ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ БЫТИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выскажем постулат историчности: явление (предмет, тело, событие) исторично, если и только если в каждый данный момент времени (или настоящем) представлено не все его содержание, а полное его содержа­ние перебирается, развертывается со временем, за конечный промежуток.

Постулат предполагает:

- что тело в настоящем имеет только часть собственного содержа-
«» ния;

- что тело между тем охватит, раскроет, обнаружит, представит все
свое содержание;

- что существует порядок развертывания всего содержания через
этапы, фазы, ступени, эпохи, периоды, эры;

- что есть силы, которые развернут содержание до конца; - что тело не исчезнет до тех пор, пока не освоит, не обнаружит всего содер­жания.

Структуру бытия, сущность которой отражена в постулате историч­ности, назовем историей.

Открытие исторической реальности обострило извечные философс­кие вопросы - что есть мир и из чего он состоит?

Действительно ли мир состоит из атомов и пустоты, как думал Де­мокрит и как считал Ньютон, или из элементарных частиц и их образо­ваний, как доказывают современные физики?

В свете открытий исторических реалий все эти утверждения оказы­ваются проблематичными и не совсем верными. Это наличное бытие состоит из элементарных частиц, атомов и пустоты. Но бытие не огра­ничивается наличностью, у него три измерения - прошлое, настоящее, будущее. Поэтому оно соткано из такой реальности, которая расстила­ется в будущем, настоящем, прошлом. Нет общепризнанного названия для атомарных образований такой реальности. Мы будем употреблять для этого случая термин "история". Поэтому я утверждаю: мир состоит из историй, мир есть история.

Подробнее разберемся в терминологии. Среди явлений мира, в ко­тором мы живем, есть такие, которые начались не сегодня и не вчера, и которые не закончатся сегодня и даже завтра, но которые когда-то за­вершатся. Вот такие явления я называю историями.

Структура историй проста: они возникают, живут некоторое время и разрушаются. В этом их необычность - они сотканы из прошлого,

47


настоящего, будущего. Их "тело" охватывает все три временных изме­рения бытия.

Естественно возникает вопрос - все ли явления окружающего нас мира историчны? Мой ответ положителен. Но истории могут быть раз­ными - простыми и сложными, природными и человеческими и т. д.

Если все исторично, все возникает, живет и разрушается, то что или кто причина историчности бытия? Почему все исторично: появившись, расцвев, неизбежно погибает?

Вот здесь-то философы выводят на сцену Историю с большой бук­вы. Прекрасное изображение этой Дамы дано в книге Э.Ю.Соловьева "Прошлое толкует нас".(М.: Политиздат, 1991,стр.352)

К её изображению приложили руку многие философы и прежде все­го И.Кант, Ф.Гегель (1770 - 1831), К.Маркс (1818 - 1883). Я пересказываю текст Э.Ю.Соловьева с дополнениями. История - это особое нечто, которое пользуется человеком и при­родой как средством достижения своих целей, которые почитаются за­ведомо благими, отвечающими глубинным нравственным запросам на­шего существа, либо являются сверхморальными.

История сама знает, куда ей идти, располагает полными гарантия­ми успешности своего предприятия и в "конечном счете" искупает все жертвы и издержки. Что бы ни делали люди и как бы ни бушевала сти­хия, История не может потерпеть крушение и изменить свое направле­ние. "Рано или поздно" она исправляет все ошибки, зализывает все раны, нанесенные ей волюнтаризмом людей и стихией природы.

Люди слишком много берут на себя, полагая, что могут нести ответ­ственность за ход Истории, а было бы куда разумнее, если бы они заду­мывались только над тем, как бы им не продешевить, не отстать от прогресса, не оказаться в дураках по крупному счету.

История, Дама капризная, но она не может обойтись без людей, при­роды, планет и космоса. Она выбирает людей, личности и народы, пла­неты и галактики для своих целей. Выбранных поддерживает, остальное оказывается вне поля ее зрения, а значит - на обочине или вне Истории.

Я буду исповедовать иную модель истории. Изобразим ее схематично,
'прошлое                       настоящее                                   будущее

В

Всякая история состоит из "тела" (А), актуализирующего временно­го вектора (В). Тело - цельное, единое образование, сотканное из собы­тий, или состояний, этапов, эпох, эр. Из истории нельзя выбросить про­лог, центральные части или эпилог - без одной из этих частей истории не будет.

48


Временной актуализирующий вектор (В) движется по "телу" исто­рии слева направо, актуализируя в нем настоящее и разделяя его на про­шлое, настоящее (наличное), будущее. Дело обстоит так, как происхо­дит когда вы, просматриваете текст книги, напечатанный мелким шриф­том под лупой: все, что попадает в фокус лупы - актуализируется. Все, что просмотрено - за чертой настоящего, но помнится. Есть текст, ко­торый еще попадёт под лупу, однако для схватывания сути текста нуж­но то, что осмотрено, просматривается и будет просмотрено.

Актуализирующий вектор имеет функцию времени, может различать отдельные состояния, этапы и эпохи, вехи, эры. Разметка состояний образует то, что называется историческим временем.

В анализе предлагаемой модели истории важное место занимают те ее части, которые "сливают" состояния, этапы, эпохи, эры, стадии и т. д. истории в единое цельное образование. Это - связи.

Среди них наибольший интерес для людей представляют закономер­ные и причинные связи состояний, этапов, стадий, эр и эпох. В зависи­мости от характера связей событий, состояний и т.п. различаются де­терминистские и индетерминистские модели истории. Первые отрица­ют принцип причинности в связях отдельных событий, состояний, эта­пов, эр, стадий, эпох. В таких моделях предполагается, что в настоя­щем есть ничем не обусловленное содержание. Напротив, в детермини­стских моделях любая часть содержания настоящего имеет в прошлом или настоящем причину, вследствие которой она наступает.

В моделях будущего дело обстоит иначе: даже если всякое содержа­ние будущего причинно обусловлено, это не значит, что в каждый дан­ный момент времени существуют причины всех более поздних собы­тий. Некоторые причины будущих событий принадлежат самому буду­щему. Поэтому предсказания затмений Солнца и Луны предвидимы на много лет вперед с точностью до минуты и секунды, а факт, что некая муха зажужжит у Вас под ухом, уважаемый читатель, ровно в полдень 22 июля будущего года, принципиально непредсказуемо в силу того, что будущее поведение некой будущей мухи не имеет уже сегодня своих причин и не имело их в близком или далеком прошлом.

В зависимости от скорости передвижения временного актуализиру­ющего вектора, история может ускоряться, двигаться равномерно, за­медляться. Смена направлений вектора предопределяет схемы истории - история движется по кругу, по восходящей линии, нисходящей линии, по спирали, волнообразно и т. д.







ОБНОВЛЕНИЕ МИРА

Известны три черты любого нового, которые в той или иной мере имеются в нем:

новое как никогда ранее не существовавшее (изобретение паровоза);

- новое как явление в лучшей своей форме, с высокой надежностью,
качеством, готовностью к использованию (новый костюм - только
что сшитый костюм);

- новое как только что включенное в некоторый круг явление (ново­
бранец).                                                                       V3

49


Обращаем внимание на четвертую черту нового -несводимость ег к до него существующему содержанию окружающего нас мира. Точнее было бы назвать новым такое явление, которое несет в себе прирост к содержанию до него существующего мира. Парадокс новизны заклю­чается в том, что нового в предпосылках (условиях, основаниях) нет и не может быть. В прошлом, до появления, новое отсутствует. Создает ся иллюзия возникновения нового из ничего, из пустоты, небытия. Hoi такова особенность всех новационных процессов. Было время, когда не было людей, не было автомашин, паровозов, самолетов и т. д.

В этом субстанциональность обновления. Древнеиндийский буддист Нагарджуна (II в. до н. э.) отразил ее в стихах:

Ни в какой-либо из отдельных причин, Ни во всех них вместе Н обитает (предполагаемый) результат. Как же можно извлечь из них Т что в них никогда не существовало?

Обновляется ли существенно, качественно бытие? Появляются л качественно новые отличия окружающего нас мира?

С различных сторон познания XX век подводит нас к положител ному ответу на поставленный вопрос. Природа наращивает качествен ное разнообразие тремя способами: нестационарно, эволюционно и посредством творчества.

В современном естествознании нет данных о том, что движение тока в металлах или механическое перемещение тел всякий раз реализуется существенно по иному, чем это было ранее. Сгорание пороха в обозри­мых пространственно-временных рамках протекает одинаково и вся­кое его сгорание есть не что иное, как повторение в основе того, что! было. Однако это не означает, что в неживой природе не действует ме-1 ханизм сущностного обновления. В соответствии с современными пред-] ставлениями он носит космический, глобальный характер. Еще пред-1 стоит изучить свойства, структуру и законы этой формы обновления| бытия, которую уместно называть нестационарностью. Эффект косми­ческого обновления столь мал, что существующие физические и хими­ческие приборы не могут зафиксировать микроскопические изменения,! которые складываются за миллионы лет в катастрофические для Все­ленной явления нестационарности, наблюдаемые современными астро-| номами в виде красного смещения, вспышек сверхновых звезд и "дыр"| Вселенной.

Результатом, способом существования и носителем нестационарно­сти является неживая (или первая- природа), которая появилась в не­драх бытия в виде Вселенной и начала развиваться около 20 млрд. лет назад.

Суть нестационарности как основной формы обновления состоит в том, что вариант наличного бытия характеризуемость такими показа­телями как:

- периодическая система элементов Д.Менделеева;

- евклидова геометрия пространства;

- пять основных форм движения;

- телесная организация в виде элементарных частиц: атомов - моле­
кул - макротел - солнечных систем - метагалактик;

50


- три основные формы обновления: нестационарность, эволюцион-ность, творчество.

Существующее возникло, не вечно, переживает историю и неизбежно сменяется иным вариантом мира с иным набором элементарных телесных единиц, форм изменения, видов обновления, способов организации.

Результатом, способом существования и носителем второго вида обновления бытия выступает живая (или вторая) природа, которая по­явилась и начала эволюционировать в условиях Земли около трех мил­лиардов лет назад. Эту форму уместно называть эволюционной и рас­сматривать эволюционность как мотор такого обновления, в результа­те которого появляются новые виды животных и растений , существен­но преобразуется биологическая оболочка Земли.

24 ноября 1859 года вышла в свет книга Ч.Дарвина "Происхожде­ние видов путем естественного отбора или сохранение благоприятству-емых пород в борьбе за жизнь". Книга произвела огромное впечатле­ние и предопределила путь развития не только биологии, но и филосо­фии. В этой книге приоткрыта тайна эволюционного обновления мира.

Многие растения и животные, используемые человеком в хозяйстве, не существовали в природе сами по себе, без человека. Несомненно, что они потомки каких-то диких прародителей. Кроме того, каждое из этих растений и животных выведено человеком во множестве сортов и пород. Нередко эти сорта и породы отличаются друг от друга более резко, чем разные виды диких растений и животных. Например, раз­личные породы домашней собаки. Как это достигается? Путем искус­ственного отбора.

Предположим, что нужно вывести породу домашних лошадей, от­личающуюся быстротой бега. Из потомства пары быстробегающих ло­шадей оставляют на племя особенно резвых жеребят и получают по­томство от них и т. д. Скрещивая отобранных племенных лошадей и отбирая лучших, получают в конце концов породу великолепных бегу­нов. Это все было известно до Ч.Дарвина.

Ч.Дарвин исследовал, нельзя ли найти в самой природе такие при­чины, которые бы без всякого сознательного и преднамеренного воз­действия духовных сил (что имеет место в искусственном отборе) с те­чением времени вызывают в живых организмах видовые изменения. Причины эти он нашел в несоответствии между громадным числом со­здаваемых зародышей и незначительным количеством организмов, фак­тически достигающих половой зрелости. Так, луна-рыба, встречающа-'ся в дальневосточных водах, мечет около 300 млн. икринок, но боль­шая часть икры погибает или поедается другими животными. Только из не-ногих икринок выводятся мальки, но и они становятся добычей хищников, аыживают наиболее приспособленные. В борьбе за существование имеют шансы достичь зрелости и размножиться особи, которые обладают какой-иоо незначительной, но выгодной в борьбе индивидуальной особен­на^10' ЙКИе особенности имеют поэтому тенденцию усиливаться в од-жды принятом направлении и приводят к дифференцации существую­щий ВИД°В ЖИВОТЙЬ1Х и растений. Так была раскрыта тайна видообразо-«ния в природе. Такова сущность эволюционное™.

5 1


-■


Третья основная форма обновления мира начала зарождаться всего около 1 млн. лет назад, и, имея несоизмеримо более высокие темпы раз­вития, в XX веке уже стала равновеликой с первой и второй природой по разнообразию, численности объектов и заметному влиянию на жи­вую и неживую природу. Результатом, способом существования и но­сителем этой формы обновления является третья природа с ее сердце­виной - культурой, технологией и техникой. Открывая новое, изобре­тая, трудясь, человек делает нечто большее, чем решает какую-то про­блему, будь то повышение производительности труда, увеличение ко­личества предметов или удовлетворение потребностей. Он приобщает­ся к высшим категориям бытия, реализует особую форму его измене­ния. Уместно назвать ее творческой. На Земле, в среде обитания чело­века, нет другого явления, производящего существенно новое, которое бы конкурировало с творчеством в этой части и называлось другим словом.

У нас еще будет возможность детально проанализировать творче­ство. Сейчас ограничимся лишь его определением: творчество - это че­ловеческий способ существенного обновления мира.

Выделенные основные формы обновления бытия образуют пирами­ду, в основании которой находится нестационарность, в средней части -эволюционность, а в вершине - творчество. Нижние части пирамиды -"низшие", вершина - "высшее" разнообразование бытия, ее цвет, ее до­стижение.

В структуре пирамиды наблюдаются следующие основные отноше­ния: - нетворческие формы обновления мира служат базой, основани­ем, предпосылкой, условием творчества. Они первичны во многих слу­чаях содержательно и функционально; могут существовать и функцио­нировать вне творческой формы;

- творчество является продолжением нестационарности и эволюци-
онности, но вместе с тем базируется на собственных "порождаемых ею
основаниях" и не сводится к нестационарности и эволюции;

- творчество как высшая основная форма обновления в условиях Зем­
ли подчиняет нестационарность и эволюционность, превращает их в
служебный материал, из которого "лепит" свой собственный мир;

В обновлении мира есть закономерность: суть ее состоит в том, что обновление реализуется в трех формах и проходит через три этапа: не­стационарность, эволюционность, творчество.

Задание: Предлагаю обсудить следующую гипотезу. Отношения не­стационарности - эволюционности - творчества позволяют сказать о мире нечто большее, чем было высказано ранее. Нестационарность -эволюционность - творчество (коротко НЭТ) выступает такой связкой форм обновления и обслуживающих их закономерностей, которая пред­ставляет собой целое, систему, так что появление в одной части Вселен­ной нестационарности задает однозначно через определенное время возникновение эволюционности, а затем и творчества со всеми атрибу-

52


тами последнего, правда, на общем уровне. НЭТ, согласно гипотезе, оказывается особым ритмом бытия, благодаря которому стал неизбеж­ным антропогенез на Земле и развитие живого. В других частях Вселен­ной НЭТ сформирует иных носителей эволюционности и творчества, чем виды животных и человек. Пофантазируйте, уважаемый коллега, на предложенную тему: чем могли бы быть аналоги человечества и жи­вого?














Дата: 2019-02-25, просмотров: 247.