З . СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА . ГОСУДАРСТВО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ИМПЕРИИ . ЦИВИЛИЗАЦИИ

Назовем структурой общества классификацию основных типов объе­динений людей. В настоящей главе обсуждается следующая структура общества.

45


а схеме фигурируют два немецких т шафт) и Geselshaft (гезельшафт), введен!

\щт) и ueseisnan (гезельшафт), введенные в социологию Ф.Теннисом 1887 году. К сожалению, адекватных слов русского языка с тем содер-;анием, которое вкладывается в термины "Gemeinschaft" и "Geselshaft", не подобрал. Гемайншафт используется для описания реальных об­щественных объединений людей, в которых все знают друг друга и, следствие частого общения между членами группы, создаются креп-ие эмоциональные и социальные узы переживания общности, созна-ие единого "мы". Гемайншафт как поселение людей - это хутор, село, ебольшой район большого города, небольшой городок; как произ-одственная группа или объединение по интересам - это то, что социо-оги называют малой группой. Этот же термин характерен для род-твенных групп- семьи, клана, рода. Ближе всего к содержанию Gemeinschaft" понятие "община", если под последним понимать не фи-«еское место обитания людей, а связываемое с Gemeinschaft качество эциальных отношений.

Для общин характерно сильное влияние психологических факторов, эсподство коллективных представлений, обычаев, традиций, нравов, •бщина способна функционировать и без специальных организаций, сто-щих над ее членами. Она явилась исторически первоначальной формой эщества и долгое время большинство людей жило в гемайншафтах.

Увеличение плотности населения по ойкумене привело к открытию собого, безличного, способа взаимодействия людей, которые научи-ись общаться, не зная друг друга, минуя личностные, психологичес-ие привязанности, симпатии, антипатии, полагаясь исключительно на ациональные формы поведения, которые, как мы говорили, составля-iT существо общества.

В настоящее время большинство людей проживают в гезельшафтах объединениях, в которых они не знают и не могут знать друг друга и заимодействуют безличным способом. Пример гезельшафта - крупные )рода. Человеку, живущему в Киеве, невозможно знать всех осталь-ых жителей столицы, но тем не менее, незнакомые друг с другом киев-ше при высокой плотности населения, сталкиваясь ежесекундно, уме-т решать возникшие проблемы. В гезельшафтах основные формы ре­фляции - безличные. Другой пример - крупные предприятия.

Для гезельшафтов характерно большое количество членов, высокая потность (скученность) на малых площадях проживания или прочей стивности и большая разнородность, расслоёность в положении, ин-

46


тересах, ценностях и т.д. членов. Каждая из указанных характеристик препятствует личным действиям и отношениям людей.

В соответствии с основными типами рациональных групповых дей­ствий выделим два типа гезельшафтов - движения и организации.

К движениям отнесем такие общественные объединения людей, чле­ны которых общи ценностями и вытекающими из них декларациями, лозунгами, нормами. Члены движений взаимодействуют способами, официально не имеющими структуры, основанными на ценностях и идеалах, ими разделяемых.

. Примером движений является жизнь Иисуса Христа и его сподвиж­ников. Учитель, ученики, апостолы, паства - вот общая структура дви­жения. Аналогично движение зеленых в современном мире. У таких объединений есть лозунги, программы, но отсутствуют уставы. Цели в них, как правило, не оговариваются (понимаются без точного выраже­ния), а если и выражаются, то носят нереальный, утопический харак­тер. Статусы, роли и обязанности в таких группах, как правило, не рас­писаны, непостоянны и неопределенны для их членов, большинство ко­торых выполняют свои обязанности на общественных началах. Роле­вые функции не закреплены за отдельными членами.

Социальный контроль в движениях, как и гемайншафтах, принима­ет две формы. Первая - осуждение (остракизм) или одобрение, в зави­симости от того соответствует или нет поведение членов разделяемым ценностям, нормам, обычаям, нравам. Вторая форма контроля - приме­нение или угроза применения силы. При этом насилие осуществляется "самосудом", а не специально выделенными для подобных целей людь­ми.

Человек, становящийся лидером движений, обладает набором лич­ных качеств, однако стандарт их отсутствует. Как правило, в руковод­стве два типа лидеров - озадачивающие и социально-эмоциональные, поддерживающие хорошее настроение и отношение внутри сообществ.

Процесс принятия решений в движениях осуществляется по так на­зываемой партиципативной модели, включающей наряду с вертикаль­ными коммуникациями, соединяющими членов сообщества с центром, прямые горизонтальные связи между ними. Потоки информации и ко­личество решений, принимаемых в рамках горизонтальных связей за­ведомо превышают соответствующие показатели вертикальных ком­муникаций. Указанная форма демократического принятия решений иногда малоэффективна: члены становятся настолько озабоченными со­глашением, консенсусом, единодушием, что пропускают или отверга­ют, как неважные, некоторые главные проблемы, стоящие перед ними. В остальном, этот процесс обычен для всех сообществ и включает в себя четыре этапа:

- ориентацию на проблему и сбор имеющейся информации;

- оценка возможностей;

- исключение выбора и принятие решения;

- восстановление равновесия и баланса после того, как последствия
решения станут очевидными.

В свою очередь движения делятся на отдельные виды.

/                                                                                                1 Л - I


В отличие от движений, в организациях люди объединены общей реальной, достижимой целью, выполнение которой разбивается на кон­кретные задачи, решаемые группой должностей, связанных между со­бой ясными правилами и уставами, безличностью в принятии решений и вознаграждений, продвижениями по иерархической лестнице, осно­ванными на заслугах в выполнении общей цели.

Для любых организаций характерна бюрократия - группа лиц, зани­мающаяся управлением совместно- и общедёйствием ее членов, в дос­тижении как общей, так и промежуточных целей. М.Вебер идентифи­цировал девять черт, которые вообще присущи бюрократам:

1) лично свободны и подчиняются только служебному долгу;

2) имеют устойчивую служебную иерархию;

3) твердо определенную служебную компетенцию;

4) работают по контракту;

5) вознаграждаются постоянным и денежным окладом;

6) рассматривают службу как единственную или главную профес­
сию;

7) предвидят свою карьеру;

 

8) работают в полном отрыве от средств управления и без присвое­
ния служебных мест;

9) подлежат строгой служебной дисциплине и контролю.

Любая организация, какими бы гуманными не являлись ее цели, имеет тенденцию при своем развитии вставать над всем обществом в качестве единственного легитивного, властного, т.е. навязывающего свою волю, органа. Известен предел ее роста в расширении своего влияния на об­щественную жизнь - государство. Принято под государством понимать такую организацию общества, которая охватывает жизнь людей на оп­ределенной территории и обязуется выполнять ряд функций внутрен­него и внешнего .порядка, опираясь в своих акциях на силу особого кон­тингента - армию, полицию, разведку, суды, прокуратуры, чиновников, живущих за счёт сборов налогов.

Первые государства возникли в водных цивилизациях. Отдельная семья, община, даже группа общин не могли справиться с речной сти­хией. Для создания ирригационной системы и ее эксплуатации требо­валось объединение многих общин. Нужен был орган стоящий над об­щинами, определяющий вклад и долю каждой общины в водном хозяй­стве. Появился надобщинный орган, первейшей функцией которого яви­лась организация совместных действий различных общин в поддержа­нии и охране ирригационных сооружений. Для функционирования на-добщинного органа были введены налоги, подати с каждой семьи, каж­дой общины. Уплата налогов служила гарантией в коллективной соб­ственности водой.

Кто владеет ценностями, тот владеет и людьми. Главная ценность водных цивилизаций - вода. В результате надобщинные органы кон­центрировали в своих руках управление не только водными, но и всеми ресурсами прежде самостоятельных общин. Возникли государства.

148


На место общинной форме общежития людей приходит государ­ственная. Однако община еще долго продолжает жить - вплоть до XX века.

С появлением государственной формы общежития людей зависи­мость жизни людей от надобщинных форм организации оказывается более значительной. И ранее существовали надродовые, надобщинные организации. Но с появлением государства у людей появилась публич­ная власть (бюрократия, армия, полиция и т. д.), налоговая система и территориальная общность.

Возникновение государственных форм общежития людей - фунда­ментальное событие в истории человечества: социальная среда рассло­илась и выделила из себя некоторую группу хорошо вооруженных, орга­низованных людей, владеющих собственностью и представляющих со­бой потенциальную угрозу всей социальной среде. Жизнь отдельного человека оказалась существенно зависимой от этого органа. И действи­тельно, первые государства, как правило, были деспотиями. Во главе общества стоял деспот - государь, совмещавший все виды власти, бес­контрольно распоряжавшийся всеми налогами, владеющий, как прави­ло, всем, что было или перемещалось по территории государства, при­знававшийся духовным вождем или богом на Земле.

Противостояние публичной власти и остального населения привело к зарождению права - свода законов, ограничивающих всеволие госу­дарства и защищающих жизнь отдельных людей. Начались войны, мя­тежи, революции - обычные явления истории государственной формы общежития людей.








ИМПЕРИИ

Некоторые философы поспешили объявить XX век веком краха им­перской формы общежития людей. И действительно - рухнула Австро-Венгрия, распались мировые колониальные империи, исчезла Российс­кая империя, ушел в небытие СССР. Возможно, мы доживаем веху исто­рического бытия, когда основным субъектом истории, пишущим глав­ные строки биографии отдельных народов, являлась империя. Возмож­но.

Тем более важно вспомнить, когда и как появились империи. В от­вете на эти вопросы лучше всего поможет К.Ясперс -

крупнейший философ XX века, автор трехтомной "Философии", настольной книги философов XX века1.

К.Ясперс обращает внимание исследователей на жизнь людей в про­межутке от 800 до 200 лет до н. э. Тогда, как он справедливо считает, произошел самый резкий поворот в истории людей: появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Произошло открытие того, что позже стало называт-ься разумом и личностью. Тем, что сверши­лось тогда, что было создано и продумано в то время, человек живет вплоть до сего дня.

1) Изложение концепции К.Ясперса (1883-1969) осуществялется по его книге "Смысл и познание истории" (М.. Изд-во полит лит.. 1993)

149


Нетрудно видеть - это время (или, как называет К.Ясперс, осевое время) Конфуция и Лао цзы, Будды, Заратустры (в Иране), Гомера, Де­мокрита, Платона и Аристотеля.

Для мыслителей осевого времени характерно ощущение катастро­фы, если чего-нибудь не предпринять. Предпринять же нужно нечто значительное, такое, что было бы вечным. Реформаторские идеи под­чиняют себе деятельность лучших умов этого бремени. Создаются тео­рии, которые должны определять, как наилучшим образом устроить совместную жизнь людей.

И почти одновременно, в ходе завоевания, насильственно появля­ются могущественные империи - в Китае (Цинь Ши-хуанди), в Индии (династия Маурья), на Западе (эллинские государства и Римская импе­рия). В трех местах Земли возникает и реализуется идея о всемирных повелителях. Александр Македонский вполне рассчитывал охватить в свои владенья всю ойкумену. Ему помешала случайная смерть.

В осевое время была открыта и реализована, имперская форма госу­дарственного устройства, являющаяся для большинства населения Земли основной вплоть до XX века.

Для империй, как государственных образований, помимо призна­ков государства, характерно:

- господство единой интернациональной идеологии, которой, как
правило, выступает мировая религия;

- насильственное объединение ранее независимых государств вок­
руг одного политического, культурного, хозяйственного центра;
"ремнем", который связывает народы в единое целое, выступает
армия;

- выделенность одного из народов империи б качестве господствую­
щего; его культура, язык становятся общими;

- наличие императора, хана, генсека, первого секретаря и т. -п., то
есть первого лица государства, в руках которого сосредоточено
руководство высшими эшелонами власти.

Вначале осевое время ограничено в пространственном отношении, но исторически оно становится всеохватывающим. Народы, не воспри­нявшие идеи осевого времени, остаются на уровне "природного" суще­ствования, их жизнь не исторична, подобно жизни множества людей на протяжении десятков тысяч и сотен тысяч лет.

Сфера мировой истории последних 3000 лет, по К.Ясперсу, такова: благодаря вторжению кочевых народов из Центральной Азии, достиг­ших Китая, Индии и стран Запада (у них великие культуры заимствова­ли использование лошадей) создаются три культурных очага с 800 по 200 год до н. э. В этих островках формируется Духовная основа челове­чества и возникает имперская форма государственного устройства. За­тем происходит расширение этих сфер в мировое сообщество (XX век).

Задание 1. Составьте в хронологическом порядке список империй, начиная с V века до н. э. и кончая нашим временем.

Задание. 2. Конкретизируйте имперские признаки на примере импе­рии Чингиз хана.

150











ЦИВИЛИЗАЦИИ

Максимальной структурной единицей, движения является цивилиза­ция. Допустим, уважаемый читатель, перед вами поставлена задача -создать летопись общества, записать все, что случалось с обществен­ными людьми. Естественно, задача чисто теоретическая.

Надо думать, летопись - как библиотека - будет разделена на собра­ния томов, тома, части томов, разделы, главы, параграфы. Спрашива­ется, что послужит названиями отдельных структурных компонентов гипотетической летописи человечества?

Я предлагаю именовать единицы Всемирной летописи следующим образом: названия собраний томов должны совпадать с именами мак­симальных объединений людей; названия томов - с именами максималь­ных подразделений тех объединений, имена которых стоят на облож­ках собраний томов и т.д.

. Если так составлять Всемирную летопись общества, то она сложится из описаний

цивилизаций

империй

государств и их союзов и т.д.

вплоть до подробных биографий всех живущих людей. Строчки ис­тории пишутся субъектами истории, а максимальной субъективной еди­ницей исторического действия является цивилизация.

Честь открытия цивилизаций принадлежит ученым и философам XX века: А.Веберу, А.Шпенглеру, А.Тойнби, К.Ясперсу, Л.Н.Гумилеву, Н.Я. Данилевскому и др. По достоинству оценить это открытие не уда­лось даже знаменитому нобелевскому комитету.

Суть открытия яснее всего изложена А.Тойнби (1889 - 1975) в мно­готомном труде "Study of History (London, 1924 - 1961), который пере­водится и как "Постижение истории", и как "Уроки истории", и как "Исследования истории"1.

Поле исследования определяется Тойнби следующим образом.

Составим список глав истории Великобритании в обратном порядке:

- установление индустриальной экономической системы (в последней
четверти XVIII века);

-установление ответственного парламентского- правительства (в пос­ледней четверти XVII века); -морская экспансия (начавшаяся в третий четверти XVI века);

- реформация (со второй четверти XVI века);

- ренессанс (последняя четверть XV века);

- установление феодальной системы в XI веке;

- обращение англичан так называемого героического времени в ре­
лигию западного христианства.

1) Издательство "Прогресс" выпустило в 1991 году книгу по трудам А.Тойнби "Постижение истории".

151


Составим аналогичные списки глав истории Франции, Испании, Португалии, Нидерландов, скандинавских стран. Списки окажутся прак­тически идентичными - иными будут действующие лица. Вывод А.Той-нби однозначен: "Краткий обзор английской истории ... предоставляет нам ключ. Главы этой истории, привлекшие наше внимание, оказались в действительности главами повествования из жизни какого-то обще­ства, в котором Великобритания была лишь частью"1.

Общий список - это история более широкого явления, чем государ­ство. Существует, следовательно, в человечестве некая наднациональ­ная общность, по отношению к которой Великобритания является та­кой же частью, как Франция, Нидерланды, Скандинавия. А.Тойнби на­зывает такое объединение цивилизацией.

Применив метод наложения глав истории других народов и иных регионов, А.Тойнби отчетливо выделил за все время существования общества 21 цивилизацию. В общем списке цивилизаций такие, как пра­вославно-христианская, исламское общество, индуистское общество, египетское, китайское, эллинское общества.

С образованием цивилизаций жизнь человечества предстает в сле­дующем виде.

На смену стадам полулюдей- полуобезьян пришли примитивные со­общества людей. Они обладали сравнительно короткой жизнью, были ограничены территориально, малочисленны. Жизнь примитивных со­обществ, как отмечает А.Тойнби, подобна жизни кроликов - часто за­вершается насильственной смертью, что особенно неизбежно при встре­че их с цивилизациями. По численности каждая цивилизация объединя­ет в себе большее число людей, чем все примитивные сообщества вмес­те взятые.

На смену примитивным сообществам, благодаря мутациям в них, приходят первые шесть цивилизаций: египетская (4000 лет до н. э.), шу­мерская (3000 лет до н. э. в Междуречье), минойская (2000 лет до н. э. в Средиземноморье), китайская (1000 лет до н. э.), майянская (1000 год н. э.), андская в (Южной Америке). Среди указанных - только две абсо­лютно независимые - египетская и андская. Все прочие цивилизации родственно связаны с другими или произошли через отделение от пред­шествующих цивилизаций.

Первые цивилизации зародились вдоль Нила, Иордана, Тигра, Еф-рата, Инда, великих китайских рек. Поэтому первые цивилизации на­зываются водными.

А.Тойнби определяет общий механизм образования водных циви­лизаций: цивилизованными становятся народы, достойные ответить на вызов природы. Этот ответ рождается в головах отдельных гениаль­ных людей, осваивается правителями и прививается народам. Затем блага текут сами. Суть вызова в случае водных цивилизаций, - непри­годная для проживания степь, пустыня или болота. Это вызов приро­ды. Суть ответа - изменение родины и образа жизни, превращение со­бирателя в земледельца на основе изобретения системы крупнейших ир-

1) Постижение истории. М.:Прогресс 1991 г.. с.25 152


ригационных сооружений. Племена, которые входили в долину Нила заставали там пустыню и болота. Те племена, которые изобрели поли­вное земледелие, остались, освоили долину Нила, превратили ее в жит­ницу всего Средиземноморья не на долгие годы, а на тысячелетия.

Согласно А.Тойнби, динамика цивилизации (ее возникновение, рост, "надлом", упадок и разложение) определяется законом "вызова и отве­та": каждый шаг вперед в жизни цивилизации (продолжительность жиз­ни исчисляется тысячелетиями) связан с адекватным "ответом" на вы­зов исторической ситуации. Адекватный ответ - заслуга творческого меньшинства, элиты, которая властвует сначала силой своего автори­тета, а затем превращается в господствующее меньшинство. Последнее, утрачивая творческие возможности, все более опирается на материаль­ные инструменты власти, и, прежде всего, на силу оружия. Банкротство господствующего нетворческого меньшинства, выражающееся в неспо­собности справиться с обстоятельствами и проблемами, приводит к над­лому, а затем (если "болезнь" затянется, т.е. не найдется "ответ") к окон­чательной гибели цивилизации.

4. ДИНАМИКА ОБЩЕСТВА

Напомним: предметом философии общества являются категориаль­ные характеристики общества, т.е. того состояния человечества, в ко­тором доминирующей формой поведения выступает воля. Это значит, что общество повторяет в своей сущности общие стороны человече­ства, характеризующие его как среду, из материала которой, благода­ря соответствующим социальным силам возникают отдельные образо­вания - общины, государства, империи, цивилизации, проходящие че­рез этапы расцвета и зрелости к неизбежному развалу. Отнесем эти про­цессы к динамике общества.

Жизнь людей во времени складывается в историю, то есть смену эр, периодов, эпох, этапов, событий.

Принято делить времена жизни человечества на доисторические и исторические. Дату начала истории никто не называет, но большин­ство философов склонны отождествлять ее с датой появления обще^ ства, государства, общественных групп (субъектов истории), способ­ных навязать всему обществу свою волю,письменности. Времена Алек­сандра Македонского, бесспорно, исторические.

Вопросы, связанные с содержанием эр, периодов, этапов и событий, а также их число, последовательность, продолжительность и т.п., от­носятся к исторической науке. Философов интересует природа сил, от­ветственных за исторические изменения в обществе.

В соответствии с субстанциональной концепцией сущности челове­чества все вопросы истории общества решаются в духе конструктивиз­ма - история, то есть эры, периоды, эпохи и пр. строятся людьми точно также как города, дома, заводы. Есть объективные факторы строитель-стваг в частности, законы - необходимости, вытекающие из природы создаваемых конструкций - государств, империй, цивилизаций. Есть субъективные факторы - воля, организация людей, технологии строи­тельства, планы, проекты, сценарии.

153


В соответствии с субстанциональной концепцией человечества ис­тория замышляется не на небесах, а на земле, и развивается не по кап­ризам некоторой дамы с именем История или вследствие слепой необ­ходимости, а по сценариям, придуманным людьми, некоторые строчки которых являются законами. История как пьеса: ее авторами и испол­нителями являются люди.

В основе строительства крупных блоков истории - эр, периодов, эпох лежит сюжет спасения. Сюжет многократно прописан в святых книгах. Его можно найти в Библии, в "Mein KampP А.Гитлера, в работах клас­сиков марксизма-ленинизма. Сюжет взят из мифологии.

Сценарий спасения включает четыре картины. Картина первая: все­общая беда, кризис, упадок, боль, разлад, разруха. Хуже не придума­ешь. Общий характер действий участников картины, режиссера, работ­ников сцены - чем хуже, тем лучше. Болезни, ревущие толпы, беспо­мощные старики и дети. Разгул преступности и полная безнаказанность. Вместе с тем растет ощущение потребности что-то сделать и сделать нечто значительное. В воздухе витает предчувствие того, что из общей ямы всем не выбраться, выживут лишь некоторые. Кто спасется? Кто выберется? Занавес закрывается.

Вторая картина: показывают тех, кто спасется. Спасутся унижен­ные и оскорбленные, бедные из бедных, ничтожные из ничтожных, пре­зираемые из презираемых, обездоленные - и только они. Обязательна мизансцена, в которой пророк, мессия, вождь, вопреки фактам, объяв­ляет выбранным на спасение: "Вы - соль Земли, Вы - свет мира..." Но чтобы спастись, надо что-то сделать.

Занавес второй картины.

Третья картина (действие). Описание плана спасения (как правило в виде пламенной речи, призыва, заповедей). Главное из того, что нуж­но сделать - избранным объединиться в новое общежитие, а лучше по­строить собственное государство, в котором они будут господствовать

Четвертая картина: всеобщая благодать, счастье, благоденствие, веч­ный рай в связи с выполнением плана спасения. Всюду песни, ликова­ние и это длится неопределенно долго. Занавеса, часто, просто нет.

Одна из первых редакций описанного сюжета - "Ветхий Завет" - спа­сется богом избранный народ Иудеи, если будет действовать по биб­лейскому сценарию и следовать пророчествам.

В "Новом Завете" спасается не отдельный народ, а все, кто верует в Христа. Но опять таки униженные из униженных и т.д. Вспомните На­горную проповедь, и вы узнаете, кто спасется, как спасется - это в дру­гой части Писания.

Протестантская версия сюжета - спасутся те, кто трудится. Трудить­ся - и есть молиться богу.

Переселенцы в Америку в строительстве "града на Земле" действо­вали по сюжету спасения. Отцы американской нации подчёркивали мес-сионерский, экспериментальный, искупительный характер новой демок­ратии а Америке.

154


 


В коммунистической редакции сюжет выглядит так: мировой кри­зис капитализма, нищета рабочего класса, войны. Спасутся лишь про­летарии - опять падшие из падших, угнетенные из угнетенных. Для это­го надо захватить власть и установить диктатуру пролетариата. По­скольку пролетариат самый передовой и революционный класс, то ему принадлежит будущее. В результате (четвертая картина): всеобщее сча­стье под названием коммунизм.

Согласно националистической редакции, а в этом суть националис­тической идеологии вечного сюжета, спасутся лишь люди определен­ной национальности. Особой, избранной. Но этому обязательно пред­шествуют картины всеобщего унижения, эксплуатации в течении мно­гих лет, несправедливой обиды. Далее следует мизансцена просветле­ния, которое заставляет действовать, создавать собственное государ­ство. Выкрикивается реплика, в которой объявляется, что избранный народ - спаситель если не всего человечества, то его лучшей части.

Проницательный читатель узнает в обобщенном описании сюжета спасения события эллинизма, средневековья, недавнего прошлого и на­шего настоящего.








ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ОБЩЕСТВА

ЗАГАДКА ЧИНГИЗ-ХАНА. История первой половины XIII века напоминает своей загадочностью криминальный, роман. Каким обра­зом немногочисленные монголы (около полумиллиона человек), раз­битые на племена, вначале неорганизованные, без военной подготов­ки, без снабжения (железа не хватало) могли захватить полмира: Китай с Индокитаем, Тибет и Иран, Среднюю Азию, Казахстан, Украину, дой­ти до берегов Средиземного моря и пройти через Польшу и Венгрию на Адриатическое побережье?

При этом: в северном Китае было 60 млн. жителей, а власть находи­лась в руках маньчжурцев - воинственного и храброго народа. В юж­ном Китае жило еще 30 млн. .человек. В Средней Азии и Восточном Иране - проживало 20 млн. мусульман. Армия султана состояла из во­инственных степняков и горцев, жестоко угнетавших земледельцев и горожан.

В Восточной Европе между Волгой и Карпатами жили 8 млн. чело­век. В Грузии - 5 млн., в Сирии - 5 млн. человек. Монголы (0,5 млн.) одновременно воевали на три фронта, на три стороны света, и не про­сто воевали, а побеждали!

В чем причина монгольского чуда? Иными словами - каковы источ­ники социальной энергии монгольских завоеваний?

Как бы ни отвечали исследователи на поставленный вопрос очевид­но одно - в войне побеждают не числом людей, а количеством органи­зованной социальной энергии, которой они обладают.

Откуда она появилась? Каковы ее источники и механизмы форми­рования?

JLH.Гумилев, из работы которого я взял формулировку монгольс­кого чуда XIII века, видел источник избытка социальной энергии в дан-

155



Удовлетворенность субъекта в мате­риальной сфере

ном случае и в десятках других (походах А.Македонского и крестонос­цев, войн Наполеона, событий октября 1917 года в России и т.д.) во вливаниях космической физической энергии в психику отдельных на­родов, которые, ощутив их, преобразовали ойкумену.

Л.Н.Гумилев выделил 3 типа людей по способу усвоения космичес­кой энергии: гармоничных, пассионарных, субпассионарных.

Гармоничные, или нормальные, люди усваивают энергию в количе­ствах, достаточных для удовлетворения потребностей, диктуемых ин­стинктом самосохранения.

Пассионарии - люди с экстремальной энергетикой. Избыток усвоен­ной энергии превращает их в страстных, увлеченных, готовых умереть за идею (или иллюзию) людей.

Субпассионарии практически не испытывают космического влияния.

Рисунок общественных сдвигов, по Л.Н.Гумилеву, таков: крупный пассионарный толчок порождает критическую массу пассионариев. В некоторой зоне общества резко вырастает пассионарное напряжение. Посредством пассионарной индукции гармоничные люди и субпассио­нарии трансформируются и заполняют общественные движения и орга­низации, руководимые пассионариями - македонскими, наполеонами, Лениными, иисусами и т.д. Начинаются мировые войны, катаклизмы, исторические потрясения. Общество приобретает формы, изобретен­ные в головах выдающихся пассионариев, стабилизируется до очеред­ного космического пассионарного толчка.

Думается, Л.Н.Гумилев прав во многом, но не в главном. Источник социальной энергии - другой. Социальная энергия - разновидность пси­хической. Ее щеточники - психические.

Обратим внимание на следующее обстоятельство: причины, подви­гающие людей на то или иное социальное действие, напрямую не связа­ны с его материальным бытием. Материальное положение в обществен­ной среде может быть улучшено по объективным показателям, а субъек­тивно человек может быть не удовлетворен, а, значит, являться источ­ником нестабильности в обществе. Это же относится к любому субъек­ту социального действия. Бытие не всегда определяет сознание.

В 1942 году в социологию американским социопсихологом Г.Хай-маном введен термин "референтная группа" для обозначения социаль­ной группы, на которую индивид ориентируется в своем поведении. В качестве таковой могут выступать различные социальные общности от семьи до класса. Суть референтности в том, что индивид, группа, об­щество в целом желает жить так, как живут члены референтной груп­пы. Если референтная группа вне слоя, в котором реально пребывает субъект, он стремится сделать все, чтобы попасть в нее. Если субъект принадлежит к той части общества, которая для него референтна - он старается продлить ее существование как можно дольше.

Референтные группы нетрудно определить вопросами типа: Кем Вы хотели бы стать? Кто для Вас идеал? За кого бы Вы вышли замуж? Кому Вы завидуете белой завистью? Кому живется весело, вольготно на Руси? Если подвижки социального субъекта приближают его к референтной группе, он удовлетворен. Если нет - неудовлетворен, какими бы пре-

156


красными не были подвижки на взгляд других людей.

Таким образом, источником активности социальных субъектов яв­ляется их удовлетворенность- неудовлетворенность, а не фактическое положение или недостаток белка в пищевом рационе. В этой связи рас­смотрим две аксиомы стабильности:

1. Общество стабильно, если его статистическое большинство удов­
летворено.

2. Существует формула удовлетворенности социального субъекта:
удовлетворенность слагается по крайней мере из двух членов (фикси­
рующих материальную удовлетворенность и, соответственно, духов­
ную), каждый из которых прямо пропорционален фактическому поло­
жению субъекта и обратно пропорционален его притязаниям (соответ­
ственно в материальной и духовной сферах).

Рассмотрим, к примеру, первый член формулы:

Фактическое материальное положение

его материальные претензии

Нетрудно видеть - при одном и том же уровне материального бла­госостояния субъект может быть счастлив, если его притязания неболь­шие, а может быть раздражен, если уровень ожиданий амбициозен.

Разница между числителем и знаменателем слагаемых формулу удов­летворенности социального субъекта есть в обществе всегда. Это залог непрерывного его развития. Потрясения возникают тогда, когда раз­ница между его частями велика. Если, например, резко возрастают со­циальные ожидания. Современный мир испытывает толчки прежде всего благодаря революциям в сфере претензий: все хотят жить как звезды Голливуда. Или когда резко ухудшается материальное состояние от­дельных активных частей общества. В этих случаях неудовлетворенная часть общества организуется в социальную силу и изменяет окружаю­щую его социальную среду в желаемом направлении. Таков рисунок социальных сдвигов в обществе. Космические . вливания здесь не при­чём. Социальные психологи точно определили источник социальной энергии общества.









ВИДЫ ОБЩЕСТВ

Напомню, общество- зто этап развития человечества, в котором во­левое, рациональное поведение преобладает в групповом поведении людей и в поведении групп людей. Логично видами общества считать отдельные, следующие друг за другом фазы жизни общества, отличаю­щиеся друг от друга качественными характеристиками рациональной организации социальной жизни. В литературе достаточно схем, разде­ляющих общество на отдельные этапы - виды. Например, система трёх веков, сформулированная в 1816-1819 г.г. К. Томпсоном в процессе клас-

157


сификации коллекций Датского национального музея, разделяющая доисторический период на каменный, бронзовый и железный века. Схе­ма постепенно совершенствовалась с разделением каменного века на древний и новый, палеолит и неолит. Позже к ним добавился среднека-менный век, или мезолит. Следующим шагом было выделение между неолитом и бронзовым веком медного века. Система К.Томпсона по­степенно изживает себя, но археологи смогут отказаться от неё , как только будет предложена новая.

К.Маркс, Ф.Энгельс разделили общество на первобытное, рабовла­дельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое. Как и схема К.Томпсона, система обществ Маркса- Энгельса постоянно до­рабатывалась сторонниками коммунистического мировоззрения. В.И.­Ленин (1870-1924) выделил в капитализме империалистическую стадию, марксисты 50-80 годов 20 века- развитой социализм и т.д.

В настоящее время в философии истории популярными являются деления общества на три волны, стадии, цивилизации и т.п., суть кото­рых (при различной терминологии) сводится к тому, что общество пос­ледовательно пережило три революции: аграрную (неолит), индустри­альную (17-18 века), научно-техническую (вторая половина 20 века). Каждая революция порождала соответствующие ей общества: аграр­ные, индустриальные, постиндустриальные. Аграрные включают в себя, в частности, восточные деспотии, античный и германский миры. Инду­стриальные- классический капитализм, капитализм первой половины 20 века, социалистические страны. Постиндустриальное общество ха­рактеризуется как технотронное, открытое и т.п.

Возьмём третью классификацию обществ за основу дальнейшего изложения философии общества.

Аграрные общества объединяют ряд признаков: основной вид рас­селения- деревенский, деревня господствует над немногочисленными го­родами, основное средство производства- земля, основной вид производ­ства- сельскохозяйственный, хозяйство- натуральное. Основные институ­ты аграрных обществ: религия, семья государство, собственность.

В индустриальных обществах центром культурной, политической и экономической жизни является город, основной вид производства- про­изводство промышленных товаров, хозяйство- рыночное или плано­вое. Основные институты: техника, образование, нация, политика, го­сударство, собственность.

В постиндустриальных обществах господствуют города- мегаполи­сы: Нью-Йорк, Токио, Лондон, Париж и пр. Производство услуг в срав­нении с производством товаров, наука и научные технологии, научно-техническая конкуренция. Основными институтами являются институ­ты открытого общества (смотрите ниже).

Обсуждение сути постиндустриальных обществ, начатое Д.Беллом в 1962 году, всё ещё пребывает (в современной социологии) в началь­ной стадии- для более абстратктных (философских) заключений явно не хватает эмпирических данных. Но процесс постмодерна пошёл и набирает силу.




Дата: 2019-02-25, просмотров: 221.