Выскажем постулат историчности: явление (предмет, тело, событие) исторично, если и только если в каждый данный момент времени (или настоящем) представлено не все его содержание, а полное его содержание перебирается, развертывается со временем, за конечный промежуток.
Постулат предполагает:
- что тело в настоящем имеет только часть собственного содержа-
«» ния;
- что тело между тем охватит, раскроет, обнаружит, представит все
свое содержание;
- что существует порядок развертывания всего содержания через
этапы, фазы, ступени, эпохи, периоды, эры;
- что есть силы, которые развернут содержание до конца; - что тело не исчезнет до тех пор, пока не освоит, не обнаружит всего содержания.
Структуру бытия, сущность которой отражена в постулате историчности, назовем историей.
Открытие исторической реальности обострило извечные философские вопросы - что есть мир и из чего он состоит?
Действительно ли мир состоит из атомов и пустоты, как думал Демокрит и как считал Ньютон, или из элементарных частиц и их образований, как доказывают современные физики?
В свете открытий исторических реалий все эти утверждения оказываются проблематичными и не совсем верными. Это наличное бытие состоит из элементарных частиц, атомов и пустоты. Но бытие не ограничивается наличностью, у него три измерения - прошлое, настоящее, будущее. Поэтому оно соткано из такой реальности, которая расстилается в будущем, настоящем, прошлом. Нет общепризнанного названия для атомарных образований такой реальности. Мы будем употреблять для этого случая термин "история". Поэтому я утверждаю: мир состоит из историй, мир есть история.
Подробнее разберемся в терминологии. Среди явлений мира, в котором мы живем, есть такие, которые начались не сегодня и не вчера, и которые не закончатся сегодня и даже завтра, но которые когда-то завершатся. Вот такие явления я называю историями.
Структура историй проста: они возникают, живут некоторое время и разрушаются. В этом их необычность - они сотканы из прошлого,
47
настоящего, будущего. Их "тело" охватывает все три временных измерения бытия.
Естественно возникает вопрос - все ли явления окружающего нас мира историчны? Мой ответ положителен. Но истории могут быть разными - простыми и сложными, природными и человеческими и т. д.
Если все исторично, все возникает, живет и разрушается, то что или кто причина историчности бытия? Почему все исторично: появившись, расцвев, неизбежно погибает?
Вот здесь-то философы выводят на сцену Историю с большой буквы. Прекрасное изображение этой Дамы дано в книге Э.Ю.Соловьева "Прошлое толкует нас".(М.: Политиздат, 1991,стр.352)
К её изображению приложили руку многие философы и прежде всего И.Кант, Ф.Гегель (1770 - 1831), К.Маркс (1818 - 1883). Я пересказываю текст Э.Ю.Соловьева с дополнениями. История - это особое нечто, которое пользуется человеком и природой как средством достижения своих целей, которые почитаются заведомо благими, отвечающими глубинным нравственным запросам нашего существа, либо являются сверхморальными.
История сама знает, куда ей идти, располагает полными гарантиями успешности своего предприятия и в "конечном счете" искупает все жертвы и издержки. Что бы ни делали люди и как бы ни бушевала стихия, История не может потерпеть крушение и изменить свое направление. "Рано или поздно" она исправляет все ошибки, зализывает все раны, нанесенные ей волюнтаризмом людей и стихией природы.
Люди слишком много берут на себя, полагая, что могут нести ответственность за ход Истории, а было бы куда разумнее, если бы они задумывались только над тем, как бы им не продешевить, не отстать от прогресса, не оказаться в дураках по крупному счету.
История, Дама капризная, но она не может обойтись без людей, природы, планет и космоса. Она выбирает людей, личности и народы, планеты и галактики для своих целей. Выбранных поддерживает, остальное оказывается вне поля ее зрения, а значит - на обочине или вне Истории.
Я буду исповедовать иную модель истории. Изобразим ее схематично,
'прошлое настоящее будущее
В
Всякая история состоит из "тела" (А), актуализирующего временного вектора (В). Тело - цельное, единое образование, сотканное из событий, или состояний, этапов, эпох, эр. Из истории нельзя выбросить пролог, центральные части или эпилог - без одной из этих частей истории не будет.
48
Временной актуализирующий вектор (В) движется по "телу" истории слева направо, актуализируя в нем настоящее и разделяя его на прошлое, настоящее (наличное), будущее. Дело обстоит так, как происходит когда вы, просматриваете текст книги, напечатанный мелким шрифтом под лупой: все, что попадает в фокус лупы - актуализируется. Все, что просмотрено - за чертой настоящего, но помнится. Есть текст, который еще попадёт под лупу, однако для схватывания сути текста нужно то, что осмотрено, просматривается и будет просмотрено.
Актуализирующий вектор имеет функцию времени, может различать отдельные состояния, этапы и эпохи, вехи, эры. Разметка состояний образует то, что называется историческим временем.
В анализе предлагаемой модели истории важное место занимают те ее части, которые "сливают" состояния, этапы, эпохи, эры, стадии и т. д. истории в единое цельное образование. Это - связи.
Среди них наибольший интерес для людей представляют закономерные и причинные связи состояний, этапов, стадий, эр и эпох. В зависимости от характера связей событий, состояний и т.п. различаются детерминистские и индетерминистские модели истории. Первые отрицают принцип причинности в связях отдельных событий, состояний, этапов, эр, стадий, эпох. В таких моделях предполагается, что в настоящем есть ничем не обусловленное содержание. Напротив, в детерминистских моделях любая часть содержания настоящего имеет в прошлом или настоящем причину, вследствие которой она наступает.
В моделях будущего дело обстоит иначе: даже если всякое содержание будущего причинно обусловлено, это не значит, что в каждый данный момент времени существуют причины всех более поздних событий. Некоторые причины будущих событий принадлежат самому будущему. Поэтому предсказания затмений Солнца и Луны предвидимы на много лет вперед с точностью до минуты и секунды, а факт, что некая муха зажужжит у Вас под ухом, уважаемый читатель, ровно в полдень 22 июля будущего года, принципиально непредсказуемо в силу того, что будущее поведение некой будущей мухи не имеет уже сегодня своих причин и не имело их в близком или далеком прошлом.
В зависимости от скорости передвижения временного актуализирующего вектора, история может ускоряться, двигаться равномерно, замедляться. Смена направлений вектора предопределяет схемы истории - история движется по кругу, по восходящей линии, нисходящей линии, по спирали, волнообразно и т. д.
ОБНОВЛЕНИЕ МИРА
Известны три черты любого нового, которые в той или иной мере имеются в нем:
новое как никогда ранее не существовавшее (изобретение паровоза);
- новое как явление в лучшей своей форме, с высокой надежностью,
качеством, готовностью к использованию (новый костюм - только
что сшитый костюм);
- новое как только что включенное в некоторый круг явление (ново
бранец). V3
49
Обращаем внимание на четвертую черту нового -несводимость ег к до него существующему содержанию окружающего нас мира. Точнее было бы назвать новым такое явление, которое несет в себе прирост к содержанию до него существующего мира. Парадокс новизны заключается в том, что нового в предпосылках (условиях, основаниях) нет и не может быть. В прошлом, до появления, новое отсутствует. Создает ся иллюзия возникновения нового из ничего, из пустоты, небытия. Hoi такова особенность всех новационных процессов. Было время, когда не было людей, не было автомашин, паровозов, самолетов и т. д.
В этом субстанциональность обновления. Древнеиндийский буддист Нагарджуна (II в. до н. э.) отразил ее в стихах:
Ни в какой-либо из отдельных причин, Ни во всех них вместе Н обитает (предполагаемый) результат. Как же можно извлечь из них Т что в них никогда не существовало?
Обновляется ли существенно, качественно бытие? Появляются л качественно новые отличия окружающего нас мира?
С различных сторон познания XX век подводит нас к положител ному ответу на поставленный вопрос. Природа наращивает качествен ное разнообразие тремя способами: нестационарно, эволюционно и посредством творчества.
В современном естествознании нет данных о том, что движение тока в металлах или механическое перемещение тел всякий раз реализуется существенно по иному, чем это было ранее. Сгорание пороха в обозримых пространственно-временных рамках протекает одинаково и всякое его сгорание есть не что иное, как повторение в основе того, что! было. Однако это не означает, что в неживой природе не действует ме-1 ханизм сущностного обновления. В соответствии с современными пред-] ставлениями он носит космический, глобальный характер. Еще пред-1 стоит изучить свойства, структуру и законы этой формы обновления| бытия, которую уместно называть нестационарностью. Эффект космического обновления столь мал, что существующие физические и химические приборы не могут зафиксировать микроскопические изменения,! которые складываются за миллионы лет в катастрофические для Вселенной явления нестационарности, наблюдаемые современными астро-| номами в виде красного смещения, вспышек сверхновых звезд и "дыр"| Вселенной.
Результатом, способом существования и носителем нестационарности является неживая (или первая- природа), которая появилась в недрах бытия в виде Вселенной и начала развиваться около 20 млрд. лет назад.
Суть нестационарности как основной формы обновления состоит в том, что вариант наличного бытия характеризуемость такими показателями как:
- периодическая система элементов Д.Менделеева;
- евклидова геометрия пространства;
- пять основных форм движения;
- телесная организация в виде элементарных частиц: атомов - моле
кул - макротел - солнечных систем - метагалактик;
50
- три основные формы обновления: нестационарность, эволюцион-ность, творчество.
Существующее возникло, не вечно, переживает историю и неизбежно сменяется иным вариантом мира с иным набором элементарных телесных единиц, форм изменения, видов обновления, способов организации.
Результатом, способом существования и носителем второго вида обновления бытия выступает живая (или вторая) природа, которая появилась и начала эволюционировать в условиях Земли около трех миллиардов лет назад. Эту форму уместно называть эволюционной и рассматривать эволюционность как мотор такого обновления, в результате которого появляются новые виды животных и растений , существенно преобразуется биологическая оболочка Земли.
24 ноября 1859 года вышла в свет книга Ч.Дарвина "Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятству-емых пород в борьбе за жизнь". Книга произвела огромное впечатление и предопределила путь развития не только биологии, но и философии. В этой книге приоткрыта тайна эволюционного обновления мира.
Многие растения и животные, используемые человеком в хозяйстве, не существовали в природе сами по себе, без человека. Несомненно, что они потомки каких-то диких прародителей. Кроме того, каждое из этих растений и животных выведено человеком во множестве сортов и пород. Нередко эти сорта и породы отличаются друг от друга более резко, чем разные виды диких растений и животных. Например, различные породы домашней собаки. Как это достигается? Путем искусственного отбора.
Предположим, что нужно вывести породу домашних лошадей, отличающуюся быстротой бега. Из потомства пары быстробегающих лошадей оставляют на племя особенно резвых жеребят и получают потомство от них и т. д. Скрещивая отобранных племенных лошадей и отбирая лучших, получают в конце концов породу великолепных бегунов. Это все было известно до Ч.Дарвина.
Ч.Дарвин исследовал, нельзя ли найти в самой природе такие причины, которые бы без всякого сознательного и преднамеренного воздействия духовных сил (что имеет место в искусственном отборе) с течением времени вызывают в живых организмах видовые изменения. Причины эти он нашел в несоответствии между громадным числом создаваемых зародышей и незначительным количеством организмов, фактически достигающих половой зрелости. Так, луна-рыба, встречающа-'ся в дальневосточных водах, мечет около 300 млн. икринок, но большая часть икры погибает или поедается другими животными. Только из не-ногих икринок выводятся мальки, но и они становятся добычей хищников, аыживают наиболее приспособленные. В борьбе за существование имеют шансы достичь зрелости и размножиться особи, которые обладают какой-иоо незначительной, но выгодной в борьбе индивидуальной особенна^10' ЙКИе особенности имеют поэтому тенденцию усиливаться в од-жды принятом направлении и приводят к дифференцации существующий ВИД°В ЖИВОТЙЬ1Х и растений. Так была раскрыта тайна видообразо-«ния в природе. Такова сущность эволюционное™.
5 1
-■
Третья основная форма обновления мира начала зарождаться всего около 1 млн. лет назад, и, имея несоизмеримо более высокие темпы развития, в XX веке уже стала равновеликой с первой и второй природой по разнообразию, численности объектов и заметному влиянию на живую и неживую природу. Результатом, способом существования и носителем этой формы обновления является третья природа с ее сердцевиной - культурой, технологией и техникой. Открывая новое, изобретая, трудясь, человек делает нечто большее, чем решает какую-то проблему, будь то повышение производительности труда, увеличение количества предметов или удовлетворение потребностей. Он приобщается к высшим категориям бытия, реализует особую форму его изменения. Уместно назвать ее творческой. На Земле, в среде обитания человека, нет другого явления, производящего существенно новое, которое бы конкурировало с творчеством в этой части и называлось другим словом.
У нас еще будет возможность детально проанализировать творчество. Сейчас ограничимся лишь его определением: творчество - это человеческий способ существенного обновления мира.
Выделенные основные формы обновления бытия образуют пирамиду, в основании которой находится нестационарность, в средней части -эволюционность, а в вершине - творчество. Нижние части пирамиды -"низшие", вершина - "высшее" разнообразование бытия, ее цвет, ее достижение.
В структуре пирамиды наблюдаются следующие основные отношения: - нетворческие формы обновления мира служат базой, основанием, предпосылкой, условием творчества. Они первичны во многих случаях содержательно и функционально; могут существовать и функционировать вне творческой формы;
- творчество является продолжением нестационарности и эволюци-
онности, но вместе с тем базируется на собственных "порождаемых ею
основаниях" и не сводится к нестационарности и эволюции;
- творчество как высшая основная форма обновления в условиях Зем
ли подчиняет нестационарность и эволюционность, превращает их в
служебный материал, из которого "лепит" свой собственный мир;
В обновлении мира есть закономерность: суть ее состоит в том, что обновление реализуется в трех формах и проходит через три этапа: нестационарность, эволюционность, творчество.
Задание: Предлагаю обсудить следующую гипотезу. Отношения нестационарности - эволюционности - творчества позволяют сказать о мире нечто большее, чем было высказано ранее. Нестационарность -эволюционность - творчество (коротко НЭТ) выступает такой связкой форм обновления и обслуживающих их закономерностей, которая представляет собой целое, систему, так что появление в одной части Вселенной нестационарности задает однозначно через определенное время возникновение эволюционности, а затем и творчества со всеми атрибу-
52
тами последнего, правда, на общем уровне. НЭТ, согласно гипотезе, оказывается особым ритмом бытия, благодаря которому стал неизбежным антропогенез на Земле и развитие живого. В других частях Вселенной НЭТ сформирует иных носителей эволюционности и творчества, чем виды животных и человек. Пофантазируйте, уважаемый коллега, на предложенную тему: чем могли бы быть аналоги человечества и живого?
Дата: 2019-02-25, просмотров: 293.