Термины "изменение", "процесс", "движение" - синонимичны. Они ыступают родовыми для таких явлений, которые обозначаются сло-
43
вами "созревать", "стареть , "перемещаться", "разрушаться", "ходить , "бродить", "течь" и т.п.
Что же такое движение? "Движения нет", - сказал мудрец брада-тый. Другой стал перед ним ходить...
Поступим, для начала, подобным образом и продемонстрируем движение в натуральном виде. После этого можно согласиться с тем, что движение есть и что некоторые тела движутся.
Философы чутко уловили факт обреченности бытия на изменения и старались добраться до источника этой странности окружающего мира. Всё течет, всё изменяется. В одну и ту же реку нельзя вступить дважды. Так говорил Гераклит. Горячие головы договаривались до большего -нельзя вступить в одну и ту же реку и один раз. Другие (элеаты), отчаявшись понять природу движения, отрицали его, объявляли его иллюзией. Движение есть, - возражали третьи, но его сущность надприрод-на. Источник движения в боге. Движение природно - учили четвертые, - и его источник во взаимодействии тел. Сущность движения, заявляли пятые, в самом движении, а именно - в противоречии. Движение состоит в том, что тело находится в одном месте (одном состоянии) и в то же время так же в другом месте, причем также верно, что оно вместе с тем находится не в другом, а лишь в одном месте. Это говорил Гегель. Ф.Энгельс продолжает: возникновение и одновременное разрешение упомянутого Гегелем противоречия и есть движение. Таким образом, противоречие оказалось корнем всякого движения и жизненности, а борьба -источником развития.
Что можем сказать мы, философы XX века, о сущности движения? В наших руках важнейший документ естествознания относительно движения - сформулированный Р. Мейером в 1848 году закон сохранения энергии, согласно которому количество движения в замкнутых системах постоянно. Количество движения в природе изменить нельзя. Это значит, что говорить об источнике движения как о некотором механизме, производящем движение, - из ничего или чего-то, что не является движением, - бессмысленно. Это значит, что движение - причина самого себя, одно движение порождает другое. Движение определяется только через движение. Движение субстанционально по своей природе.
Подлинной тайной процессуальное™ является длительность, то есть упорядоченность всякого процесса отношением "раньше" - "одновременно" - "позже". В мире, в котором этой упорядоченности нет, нет и движения. Движение именно потому субстанционально, что субстанциональна длительность. Длительность оказывается неустранимой характеристикой бытия. Во всех процессах сохраняется именно длительность.
Классификациядвижения. Каждый компетентный в философии человек обязан знать некоторые классификации движения. Аристотель выделил шесть сортов движения: возникновение, уничтожение, увеличение, уменьшение, перемещение, преобразование.
В классификации основных типов движения О.Конта - Ф.Энгельса пять форм:
- механическое движение (перемещение тел в пространстве и времени);
44
- физическое движение (тепло, электромагнетизм, свет);
- химическая форма (движение атомов в молекулах и т. д.);
- биологическое движение;
- социальное движение1.
Рассматриваемая классификация стала популярной во многом благодаря тому, что порядок следования форм движения сверху вниз повторяет последовательность появления основных форм движения в условиях Земли по гипотезе Канта-Лапласа2 происхождения Солнечной системы. Суть гипотезы такова. Планеты и Солнце образовались из газопылевой туманности механически движущихся холодных тел. Концентрация вещества туманности вокруг некоторых центров (будущих планет и Солнца) привела к сжатию вещества и разогреванию только что зародившихся планет. На этом этапе господствует теплота и свет -физическое движение. Затем планеты остывают и, начиная с температуры 5000 градусов С, появляются химические реакции. Затем в океане зарождается жизнь, которая приводит к образованию людей и обществ. XX век внёс существенные коррективы в классификацию О.Конта-Ф.Энгельса.
Во-первых, выделился класс общих типов движения:
механическое и тепловое (статистическое). Механическое движение оказывается внешней стороной всякого движения.
Аналогично обстоит дело со статистическим движением - его законы действуют в любых средах с большим количеством предметов. Например, им оказывается движение пешеходов на улицах и движение молекул в стакане воды, или движение звездных скоплений, или движение электрических сигналов в телефонной сети и т. д. Во-вторых, проникновение в микромир позволило открыть квантово-механическую форму движения. Выделены ядерный и атомный виды. В-третьих, подвергается критике порядок расположения видов движения на одной линии. Не утихает спор вокруг статуса геологического и химического видов. Считается, например, что в условиях Земли порядок видов движения в классификации расслаивается на геологическое движение, ответственное за рельеф, появление минералов и прочего, и химическое движение сразу же после физического. Идет дискуссия о начале классификации. В соответствии с теорией происхождения Вселенной, исходной формой движения существующего варианта мира является физическое движение, точнее, движение тел в сверхплотных состояниях. В пятых, возникла идея о ноосферном движении.
В заключение предлагаю следующую версию деления видов движения окружающего нас мира. Мир не просто движется или развивается. Он обновляется по существу. Нити новационных процессов пронизывают всю Вселенную, образуют структуру, которая осуществляет качественные (метаморфозные) обновления. Нет никаких естественнонаучных данных против признания этой структуры в качестве фундамен-
) игюст КОНТ (1798-1857) - французский философ, основоположник позитивизма. Фридрих ЭНГЕЛЬС (1820-1895) - классик марксизма'. -> Иммануил Кант (1724-1804) - классик немецкой философии.
45
тальной, лежащей в основе других структур бытия. Мир существенно! обновляется и поэтому изменяется, движется, развивается. Соответствен-! но, все изменения делятся на две группы: воспроизведение и преобразо-1 вание. Природа и сохраняет, и обновляет. Рядом своих форм измене-] ния она репродуцирует существующую реальность, а через другие ш стоянно ее модифицирует. Во всех видах движения, представленных классификации Конта-Энгельса, явно фиксируется разделение на обновление и воспроизведение. Наиболее очевидно это в биологической и социальной формах движения, которые делятся на:
- эволюцию (переход одних видов животных и растений в другие) и]
смену поколений в пределах одного вида;
- механический труд и творческую деятельность;
- две функции психики - творчество и отражение;
- процесс и цикличность.
В итоге:
Схема форм изменения выглядит так:
изменения
воспроизведение
обновление
нестационарность
эволюция
творчество
Разъяснение основных форм обновления природы смотрите ниже. Задание. Разберитесь в следующей классификации изменений:
ИЗМЕНЕНИЕ: |
движение
развитие: прогресс трагресс регресс
Дайте характеристику упомянутым в классификации видам подвижности бытия.
Зенон Элейский (490 - 430 гг. до н. э.) предложил четыре апории, доказывающие немыслимость движения. Согласно апории "Ахилл и черепаха" быстроногий Ахилл никогда не догонит черепаху.
В самом деле: пусть они движутся по одной прямой, в одну сторону и начинают движение одновременно, причем, Ахилл догоняет черепаху, начав движение в точке А. Попав в точку В, из которой черепаха начала движение, Ахилл в ней черепаху не застанет: за время, необходимое Ахиллу для преодоления расстояния от А до В, та отползет в;
46
точку С, но быстрый бегун не застанет ее и там, черепаха отползет в точку Д и т. д. до бесконечности в силу бесконечной дробности отрезков. Апории потрясли философское общество Греции. Выход нашёл основоположник атомизма Демокрит из Абдер (около 460-370 гг. до н.э.).
атом - неделимый. |
Задача: как рассуждал Демокрит? Подсказка: в переводе с греческого
Современное решение парадокса Зенона: бесконечное число некоторых рядов уменьшающихся отрезков даёт в сумме конечный отрезок. \
Дата: 2019-02-25, просмотров: 235.