ПЯТАЯ ЧАСТЬ . МИР СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

XX ВЕК : ВЗГЛЯД фИЛОСОфА

Задание . Составьте список основных политических событий XX века. Расположите события в хронологическом порядке таким образом, что­бы одно событие, если не вытекало из предшествующих, то было суще­ственно связано с ними по содержанию. Выделите несколько линий XX века, связывающих отдельные события списка. Прокомментируйте их. ^Желательно, чтобы в список заносились события, затрагивающие жизнь статистического большинства жителей планеты. Таков критерий фун­даментальности.

Задание . Ниже я предлагаю свой список фундаментальных событий XX века. Сравните его со своим.

XX век: таблица основных- событий.

Столыпинские реформы. Убийство П.А.Столыпина.

I мировая война.
Революция в России 1917 года.

Мировой экономический кризис 1929-1933 г.г. Пргиход к власти в Германии Гитлера.

II мировая война 1939-1945 г.г.

Распад колониальной системы (1945-1962 г.г.)

Научно-техническая революция (середина XX века).

Энергетический кризис и западная перестройка (70-80 г.г.)

Перестройка в СССР.

Распад Варшавского договора. Падение коммунизма, распад СССР.

Образование Украины, России, Белоруссии и др. государств на по­стсоветском пространстве.

Возможно, покажется странным, что список мировых событий на­чинается с убийства П.А.Столыпина. Позвдлю небольшое объяснение.. А.Токвилль (1805-1859) - крупнейший политический мыслитель XIX века - называл XX век веком России и США. Столыпинские реформы дали такой подъем хозяйственной и культурной мощи России, что мир на­сторожился в поисках того, чем остановить ее. П.А.Столыпин гово­рил: "Дайте мне 15 лет мирной жизни и я возвеличу Россию." Со смер­тью Петра Аркадьевича Столыпина в России к правлению пришла партия войны. Первая мировая война оказалась неизбежной. Искали лишь повода. И он нашелся - убийство австро-венгерского престоло­наследника 28 июня 1914 года. Анализ документов, свидетельствующих о поведении высших эшелонов власти России, Германии, Австро-Венг­рии показывает, что в июле-августе 1914 года там о мире не думали. Думали о войне. Русская партия войны соблазнилась в случае победы на присоединение к России земель балканского полуострова, выходя­щих к Средиземному морю (мечта русских императоров и императриц).

166


Участие в войне противоречило экономическим, политическим и прочим интересам России. По основным экономическим показателям Россия прочно занимала пятое место после Германии, США, Франции, Англии, но была классической слаборазвитой страной - производитель­ность труда (по некоторым оценкам) была меньше, чем в США, в не­сколько раз. Разрыв сокращался. Сформировался мощный класс орга­низаторов производства. Число миллионщиков росло быстрее, чем в иных странах мира.

Россия была лидером в культуре, но только каждый пятый мог хо­дить в школу. Лишь четвертая часть умела писать и читать. Россия вы­возила хлеб, но хлеба в ней всегда не хватало. Была "тюрьмой наро­дов", но освобождала другие народы от рабства и т.д. Страна с гиган­тской территорией, несметным богатством и невероятными потребно­стями, с сильной централизованной властью и мощной армией имела все, чтобы стать величайшей державой мира и без войны. Однако выс­трел народника Багрова, прозвучавший 5 сентября 1911 года в киевс­кой опере, изменил ход событий. .

1 мировая война привела к революциям в России, Германии, Венг­рии, Китае. В России власть перешла к большевикам. Жизнь планеты на долгое время стала соизмеряться с тем, что и как думали в Кремле. В результате революции Россия выпала из мировой экономической системы. Рынок существенно сократился. Это подтолкнуло мир к кри­зису.

Мировой экономический кризис, разразившийся в 1929 году и длив­шийся несколько лет, имеет свои особенности. Во-первых, это первый мировой экономический кризис. Во-вторых, этот кризис возник не вслед­ствие войны. В-третьих, это был кризис перепроизводства.

До капитализма в мире не было кризисов перепроизводства. Посто­янными были кризисы недопроизводства.

Кризисы перепроизводства периодически потрясали рыночную эко­номику, начиная с 1825 года через 8-12 лет. Но кризис 1929-1933 годов по охвату стран, глубине, продолжительности, последствиям превзо­шел все ранее происходившие. Нужен был универсальный выход - и он был найден. Английский экономист Дж.М. Кейнс (1883-1946) предло­жил систему государственных и социальных мероприятий по формиро­ванию устойчивого покупательского спроса. Все просто. В чем суть кризиса перепроизводства? Коротко - в том, что число покупателей меньше, чем число производителей. Если это так, то давайте стимули­руем старых и изобретем новых потребителей, гарантирующих возврат денег за взятые товары.

Система предложений Дж.Кейнса умещается в полстранички:

1. Повсеместно организовывать продажу в кредит. Кредит должен
быть дешевым. На Западе до сих пор население живет в кредит и не
видит в этом ничего страшного.

2. На рынке средств производства установить кредит с низким бан­
ковским процентом (2-3%).

3. Превратить государство в крупнейшего заказчика-потребителя.
Был изобретен государственный заказ. В этой связи государству нуж-

167


ны деньги - ввести высокие налоги и, в частности, прогрессивный на­лог на зарплату, прибыль, ренту.

4. Не бояться государственного долга. Пусть государство живет
долг - важно спасти экономику.

5. Вести активную социальную политику - увеличить покупательс­
кую способность населения за счет поддержки обездоленных, пособш
для безработных, малоимущих, многодетных семей, семей без кормильца
и т.д.

Реализация кейнсианских предложений провоцировала рост произ­водства. Капиталистический мир выкатился из кризиса.

Но последствия кризиса и самой методы выхода из него не застави­ли себя ждать. Сначала о первом, затем о втором.

Кризис 1929-1933 годов в Германии приведет к власти партию вой­ны во главе с Гитлером. II мировая война станет неизбежной. Но эт. будет в 1939 году. А до того времени развитые страны наращивают темпы роста, идут на огромные военные заказы в соответствии с кейси-анскими рекомендациями и т.п.

Подспудно накапливаются отрицательные последствия кейнсианс-кого метода выхода из кризиса. Назовем основные:

1. Высокие налоги и большая хозяйственная деятельность государ­
ства привела к резкому увеличению числа чиновников - возникла адми­
нистративно-командная система.

2. Взвилась инфляционная спираль: обеспечить занятость населе­
ния, а производство - рабочей силой оказалось возможным только в
рамках постоянной инфляции.

3. Незаметно число потребителей стало больше числа производи­
телей. Выгоднее стало заводить ребенка, жить на пособие по безрабо­
тице, чем работать. Еще лучше, если в семье нет кормильца и т.д.

4. Во всем мире подрываются основы протестантской культуры тру­
да. Появилось неработающее поколение (безработные со стажем 20 и
более лет).

Как следствие из всего вышеназванного рентабельность экономики во всех развитых странах стала непрерывно падать. Если бы не было II мировой войны Запад оказался бы в пучине очередного экономическо­го кризиса. Но война, распад колониальной системы и научно-техни­ческая революция оттянули его до 70-х годов XX века.

Задание: дать панораму основных событий II мировой войны. Дей­ствуйте так же, как в случае составления картины XX века - составьте список крупных военных сражений в отдельных регионах мира и поли­тических акций, сопровождающих переломные моменты войны.


мы происходит в 50-е годы XX века. 1 июля 1962 года провозглашена независимость последней крупнейшей колонии планеты - Алжира. Рас­пад колониальных империй, в основном, завершился. В результате на политической карте мира появилось более сотни новых государств.

Уход европейцев из Африки и Азии не ослабил экономических по­зиций Европы и Америки. Эйфория от победы в бывшем колониаль­ном мире была такой, что цены на нефть и другие минеральные ресур­сы долгое время остались самыми дешевыми в XX в. Период с 1950 по 1970 годы - самое благоприятное время развития для мирового сооб­щества. Среди развитых стран ни одного военного столкновения. Про­мышленный рост в мире достигал отметки выше 5% в год - сказывались последствия научно-технической революции. Бельгия, лишившись Бель­гийского Конго, стала жить лучше, чем с Конго. На Западе заговорили об обществе всеобщего благоденствия, а в СССР наметили даже время наступления коммунизма - 80 годы.

Особенность этого периода состоит в том, что в мире с рыночной экономикой включились новые рычаги развития - появилась новая фор­ма конкуренции в реализации научно-технических достижений в форме товаров, где побеждает владелец и производитель удачной инновации. Она вытесняет прочие и становится ведущей в рыночной экономике. Новизна превращается в основную потребительскую стоимость. Созда­ется механизм ускоренного развития науки и техники: погоня за сверх­прибылью, которую присваивают те, кто первым произвел и освоил высокоэффективное изобретение; механизм конкуренции, неумолимо разоряющий тех, кто отстал в новационном развитии. На полную мощ­ность заработал маховик разрешения социальных, экономических, про­изводственных и других противоречий посредством инноваций на ос­нове науки1.

* * *

Политическая независимость бывших колоний не привела молодые государства к процветанию. После двух десятков лет самостоятельнос­ти руководителям стран и общественным движениям третьего мира ста­ло ясно, что без изменения соотношения цен на топливо и минеральные ресурсы, с одной стороны, и на продукцию машиностроения - с другой, страны третьего мира никогда не выберутся из нищеты.

В 1973 году ОПЕК - организация стран экспортеров нефти, контро­лирующая до 65% добычи нефти в мирегпосле соответствующей про­работки вопросов в ООН и поддержки ООН резко подняла цены на нефть (в 2-3 раза, затем еще в 2-3 раза и т.д.). В общем, максимальная стоимость цены на нефть возросла в 30 раз по сравнению с ценами до 1973 года2.


 


Важнейшим последствием II мировой войны явился распад миро­вой колониальной системы. К 1981 году в мире осталось 21 колониаль­ная территория с населением, равным примерно 0,14% населения пла­неты. Появилось три мира: Запад, Восток (страны Варшавского дого­вора) и третий мир развивающихся стран. Обвал колониальной систе-

168


1) Честь открытия инновационных механизмов выхода из кризиса за счет науч­
но-технического прогресса принадлежит австрийскому экономисту И.Шум-
петеру (1883-1950 г.г.)

2) В 1979 году во время ирано-американского конфликта цена одного барреля
нефти (60 литров) достигла примерно 40 долларов (для сравнения: до повы­
шений, в золотой период, цена была 1-2 доллара).

169


Разразился мировой энергетический кризис. Он не задел отрицатель­но страны социалистического лагеря. В СССР в это время освоили Тю­мень. В СССР хлынули нефтедоллары.

Энергетический кризис наложился на кризис производства, который незаметно "подкрадывался в результате кейнсианской политики. Расстро­илась мировая финансовая система. Пошла инфляция. Производство упало, наступило то, что мы переживаем сейчас.

Развитые страны нашли выход. Во-первых, были увеличены цены на промышленные товары настолько, насколько были увеличены цены на нефть. В результате, проиграли те страны третьего мира, у которых нет собственных энергоносителей и собственной конкурентоспособной промышленности - Аргентина, Бразилия, почти все африканские стра­ны. Третий мир начал жить в долг, который в настоящее время достиг размеров 1 триллиона 300-400 миллиардов. При современном состоя­нии экономики эти страны никогда не выплатят долг. Они обречены.

Выиграли и процветают страны, добывающие нефть (около 30 стран мира).

Из кризиса производства Запад вышел следующим образом. В на­чале 80-х годов к власти в ведущих странах мира пришли политические лидеры неоконсервативной волны ( Р.Рейган в 1981 году в США, М.Тэт­чер в 1979 году в Англии и т.д.).

Политические лидеры этой волны взяли на вооружение идеи чикаг­ской школы политической экономики - М.Фридмена, Ф.Найта, и др.

Суть предложений чикагской школы состоит в том, что спад произ­водства, резко обозначившийся в 70-е годы, вызван социально-психо­логическими причинами: людям выгоднее было жить на пособие, чем на зарплату. Трудно поверить, говорил Р.Рейган на предвыборных со­браниях, что человек в течение 20 лет не может найти работу. Придя к власти Р.Рейган резко сократил расходы на социальные нужды. На столько же сократилась безработица. Стало ясно, что чикагские эко­номисты "били в цель". Перечислю основные идеи чикагской школы.

1. Свести экономическую деятельности государства до минимума
или как принято говорить "до роли ЖЭКа или ночного сторожа": без
ЖЭКа (жилищно-эксплуатационных контор) жить нельзя, но это не зна- -
чит, что он всякий раз может лезть в наши квартиры; резко сократить
налоги, что приведет к сокращению чиновников.

2. Перейти от государственного инвестирования к частному: част­
ные инвесторы разоряются, а государство - никогда или крайне редко,
поэтому первые меньше ошибаются.

3. Проводить политику больших денег, монеторизм: ввести высо­
кий банковский процент- из бизнеса "вымоются" дилетанты, не будут
умножаться предприятия без надобности.

4. Пойти по пути народного капитализма: чем платить пособие,
лучше сделать через приватизацию всех владельцами, бизнесменами:
часть обогатить, часть обучить.

5.Всемерно поощрять мелкие фирмы; существует чудо мелкого ка­питализма: мелкий производитель, открывая или создавая новую по­требность, может на год-полтора (пока циклопы развернуться), стать


монополистом на рынке и обогатиться, а значит обогатить людей.

Экономические идеи были дополнены этическими. В результате сфор­мировался новый уклад жизни на Западе, знающий цену архаике, цену аскезы труда и цену обычной культуры труда.

Старое не всегда хуже нового, а искусственное, как правило, хуже естественного. Таков неоконсерватизм конца XX века. Он спас Запад.

Что спасет Восток?

Успехи перестроечных процессов на Западе не были не замечены на Востоке. К началу 80 годов дела в странах Варшавского договора по­шли резко на убыль. Производство неотвратимо падало. Нефтедолла­ры перестали подпитывать СССР. Как только нефть в конце 70-х годов подешевела, экономическое падение СССР стало неизбежным. Надо было спасать советских людей.

В Москве не изобретали велосипед: пошли по пути западной пере­стройки. Благо приоритеты, схемы действия, политические технологии были уже апробированы. Осталось только их применить в специфичес­ких советских условиях. Еще раз назовем основные позиции преобра­зования СССР: демонтаж административно-командной системы, господ­ство рыночной экономики, монеторизм, принцип народного капитализ­ма, антимонопольное законодательство. В СССР произошло то, что на Западе уже случалось: распад империи. На политической карте мира по­явились новые самостоятельные государства в условиях экономическо­го кризиса. Естественно, последствия такие же, как на Западе: бывшие социалистические республики без энергоносителей и без высоких тех­нологий потенциально обречены на нищету и невыплачиваемые долги.

Перестройка в странах СНГ по образцу открытого общества еще не закончена.

Задание. В связи с энергетическим кризисом есть опасность, что бу­дущее Украины такое же, как у стран третьего мира, не имеющих дос­таточных собственных энергоносителей. Постройте программу мероп­риятий для выхода Украины из кризиса.








































Дата: 2019-02-25, просмотров: 187.