ЛИНИЯ ИСТОРИИ : ОТ ЗАКРЫТОГО К ОТКРЫТОМУ ОБЩЕСТВУ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задание. Перед чтением предлагаемого материала рекомендую, ува­жаемый читатель, просмотреть книгу А.Платонова "Чевенгур". Хоте­лось-бы также, чтобы Вы ознакомились с жизнью в Спарте, - системой воспитания спартанцев, хозяйством1 Спарты и целями государства.

Все общественные объединения нуждаются в некоторых обязатель­ствах со стороны членов, которые должны представлять необходимые ресурсы - свое время или деньги, труд или даже "сердца и души", - так, чтобы объединение могло осуществлять свои цели. Большинству соци­альных групп нужна только часть времени, энергии, ресурсов членов. Но есть такие, которые хотят все - это так называемые алчные группы. Для них характерны следующие явления:

- жертвенность: члены группы должны бросить что-нибудь ценное,
чтобы присоединиться к ней, что-нибудь, чем охотно пользуются
во внешнем мире (от брачных и половых связей до пользования
удобствами современного мира и т.д.);

- специальная жертвенность: члены должны жертвовать группе ре­
альные ресурсы (деньги, богатства, собственность), имеющиеся у
них;

- отречение: члены группы должны отказаться от всех личных свя­
зей с тем, кто мог бы вмешаться в их обязательства по отношению
к группе. С этой целью члены группы носят, скажем, особую одеж­
ду, имеют отличительные прически и т.п.;

- причастие: члены собираются как группа при ритуалах или других
символических мероприятиях (партийных собраниях, тайных ве­
черях и т.п.);

- умерщвление: члены группы должны умертвить свое личное "Я";

- превосходство: члены группы чувствуют или верят, что они живут
особой, высшей жизнью людей.

Определение: общество называется закрытым, если оно превраща­ется в алчную группу. Государство называется тоталитарным, если оно закрыто в только что указанном смысле.

К.Попперу принадлежит открытие одной закономерной историчес­кой линии: существует тенденция в истории человечества перехода от закрытых обществ к открытым1. Тенденция имеет статистический, ве­роятностный характер. Она закономерна и суть этой закономерности такова: при всех исторических катаклизмах устройство социальной жизни, однажды реализованное в Афинах времен Перикла, не забыва­ется людьми и служит образцом для подражания.


 


158


1) Характеристика открытого общества в отдельном параграфе (ниже).


59


Нетрудно видеть, данный закон подобен второму закону термоди­намики, гласящему, как уже было указано, что все процессы в мире, если этому не противодействовать, вероятнее в сторону хаоса, чем на­оборот. Первым из философов, кто обратил внимание на эту законо­мерность, был Платон. Платон верил в историческую тенденцию упад­ка и деградации общества. По Платону, все лучшее у людей - позади, в золотом веке. Он был очарован стабильностью первобытного строя, единодушием и счастьем, которые там были, и напуган стремительным разрушением того и другого, и третьего в Греции в связи с появлением демократических городов-полисов.

За точку отсчета социального развития людей Платон берет родо­вое общество без признаков разложения. Для человека такого обще­ства характерна коллективность сознания, основанная на отождествле­нием себя со всем коллективом, родом, кланом. Это обусловлено тем, что человек первобытного общества представить себе не мог, что он способен выжить вне рода, окружённый со всех сторон опасностями, беззащитный в своем одиночестве. Такой человек чувствует себя спо­койно только в группе таких же, как он, беззащитных: ощущение мно­жества дает иллюзию безопасности ему и его соплеменникам. Его судь­ба - судьба всего племени, которое вместе выживает, либо вместе уми­рает. Платон, мечтая об идеальном государстве, говорит о коллекти­визме такого рода следующее: "...человеческая душа приобретает на­вык совершенно не уметь делать что-либо отдельно от других людей и даже не понимать, как это возможно". Потеря племени, либо изгнание из него, что в раннем закрытом обществе является самым страшным наказанием, обрекает человека на самостоятельность действий и реше­ний, непрерывное напряжение нервов, полное отсутствие покоя.

В родовом обществе при любом уровне рационализма всегда имеет место синкретизм общественного сознания, не разделяющий вымыш­ленное и подлинное; всегда есть некритическое отношение к какой-то части действительности, присутствует табу на некоторые классы соци­альных действий. Табу становится непреодолимым именно потому, что считается неизбежным, как заход Солнца. Человек не видит разницу между естественными законами природы и нормативными законами, созданными обществом.

Платон знал, что человек закрытого (для Платона родового) обще­ства был счастлив. Если его роду, семье, племени угрожала опасность, то ее вместе с ним делили сотни соплеменников. Его потребности росли вместе с потребностями рода, причем ничтожно медленно, при этом его не тяготила зависимость от коллектива. Его личные проблемы были сведены до минимума, либо становились проблемами всего рода. Со­знание одного соплеменника отличалось от сознания другого лишь ин­дивидуальными психологическими особенностями чувственного воспри­ятия (остротой ощущения, силой памяти, воображения), а не.содержа­нием оценок, интересов и представлений о действительности. Все чув­ствовали одно и то же, имели одни и те же мысли и взгляды на мир. Господствовало единодушие.


Для закрытых обществ характерны отношения либо фактического равенства, либо строгой субординации. Наиболее четкое разделение на отдельные группы существовало на Востоке: кастовая система Индии, где был невозможен переход из одной социальной группы в другую; общество Древнего Китая, где все население соответствовало опреде­ленной ранговой шкале.

Отношения равенства характерны для ранних родовых обществ, где основой фактического равенства являлась присваивающая экономика или низкий уровень производящей экономики. Элементы фактическо­го равенства встречаются в платоновском проекте идеального государ­ства - внутри правящего класса отсутствует собственность на все, обоб­ществляются даже жены и дети. В то же время все общество у Платона разделено на касты.

классическое закрытое общество лишено нравственных и полити­ческих проблем. О неотчуждаемых правах личности не может быть здесь и речи.

Это все было известно Платону и нравилось чрезвычайно. Вместе с тем Платон видел, что греческое общество, в отличие от родового строя, уже разбито на классы и прежнего единодушия и общего счастья в нем не может быть. Тем не менее он считает, что процессы разрушение зо­лотого века, можно если не остановить, то сильно затормозить. С этой целью он изобретает план - устройство идеального классового госу­дарства, в котором процессы разложения были бы сведены к миниму­му. Платон предлагает власть имущим:

- разделить все общество на три класса: господ (пастухов), овец (ос­
новное население) и пастушьих собак (воинов). Классы отделены
друг от друга. Классовое неравенство природно и социально не­
преодолимо: господином рождаются;

- сделать государство основным средством спасения людей от окон­
чательного упадка;

- во главе государства поставить мудрого государя - философа, ко­
торый все знает: что такое добро, кому чем заниматься и т.д. Госу­
дарь не должен смотреть на людей, его взгляд устремлен вверх. У
государя есть привилегия для человеконенавистнического исполь­
зования власти государства во имя его стабильности и неизменно­
сти. Ложь - дозволенное средство убеждения, правда ею может
пользоваться только государь;

- судьбу государства воедино связать с судьбой господствующего
класса. Для этого Платон предлагает наладить в обществе тщатель­
ный контроль за деятельностью внутри господствующего класса
вплоть до размножения внутри него;

- наделить господствующий класс исключительным правом на обу­
чение и вооружение и отделить его от производства.

Во имя стабильности государства Платон предлагает в своем проек­те идеального (закрытого) общества строгую тотальную цензуру лю­бой интеллектуальной деятельности господствующего класса. Платон настаивает на необходимости в государстве развитой пропаганды, вы­рабатывающей .единомыслие в господствующем классе.


 


60


16


Государство должно стремиться, по плану Платона, к экономичес­кой автаркии, экономическому самообеспечению.

И, наконец, Платон объявляет справедливым все то, что совпадает со структурой и целями государства. Право в таком случае оказывает­ся волей господствующего класса или государя , возведенной в закон.

Платон хотел воплотить в жизнь начертанный им план идеального государства в Сиракузах. Заговор во имя нового устройства общества провалился. Платон едва избежал рабства.




































ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО

Примерами открытого общества служат Афины времен Перикла и современная западная демократия, реализованная в Швеции, Англии, Франции, США, Бельгии, Дании и др. странах.

Маленькие Афины явили миру особый тип общества, в котором гос­подствует закон, а не власть и не обычай, в котором власть не стоит над обществом и даже отдельным человеком, в котором государство, отдельный гражданин и любое сообщество - равные субъекты права и социального действия.

Афиняне своей жизнью доказали, что общество может процветать там, где власть полностью подчинена обществу. Ситуация, при кото­рой любой гражданин Афин мог судиться с государственным мужем любого ранга и выигрывать дело - просто немыслима в иных регионах древнего мира.

Афиняне явили миру новый тип демократии. Первобытное обще­ство было демократией равенства. Это было подлинное народовлас­тие, поскольку власть не стояла вне народа - вожди родов и племен не были освобождены от повседневных забот - они также участвовали, например, в охоте, как и другие члены первобытного общества (стада). Но все демократии первобытного общества были тираниями большин­ства: отдельный член этого общества не был защищен от возможного произвола большинства. Он вынужден подчиняться решению большин­ства, иначе он подвергался изгнанию из рода или племени, что было равносильно смерти.

Тирания большинства, так же как насилие деспота, одинаково не­терпимы для личности. Прелести первобытного или научного комму­низма для него одинаково неприемлемы, потому что в них реализуется равенство при общем бесправии. Более того, контроль над поведением личности при тирании большинства оказывается еще более универсаль­ным, чем при тирании деспота.

Афиняне изобрели, и я уже это говорил, демократию свободы. Они изобрели открытое общество.

К.Поппер избегает на страницах книги "Открытое общество и его враги" окончательных определений открытого общества в силу его "от­крытости". Тем не менее, то здесь, то там общие характеристики дают-' ся. Открытым, по К.Попперу является общество, в котором:

- люди (в значительной степени) научились критически относиться к табу и основывать свои решения на совместном обсуждении и воз-

162


можностях собственного интеллекта1;

- индивиды вынуждены принимать личные решения2;

- постоянно расширяется область личных решений, что приводит
отмене того или иного табу3;

- признают рациональную личную ответственность4;

- при ослаблении биологических и физических связей большую роль
начинают играть духовные и т. п.5;

- существует возможность рациональной рефлексии6.

На его знамени написано: "Открытое общество представляет само­развивающуюся систему свободных людей. По настоящему свободен только хозяин. Дело жизни и счастья каждого человека - дело рук прежде всего его самого. Каждому - условия, каждый - сколько может. Обще­ство богато благосостоянием своих граждан."

В соответствии с указанными лозунгами создаются экономическая, политическая, правовая и культурная основы открытого общества. Ог­раничимся перечнем' его паспортных характеристик.

Производственная сфера открытого общества характеризуется ры­ночной экономикой; гарантией как личной так и коллективной собствен­ности на средства производства и распределение продукции; конверти­руемой валютой; экономичным и нерасходным государством; разум­ными, не более 30% на прибыль, налогами; мощным антимонополь­ным законодательством.

В открытом обществе всё становится предметом расчёта, измерения и контроля благодаря ЭВМ. Производство оказывается техническим приложением науки. Основные производства вырастают и функциони­руют на основе научных открытий (атомная энергетика, электроника, производство искусственных средств пищи, одежды, быта и т.д.)

В сфере распределения господствует принцип леди М.Тетчер: "Рас­пределяется только то, что создается: бесплатным может быть сыр и то в мышеловке". Обращаю внимание на первую часть принципа - он зап­рещает проедать, продавать, распределять национальные богатства, достояния народа. Вторая часть распределительного принципа создает в открытом обществе режим строгой экономии.

Основная масса людей живет за счет прибыли, а не за счет заработ­ной платы. Это является результатом экономической самодеятельнос­ти основной массы населения открытого общества.

В политическом и правовом аспектах открытое общество характе­ризуется:

1. Стабильной конституцией, пример которой дают США. Изме­нение ее в открытых обществах оказывается затруднительным. Кон-

1) К.Поппер. Открытое общество и его враги. - Т. I, - М.: Межд. инициатива,
1992 г., с.251.

2) Там же. С.218.

3) Там же. С.217.

4) Там же. С.218.

5) Там же. С.220.

6) Там же. С.220.

163


 


ституция охватывает жизнь не одного данного поколения, а многих, поэтому изменение ее не является правом одного поколения. В идеале конституцию страны принимает представительные орган, который со­бирается один раз специально для этой цели.

Конституция является выражением основного содержания воли сред­него класса собственников, охватывающих большую часть населения.

Конституция провозглашает неотчуждаемые права личности - пра­во на жизнь, хороший заработок, свободу слова, совести, печати, дос­туп к любой информации, касающейся личности, участия в различных партиях и движениях. Подчеркивается приоритет прав личности над правами общества.

Конституция обеспечивает возможность проведения любой разум­ной реформы в обществе без насилия, если реформа не ставит целью свержение основ открытого общества. Одним из его критериев являет­ся предусмотренное конституцией смещение правительства и других властных структур без кровопролития, например, путем выборов.

2. Разделением всех видов власти: законодательной, исполнитель­
ной, судебной. Исключается сосредоточие всей власти в одних руках
или одном органе, у одной партии.

3. Существованием суда присяжных как основной формы отправ­
ления судопроизводства.

4. В основном негосударственной четвертой властью - радио, пе­
чатью, телевидением.

5. Развитой политической жизнью, многопартийностью, существо- ,
ванием различных ассоциаций и объединений граждан, являющихся
посредниками между государством и различными слоями общества и
представляющих интересы последних.

6. Гарантом конституционных прав и обязанностей граждан и ин­
ститутов общества выступает баланс политических сил и движений,
видов власти, общества и государства. Именно система "сдержек и
противовесов" политических сил обеспечивает стабильность общества
и его постоянную "открытость".

7. Развитым рынком политических идей, платформ и программ.
Избиратель выбирает приемлемые программы и допускает их авторов
к управлению государством как основному средству реализации про­
граммы. Государство, т.е. чиновники, полиция, армия только после
выборов оказываются субъектами той или иной политики. В осталь­
ных случаях они вне политики.

Культурологические параметры открытого общества таковы:

а) Высшая грамотность населения. Обязательное среднее, а то и'выс­
шее образование.

б) Развитая инновационная структура, позволяющая на базе науки
и техники обеспечить задел новых эффективных технологий на каждом
участке и по всему фронту производства с некоторым опережением не­
посредственных интересов потребителей.

в) Свободный рынок искусств, без запретов и берегов.

г) Приоритет таких ценностей как свобода, активность, здоровье,
духовность, рационализм, справедливость.


Задание 1. Иногда, характеризуя роль государства в открытом об­ществе, говорят, что ему отведена функция ЖЭКа (жилищно- эксплуа­тационной конторы) или ночного сторожа. Поясните, что это значит.

Задание 2. Раскройте опасность лозунга "Вся власть Советам!" с по­зиции идей открытого общества.

Задание 3. Представьте, уважаемый читатель, что вас выдвинули кандидатом в законодательное собрание. Вам предстоит писать пред­выборную программу. Известно- вас поддержали исключительно по­тому, что вы последние два года только и говорили, что надо идти пу­тём реформ. При этом подчёркивали- идти путём реформ в наших ус­ловиях- это идти от закрытого, тоталитарного общества к открытому.

Задача. Напишите список законопроектов и укажите очерёдность их принятия, которые вы вынесете на обсуждение в случае избрания по реформированию политической, экономической сфер (отдельно), а так­же в сфере здравоохранения и образования.

Задание 4. Определите, насколько далёко Украина (Россия) отстоит от открытого общества. Что осталось сделать?


 


64


65




































Дата: 2019-02-25, просмотров: 192.