Метод фильмотерапии основан на совместном анализе просмотренного фильма и дальнейшей коррекции выявленных зон ближайшего развития участников группы. Фильмотерапия – тонкий, мощный и современный инструмент самодиагностики и коррекции бессознательной сферы психики. По мере просмотра фильма и анализа эмоционального восприятия его образов, участники исследуют свои личностные особенности и выявляют бессознательные сценарии и паттерны поведения. Вслед за этим становится возможным переход к сознательной коррекции действий и осознанным изменениям в жизни.
Фильмотерапия — это современное направление групповой психотерапии. Этот метод позволяет объединить культуру, искусство и психологию в увлекательный и действенный инструмент для самопознания и саморазвития, самовоспитания, это средство развития личности. В фильмотерапии фильм используется как средство самопознания и раскрытия внутренних резервов личности; как средство эффективной саморегуляции; как инструмент налаживания межличностных и межгрупповых взаимоотношений[24].
Одно и то же событие интерпретируется людьми по-разному, а иногда и противоположно. Всё окружающее воспринимается через скрытые «фильтры» сознания. Материал фильма используется как средство выявления скрытых мотивов и подсознательных установок, искажающих реальность. Участники фильмотерапии воспринимают образы фильма, ориентируясь на собственные внутренние образы, которые, в свою очередь, определяются собственными потребностями. Восприятие каждым участником образов фильма точно соответствует его собственной потребности, проекции его комплекса, его стереотипам. Это позволяет вывести на сознательный уровень внутреннюю причину той или иной проблемы.
Полезные эффекты достигаются за счет улучшения способности участника к рефлексии, внимательности к своим чувствам, формирования привычки мыслить позитивно. Внутренние конфликты и глубинные переживания легче выражаются с помощью зрительных образов. Отождествляясь с тем или иным персонажем фильма, участник терапии способен отреагировать на личный бессознательный материал, образно говоря, «взяв в займы» те чувства, которые герой переживает на экране в его присутствии. Кроме того, активный, вовлеченный зритель принимает совместное участие в творческом акте сотворения фильма вместе с режиссером и актерами, и эта творческая активность позволяет ему не только прояснить зрительные и кинестетические ощущения, фантазирование и воображение, но и экспериментировать с ними, усиливая ощущение собственной личностной ценности и целостности и повышая художественную компетентность.
Кинофильм — это метафора, в которой отражается определенная жизненная ситуация, поэтому для терапевтического или обучающего воздействия сюжет фильма должен иметь сходство с ситуацией, в которой находится клиент, и предлагать продуктивный выход из нее. Зрителя волнуют фильмы, которые эмоционально созвучны внутреннему запросу, и иногда бывает достаточно посмотреть одну кинокартину, чтобы найти решение повседневной проблемы[6].
В зависимости от поставленных задач и вопросов для работы кинотерапевтической группы выбирается фильм, отражающий ситуацию участников и побуждающий их к развитию и переосмыслению жизни.
Резюмируя сказанное, подчеркнем, что областями применения фильмотерапии являются: выявление психологических особенностей, поиск и раскрытие внутренних резервов и потенциала личности, решение проблем семьи, воспитания детей и молодежи, налаживание межличностных взаимоотношений, формирование навыка анализа символического материала фильма.
Основные этапы работы кинотерапевтической группы.
· Начальный этап: создание доверительной атмосферы в группе.
· Задание, концентрирующее внимание на теме.
· Просмотр фильма.
· Спонтанное обсуждение.
· Обобщение результатов обсуждения.
· Анализ несоответствий и индивидуальных проекций.
· Работа с образами.
· Анализ актуальной ситуации.
· Заключительный этап: подведение итогов.
Рассмотрим подробнее эти этапы.
Создание доверительной атмосферы.
Эта процедура может включать в себя:
— представление незнакомых между собой участников;
— совместное обсуждение какого-либо вопроса, связанного или отстраненного от предстоящего фильма;
— формулирование «запроса», планирование целей присутствия и личного результата фильмотерапии, постановка ключевых вопросов сеанса;
— обсуждение одной из тем, которую затрагивает фильм.
Задание, концентрирующее внимание на теме.
Перед сеансом можно попросить участников обращать внимание на
— эмоциональные переживания;
— позитивные и негативные образы и характер музыки;
— стереотипы поведения, разыгрываемые героями фильма;
— приемлемые и неприемлемые с точки зрения участников стили поведения героев фильма.
Просмотр фильма. Стоит позаботиться об удобстве участников в процессе просмотра – свободное расположение стульев в помещении, возможность угоститься чаем или кофе, записать свои впечатления (наличие письменных принадлежностей).
Спонтанное обсуждение . Участники в кругу высказывают мысли и чувства, вызванные затронувшими их эпизодами и образами фильма.
Обобщение результатов обсуждения. Резюмируя, ведущий может выписать на флипчарте общий список тем, затрагиваемых фильмом, и символов, значимых для участников.
Анализ несоответствий . Внимание зрителя обращается на его утверждения, расходящиеся с реальным содержанием фильма. Таким образом, через осознание проекций, искажающих восприятие реальности, происходит выявление и осознание участниками связи между личными эмоциональными реакциями и скрытыми потребностями.
Работа с образами.
Здесь могут быть использованы упражнения, направленные на
— детальное исследование значимых символов фильма;
— работа с воспоминаниями и их новым, в свете фильма, прочтением;
— дискуссии на отдельно выбранную, значимую для участников тему, затрагивающую их мировоззренческую позицию;
— работа с выявленными установками;
— экспериментирование с индивидуальными сценариями и ролевыми выборами.
Анализ актуальной ситуации. Ведущий помогает участникам проанализировать свои жизненные ситуации, осознать свои актуальные потребности, скрытые за значимыми символами.
Заключительный этап.
Перед расставанием участникам можно предложить:
— подвести итоги сеанса и сделать полезные для себя выводы;
—принять решение о дальнейших действиях, ведущих к удовлетворению выявленных и осознанных потребностей;
—выполнить домашнее задание (сделать дневниковую запись, провести наблюдения или изменения в рабочей ситуации, нарисовать по следам кинотерапии рисунок или сделать коллаж, укрепляющий принятую новую позитивную установку) [7].
Существует несколько различных уровней анализа фильма. Самый простой и привычный — погружение в метафору, совместное эстетическое переживание с последующей интерпретацией сюжета.
Более сложный уровень включает в себя работу со значимыми для участников символами и их возможными смыслами. Здесь основной механизм восприятия киноматериала – проекция – становится главной областью сосредоточения внимания при аналитическом разборе. Для выявления значимых проекций используется спонтанное обсуждение, в котором от содержания фильма участники переходят к обсуждению личного отношения к его сюжету, отдельным сценам, актерской игре, значимым символам. Ведущий группы помогает участникам сконцентрировать внимание на образах и символах фильма, подводя к самостоятельной интерпретации сюжета и ответам на актуальные вопросы, родившиеся в процессе просмотра и обсуждения.
Уровень анализа фильма зависит от целей проведения занятия. Например, если целью встречи группы является создание атмосферы доверия и поддержки, тогда одной из задач будет получение эстетического удовлетворения при совместном действии (просмотре кинофильма и обсуждении). В этом случае зоной внимания в момент группового обсуждения станет удовольствие, полученное участниками. Ведущая роль, предлагаемая участнику, – «наблюдатель». Результатом просмотра и обсуждения явится снижение внутренних напряжений путем иллюзорного исполнения желаний.
Если целью встречи является получение нового опыта путем непосредственного проживания, то зона внимания в момент обсуждения будет находиться в области ролевых предпочтений и выборов частников, анализе жизненных сценариев и стратегий. Тогда ведущей ролью, предлагаемой участнику кинотерапевтического сеанса, будет «активный участник событий», что в результате с помощью ролевых игр и упражнений приведет его к изменению поведения в реальной жизни.
Если участники собрались на встречу с целью самопознания, то внимание в обсуждении будет сосредоточено на их мировоззренческих установках, жизненных принципах, ценностях и позициях. В таком обсуждении участник берет на себя право быть соавтором фильма. Кинокартина становится частью его жизни, содержание присваивается полностью или корректируется отчасти с помощью активного воображения, что в результате приводит к философскому переосмыслению реальности и своего места в ней.
Каждый ведущий руководствуется своим собственным способом подбора кинофильма, а также своим индивидуальным стилем ведения группы, и здесь большое значение имеет влияние его личности на участников. Фильмотерапия, как близкое к искусству мероприятие, является авторской работой ведущего и потому может сильно отличаться с точки зрения используемых методик. Наиболее результативным является демократический стиль взаимодействия ведущего и группы, поскольку самой продуктивной является работа с тем материалом, который «принес» сам человек. Самостоятельное осмысление стоит намного больше, чем внушенные лозунги. Вопрос внутренней мотивации ведущего определяет общий фон занятия и оказывает влияние на выбор метода работы с конкретным фильмом. В кинокартине много пластов, и у ведущего всегда есть выбор – на какую глубину погрузиться, какие изумруды и жемчуга добыть из недр человеческой психики.
Безусловно, фильмотерапия – не массовое развлечение, а изысканный способ познания себя, социума и мира в целом для избранной группы людей, способных к анализу, умеющих задаваться вопросами и искать на них ответы, склонных к концептуализации, обладающих чувством художественного вкуса. Массовый зритель идет в кинотеатр или сидит перед ТВ. Уникальный зритель не останавливается на просмотре, а двигается дальше, взаимодействуя с фильмом, соучаствуя в трансформации прекрасной иллюзии в прекрасную реальность. В этом очень много волшебства, творчества, преображения. С этой точки зрения для изменения сознания людей метод фильмотерапии подходит всецело, но при этом меняется не сознание масс, а происходит укрепление самосознания индивидуальностей участников[23].
Приложение 1.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 290.