская форма государственного устройства, являющаяся для большинства населения Земли основной вплоть до XX века.
Для империй, как государственных образований, помимо признаков государства, характерно:
- господство единой интернациональной идеологии, которой, как
правило, выступает мировая религия;
- насильственное объединение ранее независимых государств вок
руг одного политического, культурного, хозяйственного центра;
"ремнем", который связывает народы в единое целое, выступает
армия;
- выделенность одного из народов империи б качестве господствую
щего; его культура, язык становятся общими;
- наличие императора, хана, генсека, первого секретаря и т. -п., то
есть первого лица государства, в руках которого сосредоточено
руководство высшими эшелонами власти.
Вначале осевое время ограничено в пространственном отношении, но исторически оно становится всеохватывающим. Народы, не воспринявшие идеи осевого времени, остаются на уровне "природного" существования, их жизнь не исторична, подобно жизни множества людей на протяжении десятков тысяч и сотен тысяч лет.
Сфера мировой истории последних 3000 лет, по К.Ясперсу, такова: благодаря вторжению кочевых народов из Центральной Азии, достигших Китая, Индии и стран Запада (у них великие культуры заимствовали использование лошадей) создаются три культурных очага с 800 по 200 год до н. э. В этих островках формируется Духовная основа человечества и возникает имперская форма государственного устройства. Затем происходит расширение этих сфер в мировое сообщество (XX век).
Задание 1. Составьте в хронологическом порядке список империй, начиная с V века до н. э. и кончая нашим временем.
Задание. 2. Конкретизируйте имперские признаки на примере империи Чингиз хана.
150
ЦИВИЛИЗАЦИИ
Максимальной структурной единицей, движения является цивилизация. Допустим, уважаемый читатель, перед вами поставлена задача -создать летопись общества, записать все, что случалось с общественными людьми. Естественно, задача чисто теоретическая.
Надо думать, летопись - как библиотека - будет разделена на собрания томов, тома, части томов, разделы, главы, параграфы. Спрашивается, что послужит названиями отдельных структурных компонентов гипотетической летописи человечества?
Я предлагаю именовать единицы Всемирной летописи следующим образом: названия собраний томов должны совпадать с именами максимальных объединений людей; названия томов - с именами максимальных подразделений тех объединений, имена которых стоят на обложках собраний томов и т.д.
. Если так составлять Всемирную летопись общества, то она сложится из описаний
цивилизаций
империй
государств и их союзов и т.д.
вплоть до подробных биографий всех живущих людей. Строчки истории пишутся субъектами истории, а максимальной субъективной единицей исторического действия является цивилизация.
Честь открытия цивилизаций принадлежит ученым и философам XX века: А.Веберу, А.Шпенглеру, А.Тойнби, К.Ясперсу, Л.Н.Гумилеву, Н.Я. Данилевскому и др. По достоинству оценить это открытие не удалось даже знаменитому нобелевскому комитету.
Суть открытия яснее всего изложена А.Тойнби (1889 - 1975) в многотомном труде "Study of History (London, 1924 - 1961), который переводится и как "Постижение истории", и как "Уроки истории", и как "Исследования истории"1.
Поле исследования определяется Тойнби следующим образом.
Составим список глав истории Великобритании в обратном порядке:
- установление индустриальной экономической системы (в последней
четверти XVIII века);
-установление ответственного парламентского- правительства (в последней четверти XVII века); -морская экспансия (начавшаяся в третий четверти XVI века);
- реформация (со второй четверти XVI века);
- ренессанс (последняя четверть XV века);
- установление феодальной системы в XI веке;
- обращение англичан так называемого героического времени в ре
лигию западного христианства.
1) Издательство "Прогресс" выпустило в 1991 году книгу по трудам А.Тойнби "Постижение истории".
151
Составим аналогичные списки глав истории Франции, Испании, Португалии, Нидерландов, скандинавских стран. Списки окажутся практически идентичными - иными будут действующие лица. Вывод А.Той-нби однозначен: "Краткий обзор английской истории ... предоставляет нам ключ. Главы этой истории, привлекшие наше внимание, оказались в действительности главами повествования из жизни какого-то общества, в котором Великобритания была лишь частью"1.
Общий список - это история более широкого явления, чем государство. Существует, следовательно, в человечестве некая наднациональная общность, по отношению к которой Великобритания является такой же частью, как Франция, Нидерланды, Скандинавия. А.Тойнби называет такое объединение цивилизацией.
Применив метод наложения глав истории других народов и иных регионов, А.Тойнби отчетливо выделил за все время существования общества 21 цивилизацию. В общем списке цивилизаций такие, как православно-христианская, исламское общество, индуистское общество, египетское, китайское, эллинское общества.
С образованием цивилизаций жизнь человечества предстает в следующем виде.
На смену стадам полулюдей- полуобезьян пришли примитивные сообщества людей. Они обладали сравнительно короткой жизнью, были ограничены территориально, малочисленны. Жизнь примитивных сообществ, как отмечает А.Тойнби, подобна жизни кроликов - часто завершается насильственной смертью, что особенно неизбежно при встрече их с цивилизациями. По численности каждая цивилизация объединяет в себе большее число людей, чем все примитивные сообщества вместе взятые.
На смену примитивным сообществам, благодаря мутациям в них, приходят первые шесть цивилизаций: египетская (4000 лет до н. э.), шумерская (3000 лет до н. э. в Междуречье), минойская (2000 лет до н. э. в Средиземноморье), китайская (1000 лет до н. э.), майянская (1000 год н. э.), андская в (Южной Америке). Среди указанных - только две абсолютно независимые - египетская и андская. Все прочие цивилизации родственно связаны с другими или произошли через отделение от предшествующих цивилизаций.
Первые цивилизации зародились вдоль Нила, Иордана, Тигра, Еф-рата, Инда, великих китайских рек. Поэтому первые цивилизации называются водными.
А.Тойнби определяет общий механизм образования водных цивилизаций: цивилизованными становятся народы, достойные ответить на вызов природы. Этот ответ рождается в головах отдельных гениальных людей, осваивается правителями и прививается народам. Затем блага текут сами. Суть вызова в случае водных цивилизаций, - непригодная для проживания степь, пустыня или болота. Это вызов природы. Суть ответа - изменение родины и образа жизни, превращение собирателя в земледельца на основе изобретения системы крупнейших ир-
1) Постижение истории. М.:Прогресс 1991 г.. с.25 152
ригационных сооружений. Племена, которые входили в долину Нила заставали там пустыню и болота. Те племена, которые изобрели поливное земледелие, остались, освоили долину Нила, превратили ее в житницу всего Средиземноморья не на долгие годы, а на тысячелетия.
Согласно А.Тойнби, динамика цивилизации (ее возникновение, рост, "надлом", упадок и разложение) определяется законом "вызова и ответа": каждый шаг вперед в жизни цивилизации (продолжительность жизни исчисляется тысячелетиями) связан с адекватным "ответом" на вызов исторической ситуации. Адекватный ответ - заслуга творческого меньшинства, элиты, которая властвует сначала силой своего авторитета, а затем превращается в господствующее меньшинство. Последнее, утрачивая творческие возможности, все более опирается на материальные инструменты власти, и, прежде всего, на силу оружия. Банкротство господствующего нетворческого меньшинства, выражающееся в неспособности справиться с обстоятельствами и проблемами, приводит к надлому, а затем (если "болезнь" затянется, т.е. не найдется "ответ") к окончательной гибели цивилизации.
4. ДИНАМИКА ОБЩЕСТВА
Напомним: предметом философии общества являются категориальные характеристики общества, т.е. того состояния человечества, в котором доминирующей формой поведения выступает воля. Это значит, что общество повторяет в своей сущности общие стороны человечества, характеризующие его как среду, из материала которой, благодаря соответствующим социальным силам возникают отдельные образования - общины, государства, империи, цивилизации, проходящие через этапы расцвета и зрелости к неизбежному развалу. Отнесем эти процессы к динамике общества.
Жизнь людей во времени складывается в историю, то есть смену эр, периодов, эпох, этапов, событий.
Принято делить времена жизни человечества на доисторические и исторические. Дату начала истории никто не называет, но большинство философов склонны отождествлять ее с датой появления обще^ ства, государства, общественных групп (субъектов истории), способных навязать всему обществу свою волю,письменности. Времена Александра Македонского, бесспорно, исторические.
Вопросы, связанные с содержанием эр, периодов, этапов и событий, а также их число, последовательность, продолжительность и т.п., относятся к исторической науке. Философов интересует природа сил, ответственных за исторические изменения в обществе.
В соответствии с субстанциональной концепцией сущности человечества все вопросы истории общества решаются в духе конструктивизма - история, то есть эры, периоды, эпохи и пр. строятся людьми точно также как города, дома, заводы. Есть объективные факторы строитель-стваг в частности, законы - необходимости, вытекающие из природы создаваемых конструкций - государств, империй, цивилизаций. Есть субъективные факторы - воля, организация людей, технологии строительства, планы, проекты, сценарии.
153
В соответствии с субстанциональной концепцией человечества история замышляется не на небесах, а на земле, и развивается не по капризам некоторой дамы с именем История или вследствие слепой необходимости, а по сценариям, придуманным людьми, некоторые строчки которых являются законами. История как пьеса: ее авторами и исполнителями являются люди.
В основе строительства крупных блоков истории - эр, периодов, эпох лежит сюжет спасения. Сюжет многократно прописан в святых книгах. Его можно найти в Библии, в "Mein KampP А.Гитлера, в работах классиков марксизма-ленинизма. Сюжет взят из мифологии.
Сценарий спасения включает четыре картины. Картина первая: всеобщая беда, кризис, упадок, боль, разлад, разруха. Хуже не придумаешь. Общий характер действий участников картины, режиссера, работников сцены - чем хуже, тем лучше. Болезни, ревущие толпы, беспомощные старики и дети. Разгул преступности и полная безнаказанность. Вместе с тем растет ощущение потребности что-то сделать и сделать нечто значительное. В воздухе витает предчувствие того, что из общей ямы всем не выбраться, выживут лишь некоторые. Кто спасется? Кто выберется? Занавес закрывается.
Вторая картина: показывают тех, кто спасется. Спасутся униженные и оскорбленные, бедные из бедных, ничтожные из ничтожных, презираемые из презираемых, обездоленные - и только они. Обязательна мизансцена, в которой пророк, мессия, вождь, вопреки фактам, объявляет выбранным на спасение: "Вы - соль Земли, Вы - свет мира..." Но чтобы спастись, надо что-то сделать.
Занавес второй картины.
Третья картина (действие). Описание плана спасения (как правило в виде пламенной речи, призыва, заповедей). Главное из того, что нужно сделать - избранным объединиться в новое общежитие, а лучше построить собственное государство, в котором они будут господствовать
Четвертая картина: всеобщая благодать, счастье, благоденствие, вечный рай в связи с выполнением плана спасения. Всюду песни, ликование и это длится неопределенно долго. Занавеса, часто, просто нет.
Одна из первых редакций описанного сюжета - "Ветхий Завет" - спасется богом избранный народ Иудеи, если будет действовать по библейскому сценарию и следовать пророчествам.
В "Новом Завете" спасается не отдельный народ, а все, кто верует в Христа. Но опять таки униженные из униженных и т.д. Вспомните Нагорную проповедь, и вы узнаете, кто спасется, как спасется - это в другой части Писания.
Протестантская версия сюжета - спасутся те, кто трудится. Трудиться - и есть молиться богу.
Переселенцы в Америку в строительстве "града на Земле" действовали по сюжету спасения. Отцы американской нации подчёркивали мес-сионерский, экспериментальный, искупительный характер новой демократии а Америке.
154
В коммунистической редакции сюжет выглядит так: мировой кризис капитализма, нищета рабочего класса, войны. Спасутся лишь пролетарии - опять падшие из падших, угнетенные из угнетенных. Для этого надо захватить власть и установить диктатуру пролетариата. Поскольку пролетариат самый передовой и революционный класс, то ему принадлежит будущее. В результате (четвертая картина): всеобщее счастье под названием коммунизм.
Согласно националистической редакции, а в этом суть националистической идеологии вечного сюжета, спасутся лишь люди определенной национальности. Особой, избранной. Но этому обязательно предшествуют картины всеобщего унижения, эксплуатации в течении многих лет, несправедливой обиды. Далее следует мизансцена просветления, которое заставляет действовать, создавать собственное государство. Выкрикивается реплика, в которой объявляется, что избранный народ - спаситель если не всего человечества, то его лучшей части.
Проницательный читатель узнает в обобщенном описании сюжета спасения события эллинизма, средневековья, недавнего прошлого и нашего настоящего.
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ОБЩЕСТВА
ЗАГАДКА ЧИНГИЗ-ХАНА. История первой половины XIII века напоминает своей загадочностью криминальный, роман. Каким образом немногочисленные монголы (около полумиллиона человек), разбитые на племена, вначале неорганизованные, без военной подготовки, без снабжения (железа не хватало) могли захватить полмира: Китай с Индокитаем, Тибет и Иран, Среднюю Азию, Казахстан, Украину, дойти до берегов Средиземного моря и пройти через Польшу и Венгрию на Адриатическое побережье?
При этом: в северном Китае было 60 млн. жителей, а власть находилась в руках маньчжурцев - воинственного и храброго народа. В южном Китае жило еще 30 млн. .человек. В Средней Азии и Восточном Иране - проживало 20 млн. мусульман. Армия султана состояла из воинственных степняков и горцев, жестоко угнетавших земледельцев и горожан.
В Восточной Европе между Волгой и Карпатами жили 8 млн. человек. В Грузии - 5 млн., в Сирии - 5 млн. человек. Монголы (0,5 млн.) одновременно воевали на три фронта, на три стороны света, и не просто воевали, а побеждали!
В чем причина монгольского чуда? Иными словами - каковы источники социальной энергии монгольских завоеваний?
Как бы ни отвечали исследователи на поставленный вопрос очевидно одно - в войне побеждают не числом людей, а количеством организованной социальной энергии, которой они обладают.
Откуда она появилась? Каковы ее источники и механизмы формирования?
JLH.Гумилев, из работы которого я взял формулировку монгольского чуда XIII века, видел источник избытка социальной энергии в дан-
155
Удовлетворенность субъекта в материальной сфере |
ном случае и в десятках других (походах А.Македонского и крестоносцев, войн Наполеона, событий октября 1917 года в России и т.д.) во вливаниях космической физической энергии в психику отдельных народов, которые, ощутив их, преобразовали ойкумену.
Л.Н.Гумилев выделил 3 типа людей по способу усвоения космической энергии: гармоничных, пассионарных, субпассионарных.
Гармоничные, или нормальные, люди усваивают энергию в количествах, достаточных для удовлетворения потребностей, диктуемых инстинктом самосохранения.
Пассионарии - люди с экстремальной энергетикой. Избыток усвоенной энергии превращает их в страстных, увлеченных, готовых умереть за идею (или иллюзию) людей.
Субпассионарии практически не испытывают космического влияния.
Рисунок общественных сдвигов, по Л.Н.Гумилеву, таков: крупный пассионарный толчок порождает критическую массу пассионариев. В некоторой зоне общества резко вырастает пассионарное напряжение. Посредством пассионарной индукции гармоничные люди и субпассионарии трансформируются и заполняют общественные движения и организации, руководимые пассионариями - македонскими, наполеонами, Лениными, иисусами и т.д. Начинаются мировые войны, катаклизмы, исторические потрясения. Общество приобретает формы, изобретенные в головах выдающихся пассионариев, стабилизируется до очередного космического пассионарного толчка.
Думается, Л.Н.Гумилев прав во многом, но не в главном. Источник социальной энергии - другой. Социальная энергия - разновидность психической. Ее щеточники - психические.
Обратим внимание на следующее обстоятельство: причины, подвигающие людей на то или иное социальное действие, напрямую не связаны с его материальным бытием. Материальное положение в общественной среде может быть улучшено по объективным показателям, а субъективно человек может быть не удовлетворен, а, значит, являться источником нестабильности в обществе. Это же относится к любому субъекту социального действия. Бытие не всегда определяет сознание.
В 1942 году в социологию американским социопсихологом Г.Хай-маном введен термин "референтная группа" для обозначения социальной группы, на которую индивид ориентируется в своем поведении. В качестве таковой могут выступать различные социальные общности от семьи до класса. Суть референтности в том, что индивид, группа, общество в целом желает жить так, как живут члены референтной группы. Если референтная группа вне слоя, в котором реально пребывает субъект, он стремится сделать все, чтобы попасть в нее. Если субъект принадлежит к той части общества, которая для него референтна - он старается продлить ее существование как можно дольше.
Референтные группы нетрудно определить вопросами типа: Кем Вы хотели бы стать? Кто для Вас идеал? За кого бы Вы вышли замуж? Кому Вы завидуете белой завистью? Кому живется весело, вольготно на Руси? Если подвижки социального субъекта приближают его к референтной группе, он удовлетворен. Если нет - неудовлетворен, какими бы пре-
156
красными не были подвижки на взгляд других людей.
Таким образом, источником активности социальных субъектов является их удовлетворенность- неудовлетворенность, а не фактическое положение или недостаток белка в пищевом рационе. В этой связи рассмотрим две аксиомы стабильности:
1. Общество стабильно, если его статистическое большинство удов
летворено.
2. Существует формула удовлетворенности социального субъекта:
удовлетворенность слагается по крайней мере из двух членов (фикси
рующих материальную удовлетворенность и, соответственно, духов
ную), каждый из которых прямо пропорционален фактическому поло
жению субъекта и обратно пропорционален его притязаниям (соответ
ственно в материальной и духовной сферах).
Рассмотрим, к примеру, первый член формулы:
Фактическое материальное положение
его материальные претензии
Нетрудно видеть - при одном и том же уровне материального благосостояния субъект может быть счастлив, если его притязания небольшие, а может быть раздражен, если уровень ожиданий амбициозен.
Разница между числителем и знаменателем слагаемых формулу удовлетворенности социального субъекта есть в обществе всегда. Это залог непрерывного его развития. Потрясения возникают тогда, когда разница между его частями велика. Если, например, резко возрастают социальные ожидания. Современный мир испытывает толчки прежде всего благодаря революциям в сфере претензий: все хотят жить как звезды Голливуда. Или когда резко ухудшается материальное состояние отдельных активных частей общества. В этих случаях неудовлетворенная часть общества организуется в социальную силу и изменяет окружающую его социальную среду в желаемом направлении. Таков рисунок социальных сдвигов в обществе. Космические . вливания здесь не причём. Социальные психологи точно определили источник социальной энергии общества.
ВИДЫ ОБЩЕСТВ
Напомню, общество- зто этап развития человечества, в котором волевое, рациональное поведение преобладает в групповом поведении людей и в поведении групп людей. Логично видами общества считать отдельные, следующие друг за другом фазы жизни общества, отличающиеся друг от друга качественными характеристиками рациональной организации социальной жизни. В литературе достаточно схем, разделяющих общество на отдельные этапы - виды. Например, система трёх веков, сформулированная в 1816-1819 г.г. К. Томпсоном в процессе клас-
157
сификации коллекций Датского национального музея, разделяющая доисторический период на каменный, бронзовый и железный века. Схема постепенно совершенствовалась с разделением каменного века на древний и новый, палеолит и неолит. Позже к ним добавился среднека-менный век, или мезолит. Следующим шагом было выделение между неолитом и бронзовым веком медного века. Система К.Томпсона постепенно изживает себя, но археологи смогут отказаться от неё , как только будет предложена новая.
К.Маркс, Ф.Энгельс разделили общество на первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое. Как и схема К.Томпсона, система обществ Маркса- Энгельса постоянно дорабатывалась сторонниками коммунистического мировоззрения. В.И.Ленин (1870-1924) выделил в капитализме империалистическую стадию, марксисты 50-80 годов 20 века- развитой социализм и т.д.
В настоящее время в философии истории популярными являются деления общества на три волны, стадии, цивилизации и т.п., суть которых (при различной терминологии) сводится к тому, что общество последовательно пережило три революции: аграрную (неолит), индустриальную (17-18 века), научно-техническую (вторая половина 20 века). Каждая революция порождала соответствующие ей общества: аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Аграрные включают в себя, в частности, восточные деспотии, античный и германский миры. Индустриальные- классический капитализм, капитализм первой половины 20 века, социалистические страны. Постиндустриальное общество характеризуется как технотронное, открытое и т.п.
Возьмём третью классификацию обществ за основу дальнейшего изложения философии общества.
Аграрные общества объединяют ряд признаков: основной вид расселения- деревенский, деревня господствует над немногочисленными городами, основное средство производства- земля, основной вид производства- сельскохозяйственный, хозяйство- натуральное. Основные институты аграрных обществ: религия, семья государство, собственность.
В индустриальных обществах центром культурной, политической и экономической жизни является город, основной вид производства- производство промышленных товаров, хозяйство- рыночное или плановое. Основные институты: техника, образование, нация, политика, государство, собственность.
В постиндустриальных обществах господствуют города- мегаполисы: Нью-Йорк, Токио, Лондон, Париж и пр. Производство услуг в сравнении с производством товаров, наука и научные технологии, научно-техническая конкуренция. Основными институтами являются институты открытого общества (смотрите ниже).
Обсуждение сути постиндустриальных обществ, начатое Д.Беллом в 1962 году, всё ещё пребывает (в современной социологии) в начальной стадии- для более абстратктных (философских) заключений явно не хватает эмпирических данных. Но процесс постмодерна пошёл и набирает силу.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 221.